Мид, Маргарет (1901—1978), видный американский этнограф. Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и современных обществах, детскую психологию с позиций т.н. этнопсихологической школы. Явилась первым этнографом, для которой мир детства стал основным предметом изучения.
Краткая биография: Родилась в квакерской и одновременно профессорской семье в Филадельфии. Отец — профессор Уортонской школы бизнеса знаменитого Пенсильванского университета, и мать — социолог, она работала с итальянскими иммигрантами. Один год Маргарет проучилась в университете Де По в Индиане, получила степень бакалавра в Колумбийсокм университете (1923); в 1924 г. защитила там же магистерскую диссертацию. На её научные взгляды оказали большое влияние крупнейшие этнологи и антропологи Рут Бенедикт и Франц Боас (Германия, потом США). В 1925 г. М. Мид отправилась на полевые исследования в Полинезию, на остров Самоа , где собрала огромный материал о процессе социализации - взрослении детей и подростков в самоанское общество.
После возвращения из Полинезии в 1926 г. она начала работать куратором в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке. В 1929 г.она защитила диссертацию в Колумбийском университете и получила степень доктора философии (PhD).
Мид трижды была замужем за различными антропологами. Сама она описывала любопытную историю рождения своего ребенка. Когда она вышла замуж впервые, врачи сказали ей, что детей у нее никогда не будет. Она сообщила об этом и своему второму мужу – все шло своим чередом. Но в 1939 г. она уехала в очередную экспедицию в Полинезию. Где к своему восторгу и одновременно ужасу обнаружила, что беременна… Все окончилось хорошо.
Краткая биография: Родилась в квакерской и одновременно профессорской семье в Филадельфии. Отец — профессор Уортонской школы бизнеса знаменитого Пенсильванского университета, и мать — социолог, она работала с итальянскими иммигрантами. Один год Маргарет проучилась в университете Де По в Индиане, получила степень бакалавра в Колумбийсокм университете (1923); в 1924 г. защитила там же магистерскую диссертацию. На её научные взгляды оказали большое влияние крупнейшие этнологи и антропологи Рут Бенедикт и Франц Боас (Германия, потом США). В 1925 г. М. Мид отправилась на полевые исследования в Полинезию, на остров Самоа , где собрала огромный материал о процессе социализации - взрослении детей и подростков в самоанское общество. После возвращения из Полинезии в 1926 г. она начала работать куратором в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке. В 1929 г.она защитила диссертацию в Колумбийском университете и получила степень доктора философии (PhD). Мид трижды была замужем за различными антропологами. Сама она описывала любопытную историю рождения своего ребенка. Когда она вышла замуж впервые, врачи сказали ей, что детей у нее никогда не будет. Она сообщила об этом и своему второму мужу – все шло своим чередом. Но в 1939 г. она уехала в очередную экспедицию в Полинезию. Где к своему восторгу и одновременно ужасу обнаружила, что беременна… Все окончилось хорошо. Мид и в дальнейшем собирала огромный материал о социализации детей в примитивных культурах, в частности, народов Океании. Тираж ее книги «Взросление самоа» превысил 2 млн. экземпляров. | |||
Она переведена на 17 языков и стала бестселлером. С именем М. связан ряд новых научных идей — о природе родительских чувств, соотношении материнских и отцовских ролей, происхождении мужских и женских инициации. Ни один этнограф в мире до нее не пользовался такой популярностью в мире. Различала в человеческой истории три типа культур с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями. Постфигуративные культуры — дети учатся у своих предков. Так, в патриархальном обществе, опирающемся на традицию и ее живых носителей, стариков, отношения возрастных групп жестко регламентированы, нововведения не одобряются, каждый знает свое место, господствуют чувства преемственности и верности традициям. Кофигуративные культуры — дети и взрослые учатся у равных, т.е. у своих сверстников. Влияние старших падает, а сверстников растет. Расширенная семья заменяется нуклеарной, поколеблена незыблемость традиций. Повышается значение юношеских групп, возникает особая молодежная субкультура. Термин «кофигуративный» (приставка «ко» обозначает вместе, сообща) отражает факт сотворчества учителя и учеников. Префигуративные культуры — взрослые учатся у своих детей. Такие культуры возникли с середины XX столетия и объединены электронной коммуникативной сетью. Они определяют новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим. Темп обновления знаний настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старики. Обостряются межпоколенные конфликты, молодежная культура перерастает в контркультуру. Постфигуративные культуры ориентированы на прошлое, и для них характерен очень медленный, черепаший прогресс. Кофигуративные культуры ориентированы на настоящее и умеренный темп прогресса, а Префигуративные — на будущее и ускоренное движение. М. называли «прижизненным классиком», внесшим выдающийся вклад в понимание человеческой культуры и проблем социализации. Поездка на Самоа.
См. также статью из энциклопедического словаря Хоруженко. Фрагмент из книги Маргарет Мид «Культура и мир детства»:
|
Свежие комментарии