На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Алкогольные напитки Древней Руси

Извлечение из книги Вильяма Похлебкина "Кулинарные традиции русского народа"

Мед и вина. В истории Древней Руси следует, видимо, различать две эпохи: сначала пиво приготовлялось подобно квасу — без хмеля, позднее его стали приправлять хмелем. Кроме того, в древнейшее время само слово «пиво» еще не сразу приобрело то специфическое значение, с которым оно связывается теперь.

Пиво означало вообще питие, любой напиток. Это слово родственно с глаголом «пить» и восходит к индоевропейскому корню pi (санскр.— pivami, pitis, лат. bibo; алб.— pine).
Первоначальное широкое значение «пиво» ясно иллюстрируется следующим местом из жития Феодосия (см. выше), которое, в связи с контекстом, приведем полностью. Готовую медовуху (после брожения) наливали в бочки, которые хранились в особых погребах, получивших название «медуши».
Медуши упоминаются в древних летописях дважды: один раз в 997 г. в рассказе о белгородском киселе, для приготовления которого понадобился мед, который хранился в «княжи медуши»; в другой раз в 1175 г. в рассказе об убийстве Андрея Боголюбского. В этом сообщении говорится, что злоумышленники перед совершением убийства отсиживались в медуше, где «пиша вино». Из этого упоминания видно, что в медушах могло хранится и вино, но мед, безусловно, преобладал.
Мед был необходимым напитком, как на княжеских столах, так и в монастырях. Однажды князь Изяслав, любивший посещать Киево-Печерский монастырь, задержался там дольше обычного. Его застал сильный дождь, и игумен Феодосии приказал приготовить ужин для князя. Но явился ключарь и заявил, что меда нет: «Меду не имам, еже на потребу князю и сущим с ним». Случай, надо сказать, не совсем ординарный, ибо монахи всегда были людьми расчетливыми и дальновидными, им приходилось выдерживать и осады. Меды в монастырях хранились десятилетиями. Петербургский исследователь Юрий Барбарович в своей книге «Почти все о меде» подробно и занимательно описывает высокое искусство медоварения на Руси.
 Традиции медоварения были не менее, а может быть, и более богаты, чем в виноделии и пивоварении, так как технология приготовления напитков из меда включала в себя как приготовление медовых вин, так медовых напитков, технологические процессы получения которых были более похожи на пивоваренные. Медоварение характеризовалось большим количеством секретов, так что тайны производства меда передавали по наследству. Медоварение требовало больших затрат труда и терпения, так как производство медовых вин было многолетним процессом.
Именно поэтому профессия медовара в Табеле о рангах приравнивалась к врачам и целителям. Первый удар по производству меда был нанесен во времена правления Василия III (1440—1505), в эти годы медоварение было монополизировано государством. По времени этот акт совпал с началом винокуренного (водочного) производства на Руси. Приходится признать, что водка была, действительно, в некоторой степени навязана народу.
С возникновением кабаков медоварение стало преследоваться законом, повсюду сокращаться и к середине XIX века почти полностью прекратилось. Хотя, в 1850 году медоварение снова было разрешено. Интересно отметить, что вытеснение меда, национального русского, и даже славянского напитка, водкой было начато при Василии III. Это, по нашему мнению, не случайно. Одновременно с процессом развития государства и, как следствие, его интеграции в международное сообщество, очень часто протекает процесс вытеснения национальных напитков иностранными. Василий III всего лишь продолжал дело своего отца, Ивана III. А именно при Иване III, кроме активных действий по объединению Московского государства, мы наблюдаем очень сильные тенденции «прорубить окно в Европу».
Настоящий мед, как уже упоминалось, приготовляется из пчелиного меда или смеси меда с сахаром, все остальное — подделка. Главные материалы для приготовления меда — пчелиный мед, патока, сахар, вода, приправы и дрожжи.
