На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 452 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Первая сексуальная революция

^


Обобществление женщин • Любовь и половой коммунизм • Народу – сексуальную свободу! • Долой стыд! • Вместо семьи – коммуна • Сексуальная контрреволюция • Ключевой вопрос


^ Обобществление женщин


Все знают о сексуальной революции 60-х годов. Лозунг «Make love, not war! - Занимайтесь любовью, а не войной!

» облетел тогда всю планету и вызвал горячий отклик у молодежи. Однако, мало кто знает, что это была не первая сексуальная революция, а вторая. Пионерами радикального переворота в половой сфере были вовсе не западные хиппи, а российские коммунисты, а также их союзники - анархисты и левые эссеры (социалисты-революционеры).

Русская сексуальная революция была составной частью Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, в результате которой к власти в России пришли большевики во главе с Владимиром Лениным и Львом Троцким. Кстати, проблему взаимоотношения полов они обсуждали в своей переписке еще в 1911 году.


Переписка Ленина с Троцким


«Несомненно, сексуальное угнетение есть главное средство порабощения человека. Пока существует такое угнетение, не может быть и речи о настоящей свободе. Семья, как буржуазный институт, полностью себя изжила...»

(Из письма Льва Троцкого)


«...И не только семья. Все запреты, касающиеся сексуальности, должны быть сняты... Нам есть чему поучиться у суфражисток: даже запрет на однополую любовь должен быть снят»

(Из ответного письма Владимира Ленина)

Сразу после Октябрьской революции 1917 года многие смелые идеи были реализованы. Именно русские секс революционеры впервые подняли идею «свободной любви» на государственный уровень и попытались реализовать ее на практике. При этом они опирались на теорию коммунизма, предрекавшую распад буржуазной моногамной семьи и переход на удовлетворение сексуальных потребностей в рамках свободных отношений. Не забыли и про «плоды любви». Воспитание детей должно было полностью взять на себя государство. Это было провозглашено в «Коммунистическом манифесте», написанном Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом еще в середине XIX века. Десятый пункт программы перехода от капитализма к коммунизму предусматривал «Общественное и бесплатное воспитание всех детей».


Это существовало почти всегда


«Коммунистам не нужно вводить публичность женщин - она существовала почти всегда...

...КОММУНИСТОВ МОЖНО ОБВИНЯТЬ не более чем В ЖЕЛАНИИ вместо лицемерно скрываемого обобществления женщин ВВЕСТИ ОБОБЩЕСТВЛЕНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ И ЧЕСТНОЕ».

«Manifesto of the Communist Party», by Karl Marx and Frederick Engels, Authorized English Translation, Edited and annotated by Frederick Engels, London


Справедливости ради, надо отметить, что авторство идеи обобществления принадлежит вовсе не основоположникам коммунизма, а знаменитому древнегреческому философу Платону. Именно он в своих проектах идеального государства предлагал введение общности имущества, жен и детей.

Идею «общности жен» попытались реализовать во многих городах России вскоре после октябрьской революции 1917 года. Это подтверждается чудом сохранившимися документами.


^ Декрет Саратовского Губернского Совета Народных Комиссаров

об отмене частного владения женщинами


Законный бракъ, имевшiй место до последняго времени, несомненно являлся продуктомъ того соцiального неравенства, которое должно быть с корнемъ вырвано въ Советской Республике. До сихъ поръ законные браки служили серьезнымъ оружiемъ въ рукахъ буржуазiи в борьбе ея с пролетарiатомъ, благодаря только имъ все лучшiя экземпляры прекраснаго пола были собственностью буржуевъ имперiалистов и такою собственностью не могло не быть нарушено правильное продолженiе человеческаго рода. Поэтому Саратовскiй Губернскiй Советь Народ- ныхъ Комиссаровъ съ одобренiя Исполнительного комитета Губернскаго Совета Рабочихъ, Солдатскихъ и Крестьянскихъ Депутатовъ постановилъ:

§1. Съ 1 января 1918 года отменяется право постояннаго владения женщинами, достигшими 17 л. и до 30 л.

Примечание: Возрастъ женщинъ определяется метрическими выписями, паспортомъ, а въ случае отсутствiя этихъ документовъ квартальными комитетами или старостами и по наружному виду и свидетельскими показанiями.

§2. Действiе настоящего декрета не распространяется на замужнихъ женщинъ, имеющихъ пятерыхъ или более детей.

§ 3. За бывшими владельцами (мужьями) сохраняется право въ неочередное пользование своей женой. Примечание: Въ случае противодействiя бывшаго мужа въ проведенiи сего декрета въ жизнь, онъ лишается права предоставляемого ему настоящей статьей.

§ 4. Все женщины, которыя подходять подъ настоящiй декреть, изъемаются изъ частного постояннаго владенiя и объявляются достоянiемъ всего трудового народа.

§ 5. Распределенiе заведыванiя отчужденныхь женщинъ предоставляетя Сов. Раб. Солд. и Крест. Депутатовъ Губернскому, Уезднымъ и Сельскимъ по принадлежности.

§ 7. Граждане мущины имеють право пользоваться женщиной не чаще четырехъ разъ за неделю и не более 3-хь часовъ при соблюденiи условiй указанныхъ ниже.

§ 8. Каждый членъ трудового народа обязан отчислять оть своего заработка 2% въ фондь народнаго поколения.

§ 9. Каждый мущина, желающй воспользоваться экземпляромъ народнаго достоянiя, должень представить оть рабоче-заводского комитета или профессiонального союза удостоверенiе о принадлежности своей къ трудовому классу.

§ 10. He принадлежащiе къ трудовому классу мущины прiобретаютъ право воспользоваться отчужденными женщинами при условiи ежемесячнаго взноса указанного въ § 8 в фондь 1000 руб.

§ 11. Все женщины, объявленныя настоящимъ декретомъ народнымъ достояниемъ, получають изъ фонда народнаго поколенiя вспомоществованiе въ размере 280 руб. въ месяцъ.

§ 12. Женщины забеременевшiе освобождаются оть своихь обязанностей прямыхъ и государственныхъ въ теченiе 4-хъ месяцев (3 месяца до и одинъ после родовь).

