В основе этой религии, как и Зороастризма, лежит комплекс древнейших индоиранских представлений. Данные о численности езидов очень разнятся. По некоторым подсчетам, езидов насчитывается приблизительно до одного миллиона человек (по другим 100-150 тысяч). Езиды живут в основном в Ираке (особенно в горах Синджара Шенгала, и в Шейхане, где находится Лалеш святилище всех езидов), в Турции в Сирии. Небольшая их часть живет в Иране, преимущественно на крайнем северо-западе Ирана. Остальная масса езидов рассеяна по всему миру. В настоящее время езиды живут, кроме всех частей Курдистана, в бывших советских государствах, главным образом на Кавказе (Армения, Грузия), в России и Украине. Большая группа езидов эмигрировала в европейские страны, прежде всего в Германию.
Кажется наиболее вероятным, что Езидизм - чудом сохранившаяся исконнaя религия современных курдов, практиковавшаяся ими до исламизации. Следует подчеркнуть, что езиды — только курды, и не существует езидов иной национальности.
Есть множество гипотез о происхождении названия религии. Самоназвание езидов "ЭЗДИ", а своюр елигию они называют "ЭЗДИТИ" или "ЭЗЕДЙЯТИ". Название "Езидизм" связывают например с иранским городом Йездом, на окраинах которого проживают зороастрийцы. Некоторые связывают его с именем халифа Язидом б.Муавийей. Большинство же исследователей полагают что происхождение слова «езид» связано с авест. Yazata «божество», перс. Yazdan «Бог». Вплоть до сегодняшнего дня не выработано единого мнения относительно происхождения Eзидизма, этот вопрос остается дискуссионным и нуждается в глубоком научном исследовании.
Существует ошибочное мнение, что езиды бывшие мусульмане, или мусульманская секта. Поклонение Солнцу и Огню у езидов давало основание многим ученым говорить о близости Зороастризма с Eзидизмом. На самом деле похожих элементов с Зороастризмом довольно много и сходство намного глубже. Детальное изучение источников и устных традиций этих двух религий позволяет говорить о том, что Eзидизм и Зороастризм не только близки, но и несомненно имеют общие истоки. Есть множество общих черт как в догматике двух религий, так и в обрядовой стороне: следы семи основных религиозных празднеств (вместе с Новым годом), существующих в Зороастризме, есть и в Eзидизме. Обряд инициации и отличительный знак в обеих религиозных системах также совпадают: у езидов белая нижняя рубашка с круглым воротом, именуемым в езидизме "Тока Эзид", и плетеный шнур из шерсти, в Зороастризме стахр пайсанха, или судра, и священный пояс авйанхана, или кусти.
Тем не менее, расхожее отождествление езидов с зороастрийцами не выдерживает никакой критики. Кроме прочего, прямо противоречат друг другу фундаментальные основы двух вероучений, поскольку Зороастризм построен на идее извечного антагонизма Добра и Зла (Ормазда и Аримана) и их непримиримой борьбы до победы Ормазда, при чём от адепта требуется последовательное участие в этой борьбе на стороне светлого начала.
В езидском вероучении на ряду с преимущественно курдской религией ахл-и Хакк ("люди Истины") явно просматриваются древнейшие культы, корни которых уходят в глубь тысячелетий. Корни Eзидизма очевидно следует искать в так называемой индоиранской религии, которая была выработана общими предками индийцев и иранцев прежде чем они разошлись. Религия йезидов – синкретическое смешение элементов Зороастризма, Манихейства, Иудаизма, несторианского Xристианства и Ислама, а так же различных гностических сект.
Вместе с тем, Езидизм изначально религия строго монотеистическая. Ряд исследователей пишут что богопознание в Eзидизме сложно для понимания, однако для езидов очевидно что Бог Творец мира и что у него есть несколько имен. Кроме того, они полагают, что Бог создал семь ангелов, которые и управляют миром. В зороастризме во главе с Ахура-Маздой они именуются Амеша-Спента, в езидизме их возглавляет Малаки Тавус ("Ангел/Царь Павлин"). Езидизм как религия отрицает любое зло со стороны Всевышнего и им созданных Архангелов. Все чувства так как и добро и зло идёт от человека.
С образом Малаки Тавуса связаны наиболее противоречивые сведения. Мусульмане традиционно считают езидов "дьяволопоклонниками" только на основе того, что они почитают Малаки Тауса. Неосведомленные авторы издавна называли его "олицетворением зла", а езидов считали в этой связи "поклонниками дьявола". Подобное утверждение - плод глубокого заблуждения, не имеющего ничего общего с представлениями самих езидов об этом архангеле.
Истинная сущность Малаки-Тавуса очень комплексна, сложна и зачастую противоречива. По мнению езидов, Бог изначально сотворил мир прекрасным, после чего Малаки Тавус предстал перед Богом и сказал, что невозможен свет без тьмы, день без ночи, и заставил ночь сменять день. "Немилость" Бога к Малаки Тавусу объясняется по-разному и имеет несколько истолкований. По одной версии он отошел от Бога из гордости, не желая поклониться созданному человеку. По основной версии неповиновение Малаки Тауса объясняется его особой преданностью Богу как своему Создателю. Согласно езидским представлениям, он отказался поклониться Адаму поскольку его Творцом является Господь, и он поклоняется только Ему и никому больше.
