Эпоха, стиль, направление - империя Сефевидов, империя Тимуридов, мавританское искусство, Османская империя, халифат Аббасидов, халифат Омейядов
Аравия в древности была частью мира, о котором рассказывает Библия — священная книга иудеев и христиан. Аравийцы, которые в основном были семитами, говорили на языках, близких и понятных народам Палестины и Сирии, и издавна поддерживали с ними торговые и культурные связи.
Среди аравийцев долгое время существовали первобытные верования — обожествление небесных светил, камней, источников, деревьев. Сама природа Аравии — необъятные безжизненные пустыни и животворящие цветущие долины, палящий зной днем и нестерпимый холод ночью, внезапно налетающие бури, миражи и коварные песчаные бездны, способные поглотить целые караваны, — порождала поверья о злых и добрых духах (джиннах). Эти представления прочно вошли в мир арабских сказок.В первой трети VII в. в городе Мекке, расположенном на западе Аравийского полуострова (ныне Саудовская Аравия) возникла новая религия — ислам. Основатель ислама Мухаммад (ок. 570—632), выходец из мекканской купеческой среды, осознал себя пророком в сорокалетнем возрасте. Воспринятые им божественные откровения он передавал в своих проповедях, которые позднее были записаны и составили Священную книгу мусульман — Коран. Самые ранние рукописи Корана предположительно восходят к рубежу VII—VIII вв. Коран включает 114 глав (сур). Каждая сура (арабск. «ряд», «ранг») состоит из аятов (арабск. «знак», «чудо») — меньших отрывков, которые европейцы обычно называют стихами. Коран — это универсальная энциклопедия мусульман, содержащая сведения по мусульманской мифологии и священной истории, свод правил поведения в семье и общине, основы мусульманского законодательства, философии и эстетики. Вместе с тем Коран является поистине замечательным произведением литературы Востока, эталоном классического арабского языка.
Ислам означает веру в единого и единственного Бога — Аллаха, ниспославшего людям через своего пророка Мухаммада Священное Слово. С утверждением новой религии Мекка стала священным городом мусульман. С древности это была заповедная территория, где запрещалось охотиться, заниматься земледелием, проливать кровь. Вероятно, Мекка выросла из караванной стоянки возле целебного источника Замзам. Около источника было построено небольшое святилище в виде прямоугольной каменной ограды — Кааба. В начале VII в. ее заново сложили из камня и дерева, слои которых чередовались. Здание девятиметровой высоты с плоской крышей, поддерживаемой шестью деревянными столбами, оштукатурили внутри и украсили росписями. С 624 г. Кааба стала священным центром ислама и киблой — священным ориентиром: мусульмане молятся, обращаясь в ее сторону. В конце VII в., после пожара, Каабу вновь перестроили. Ныне святилище, стоящее в центре главной мечети города, представляет собой каменный куб высотой пятнадцать метров со сторонами десять и двенадцать метров, ориентированный углами по сторонам света. В восточный угол на высоте полутора метров вмонтирован священный «черный камень»; он состоит из трех оправленных в серебро кусков, предположительно метеоритов. Каждый год Каабу драпируют новой кисвой — черной тканью с вышитыми золотом и серебром сурами (главами) Корана.
Каждый мусульманин обязан признавать единственность Аллаха и пророческую миссию Мухаммада; пять раз в день исполнять обряд молитвы; добровольно отдавать часть своих доходов в пользу бедных; соблюдать пост в священный месяц мусульманского календаря — рамадан; хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, к главной святыне ислама — Каабе.
Ислам не только религия. Это система взаимоотношений человека и общества, определяющая образ жизни мусульманина. Источником для решения возникающих жизненных проблем наряду с Кораном для мусульман является сунна (арабск. «пример») посланника Аллаха — Священное предание, содержащее хадисы (рассказы) о поступках и высказывания пророка Мухаммада.
Не признавая посредничества между Богом и человеком, ислам не создал организации типа Церкви. Главой ислама является имам, что по-арабски означает «человек, стоящий впереди». В прямом смысле это тот, кто стоит впереди молящихся и руководит коллективной молитвой.
Мусульманская община, созданная Мухаммадом, быстро развивалась и во второй половине VII в. превратилась в сильное государство, глава которого — халиф — одновременно был его духовным и политическим правителем. После смерти Мухаммада пришедшие ему на смену четыре «праведных халифа», а затем их преемники сумели сосредоточить в своих руках огромную власть и создать небывалых размеров державу — Арабский халифат. В VIII в., когда Халифат был в зените могущества, его владения простирались от Атлантического океана на западе до берегов Инда и Сыр-Дарьи на востоке. Постепенно ислам распространился среди народов, подчиненных власти халифа. Язык Корана — арабский — стал языком государственной администрации и межнационального общения. Коран и хадисы составили основу мусульманского образа жизни и государственного управления.
