На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Организация военного дела в Средние века.

 

Организация военного дела в средние века


Война - нормальное состояние Средневековья, но слабое развитие экономики, а потому  небольшое число тяжеловооружённых комбатантов (полное рыцарское вооружение стоило весьма дорого) приводило к тому, что войны были затяжными и сводились по большей части к разорению местностей противника либо к длительным осадам. Войны вообще, как правило, не давали решения тех спорных вопросов, из-за которых они начинались, и военная сила служила лишь одним из аргументов в переговорах. Большие битвы были весьма редки. Во время войн Карла Великого с саксами, длившихся более 30 лет(772-804 гг.), было всего два сражения, его походы в Италию (773 и 774 гг.) и на герцога Тассилона Баварского (778 г.) обошлись вообще без сражений.Крупные битвы рассматривались как «Божий суд», и потому поражение понималось как осуждение неправого и вело к прекращению войны. Отсутствие развитой технологии коммуникаций приводило к тому, что движения войск были,зачастую,беспорядочными, фронтов в современном смысле не существовало,пространство военных действий (отряды в походном марше, обоз,разведывательные группы, шайки мародеров, более или менее тайно сопровождавшие войско и т.п.)охватывало в ширину не более 20 км. От полководца требовалось более или менее удачно найти место для сражения и определить время его начала.На этом его стратегические и тактические возможности заканчивались. Впрочем, стремление соблюсти рыцарскую честь, желание дать противнику равные с собой возможности немало влияли на выбор времени и места битвы и её условия. Рыцарь при полном вооружении не имеет права отступать, встретившись с любым числом врагов, потому на рекогносцировку отправлялись без доспехов, дабы иметь возможность бежать, не нанося ущерба чести. Весьма благородным почиталось договориться с противником о времени и месте битвы, желательно на открытом поле, чтобы условия местности не давали никому преимущества, и исход сражения решали лишь сила и мужество. Претендент на кастильский престол Генрих (Энрике) Трастамарский в 1367 г. в борьбе со своим соперником, королем Петром(Педро,) Жестоким, сознательно пожертвовал выгодной позицией в горах,спустился в долину и проиграл битву при Нахере (Наваретте).

Осознанной стратегии и тактики в средние века не существовало. Писания на тему организации и тактики  имели малое отношение к действительности. Авторы либо точно пересказывают Вегеция,либо излагают нечто,абсолютно не имеющее отношения  вообще к реальности. В составленном около 1260 г.по приказу короля Кастилии Альфонса Х Мудрого «Трактате о войне» безо всякой иронии утверждается, что пехотинцам перед битвой следует связывать ноги,чтобы они не могли бежать с поля боя;тогда они, правда,окажутся не в состоянии преследовать противника, но этим лишь продемонстрируют презрение к нему. Воспитатель короля Франции Филиппа IV Красивого, ученик Фомы Аквинского, видный церковный деятель Эджидио Колонна в обращенном к его царственному ученику трактате «О принципах управления» (конец ХIII в.) всерьёз описывает «круглое» и «треугольное» построение легионов.Характерное для римского войска построение плотными группами снова возродилось лишь в Новое время. Варварские отряды сражались не строем, а ватагой. Неоднократно упоминаемое в средневековых источниках построение «клином», называемое также «кабаньей головой», «свиньей», восходит к варварским временам и не несёт в себе какого-либо тактического замысла: впереди отряда идёт вождь, чуть за ним - ближние соратники, далее - остальные воины. Появление тяжёлой кавалерии нисколько не меняет тактические принципы. Описание клинообразного строя рыцарей, едущих столь плотно, что, как говорилось в одной поэме, «подброшенная в воздух перчатка не могла упасть на землю», относится лишь к походному строю.