§ 13. Рождаемые младенцы по истеченiи месяца отдаются въ приють «Народные Ясли», где воспитываются и получають образованiе до 17-летняго возраста.

§ 14. При рождении двойни родительницы дается награда въ 200 руб.

§ 15. Виновные въ распространенiи венерическихъ болезней будутъ привлекаться къ законной ответственности по суду революцiоннаго времени.

Источник: Арх. УФСБ Орловской области, дело No15554-П


Этот скандально известный декрет до сих пор вызывает немало споров. Не понятно каким образом саратовский декрет оказался вдруг в орловском архиве КГБ, который по наследству перешел к Федеральной службе безопасности - ФСБ. Некоторые исследователи приписывают авторство документа «Свободной ассоциации анархистов» города Саратова. Другие же утверждают, что это фальшивка, написанная владельцем местной чайной Михаилом Уваровым. Будто именно таким образом член монархической организации «Союз русского народа» хотел скомпрометировать анархистов. Утверждается, что после выхода декрета толпы возмущенных женщин Саратова разгромили клуб анархистов, а те в отместку ограбили чайную и убили ее хозяина. История выглядит вполне убедительной, но лишь на первый взгляд.

При более тщательном изучении возникает немало сомнений в ее правдивости. Почему? Во-первых потому что декрет действительно пронизан духом марксизма. Значительная его часть посвящена не половым отношениям, а новому поколению. К примеру, в 13 параграфе говорится о бесплатном воспитании и образовании детей до 17 лет. Во-вторых, ясно, что правый монархист не мог быть глубоким знатоком марксизма и вряд ли был способен написать такой документ. В-третьих, подобные декреты появлялись и во многих других городах России. Вряд ли уже покойный монархист мог содействовать их широкому распространению. Интернета тогда еще не было...

В Москве авторство аналогичного декрета приписывали анархисту Хватову, который прославился тем, что открыл в Сокольниках «Дворец любви коммунаров». Но, скорей всего, байки про мифических авторов декрета придуманы уже в 30-е годы, когда большевики стали заметать следы сексуальной революции и возможную причастность к этим документам красных идеологов.


^ АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ

о социализации девушек и женщин

в г. Екатеринодаре по мандатам советской власти


«В г. Екатеринодаре большевики весною 1918 года издали декрет, напечатанный в «Известиях» совета и расклеенный на столбах, согласно коему, девицы в возрасте от 16 до 25 лет подлежали «социализации», причем желающим воспользоваться этим декретом надлежало обращаться в революционные учреждения. Инициатором этой «социализации» был комиссар по внутренним делам еврей Бронштейн. Он же выдавал и «мандаты» на эту «социализацию»

Из сборника материалов «Красный террор в годы гражданской войны» Лондон, 1992, составитель Ю. Фельштинский


Некоторые историки утверждают, что самый первый декрет о национализации женщин был принят местными органами Советской власти в колыбели революции Кронштадте, где было много военных моряков и сильное влияние анархистов. В Калуге красные латышские стрелки провозгласили Калужскую Советскую республику. Декрет «Об отмене частного владения женщинами» они издали в числе первых. Подобные декреты издавались также коммунистическими властями в небольших городках Луге и Колпино, расположенных вблизи Петрограда, а также и в более удаленных от столицы местах. Эти документы содержали порой немало противоречивых и совершенно утопических положений.

Декрет, опубликованный большевиками во Владимире, предусматривал, к примеру, суровые кары за изнасилование и гарантировал «каждой девушке, достигшей возраста 18 лет, полную неприкосновенность личности». В то же время декрет объявлял женщин старше 18 лет государственной собственностью и обязывал их регистрироваться Бюро Свободной Любви в Комиссариате Надзора. Это давало им право выбрать из мужчин в возрасте от 19 до 50 лет мужа­-сожителя. При чем согласие мужчины при этом, якобы, не требовалось...

Сексуальная революция в России вызывала неоднозначные отклики за рубежом. Свободная любовь особенно возмущала американских сенаторов. Вот стенограмма разговора между сенатором Кингом и мистером Саймонсом, прибывшим из Советской России. Этот диалог происходил во время слушаний о положении дел в России в сенатской комиссии Овермана в марте 1919 года:


Свободная любовь и социализация женщин


Кинг: Мне пришлось видеть оригинальный русский текст и перевод на английский язык некоторых советских декретов. Они фактически уничтожают брак и вводят так называемую свободную любовь. Известно ли вам что-нибудь по этому поводу?

Саймонс: Их программу вы найдете в Коммунистическом манифесте Маркса и Энгельса. До нашего отъезда из Петрограда они, если верить отчетам газет, уже установили весьма определенное положение, регулирующее так называемую социализацию женщин.

Кинг: Итак, говоря прямо, большевистские красноармейцы и самцы-большевики похищают, насилуют и растлевают женщин сколько хотят?

Саймонс: Конечно, они это делают!

Из официального отчета сенатской комиссии, опубликованного в 1919 году.


Конечно, на первой стадии сексуальной революции в России было много издержек и перегибов. Антикоммунистические силы их намеренно раздували для запугивания населения. В годы гражданской войны «Декрет об отмене частного владения женщинами» широко использовался в антибольшевистской пропаганде. Любопытно, что при аресте в Сибири в январе 1920 года Верховного правителя России адмирала Колчака в кармане его мундира обнаружили текст именно такого документа.


^ Любовь и половой коммунизм


Русская сексуальная революция была не только самой первой в мире, но и самой фундаментальной, ибо ее целью были системные преобразования не только половых, но и семейных отношений. Показательно, что главными инициаторами перемен были женщины. Первые сексуальные революционерки стали появляться в начале двадцатого столетия. В 1911 году немецкая феминистка Мейзель-Хесс выпустила в Германии книгу «Секс кризис», где доказывала, что современная половая мораль – это фикция. Она считала, что принципы традиционного легального брака во многом противоречат природе человека и поэтому убивают любовь.

