На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 450 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Во- ле- Виконт- предшественник Версаля

Парк Во-ле-Виконт – предшественник Версаля

Рубрика: Репортажи

 

Автор: Чечеватова Татьяна

биолог

Замок Во-ле-Виконт
Замок Во-ле-Виконт

 

Давно мы не брали в руки романов Дюма. Какие удивительные истории случались с его героями, из каких безвыходных ситуаций они выпутывались, а как прекрасны были дамы и мужественны кавалеры.

.. А эти замки, дворцы, парки... Прямо сейчас и попробуем заглянуть в блестящий XVII век. Уже замелькали знакомые имена: Людовик XIV, королева Анна Австрийская, кардинал Мазарини, Кольбер, д’Артаньян, Ленотр, Ватель, Мольер. Вот и новые лица, давайте знакомиться: Николя Фуке (1615-1680) – министр финансов и хозяин удивительного, потрясшего современников своей роскошью замка Во-ле-Виконт.

 

Портрет Николя Фуке
Портрет Николя Фуке

Небольшое поместье Фуке приобрел в 1641 г. из-за его выгодного положения: оно находится в 55 км от Парижа  на пути между двумя королевскими резиденциями - Венсеннским замком и Фонтенбло. Приобретение этих земель позволяло оставаться близко ко двору и оказывать услуги королю во время переезда из одной резиденции в другую. Тогда и зародилась у Фуке мечта: построить здесь замок красоты невиданной, чтобы принять в нем короля с истинно королевской роскошью так, чтобы запомнилось гостям на всю жизнь. Ему хотелось слить воедино природу, архитектуру и искусство и создать возле дворца парк с неожиданными перспективами, водными затеями и таинственными уголками.

 

Для этого нужно было радикально изменить ландшафт, снести 3 деревни и старый замок, разбить террасы на пересеченной местности, изменить русло реки и подвести воду к множеству искусственных водоемов и фонтанов. Работы по расчистке и осушению были начаты сразу после покупки земель в 1641 г. Над преобразованием ландшафта трудились 18 тысяч рабочих. Особенно интенсивно работы по созданию парка велись с 1656 по 1661 год.

 

Портрет Андрэ Ленотра
Портрет Андрэ Ленотра

Чтобы осуществить свою мечту, Фуке привлек к строительству самых талантливых и уже заслуживших признание современников: архитектора Луи Лево, художника-декоратора Лебрена и строителя парков Ленотра. Основная ответственность легла на плечи Ленотра, которому было поручено создание единого ансамбля, включающего все строения усадьбы. Фуке предоставил мастеру полную свободу и необъятную территорию, позволив ему проявить всю силу своего гения. Ленотр приступил к работам в Во в 1653 г., результатом стало рождение первого классического французского парка, в котором все спланировано и предусмотрено, от размеров каждого объекта до впечатления, которое он должен произвести. Природа здесь - лишь материал для фантазии художника.

 

Согласно плану, русло реки Анкей было повернуто на 45 градусов и убрано в трубы, вырыт канал и резервуар объемом свыше 2000 куб.м, дабы обеспечить водой все водоемы и фонтаны будущего парка.

 

Искусство Ленотра уникально: он вписывает архитектурные сооружения в план паркового ансамбля так филигранно, что невозможно уже изъять ни одной составляющей. Главная планировочная ось пронизывает всю территорию усадьбы, систематизируя ее пространство. Она проходит через центр парадного двора и Овальный зал дворца, продолжается центральной и Водной аллеей в парке и завершается сейчас у подножия статуи Геркулеса, которая замыкает перспективу. В более поздних работах Ленотр будет оставлять перспективу открытой, уходящей в бесконечность. По первоначальному плану главная ось начиналась и заканчивалась трехлучием дорог, расходящихся под углом 60 градусов в стороны соседних населенных пунктов. Этот элемент будет неоднократно повторен в дальнейшем, в частности в Версале, подчеркивая важность места, куда стекаются все дороги.