По способу приготовления сусла меды различаются: вареные и сырые (ставленные). Для приготовления ставленных медов пчелиный мед разводился в воде, добавлялись пряности, вносились дрожжи и ставилось на брожение. Такие меды очень часто приготовлялись с использованием плодовых и ягодных соков, и тогда они назывались фруктовыми. Но хотя они и обладали большими потребительским свойствами (были более ароматными), однако срок их хранения был очень мал, так как они легко (в силу незначительного содержания сухих веществ в сусле) подвергались инфицированию. Для приготовления бездрожжевого меда наиболее пригодным считается сусло, сваренное из чистого меда, или сусло, в которое добавили сырой (не вареный) фруктовый сок. Продолжительность брожения в этом случае намного дольше, но и содержание спирта выше, и мед лучше сохраняется.
Для приготовления дрожжевого меда подходит любое сусло. При дрожжевом брожении продолжительность получения готового меда меньше, чем при бездрожжевом. Однако такой мед менее стоек при хранении. Брожение недрожжевого меда осуществляется следующим образом. Остывшее до температуры парного молока сусло вливают в бочонок, втулку его не закрывают, прикрыв лишь от пыли редким холстом, и оставляют в теплой избе для брожения. Втулкой бочонок не закрывали по нескольким причинам, одна из них - снабжение сусла кислородом воздуха, это необходимо для того, чтобы концентрация дрожжей в сусле увеличилась до необходимого значения. В случае, если приготовляется дрожжевой мед, поступают так. В охлажденное медовое сусло задают дрожжи и оставляют разбраживаться с открытой втулкой в теплой избе. Вскоре начинается процесс главного брожения. Продолжительность главного брожения зависит от температуры брожения, режимов аэрации, количества и качества задаваемых дрожжей и других условий. При всех прочих равных условиях, процесс брожения при дрожжевом способе значительно меньше (1—3 суток). По окончании главного брожения молодой мед сливают с осадка и ставят в более голодное помещение — в погреб или подполье.
Граница между медовыми винами и другими медовыми напитками, как было показано выше, очень условна. Поэтому мы не будем подробно останавливаться на технологии получения медовых вин, так как она во многом дублирует технологию меда. 
Скажем лишь только, что начиная с XIX века благодаря техническому прогрессу удалось сократить сроки вызревания медовых вин с нескольких лет до нескольких месяцев. В медовые сусла при брожении вводят: сульфаты и хлориды аммония, ортофосфаты, битартраты и бикарбонаты калия, фосфаты и бисульфаты натрия, хлорид кальция и магния, мочевину, винную или лимонную кислоту, двуокись серы, а также витамины. Белый мед — приготовляется без добавления дрожжей. 16 кг меда разводят в котле в 100 л кипящей воды и варят, как описано выше. В конце кипения добавляют 300—400 г хмеля, дают прикипеть суслу еще 15 минут и сливают в бочонок. Когда сусло остынет, в него добавляют приправы, сложенные в мешочек (25 г фиалкового корня, и 6—7 зерен кардамона).  По окончании главного брожения в молодой мед вливают 25 г рыбьего клея, предварительно растворенного в меде. Бочонок закупоривают и ставят на ледник или в холодный погреб на 2 недели. После этого мед разливают в бутылки, закупоривают и хранят в холодном погребе. Выход составляет около 80 л меда. Употреблять его можно через 3 месяца.
Если мед, квас, пиво являлись местными напитками собственно русского приготовления, то вино было привозным товаром из Греции наряду с золотом, паволокой и фруктами. Еще «Повесть временных лет», рассказывая о возвращении Олега из похода на Царьград, отмечала: «И приде Олег к Киеву, неся золото и паволоки, овощи и вина». Следовательно, мы уже тогда, а скорее всего и ранее, были знакомы с греческими винами. Эту дату (907 г.), когда на Русь было завезено вино, следует считать очень условной, ибо торговлю со скифами, населявшими Причерноморье, греки вели еще за несколько веков до нашей эры.
В конце XV века  в России наряду с красным (которое, как было упомянуто выше, употреблялось в культовых целях), упоминается еще и белое вино. Так, новгородский архиепископ Феофил, прощаясь с великим князем Иоанном III, подарил последнему «три бочки вина белого, две красного и две меду старого».  В начале XVI в. в России узнают бургундское (столь любимое всеми четырьмя мушкетерами), которое носило название «Романеи». К нам оно провозилось немецкими купцами. Кроме сорта вина, «Романеею» называли в питейных домах еще и наливку, настаивавшуюся на водке с медом, а также на чернике с клюквой. Как уже отмечалось, вина на Руси пили всегда, однако это были привозные и, следовательно, очень дорогие для большинства.