Книга «Секс кризис» произвела столь огромное впечатление на русскую феминистку Александру Коллонтай, что она, развивая идеи немецкой секс- революционерки, написала собственную брошюру «Любовь и новая мораль». Надо отдать должное – некоторые изложенные там мысли не потеряли своей актуальности до сих пор.


Культ будущего человечества


«Наше время отличается отсутствием «искусства любви»; люди абсолютно, не умеют поддерживать светлые, ясные, окрыленные отношения, не знают всей цены «эротической дружбы». Любовь - либо трагедия, раздирающая душу, либо пошлый водевиль. Надо вывести человечество из этого тупика, надо выучить людей ясным и необременяющим переживаниям. Только пройдя школу эротической дружбы, сделается психика человека способной воспринять «великую любовь», очищенную от ее темных сторон...»

«...Без любви человечество почувствовало бы себя обокраденным, обделенным, нищим. Нет никакого сомнения, что любовь станет культом будущего человечества.»

Александра Коллонтай, «Любовь и новая мораль»


Эту идею культа любви вполне разделяла и красная феминистка Инесса Арманд, которая вместе с Александрой Коллонтай участвовала в подготовке и проведении сексуальной революции большевиков. Еще в 1915 году Инесса Арманд обсуждала с Владимиром Лениным содержание своей брошюры «Свобода любви для женщины». Вождю нравилась любимая теория Арманд о том, что брак препятствует свободной любви, но он, тем не менее, был против популяризации адюльтера в партийной литературе. Надо отметить, что свои смелые идеи эта русская француженка черпала, по всей видимости, также из собственной жизни.


Любовница Ленина


Своему первому мужу Александру Арманду Инесса родила четверых детей и прожила с ним 9 лет, но потом вдруг ушла от мужа к его брату, Владимиру Арманду, который был младше ее на 11 лет. От него родила пятого ребенка - сына Андрея.

Потом ее захватила большая любовь к вождю большевиков. Впервые она увидела Владимира Ленина декабре 1909 года в Париже, куда тот приехал вместе со своей женой Надеждой Крупской. Вождю большевиков было уже 39, многодетной матери Инессе Арманд - 35, тем не менее, она была по-прежнему очаровательна. По мнению известного писателя Александра Солженицына, став «подругой Ленина», она приняла правила игры «троих» и смогла проявить дружеские чувства даже к жене любимого человека. Надо отметить, что Надежда Крупская отвечала взаимной симпатией любовнице своего мужа, хотя была в курсе их отношений.

Когда же вождь слишком увлекся француженкой и стал часами пропадать с ней наедине или надолго убегать с ней из дома в лес, Крупская поставила ультиматум – или она, или Инесса. Ленин предпочел жену любовнице, объясняя этот поступок приверженностью «делу революции» и «всему тому, что ее укрепляет». Арманд в письмах умоляла Ленина вернуться к прежней формуле: «Никому не будет хуже, если мы вновь будем все втроем вместе!»


В 1920 году Ленин не разрешил Арманд уехать во Францию и отправил её отдыхать на Кавказ. Там она скончалась, став жертвой эпидемии холеры. В январе 1924 года умер и сам вождь революции. Надежда Крупская, отдавая дань большой любви Ленина и Арманд, предлагала захоронить останки ее супруга вместе с прахом Инессы Арманд. Однако Сталин предложение отверг. Покойника мумифицировали и выставили на всеобщее обозрение. Его мавзолей действует в Москве до сих пор.

Но вернемся в те времена, когда этой кремлевской кунсткамеры не существовало, а ее главный экспонат был еще жив и возглавлял революционное правительство России. Кстати, называлось оно по новому – не кабинетом министров, а Советом народных комиссаров. В его составе была первая в мире женщина-министр Александра Коллонтай. Ей доверили пост наркома государственного призрения (ныне это министр труда и социального развития). Другая красная феминистка Инесса Арманд возглавляла женский отел Центрального комитета партии большевиков.

Главным теоретиком сексуальной революции была Александра Коллонтай. Именно она вводит такое понятие как «половой коммунизм». В 1919 году в Петрограде вышла ее брошюра «Новая мораль и рабочий класс», в которой развивается тема взаимоотношений мужчин и женщин. По убеждению сексуальной революционерки, пролетариат может признавать моральными только такие отношения полов, которые основываются на любовной страсти, а форма любовных отношений при этом не имеет значения.

Таким образом, любовь объявлялась главным критерием нравственности и главной основой союза мужчины и женщины. Есть любовь – есть семья. Если же любовь умирает, то и семье конец... Большевики стремились к разрушению старой буржуазной семьи и созданию новых отношений между мужчиной и женщиной. Поэтому Декрет Совета народных комиссаров «О расторжении брака» был принят в числе самых первых в декабре 1917 года. Процедура развода, которая в усло­виях царской России требовала многолетних хлопот, в Советской России занимала порой не более часа. Многие граждане охотно этим воспользовались. Точно также упрощалась и регистрация брачного союза. Согласно декрету «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» также принятом в 1917 года, мужчина и женщина уже не венчались в храме, а просто расписывались к регистрационной книге.


Брачный юмор


Журнал «Новый Сатирикон» в 1918 году довольно остроумно издевался над новыми советскими порядками в области брака. Вот что писал Федор Сологуб, вероятно, подразумевая сексуальную революционерку Александру Коллонтай:

« – Вы знаете, она вышла замуж.


  • Что вы! Неужели в церкви венчались?


Ну, зачем же! Просто у себя в записной книжке записали. Мы уверены, что и способ записи совершённого брака в записную книжку скоро будет оставлен – как способ буржуазный. Просто достаточно будет подмигнуть – и брак совершен...»

Другая шутка того времени: «Запрещено вступать в гражданский брак более 17 раз в день»...


Считается, что самая первая в Советской России запись в книге актов гражданского состояния зафиксировала брачный союз самой Александры Коллонтай с лидером революционных матросов Павлом Дыбенко. Именно он, как председатель Центробалта обеспечил залп «Авроры» и участие боевых кораблей Балтийского флота в революции большевиков. С Александрой Коллонтай они познакомились в Кронштадте, где «агитатор Саша» выступала перед военными моряками с пламенными речами о мировой революции и свободе любви. Так что, наверное, не случайно самый первый декрет об отмене частной собственности на женщин появился именно в Кронштадте.