 

Во-ле-Виконт. План А. Ленотра
Во-ле-Виконт. План А. Ленотра
Во-ле-Виконт. План восстановленной усадьбы
Во-ле-Виконт. План восстановленной усадьбы

 

Главную ось пересекают 3 перпендикулярных ей оси, расчленяющих все пространство на 4 части. Первая поперечная ось проходит через анфилады парадных залов первого этажа дворца, отрезая северную часть с трехлучием подъездных дорог, парадным двором, дворцом  и службами от парковой зоны. Вторая поперечная ось  разграничивает первую и вторую террасу партера аллеей. Третья ось проходит по каналу и сама служит водным партером, отделяя вторую террасу от завершающего аккорда ансамбля - Грота Речных Богов и холма со статуей Геркулеса.

 

Небывалый размах строительства вызвал зависть и пересуды при дворе. Секретарь короля Кольбер исподволь внушал молодому Людовику XIV, что дворец строится на краденые казенные деньги. Расположение короля Фуке собирался вернуть, организовав для него праздник по случаю завершения строительства дворца. 17 августа 1661 г. министр пригласил Людовика XIV вместе со всем двором на праздник в свой новый сказочный замок, не имевший себе равных в то время. Фуке так хотелось сделать праздник незабываемым, волшебным, неповторимым. И на свою беду, ему это удалось. Тщеславие министра победило доводы рассудка и друзей, твердивших об осторожности.

 

Небывалая роскошь приема настолько возмутила Людовика XIV, что вскоре последовал приказ об аресте Фуке и возбуждение дела о казнокрадстве и измене. Арест и строго изолированное содержание задержанного были поручены лично д’Артаньяну, самому настоящему реальному графу Шарлю Ожье де Бац де Кастельмор д’Артаньян. Фуке был осужден на пожизненное заключение в одиночной камере в крепости Пиньероль. Все 3 года с момента ареста и до того, как за Фуке захлопнулась навсегда дверь камеры в Пиньероле, д’Артаньян был неразлучен с подсудимым. Предписанная строгая изоляция заключенного была настолько жесткой, что Фуке стал одним из кандидатов на роль загадочной личности в железной маске.

 

После ареста хозяина усадьба была реквизирована, все ценные вещи – гобелены, мебель, посуда, скульптура и все апельсиновые деревья - вывезены в Лувр, откуда позже переправлены в Версаль.

 

Судьба усадьбы после ареста хозяина складывается драматично: через 12 лет мадам Фуке получила опустевший дворец обратно. С 1705 по 1875  усадьба переходит из рук в руки, чудом уцелев во время Французской революции 1789 г. и приходя понемногу в запустение. В 1875 г. крупный промышленник-сахарозаводчик и меценат Альфред Сомье выкупает имение и посвящает всю свою дальнейшую жизнь и средства его восстановлению. Руководит работами архитектор Габриэль Десталье. В процессе восстановления усадьбы рисунки Израэля Сильвестра, сделанные в 1660 г., служат ему первичным источником о садах Во. 

 

Израэль Сильвестр. Вид сада от дворца. (В центре – партер-бродери, справа – партер Корона, слева – цветочный партер).
Израэль Сильвестр. Вид сада от дворца. (В центре – партер-бродери, справа – партер Корона, слева – цветочный партер).

 

Собирая антикварную мебель, воссоздавая интерьеры дворца и регулярный парк, Сомье хотел вернуть усадьбе блеск XVII века, свято веря, что современные достижения лишь испортят ее. Он так боялся пожара, что до 1900 г. использовал лишь свечное освещение, как в старину. Друзья с трудом убедили хозяина в безопасности электричества. Может быть, с тех пор и повелось проводить с мая по октябрь по субботам «Вечер при свечах», когда дворец и парк освещаются 2000 свечей и плошками с маслом, воссоздавая атмосферу XVII века. Зрелище восхитительное, жаль только, что при таком освещении невозможно разглядеть и сфотографировать все прелести интерьера и парка. Вечер при свечах заканчивается фейерверком из золотых и серебряных огней на фоне ночного неба.