Тем не менее, наши соотечественники не унывали, и «искусство подделки вин, ввиду их дороговизны, достигло такого совершенства, что знатоки не могут отличить их от настоящих».  С тех пор, как вина стали различаться по качеству, начинается их активная подделка. Подделка вин в античном мире рассматривалась как устоявшаяся многовековая традиция, бороться с которой уже тогда считали бесполезным. Подделка вин, безусловно, преследует одну главную цель — выгоду. Справедливости ради, необходимо отметить, что в России вина подделывали еще и потому, что на протяжении многих веков, благодаря климатическим условиям, испытывался дефицит, а то и просто отсутствие качественного винограда. Конечно, на Руси всегда приготовляли вина из местного сырья. Винодельческие культура и традиции на Руси были не менее богаты, чем в Европе (имеется в виду медовое вино). Безусловно, современная западная цивилизация базируется на наследии античного мира (Древней Греции и Древнего Рима), а там, как известно, основным алкогольным продуктом было вино.  Причем, там вино было продуктом сугубо местного производства, а к иностранным напиткам (в частности, к пиву) там относились, по меньшей мере, с неуважением. Римскому патрицию и в голову не приходило ехать в Британию к пиктам пить знаменитый вересковый мед, мотивируя это тем, что свой национальный напиток не достоин уважения только потому, что он приготовляется из местного сырья!
Хмельной квас. С берегов Одера и до Днепра. Кроме меда и пива, другим напитком, хорошо известным на Руси и удержавшимся в массовом обиходе до сегодняшних дней, являлся квас. Квас, в большинстве своем, приготавливается из ржаного солода, ржаной муки, полуфабрикатов (ржаные хлебцы, концентрат квасного сусла и т.д.), то есть из продуктов, в состав которых входила рожь. Причем эта тенденция употребления именно ржи для приготовления кваса наблюдалась уже в начале нашей эры, а может быть, и ранее. На протяжении двух с половиной тысяч лет рожь сыграла важную роль в культурах бассейнов Одера и Вислы. По отзывам иностранцев, посещавших Российское государство в разное время, квас был обыкновенным напитком русских. Все пили всё — от царя до крестьянина. Так, из числа того, что было подано царю Алексею Михайловичу в сенник во время бракосочетания с Натальей Кирилловной Нарышкиной (будущей матерью Петра I) упоминается квас, поданный в серебряной дощатой братине. Причем, в этом упоминании квас стоит на первом месте; это не случайно, так как квас оказывает благоприятное воздействие на организм человека (о целебных свойствах кваса мы расскажем ниже).
Не меньшую, а может быть и большую роль квас играл в жизни крестьянина. Перейдем теперь к рассмотрению рецептов приготовления рааяичных сортов кваса. Квас тминный — был очень популярен на Урале и в Сибири. Кроме вкусовых показателей тминный квас отличался тем, что его употребление способствовало пищеварению и предохраняло от простудных заболеваний. Квас готовится из настоя сухарей, как обычный, только вместе с дрожжами и сахаром в квасное сусло задаются семена тмина. На Руси при приготовлении кваса очень часто использовался овес. Биологические активные вещества овса оказывают благоприятное воздействие на организм человека при заболевании почек, усиливают окисление жиров (способствуют похуданию), увеличивают выносливость. 