Личная жизнь Александры Коллонтай


Это была удивительная пара. Она высокообразованная аристократка, генеральская дочка, а он матрос из крестьян с манерами портового грузчика и тремя классами церковно-приходской школы. Ей было уже 45, а ему 28. Так что, теоретически этот красивый жгучий брюнет годился ей в сыновья... Ведь уже в 16 лет к Александре сватался молодой генерал - личный адъютант императора. Ей, однако, были безразличны блестящие перспективы. В юности эта девушка разбила немало сердец, доведя некоторых поклонников до самоубийства. Александра вышла замуж по любви за своего троюродного брата Владимира Коллонтай и родила ему сына.

Однако, скоро семейная рутина стала ей надоедать. Александра закрутила роман с другом семьи – молодым офицером, который жил у них на квартире. Так она впервые оказалась в «любовном треугольнике». Она любила сразу двух: каждого по своему. Через пять лет после свадьбы рассталась с мужем. «Мы разошлись не потому, что разлюбили друг друга,– писала Александра. – Меня увлекала волна нараставших в России революционных событий». Оставив сына мужу, она уезжает за границу. До знакомства с революционным матросом у нее было еще несколько страстных любовных романов.

Брачный союз с Павлом Дыбенко продлился шесть лет. Александре пришлось вновь столкнуться с проблемой «любовного треугольника», только уже не в качестве его вершины... Когда у мужа появляется молодая любовница, сексуальная революционерка пытается изображать равнодушие, скрывая ужасные муки ревности. Но в конце концов не выдержала и закатила супругу грандиозный скандал. В результате - его госпитализируют с серьезным огнестрельным ранением. Согласно официальной версии он сам выстрелил в себя из револьвера... Хотя нельзя исключить, что стреляла она. К счастью, ранение оказалось не смертельным. Выходив супруга, Александра Коллонтай прощается с ним навсегда. В течении дальнейшей жизни она до старости не оставалась без внимания молодых любовников ...


Коллонтай сумела поладить со Сталиным и стала первой в мире женщиной послом. До 1945 года пробыла в Швеции. Умерла своей смертью в Москве в 1952 году. В своих воспоминаниях красная феминистка, вероятно, ни раз возвращалась к свой самой большой любви, к бурным событиям революционной поры. В мемуарах она признавалась, что некоторые ее поступки совершенно не соответствовали собственным идеям. Сказывались, вероятно, буржуазное воспитание и генеральские гены...


^ Народу – сексуальную свободу!


Сексуально-социальный эксперимент в Советской России привлек внимание представителей Запада. Сюда приезжали широко мыслящие интеллектуалы и специалисты-сексологи. Только с 1919 по 1925 год их побывало более трехсот! Особенно много гостей прибывало из Германии. Они были в полном восторге от увиденного. К примеру, немецкий сексолог Халле Фанина вспоминала: «СССР в 1925 году действительно предстал передо мной как нечто фантастическое. Вот где простор для работы! Всему миру, и особенно Германии, стоит позавидовать тому, что произошло здесь. Тут так продвинулась прикладная сексология и психология, что материала для их изучения хватит на несколько лет». Весьма знаменательно, что СССР стал первой страной в мире, где официально признали теории психоанализа Зигмунда Фрейда.


Мудрые правители


«В Советской России правители оказались настолько умны, что дали им разумную меру сексуальной свободы»

Зигмунд Фрейд, «Человек Моисей и монотеистическая религия»


Пожалуй, самое глубокое исследование сексуальной революции в Советской России сделал известный немецкий психолог Вильгельм Райх. В свое время он был ассистентом Зигмунда Фрейда. Потом, однако, разошелся во взглядах со своим знаменитым учителем. В 1928 году вступил в Коммунистическую партию Германии, а в 1929 году основал Ассоциацию пролетарской сексуальной политики - «Секспол». Сейчас это кажется невероятным, но в 1931 году конгресс «Секспола» в Дюссельдорфе собрал 20 тысяч человек! Любопытно, что некоторые книги Райха запрещали и коммунисты, и нацисты. В 1939 году он по приглашению «Новой школы социальный исследований» вместе со своей лабораторией переезжает в США. На Западе идеи Вильгельма Райха оказали заметное влияние на «Новых левых». В 30-е годы выходит, а потом многократно переиздается, самая известная его книга «Сексуальная революция». Кстати, именно в ней был впервые использован термин «Сексуальная революция». Половина этой фундаментальной работы посвящена событиям в Советской России.

В русской сексуальной революции было много путанного и противоречивого. Многие перегибы объяснялись тем, что свободу любви каждый понимал по своему. Представления высокообразованных и утонченных феминисток порой сильно отличались от взглядов гораздо менее образованных и достаточно грубых пролетарских и крестьянских масс. Если Александра Коллонтай и Инесса Арманд вкладывали в понятие свободы любви ликвидацию препятствий для большого страстного чувства – крылатого Эроса, то молодые пролетарии, солдаты и матросы, в которых играли гормоны, видели в этом лишь возможность для беспрепятственного удовлетворения неограниченных половых потребностей. Довольно быстро свобода нравов и сексуальная вседозволенность достигли в Советской России таких грандиозных масштабов, что это стало беспокоить даже Ленина.


Теория стакана воды


Хотя, я меньше всего мрачный аскет, но мне так называемая новая половая жизнь молодежи, а иной раз и взрослых, довольно часто кажется разновидностью доброго буржуазного дома терпимости. (...) Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, будто бы в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой «теории стакана воды» наша молодежь взбесилась, прямо взбесилась» (...).

«Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ?»

«Я считаю знаменитую «теорию стакана воды» совершенно не марксистской и сверх того противообщественной» (...) «Теория стакана воды» «не нова и не коммунистична. Вы, вероятно, помните, что эта теория проповедовалась в изящной литературе, примерно в середине прошлого века, как «эмансипация сердца». В буржуазной практике она обратилась в эмансипацию тела».