 

Во-ле-Виконт. Вечер при свечах
Во-ле-Виконт. Вечер при свечах

 

С 1965 г. Во-ле-Виконт получил статус государственного исторического заповедника, хотя он и сейчас является частной собственностью наследника Сомье – графа Патрика де Вогюэ.

 

Пора и нам поближе посмотреть на чудо XVII века – первый классический французский парк.

 

Дорога, ведущая к воротам дворца, выглядит очень романтично: это довольно узкая для двустороннего движения машин аллея из могучих платанов, по которой, как кажется, должны двигаться лишь кареты и кавалькады всадников. Раньше к воротам усадьбы сходились 3 одинаковые дороги, образуя радиальное трехлучие. Наконец перед нами ограда Во-ле-Виконта, за которой виден дворец. Решетка, оставляющая открытым вид на дворец, была новшеством в XVII веке по сравнению с глухими воротами и высокими каменными оградами феодальных замков. 

 

Во-ле-Виконт. Ворота усадьбы
Во-ле-Виконт. Ворота усадьбы

 

Прямо за воротами нас ждет огромный двор, разделенный дорожками на 4 зеленых квадрата газонов. С двух сторон двор ограничен кирпичными стенами хозяйственных служб. Справа от нас – конюшни, здесь и сейчас размещается музей исторических экипажей, слева среди прочих строений – оранжереи и церковь.

 

Во-ле-Виконт. Службы  со зданием оранжереи
Во-ле-Виконт. Службы со зданием оранжереи

 

Здания служб построены из красного кирпича, с отделкой из белого камня в традиционном для Франции стиле, на их фоне дворец из белого камня празднично выделяется на фоне земли и неба.

 

Он возвышается на искусственном насыпном островке, окруженном широким рвом с водой, через который перекинут мостик. Ров выполняет чисто декоративную функцию, переходим его по каменному мосту, пересекаем парадный двор, поднимаемся по лестнице к дверям и с удивлением видим, что дворец просматривается насквозь: через окна нижнего этажа виден парк, раскинувшийся за залами дворца.

 

Во-ле-Виконт. Ров вокруг дворца
Во-ле-Виконт. Ров вокруг дворца

 

Во-ле-Виконт удивляет посетителей и сейчас, каково же было изумление гостей Фуке в XVII веке?! Для придворных здесь все было необычно и ново: белокаменные стены дворца, отсутствие глухой ограды вокруг него, отсутствие парадной лестницы, занимающей весь вестибюль, огромный овальный зал, откуда виден весь партер, использование зеркал для имитации оконных проемов и полный неожиданных впечатлений парк. Исчезла замкнутость пространства, характерная для феодальных замков, где все было направлено на оборону и неприступность, в Во царит миролюбие, радость жизни и открытость.

 

К XX веку площадь усадьбы существенно сократилась. За пределами заповедника оказались радиальные трехлучия дорог и леса, примыкавшие к боскетам. Ленотр блестяще справился с рельефными изменениями на огромном пространстве, проложив главную планировочную ось с севера на юг, собирающую воедино все части парка при прохождении через всю усадьбу. В вестибюле дворца вам предложат купить билет на балкон, находящийся на крыше. Отсюда открывается  волшебный вид на весь партер, длина которого от дворца до статуи Геракла составляет 1200 м.

 

Макет парка  Во-ле-Виконт
Макет парка Во-ле-Виконт
Во-ле-Виконт. Вид партера с балкона дворца
Во-ле-Виконт. Вид партера с балкона дворца

 

Во-ле-Виконт. Партер-бродери
Во-ле-Виконт. Партер-бродери

С высоты план оживет и предстанет во всей красе. Выйдя из дворца на первую, самую высокую парковую террасу, мы видим у подножия лестницы два симметричных партера-бродери (фр. broderie – вышивка, узор, шитье). Затейливые живые арабески из зеленых кустиков аккуратно подстриженного самшита ярко выделяются на фоне крошки красного кирпича и черного антрацита, которыми засыпана площадь партера между посадками. Бродери были полностью утрачены и воссозданы по гравюрам Сильвестра и рисункам Ленотра в 1923 г. А. Дюшеном.