Изображение главного езидского божества в виде павлина, скорее всего, следует объяснять суфийским влиянием. Как было отмечено, в суфийской идеологии эта птица символизирует мудрость и величие. И тем не менее, система религиозных верований в павлина, хотя и величественного, но проклятого богом и имеющего непосредственную связь с сатаной существа особенно в мусульманском окружении создала предпосылки для того, чтобы считать езидского Малак-Тавуса воплощениям дьявола. Здесь, фактически, произошло слияние (контаминация) образов падшего ангела и павлина и создание нового образа падшего павлина-дьяволa. Следует также отметить, что отдельные элементы поклонения павлину, которые возникли скорее всего на Индийском полуострове, с далеких исторических времен были широко распространены также среди народов Ближнего и Среднего Востока, что нашло отражение в их верованиях, памятниках духовной и материальной культуры.
Малаки Тавус в системе культовых (обрядовых) предметов изображается как петух, вознесшийся на башню. Подобные медные статуэтки хранятся в Лалеше и каждый год давалы (один из младших чинов езидского духовенства) носят их по районам, населенным езидами. С помощью этого ритуала собираются пожертвования верующих в пользу духовного центра. Эти статуэтки называются Санджаки и хранятся в строжайшей тайне от представителей других религий. Ненависть к езидам выражалась в прошлом в многочисленых погромах, увенчавшихся геноцидом 1915-1918 гг. в Турции.
Как уже было отмечено, из-за всей этой гностической путаницы, щедро замещанной на индоиранских религиозных представлениях, христианстве и иудаизме, некоторые считают Малаки Тауса падшим ангелом и отождествляют с Сатаной-Шайтаном христиан и мусульман, отчего у окружaющих народов возникло представление о езидах как о «чертопоклонниках». Однако езиды верят, что в конце времен Бог помирится с "падшим ангелом". Поэтому религия езидов строжайше запрещет проклинать Сатану, этим езиды и навлекали на себя ненависть окружающих народов, при том что сами езиды традиционно лояльны ко всем религиям.
Определяющим для Eзидизма фактором в приспособлении его к новым историческим условиям оказалась личность Шейха Ади, воззрения которого сыграли важнейшую роль в реформировании Eзидизма, оставив глубокий след в этой религии. Шейх Ади, к личности которого неоднозначно относятся иногда даже сами езиды, занимает важное место в религиозной традиции. Езидский подвижник, полное имя которого Шараф ад-Дин Абу л-Фадаил Ади б.Мусафир б. Исмаил б.Муса б.Марван б. ал-Хасан б.Марван, родился где-то между 1073 и 1078 гг. в области Баальбек, в долине Бекаа (нынешняя территория Ливана).
Его потомками считаются миры (эмиры, верховные лидеры) езидов, включая ныне живущего — Мир Тахсин Бега. Обыкновенно считается, что шейх Ади поселился в заброшенном христианском монастыре Лалеш и создал учение, из которого и возник нынешний Eзидизм в его современной форме.
Лалеш является центром культовых и обрядовых ритуалов местом паломничества всех езидов. Ряд авторов пишут, что Шейх Ади поселился в развалинах христианского монастыря, однако интерьер, равно как и внешний вид храма, как отмечают многие, не содержит элементов, присущих христианским монастырям. Согласно езидской мифологии Лалеш был воздвигнут на том месте где Господь впервые создал земную твердь. Поскольку Лалеш считается у езидов священным, к нему отправляются люди не только в паломничество, но и чтобы излечиться от различных недугов. С первого взгляда строения йезидского святилища напоминают костры, языки пламени.
Езидизм немиссионерская религия, более того, не допускается принятия ее иноверцем, человеком вне общины. Езидами не считаются так же и дети из смешанных браков рождённые от родителей разных национальностей и вероисповеданий. Езидами считается тот кто рождён от матери и от отца исповедующих Езидизм. Чистота крови главное требование религии. Все езидское общество основано на кастово-теократическом делении, где каждый езид уже рождается в определенной касте, поскольку категорически запрещены и браки между существующими тремя кастами езидов. Главной отличительной чертой Eзидизма, является то, что принять эту религию нельзя: езидом можно только родиться.
Духовный сан является наследственным, женщины лицо не закрывают. Синий цвет считается «запрещённым». Традиции передаются устно. Самый главный праздник – 10-ого августа, проходящий в деревне Баадри. Вся праздничная церемония происходит возле горящих огней». Eзидам также запрещено употреблять в слух имя, названия злого духа под разными именами. У езидов существуют некоторые пищевые табу, например, не позволяется употреблять в пищу рыбу, свинину, салат-латук, капусту и др.
Источники помимо моей собственной памяти:
http://bibliotekar.ru/mail/1.htm
http://blagoverie.org/articles/opinion/yezids.phtml
www.ezdixane.ru
www.ezid.ru
http://en.wikipedia.org/wiki/Yazidi
Свежие комментарии