Фрагменты из беседы Владимира Ленина с немецкой коммунисткой и феминисткой Кларой Цеткин в 1920 году


Любопытно, что эта беседа была опубликована в Советской России лишь в 1925 году, когда самого вождя уже не было в живых. Возникает вопрос, почему Ленин так сокрушался перед иностранкой по поводу «взбесившейся молодежи», но напрямую к комсомольцам по этой теме никогда не обращался? Почему он не остановил сексуальную революцию, ведь это было в его власти? Скорей всего, потому, что считал стратегическое направление вполне правильным, а некоторые издержки и перегибы неизбежными. О теории «стакана воды» тогда много писала пресса, ей посвящались диспуты комсомольской молодежи. Мудрый вождь пролетариата предпочитал напрямую не вмешиваться в мучительно трудные поиски новых форм семьи и сексуальных отношений.

Впоследствии «теорию стакана воды» стали приписывать Александре Коллонтай, ссылаясь при этом на статью «Дорогу крылатому Эросу!». Хотя там она, напротив, защищала «крылатый Эрос» - духовную близость против «бескрылого Эроса» - чисто физического влечение. Что же касается «стакана воды», то ни там, ни в других ее работах эта теория даже не упоминается. Современный исследователь Константин Душенко после долгих поисков докопался до истины. Он выяснил, что авторами теории «эмансипации плоти», которую упоминал Ленин в беседе с Кларой Цеткин, на самом деле были отнюдь не пресыщенные буржуи, а социалисты - приверженцы Сен-Cимона. А вот про стакан воды впервые заговорила подруга Фредерика Шопена. «ЛЮБОВЬ, КАК СТАКАН ВОДЫ, ДАЕТСЯ ТОМУ, КТО ЕГО ПРОСИТ» - эти слова приписывают ярой стороннице эмансипации знаменитой французской писательнице Авроре Дюпен, более известной под своим мужским псевдонимом Жорж Санд.


^ Долой стыд!


В ходе русской сексуальной революции инициатива некоторых энтузиастов сильно удивляла, а иногда и просто шокировала. Достаточно популярный в высших слоях европейского общества нудизм вдруг стал приобретать в Советской России агрессивно­эксгибиционистcкие формы. Известный писатель, автор культового романа «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков 12 сентября 1924 года сделал в своём дневнике такую запись: «Новость. На днях в Москве появились совершенно голые люди. Мужчины и женщины. С повязками через плечо «Долой стыд!». Влезали в трамвай. Трамвай останавливали. Публика возмущалась».

С благословления коммунистов и при поддержке анархистов в России появилось общество «Долой стыд», активисты которого демонстративно разгуливали нагишом. Они провозглашали стыд пережитком буржуазного прошлого. Традиционный в православной России церковный Крестный ход в тот период был уже запрещен, зато парады голых власти позволяли проводить даже в центре Москвы прямо у стен Кремля на Красной площади. И это не удивительно, ведь обществом «Долой стыд!» руководил Карл Радек – известный деятель международного коммунистического движения тесно связанный с лидерами большевиков. Именно Карл Радек возглавлял самый большой парад голых, в котором приняло участие около 10 тысяч воинствующих нудистов. Картина, надо думать, была весьма впечатляющая! Согласно некоторым источникам этот грандиозный парад принимал сам Сталин. Возможно, именно поэтому какие­ либо кино и фото материалы не сохранились. Вероятно, их уничтожили в 30-е годы, когда в эпоху сталинизма стирали любую память о той сексуальной революции.

Акции общества «Долой стыд!» в 20-е годы были излюбленной темой для шуток и острот. В октябре 1924 года харьковский журнал «Красная оса» иронизировал: «Снова голые. Отделом демографической статистики зарегистрировано за вчерашний день появление в Харькове 18 голых. Роды во всех случаях прошли благополучно».

Советская Россия того периода выглядела «страной нудистов» и производила на иностранцев неизгладимое впечатление. Лауреат Пулитцеровской премии X. Р. Кникерборгер, путешествуя по берегам Москвы-реки, был поражен несметным количеством обнаженных тел. В русле идей нудизма развивался и массовый детский отдых. Судя по архивной киносъемке даже в пионерском лагере «Артек» дети купались без одежды.


Ленин и Николай II были нудистами


Среди тысяч и тысяч памятников Ленину нет, вероятно, ни одного, который изображал бы его обнажённым. Между тем автор подобной скульптуры не сильно погрешил бы против правды истории – ведь Владимир Ильич был сторонником нудизма.

Движение нудистов (натуристов) возникло в Германии и Австрии на рубеже XIX-XX веков. Обнаженное тело для натуристов стало символом возвращения к природе, естественного и здорового образа жизни. На пляжах и в других местах отдыха нудисты проводили время без одежды, бросая тем самым вызов чувству «ложного стыда» и общественным условностям. Нудисты проповедовали трезвость, отказ от курения, гимнастику, вегетарианство. В России среди сторонников этого движения оказались такие заметные фигуры, как Лев Толстой и Максимилиан Волошин. Нудизм завоевал симпатии и среди русских революционеров. Что было нисколько не удивительно – ведь в натуризме видели нечто вроде продолжения революции в области культуры и здоровья. Находясь в Австрии, эмигрант Владимир Ульянов побывал на нудистском пляже, и это посещение произвело на него самое благоприятное впечатление. Он решительно высказался в пользу «здорового образа жизни», который проповедовали нудисты. Разделяла эти идеи и супруга Ленина – Надежда Константиновна Крупская. К числу сторонников нудизма принадлежали и другие видные большевики – например, Анатолий Луначарский, Николай Бухарин, Александр Богданов...

... Между прочим, нудистом был и последний русский император – Николай II. (Сохранилась кинопленка: обнаженный государь ныряет в реку, в таком же костюме купаются и его домочадцы.) В конце XX века среди российских нудистов появилась даже такая шутка: «Если бы Ленин и Николай II познакомились в каком-нибудь натурклубе, то, может, и революции бы не случилось»...