Поскольку битва есть «Божий суд» между 2 сюзеренами,именно они,в идеале, должны были сразиться перед строем,и исход поединка решал дело. В действительности поединки, часто провозглашаемые,почти никогда не имели место.Поединки же между воинами были нередки.Иногда сам бой заменялся чем-то вроде турнира: в 1351 г. близ г.Плоэрмель в Бретани сошедшиеся французский и английский отряды избрали из своей среды по 30 человек,схватка которых, происходившая по ужесточённым турнирным правилам, должна была заменить сражение; сражение получило название «Битва Тридцати».С переходом от рыцарских войн к государственным ценность подобной традиции подвергается сомнению, хотя сама она сохранялась до начала 17 в.Если верить тексту 12  в.,ещё последний англосаксонский король Англии Гарольд накануне роковой для саксов битвы при Гастингсе (1066 г.) отказал своему противнику герцогу Нормандскому Гийому Незаконнорожденному(вскоре ставшему королем Англии Вильгельмом Завоевателем) в решающем поединке, сказав, что судьбу страны нельзя ставить в зависимость от случайностей схватки 2 человек.В ХУв. французский предводитель отверг предложение английского главнокомандующего выделить по 12 человек от каждой армии, дабы их схватка решила вопрос о верховенстве, заявив: «Мы пришли, чтобы изгнать вас отсюда, и с нас довольно».Тогда же французский военачальник Жан де Бюэй запретил одному из своих подчинённых участвовать в поединке перед боем, добавив, что единоборец «чает нанести ущерб противнику, а именно отнять его честь, дабы приписать себе самому пустую славу, которая мало что стоит, а на деле пренебрегает службой королю и общественным благом (biеп public).

Битва начиналась с атаки тяжеловооружённых всадников, во время которой походный строй рассыпался, превращаясь в беспорядочную цепь конницы,скакавшей не очень быстрым аллюром; этой же атакой бой и заканчивался. Редко употреблявшийся резерв применялся для направления в наиболее опасные места боя, туда,где противник теснил особенно сильно, и почти никогда - для внезапной атаки с флангов или,тем более, для засады,ибо всё это считалось военной хитростью, недостойной рыцаря.

Управление боем было практически невозможным.Рыцарские доспехи включали глухой шлем, прорезь в котором(или в его забрале) давала очень малый обзор, его конструкция не позволяла поворачивать голову,так что рыцарь видел лишь того, кто находился перед ним, и бой превращался в серию поединков. Глухой шлем не давал возможности слышать команды,кавалерийская вольтижировка,т.е. обучение лошадей и всадников держать строй во время атаки, возникла лишь в Новое время. Кроме того,более чем затруднительно управлять варварским воином,в боевом экстазе, либо рыцарем, бьющимся за личную славу. Единственная команда, которую подаёт Роланд в «Песни о Роланде», - «Господа бароны, умерьте шаг!».

Каждый стремился первым сразиться с противником,не обращая внимания,что, подвергая себя,как и положено рыцарю, повышенной опасности, он ослаблял цепь всадников, насколько она могла существовать.Право начать битву было привилегией, впервые засвидетельствованной в Германии в 1075 Г.,где закреплялось за определённым родом, и в Святой Земле в эпоху Крестовых походов в 1119 Г.,под которым хронист упоминает особый отряд св.Петра,обладавший таким правом.

Рыцарское войско - совокупность индивидов, где каждый дал личную клятву верности военачальнику, а не спаянная дисциплиной структура.Цель рыцаря - индивидуальная схватка во имя чести и славы и для получения выкупа,а не победа своей армии.Рыцарь сражается без оглядки на сотоварищей и командира. В битве при Пуатье (1356 г.)два французских военачальника поспорили о праве начать битву и ринулись в атаку, не дожидаясь королевского приказа,без согласования с другими  и мешая друг другу. Контратака англичан привела к их отступлению, и они столкнулись с продолжающими наступать отрядами своего войска, что вызвало замешательство и панику,перешедшую в стремительное бегство,в том числе и тех, кто даже не вступил в бой. Иногда победители так увлекались грабежом вражеского обоза,что давали противнику уйти или перегруппироваться и напасть снова, нередко успешно.Попытки навязать хоть какую-нибудь дисциплину были малопродуктивны и заключались лишь в наказаниях за отдельные нарушения. Во времена Первого крестового похода вожди его приказали отрубать носы и уши тем,кто займется грабежом до конца сражения;перед упоминавшейся битвой при Бувине Филипп Август велел воздвигнуть виселицы для тех, кто станет хватать добычу из вражеского обоза прежде завершения боя.Даже в духовно-рыцарских орденах,члены которых должны были следовать монашеской дисциплине, одним из немногих военных запретов было запрещение в начале битвы пускать коней в галоп без приказа.