Ежедневное употребление овсяного хлеба приводит к уменьшению уровня холестерина в крови с 251 до 223 мг/% Овсяная солома является очень богатым источником витаминов. Витаминные препараты из овса обладают более высокой биологической активностью, по сравнению с аналогичными препаратами из шиповника, черной смородины и черноплодной рябины. В былые времена были очень популярны эти виды кваса. Кроме органолептических характеристик, эти квасы отличаются высоким содержанием витаминов, микроэлементов и других биологически активных веществ. Квас из капустного рассола — в рассол квашеной капусты добавляется концентрат квасного сусла промышленного производства, растворяется сахар, вносятся дрожжи. Брожение длится 12 часов. Прежде чем перейти к рассмотрению рецептов, хотелось бы отметить, что существуют определенные ограничения для некоторых видов растительного сырья (хвои). Как известно, березовый и кленовый сок можно собирать не круглый год, а только в определенное время, весною. У растений, в основном, химический состав в течение года непостоянен. Существует определенная закономерность: весной у растений количество низкомолекулярных (сбраживаемых дрожжами) углеводов много больше, чем осенью. Это правило распространяется и на хвойные деревья, следовательно, молодые (не многолетние) сосновые и еловые побеги, как и березовый и кленовый сок, должны собираться также весной.
Брага. Буза и баш буза. Прежде всего необходимо заметить, что слово «брага» имеет  три значения. Первое — это вообще спиртосодержащий напиток, причем, довольно-таки часто это значение имеет негативный оттенок. Именно отсюда произошли «бражник» (пьяница) и «бражничать» (пьянствовать).  Кроме первого, наиболее известного, брага имеет и второе значение, более узкое. Здесь под брагой следует понимать самостоятельный вид алкогольного напитка, стоящего в одном ряду с пивом и медом. Кроме того, эту 6paгy нельзя путать с третьей брагой, которая получается с целью производства спирта (самогона). Именно о браге, как об отдельном напитке, мы и расскажем в этой главе.
Деревенская брага — для того, чтобы получить 300 л хорошей браги, необходимо взять на 1 куль крупного ячменного солода, 16 кг ржаного и 16 кг мелкого пшеничного солода, 2 кг хмеля и 370 л воды. В заторный котел засыпают ячменный, ржаной и пшеничный солод и заливают кипятком. Котел ставят на огонь, доводят до кипения и кипятят около 1 часа, после чего отставляют на край печи.  Одновременно с этим в другом котле отваривается хмель. После этого неотфильтрованное сусло необходимо процедить через специальный фильтр. Делается он следующим образом. Берут большую кадку, пробивают в ней небольшую дыру и затыкают ее деревянной пробкой. В кадку на дно кладут чистую сноповую солому слоем 10 см. В ушат вливают часть хмелевого отвара, затем горячее сусло из котла, дают настояться 15 минут, открывают пробку, и жидкость сквозь фильтр стекает в заранее подготовленную посуду.
Слово «буза» и сам напиток пришли к нам со времен татаро-монгольского нашествия. Кроме чисто напитка, слово «буза» обозначает «неповиновение», «шкодливость». Так, например, один из видов русского рукопашного боя называется «тверская буза». Этот вид единоборств практиковали во время праздников, причем, обязательным условием для проведения тверской бузы было не совсем трезвое состояние участников (своего рода российский аналог китайской школы пьяницы).  Суть ее заключается в том, что хмельные бойцы под звуки гармошки совершают действия, одновременно похожие и на рукопашный бой (очень часто у одного из бойцов в руках нож), и на ритуальные танцы. Темп боя задает игра гармони, определенного рода уверенность в себе — алкоголь. Скорее всего, именно от напитка бузы, который принимали перед боем, и произошло название тверской бузы. Приготовляли бузу очень просто. В чугунный котел вливают 12 л воды, ставят на огонь и, когда вода закипит, бросают 1,5 кг пшена (если используется просо, то его надо предварительно размолоть) и варят. Варить нужно очень долго — до того момента, пока «крупа окончательно размякнет и распарится». Котел рекомендуется прикрывать крышкой, однако необходимо периодически перемешивать содержимое котла, так как крупа может пригореть, что будет являться причиной горьковатого вкуса бузы. Далее наступает главный момент: распаренную крупу необходимо тщательно растереть о шероховатые стенки котла при помощи железной лопатки.Дать остыть. Когда остынет, влить дрожжей (на Руси вливали солод), положить сахар (мед) и хорошо размешать. Закрыть сосуд крышкой и поставить в теплое место на 30-34 часа. Затем всю массу размешать, разлить в бутылки и хорошо закупорить пробками и поставить на 3 дня в темное место (слабые пробки могут вылететь). Затем бутылки охладить – буза готова.

 

Картина дня

наверх