Александр Майсурян, из книги «Другой Ленин»


Надо отметить, что традицию парадов голых, начало которым было положено в Советской России в 20­-е годы, в наши дни успешно продолжают во многих странах Запада. Пожалуй, самым известным стал “London World Naked Bike Ride” ­ международный велопробег голых, который ежегодно проходит на улицах британской столицы. В нем участвует несколько тысяч человек!


^ Вместо семьи – коммуна


Главной задачей сексуальной революции было разрушение традиционной семьи и переход на принципиально новые отношения между мужчиной и женщиной, основанные исключительно на любви. Половой коммунизм лег в основу новой семейной политики. Свобода брака достигла невообразимого уровня и привела к появлению невиданных в Европе форм семьи.


Браки на любой вкус


«Такой пестроты брачных отношений ещё не знавала история: неразрывный брак с «устойчивой семьей» и рядом преходящая свободная связь, тайный адюльтер в браке и открытое сожительство девушки с ее возлюбленным – «дикий брак», брак парный и брак «втроем», и даже сложная форма брака «вчетвером», не говоря уже о разновидностях продажной проституции... Противоречивы и запутаны формы брачного общения современности... Скрывать нечего: старая семья отмирает».

Александра Коллонтай, «Семья и коммунистическое государство», 1918 год


Идеальной формой брака главная сексуальная революционерка Советской России считала «последовательную моногамию», то есть парный брак, но не до гроба, как бывало раньше, а один за другим. Ведь по собственному опыту Александра Коллонтай знала, что одной любви редко кому хватает на всю жизнь. Поэтому свадеб у каждого человека должно быть много. Кстати, эту идею проповедовал еще Платон в рамках идеального государства. В его утопии брак заключается на год, а потом сменяется с тем, чтобы каждый мужчина имел за жизнь пятнадцать-двадцать жен, а каждая женщина ­ пятнадцать-двадцать мужей. Чтобы дети не были обузой их, по мнению Платона, следует вскоре после рождения отдавать под опеку государства. Таким образом, вместо общепринятой семьи, где многие живут без любви, у Платона в идеальном государстве оставались только любовные союзы, которые возникают и распадаются каждый год.

Надо сказать, что в современном мире утопия Платона для многих стала реальностью ­ - у нас ведь немало пар возникают и распадаются каждый год... Вот только с детьми проблемы. Поэтому и рожают сейчас все меньше и меньше.

Однако, вернемся в 20-годы в эпоху первой сексуальной революции. В отличии от древнегреческого философа русские сексуальные революционерки понимали, что в семье кроме любви есть еще и домашнее хозяйство, которое в те годы отнимало у женщин уйму времени. Ведь тогда не было ни кухонных комбайнов, ни автоматических стиральных машин, ни почти готовых блюд из супермаркета, как сейчас. Хозяйкам почти все приходилось делать вручную: стирать в корыте и часами стоять у плиты. Поэтому лозунг «Долой кухонное рабство!» был одним из самых популярных среди революционно настроенных женщин.

Чтобы домашнее хозяйство не сковывало свободу любви его предполагалось отменить, превратив в общественное. Предполагалось, что новое коммунистическое государство освободит женщин от малоприятной работы и на смену малоэффективному домашнему труду придет гораздо более эффективное общественное обслуживание. Для этого будут созданы общественные столовые, кухни и прачечные, а также мастерские по починке одежды. Новое общество должно было не только освободить от тягот домашнего хозяйства, но и взять на себя заботу о детях. Предполагалось, что в яслях и детских садах за малышами будут присматривать опытные педагоги, а школьникам предоставят бесплатное питание, жилье и одежду. Александра Коллонтай призывала женщин не делить детей на своих и чужих: «Будь матерью не только для своего ребенка, но и для всех детей!» Дети коммунаров должны были рассматриваться как дети коммуны и воспитываться за счет общих средств.


Дома коммуны


«...Дома коммуны для семейных и особенно для одиноких получают широкое распространение. Ни в одной другой стране нет такого количества общежитий, как в трудовой республике. И заметьте, каждый стремится поселиться в доме-коммуне. Не из «принципа», разумеется, не из убеждения, как это делали утописты в первой половине XIX века, следуя учению Фурье, организуя нежизнеспособные, искусственные «фаланстеры», а потому, что жить в доме-коммуне много удобней, сподручней. Дома-коммуны всегда лучше оборудованы, чем частные квартиры; они обеспечены топливом, освещением. В них нередко имеется куб с кипятком, центральная кухня. Уборка производится профессиональными уборщицами. При некоторых домах имеется центральная прачечная, при других ясли или детский сад. ...Обитателям домов-коммун завидуют все, кто живет на частных квартирах».

Александра Коллонтай, «Революция быта», 1920 год



Дома коммуны были популярны в Советской России не только в годы полуголодного военного коммунизма (до 1921 года), но и период последовавшей за ним новой экономической политики – НЭПа. На нетрадиционную форму семьи стали ориентировать даже жилищное строительство. В Москве и Петербурге можно и сейчас увидеть здания, которые возводились в 20-30-е годы как дома коммуны. Обычно в модном тогда конструктивистском стиле. «Типовое положение о доме-коммуне», утвержденное в 1928 году, предписывало новым жильцам-коммунарам при вселении отказаться от накопленных предыдущими поколениями мебели и старых предметов быта. Там было предусмотрено коллективное решение почти всех вопросов от воспитания детей до стирки, уборки, приготовления еды и «удовлетворение культурных потребностей».

О коммунах 20-х годов в современной России сейчас мало кто знает. Но этот интересный опыт уже в наше время нашел успешное продолжение на Западе. Во Франции появились эко коммуны, которые даже объединились в сеть взаимопомощи и распространились в Италии и Греции. В Германии, Дании, Чехии и Великобритании коммуны стали появляться в захваченных пустующих зданиях-сквотах.


Прообраз шведской семьи


«Мы привыкли считать, что «шведская семья», т.е. совместное проживание множества лиц обоего пола – изобретение чисто шведское. Оказывается же, что это изобретение наше, чисто российское».