 

В левом углу террасы находится боскет «Корона». Существовавшая здесь низина была преобразована Ленотром в боскет. Это один из характерных для работ мастера боулингрин – заниженный участок партера, состоящий исключительно из зеленых стен кустарника и газона. На фоне зелени контрастно выделяется фонтан с позолоченной короной. Работающими фонтаны и каскады можно увидеть во вторую и последнюю субботу каждого месяца с марта по октябрь с 15.00 до 18.00.

 

Правый угол террасы занимает цветочный партер. Место фонтанов здесь пока указывают вазы с цветами. Такие партеры – вершина мастерства ландшафтного дизайна, ведь они должны сохранять свой праздничный цветущий вид постоянно. Это требует продуманной программы высадки последовательно зацветающих и сочетающихся по высоте и цвету растений, а также постоянного тщательного ухода.

 

Во-ле-Виконт. Боскет Корона
Во-ле-Виконт. Боскет Корона
Во-ле-Виконт. Цветочный партер
Во-ле-Виконт. Цветочный партер

 

Боскеты, окантованные зелеными стенами из гладко стриженых деревьев и кустарников, образуют ряд залов под открытым небом. Они служат стенами и фоном фрагментам партера. Как мебель расставляют в залах и комнатах, так во французском регулярном парке расставляют скульптуру и высаживают декоративно подстриженные кусты и деревья – топиари. Они  обозначают вход в боскеты, отделяя их один от другого, или зонируют пространство партера. Их положение и форма хорошо продуманы и не случайны.

 

Правее цветочного партера в боскете за легкой кованой решеткой ворот находится огород. Хозяину было, чем тут похвастать перед вездесущими гостями. Блестящий садовник Лакентини впервые использовал здесь теплицы для раннего выращивания фруктов и овощей к праздничному столу. Позже вместе с талантливыми создателями дворцово-паркового ансамбля Лакентини будет приглашен королем в Версаль, где он создаст уникальный Королевский огород.

 

Вторая парковая терраса находится на несколько ступеней ниже первой и имеет небольшой наклон. Секрет гармонии общего вида партеров кроется в укрупнении деталей и увеличении площадей по мере удаления объектов от дворца.

 

Во-ле-Виконт. Скульптурная группа на границе первой и второй террас
Во-ле-Виконт. Скульптурная группа на границе первой и второй террас

 

Границу террас сейчас охраняют львы и тигры работы скульптора Ж. Гарде (1863-1939).Поперечная аллея у ног этих величественных хищников и является второй поперечной планировочной осью. Она проходит через Круглый пруд и упирается в Водяную решетку, которую уравновешивает решетка ворот огорода на другом конце оси. Водяная решетка представляет собой фонтан из ряда одинаковых вертикальных струй между двумя термами, украшенными лицами, олицетворяющими четыре времени жизни человека. В XVII веке по бокам терм стояли две человеческие фигуры, а не скульптуры собак, как сейчас. Водяная решетка приподнята над уровнем террасы и очень напоминает театральную сцену с кулисами. Роль кулис выполняют ступени с аналогичными фонтанами из небольших струй. Именно эта площадка послужила сценой Мольеру для спектакля «Докучные», сыгранного 17 августа 1661 г.

 

Во-ле-Виконт. Гравюра с видом Водяной решетки в XVII в.
Во-ле-Виконт. Гравюра с видом Водяной решетки в XVII в.