Ислам, считавший знание одним из необходимых условий истинной веры, поощрял развитие науки, а вместе с тем и искусства, которое считалось видом знания. В VIII—XIII вв. на арабский язык были переведены многие сочинения греческих, римских и византийских авторов. Таким образом, достижения античной научной и философской были стали достоянием культуры Халифата, а затем, через арабские источники, распространились и в средневековой Европе.
Ислам и изобразительное искусство
В отличие от христианства, ислам никогда не допускал возможности внешнего сходства Бога с человеком или каким-либо другим земным существом, поэтому изобразительное искусство оказалось исключенным из религиозной жизни мусульманина, оставаясь достоянием светской культуры. Хотя Коран напрямую не запрещал изображать людей и животных, в хадисах говорилось, что Мухаммад порицал подобные вещи. Придавая изображению реальную форму, человек тем самым как бы оспаривал у Бога его исключительное право на творчество, нарушая главнейшее положение ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха…» Художник, не смея уподоблять свои изображения Божьим творениям, не стремился воспроизводить земную реальность. Мусульманин воспринимал земной мир как иллюзию мира подлинного, сокрытого от глаз смертных. Этот совершенный мир истинной красоты следовало постигать умозрительно, разумом, через цепь отвлеченных понятий и ассоциаций, вызываемых чтением Корана, произнесением молитв, начертанием и созерцанием священных надписей с цитатами из Корана, хадисами, именами Аллаха, Мухаммада и праведных халифов. Не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или графического символа, стало главным носителем религиозной идеи ислама. Священное слово Корана, начертанное на входах-порталах и стенах зданий, написанное на переплетах и страницах рукописей, включенное в узоры на тканях, коврах, изделиях из керамики, стекла или металла, вплетенное в орнаменты на фонтанах и надгробиях, сопровождало мусульманина всю жизнь. Это слово вмещало в себя целый мир духовных переживаний верующего, давало ему подлинное эстетическое наслаждение. Каллиграфия и орнамент — декоративные формы воплощения представлений о бесконечном многообразии и красоте сотворенного Аллахом мира — стали основой художественного творчества мусульман (Эпиграфический фриз из мечети Ибн-Тулуна в Каире).
В одном из хадисов Мухаммад говорит: «Письмо — половина знания». В средневековой культуре мусульманских стран степень овладения «красотой письма» (каллиграфией) стала показателем образованности, интеллектуального и духовного развития личности. В основе арабской каллиграфии лежит принцип подчинения написанного слова логике ясного, размеренного, ритмичного чтения Корана. Арабская каллиграфия знает огромное количество разных почерков. Ранний почерк — куфи, тяготевший к прямолинейным, геометризованным формам букв, господствовал вплоть до XII в. и был канонизирован как почерк, которым пишутся заглавия сур Корана. В конце VIII—IX вв. среди переписчиков книг приобрел популярность почерк насх («переписка»). Позднее он вошел в число шести стилей классического арабского письма, наряду с другими пятью почерками. Мухаккак («правильный») отличался выразительностью четких букв, а райхани («базиликовый») — изысканностью, которую сравнивали с нежным ароматом цветущего базилика. У торжественного сульса («одна треть») криволинейные и прямолинейные элементы соотносились в пропорции 1:3. Тауки («указ») был более убористым, а рика — самым скорописным из всех почерков. В основе шести стилей письма лежала система «уставного письма» — хатт мансуб, изобретенная багдадским каллиграфом Ибн Муклой (886—940). Это система пропорций, определяющих соотношение вертикальных и горизонтальных элементов букв, а также количества букв в слове и строке. На основе классических арабских почерков персидские каллиграфы разработали новые стили — талик и насталик, которые, в свою очередь, дали жизнь множеству декоративных изысканных почерков. В Иране, Турции и Азербайджане в XV—XVII вв. распространился особый жанр каллиграфии — кита: миниатюрная картина, представляющая образец одного или нескольких почерков. Орудием письма служило тростниковое перо (калам), способ очинки которого зависел от выбранного стиля и традиций школы. Автор трактата XIV в. писал: «Калам очиняется косо, и знай: кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя…». Материалами для письма служили папирус, пергамент и бумага, производство которой было налажено в 60-е гг. VIII в. в Самарканде (Средняя Азия), а начиная с X в. — и в некоторых других городах мусульманского мира. Листы покрывали крахмальным клейстером и полировали хрустальным яйцом, что делало бумагу плотной и долговечной, а нанесенные цветными чернилами буквы и узоры — яркими и блестящими.
Свежие комментарии