«... Баткис в 1923 году в своей брошюре «Сексуальная революция в Советском Союзе» писал: «Задачей сексуальной педагогики в СССР является воспитание здоровых людей, граждан будущего общества в полном согласии между естественными влечениями и великими социальными задачами, ожидающими их... Пролетарская коммуна с ее свободой отношений должна помочь им в этом». Аргументация была такова, что раз брак – это пережиток буржуазного прошлого, то комсомольская коммуна – семья будущего».

«...Обычным явлением того времени были комсомольские коммуны. На добровольной основе в такой «семье» обычно проживало 10-12 лиц обоего пола. Как и в нынешней «шведской семье», в подобном коллективе велись совместные хозяйство и половая жизнь. Постепенно половое коммунарство получило распространение по всем крупным городам страны».

«Образцовой в этом смысле считалась трудовая коммуна ГПУ для беспризорных в Болшево, созданная в 1924 году по личному распоряжению Дзержинского. В ней насчитывалось около 1 тысячи малолетних преступников от 12 до 18 лет, из них примерно 300 – девочки. Воспитателями коммуны приветствовались «совместные сексуальные опыты», девочки и мальчики проживали в общих казармах. Таким образом, можно сказать, что коммуна в Болшево была (и остается) самой крупной «шведской семьей» в истории».

Павел Пряников, «Свободная Пресса»


Возможно, Павел Пряников сильно преувеличивает, называя коммуну для беспризорников самой большой в истории «шведской семьей». Потому что исходит больше из собственных фантазий, нежели из прямых свидетельств, которых, увы, не сохранилось.


^ Сексуальная контрреволюция


В 1922 году Александру Коллонтай отправили в почетную ссылку на дипломатическую работу. Она продолжает писать о проблемах взаимоотношений мужчин и женщин, но уже издалека. Значительная часть большевистской верхушки отвергла революционные идеи красной феминистки. Ее взгляды были названы вульгарно-анархистскими.

К началу 30-х годов сексуальная революция постепенно сворачивается. В 1934 году снова ввели уголовную ответственность за гомосексуальные связи. Если в разгар сексуальной революции свободная любовь декларировалась как протест против отжившего буржуазного брака, то в 1930-е годы стали осуждать не только её, но даже естественную сексуальность. Появляются призывы к половому воздержанию молодежи и укреплению семьи. Народный комиссар здравоохранения так объяснял молодежи необходимость поворота в сексуальной политике: «Вы должны отказывать себе в удовольствиях, потому что они вредно сказываются на вашей главной цели – учебе, на намерении стать активными участниками строительства новой жизни... Государство пока еще слишком бедно, чтобы взять на себя материальную помощь вам, воспитание детей и обеспечение родителей. Поэтому наш совет – воздержание.»


Крах сексуальной революции


«Мы не можем больше ссылаться на сексуальную свободу советской молодежи и видим смятение, которое охватило западноевропейскую молодежь, не понимающую, что происходит в СССР.

...Мы читаем и слышим, что в Советском Союзе снова превозносится и «укрепляется» принудительная семья.»

«Борясь за рациональное половое просвещение детей и юношества, мы всегда ссылались на успехи Советского Союза в этой сфере. Но вот уже который год мы ничего не слышим о каких-либо новых достижениях, кроме того разве, что идеология аскетизма принимает все более жесткие формы.

...Что случилось? Почему сексуальная реакция берет верх? Из-за чего потерпела крах сексуальная революция?»

Вильгельм Райх, «Сексуальная революция»


Значительную часть своей фундаментальной книги известный немецкий психолог отводит анализу причин этого краха. Он видит их в «отсутствии учения о сексуальной революции, которое соответствовало бы глубине произошедшего переворота» и добавляет: «Не следует забывать, что советская сексуальная революция была первой революцией такого рода».

Действительно, у советской сексуальной революции не было настоящей теории. Были только достаточно общие фразы и рассуждения у Маркса, Энгельса и Ленина. И даже Александра Коллонтай в своих работах не жалела красок, расписывая светлое будущее, но всячески уходила от конкретных деталей. А ведь именно в деталях кроется дьявол! Люди хотели знать, как решать ту или иную проблему. Они задавали трудные вопросы, но ответов на них не получали.


Вопросы замалчиваются


«...Цейтлин доказал, что обладает революционным инстинктом, заявив: «Совершенно не освещается в литературе вопрос брака и семьи, вопрос отношений между мужчиной и женщиной. Между тем, это те вопросы, которые интересуют работниц и рабочих. Когда мы ставим такие вопросы на собраниях, работницы и рабочие знают об этом, они заполняют наши собрания. Кроме того, масса чувствует, что эти вопросы замалчиваются, и мы действительно их как бы замалчиваем».

В свою очередь, функционер Финковский рано обнаружил определенный аспект сути сексуального страха: «Разговоры на эту тему редко поднимаются потому, что они слишком близко всех касаются... Не поднимали их до сих пор, по моему мнению, чтобы не портить себе кровь... Все понимают, что выходом из положения может быть взятие государством на себя целиком воспитания и содержания всех детей рабочих (держа их где-то рядом с родителями), освобождение женщины от кухни и пр. Коммунисты на это прекрасное будущее обычно ссылаются, тем самым снимая острый вопрос с дальнейшего обсуждения...» .

...Это понял партработник Марков: «Я предупреждаю, что на нас надвигается колоссальное бедствие в том смысле, что мы неправильно поняли понятие «свободной любви». В результате получилось так, что от этой свободной любви коммунисты натворили ребятишек...»

Вильгельм Райх, «Сексуальная революция»


Главной проблемой стали дети. Разоренная гражданской войной Советская Россия с трудом поднимала свою экономику и не могла на деле обеспечить «общественное и бесплатное воспитание всех детей», как это предусматривалось «Манифестом коммунистических партий». Поэтому не получилось создать семью нового типа, основанную только на любви и не отягощённую домашним хозяйством. Считалось, что главное экономика, а половой вопрос можно решить потом. В конечном итоге старое победило новое. Сексуальная революция в СССР потерпела крах. Однако произошло это не только из­-за чисто материальных трудностей связанных с детьми. Немаловажно было и то, что советское общество в целом так и не смогло преодолеть ложь и лицемерие в отношениях мужчины и женщины.