 

В день праздника придворные были потрясены сплошной блистающей завесой из струй фонтанов в Водяной Решетке. Сейчас на «мольеровской сцене» находится кафе «Сон Во», одноименное с названием стихотворения Лафонтена. Шезлонги, классическая музыка и шампанское позволят вам расслабиться и помечтать. Оно открыто во время проведения вечеров при свечах с 17.00 до 23.00. В остальное время оно обнаруживает себя лишь рядом закрытых зонтиков между двумя линиями фонтанов.

 

Главная ось на второй террасе прочерчена Водной аллеей, начинающейся сразу за Круглым прудом, окруженным итальянской скульптурой XVII века. Пруд является точкой пересечения планировочных осей.

 

При работе фонтанов над Водной аллеей висела взвесь брызг, их радужный ореол подчеркивал направление оси. Нам не удастся полюбоваться таким эффектным зрелищем, Водная аллея еще не восстановлена. По сторонам от этой аллеи находятся симметричные Бассейны Тритонов, украшенные скульптурами трубящих в раковины Тритонов в окружении шаловливых малышей-путти и наяд. 

 

Во-ле-Виконт. Водяная решетка сейчас
Во-ле-Виконт. Водяная решетка сейчас
Во-ле-Виконт. Бассейн Тритона
Во-ле-Виконт. Бассейн Тритона

 

Парк спроектирован Ленотром так, что из любой точки партера мы видим дворец как центр композиции. /2 фото/ Кроме того, каждый уголок мог служить декорацией для любого шоу. Эту особенность охотно используют современные кинорежиссеры, снимая исторические фильмы в Во. Здесь были сняты «Лунный странник» 1979г, «Человек в железной маске» 1989 г., «Дочь д’Артаньяна» 1994г., «Ватель» 2000г.

 

Воде Ленотр уделял огромное внимание. В его парках вода всегда присутствует во всем своем разнообразии. Она то рвется в небо из фонтана, переливаясь всеми гранями бриллиантовых струй, то шумит мощным водопадом, то лежит безмолвным зеркалом, то журчит ласковым ручейком.

 

Он мастерски сочетает различные элементы ландшафта, даря зрителям быструю смену впечатлений. В конце Водной аллеи Ленотр приготовил очередной сюрприз для зрителей: зеркало в виде огромного прямоугольного бассейна площадью 4000 кв. м.  В безветренную погоду в нем видно полное отражение дворца.

 

Справа от бассейна Зеркало расположен грот Исповедальня. Его внутреннее пространство разбито арками на небольшие ниши, похожие на церковные исповедальни. Со смотровой площадки над гротом открывается великолепная панорама парка.

 

Во-ле-Виконт. Грот Исповедальня
Во-ле-Виконт. Грот Исповедальня
Во-ле-Виконт. Грот Речных Богов и бассейн Зеркало
Во-ле-Виконт. Грот Речных Богов и бассейн Зеркало

 

От самого дворца мы заметили, что главная ось упирается в массивный Грот Речных Богов. Строение Грота окантовано с обеих сторон лестницей, восходящей на зеленый холм. Подойдя вплотную к краю террасы, мы обнаруживаем, что дорога вдруг обрывается, земля уходит из-под ног, и мы стоим на высокой подпорной стене, украшенной Каскадом и скульптурными группами детей с гиппокампами. Неожиданность эффекта обеспечивает большой перепад высот. Со стены Каскада открывается прекрасный вид на холм с Геркулесом и пройденный нами партер, а внизу у наших ног лежит еще один, на этот раз водный партер, находящийся примерно на 4 м ниже второй террасы. Его главными элементами являются вода и скульптура.

 

Во-ле-Виконт. Каскад на подпорной стене
Во-ле-Виконт. Каскад на подпорной стене

 

Согласно плану Ленотра, в глубокой лощине, по дну которой струилась речка Анкей, разместился водный партер. Русло было развернуто и преобразовано в Канал длиной 1000 м и шириной 40 м, который и стал третьей поперечной осью в его плане. Спускаемся по крутой лестнице в Водный партер, оставляя наверху всю суету и шум многолюдного праздника, здесь нас обступает тишина, покой и умиротворяющий плеск струй. У подножия Каскада лежит обширная площадка, засыпанная белой крошкой известняка.