^ Ключевой вопрос


Вожди, которым не хватило смелости даже на то, чтобы обсудить с народом самый сложный вопрос сексуальной жизни семьи, конечно не могли одобрить его решение в духе сексуальной революции. А ведь с этой проблемой – проблемой «любовного треугольника» рано или поздно сталкивается почти каждая пара. Брачные союзы и люди гибнут в нем гораздо чаще, чем корабли в Бермудском треугольнике.

Хотя эта проблема стара как мир. В условиях дореволюционной буржуазной семьи она чаще всего существовала в виде адюльтера. Муж тайно обзаводился любовницей, а жена любовником. Это называлось «изменой супружеской верности». Так веками жили многие семьи. Когда тайное вдруг становилось явным, семья нередко рушилась. В некоторых случаях дело кончалось даже самоубийством или убийством неверной жены или любовника.


Муки ревности


«Стоит подумать о ревности, которой, как правило, высокая политика не уделяет внимания, но которая, тем не менее, за кулисами крупных политических событий играет гораздо более значительную роль, чем можно догадываться. Стоит подумать и о страхе людей перед невозможностью найти подходящего партнера, когда они теряют прежнего – пусть даже отношения с ним были сплошной мукой.

Стоит подумать и о тысячах убийств партнеров, произошедших лишь потому, что было просто невыносимо представить себе, как близкий человек заключает другого в объятия, побуждаемый к этому сексуальными намерениями. И этот факт играет в жизни гораздо большую роль...»

Вильгельм Райх, «Сексуальная революция»


Сексуальная революция, проповедовавшая свободную любовь, предлагала иной совершенно непривычный, но вполне разумный подход: не разбивать семью из-за треугольника, а как бы расширять ее, не убивать соперника или соперницу, а дружить с ними. Вполне нормальными стали призывы: «Жены, дружите с возлюбленными своего мужа» или «Хорошая жена сама подбирает подходящую возлюбленную своему мужу, а муж рекомендует жене своих товарищей». Жизнь втроём была не редкость. Пожалуй, самой известной была семья с участием знаменитого поэта Владимира Маяковского, Лили и Осипа Брик.

Надо отметить, что этот весьма нестандартный способ решения проблемы «любовного треугольника» был опробован в России еще до революции, но не в коммунах, а в кругах богемы. На рубеже веков поэты, писатели и философы испытывали новые формы семьи на собственном опыте. Брак втроем практиковался в разном сочетании: двое мужчин и одна женщина, либо две женщины и один мужчина. Возможно, многие будут удивлены узнав, что в число наиболее известных сексуальных экспериментаторов входили такие знаменитые деятели искусства как Гиппиус, Мережковский и Философов; Блок, Менделеева и Белый; Вячеслав Иванов, Зиновьева­Анибал и Маргарита Волошина.

В годы сексуальной революции их дело продолжили члены коммунистического союза молодежи. В 20-х годах самая популярная в стране молодежная газета «Комсомольская правда» рассказала о том, как в родильный дом к молодой матери явились сразу два отца. Оказалось, что женщина была одновременно женой обоих и поэтому не могла точно знать кто именно является отцом новорожденного сына. Все трое были комсомольцами и студентами рабфака. Они ничуть не смущались и не боялись чужих глаз. Называли это любовью втроем, ни от кого ее не прятали и даже пытались найти ей теоретическое «обоснование». Считали, что любовь комсомольцев не знает ревности, лишена частнособственнических инстинктов и вполне может быть коллективной.

Надо отметить, что в то время подобных фактов было немало. Они нашли свое отражение даже в кино. На эту тему в 1927 году была снята художественная мелодрама «Третья Мещанская» («Любовь втроём»). Но традиционного «хепи енда» в фильме не было. Потому как официальное отношение к сексуальным экспериментаторам было достаточно критическим. О пропаганде в пользу распространения такого опыта в конце 20-х годов уже не было и речи. Партия взяла курс на возврат к традиционным формам семьи. Соответственно возвращались и привычные методы решения проблем «любовного треугольника». Опять через ложь и лицемерие, с неизбежными убийствами и самоубийствами... Это считалось более нормальным вариантом, нежели любовь втроем.

Шаг за шагом сексуальную революцию постепенно придушили вместе с НЭПом и свободой предпринимательства. Любую память о ней вычистили так тщательно, что спустя несколько десятилетий о первом в мире масштабном эксперименте в половой сфере в СССР уже мало кто помнил. Всю сексуальную культуру ­ эротическое искусство, научные исследования и сексуальное просвещение – безжалостно выкорчевали. C 1936 по 1961 год в Советском Союзе было выпущено всего две книги с упоминанием слова «секс». В библиотеке их выдавали даже не всем врачам. Социологические исследования половую жизнь вообще не затрагивали. Таким образом на смену безграничной свободе любви и расцвету нудизма пришли строгие пуританские правила.


Пуританские строгости


«В конце 1950-х гг. в СССР впервые появились шорты, но чтобы носить их даже на курортах Крыма и Кавказа, требовалось мужество. По распоряжению местных властей мужчин в шортах не обслуживали ни в магазинах, ни в столовых, ни в парикмахерских. Увидев за рулем автомобиля водителя в шортах, милиция могла остановить машину и потребовать, чтобы человек тут же переоделся. Местные жители говорили, что шорты оскорбляют их нравственные чувства. ...Столь же энергично преследовались декольтированные платья и традиционные сарафаны».

Игорь Кон, из книги «Клубничка на березке. Сексуальная культура в России»


Понятно, что в таких условиях парад голых на Красной площади никому уже и в страшном сне не мог присниться. Тем более, что в учебниках истории сексуальная революция даже не упоминалась. А в середине 80-х годов на популярном ТВ шоу в ответ на вопрос американцев, как у советских людей обстоят дела с сексом, было прямо заявлено, что «В СССР секса нет!».

Картина дня

наверх