 

Вода отрезает дальнейший путь по центральной оси парка и, чтобы дойти до подножия статуи Геркулеса, нужно обогнуть канал, завершающийся на востоке огромной круглой чашей,  которую окрестили Сковородой за ее форму, или переплыть канал на лодке. На старинных гравюрах видны плавающие по каналу лодки, которые разворачивались в этом пруду. Во время королевского приема лодки для катания гостей  были оформлены в виде огромных лебедей.

 

Противоположный берег Канала украшен Гротом Речных Богов, напротив которого Канал расширяется, словно желая ласково лечь у ног своих повелителей. Речные боги, высеченные по рисункам Н. Пуссена в XVII веке, задумчиво смотрят на свое отражениеСкульптура Тибра находится в левой нише Грота, а Анкея – в правой. Удивительное, настраивающее на философский лад зрелище представляют собой два Анкея: скульптурное олицетворение реки грустно смотрит на собственное отражение и, наверное, вспоминает праздник Фуке.Между нишами Грота находятся семь сводов с углублениями в рустованной стене и барельефами атлантов.

 

Во-ле-Виконт. Скульптура Анкея в Гроте
Во-ле-Виконт. Скульптура Анкея в Гроте

 

У подножия Грота Речных Богов в расширении канала раньше размещалась скульптурная группа со статуей Нептуна. Сейчас это место пустует. 

 

Во-ле-Виконт. Гравюра с видом Грота Речных Богов и скульптурной группой с Нептуном
Во-ле-Виконт. Гравюра с видом Грота Речных Богов и скульптурной группой с Нептуном

 

За Гротом Речных Богов на последней террасе парка, полого спускающейся к каналу, таился последний сюрприз Ленотра – бассейн Сноп. Это был апофеоз композиции: он находится выше Грота Речных Богов и доминировал над всем парком. Его название произошло от мощных струй фонтана высотой 3 м, вздымающихся вверх в виде снопа. На картине «Визит Марии Лещинской в Во в 1727 г.» мы видим имение во время правления Людовика XV. Здесь показаны все фонтаны в действии, на первом плане – фонтан Сноп и водопады Каскада.

 

Визит Марии Лещинской в Во в 1727 г.
Визит Марии Лещинской в Во в 1727 г.

 

Вот мы и добрались до могучей фигуры Геркулеса, в которую упирается главная планировочная ось усадьбы. Не будь скульптура столь атлетической, она, может быть, и не сдержала бы всей мощи центральной оси, упирающейся в грудь Геркулеса. До XIX в. перспектива главной оси оставалась открытой, как в последующих работах Ленотра, пока копия статуи Геркулеса работы Фарнезе не была возвращена на свое место.

 

Праздник в Во-ле-Виконте завершился фейерверком в иллюминированном парке, поставив завершающий восклицательный знак в конце этого незабываемого дня. Теперь мы видим, что у знаменитого версальского парка и проводимых там праздников Людовика XIV был достойный предшественник.

 

Впечатления от посещения Во не прошли даром для Людовика XIV: он заразился одной из самых разорительных болезней - манией строительства. Все создатели дворцово-паркового ансамбля в Во-ле-Виконте были приглашены королем для строительства королевской резиденции в Версале. Об отказе королю и подумать было невозможно, и уже спаянный коллектив мастеров, включавший Ленотра, Лебрена, Лево и Лакентини, приступил к работе над новым объектом, прославившим их имена на века.

 

Литература:

1. Абеляшева Г.В. «Фонтенбло, Во-ле-Виконт. Версаль» 1995, М., «Искусство», 256 с.

2. Sefrioui Anne «Vaux le Vicomte», Paris, «Editions Scala», 64 р.

Картина дня

наверх