Битва завершалась бегством,что знаменовало разгром врага; долгое преследование было весьма редким,и символом победы являлась ночевка на месте сражения. Убитых, как правило, было немного.Тяжёлое вооружение хорошо защищало рыцаря, да и целью схватки было, как отмечалось, пленить врага,а не убить его. В битве при Бувине погибло всего два рыцаря, зато было захвачено в плен то ли 130, то ли 300 знатных пленников.

В кровопролитной битве при Креси(1346 г.) пало со стороны проигравших эту битву французов около 2000 рыцарей и около 30 тыс. пехоты. Впрочем, последним цифрам не стоит безоговорочно доверять, ибо авторы были склонны к  преувеличениям.Один из хронистов утверждал, что в битве при Гастингсе англичане выставили 1 млн.200 тыс.человек (в реальности это чуть меньше  населения Англии в то время), другой заявлял,что в битве при Грюнвальде (1410 г.) объединённое польско-литовское войско насчитывало 5 млн. 100 тыс. человек,а пало в этой битве всего с обеих сторон 630 тыс.На деле средневековые армии были весьма невелики потому, что невелико было число рыцарских ленов ввиду малой продуктивности сельского хозяйства.В битве при Гастингсе участвовало с нормандской стороны около 5 тыс.человек, в том числе около 2 тыс. рыцарей, войско Гарольда было малочисленнее. В битве при Бувине на стороне французов было примерно 1300 рыцарей, столько же легко- вооружённых конников и 4-6 тыс. пехотинцев. В битве при Креси у англичан было 4 тыс.рыцарей, 10 тыс. лучников И 18 тыс.пехотинцев, у французов - около 10 тыс. рыцарей,но пехоты, скорее всего, меньше, чем у англичан, и потому вышеприведенные цифры потерь французов выглядят сомнительно.

В описаниях битв более всего говорилось о рыцарях,хотя,как видно из подсчётов, в них участвовали другие комбатанты. Однако до конца Средневековья именно тяжеловооружённые конники составляли основу войска,именно они определяли характер сражения и лишь рьщарство считалось «сражающимся» сословием (bellatores). Среди бойцов были и легко-вооружённые всадники неблагородного происхождения, слуги рыцарей или неблагородные ленники (во Франции их называли сержантами) Считалось,что война есть занятие исключительно благородных, потому возможность вступить в бой с простолюдином с презрением отвергалась. Когда сержанты-ленники аббатства Сен-Дени начали битву при Бувине, их противники - фламандские рыцари - сочли это оскорблением и безжалостно убивали коней и всадников. Тяжёлое вооружение, как отмечалось, стоило дорого, потому сражающиеся нерыцари, не располагавшие достаточным доходом, были легко уязвимы в бою. Главным их оружием было оружие,поражающее издалека, - лук и (с 12 в.) арбалет.Применение такого оружия противоречило традициям единоборства и не употреблялось рыцарями. В 1139 г. лук и арбалет были вообще запрещены Церковью в сражениях между христианами - ещё один пример соединения христианской и рыцарской этики. Однако к концу 13 в. это оружие стало широко использоваться, особенно англичанами, которые пускали его в ход первоначально в войнах в Уэльсе и Шотландии, где холмистый или горный рельеф местности не оставлял места для крупных конных сражений.Спор между боевыми качествами лука и арбалета шёл на протяжении всего Средневековья (лук был более скорострельным,арбалет - дальнобойным) и не пришёл к разрешению. Во всяком случае, в битвах при Креси и Азенкуре (1415 г.)английские лучники доказали своё превосходство над французскими арбалетчиками, и именно мощный поток стрел англичан заставил в обеих битвах захлебнуться атаки французских рыцарей и дал возможность англичанам успешно контратаковать.

Стрелки сражались пешими,их кони являлись транспортным средством.Конные лучники, заимствованные с Востока в эпоху Крестовых походов,в Европе не привились. Пехотинцы,т.е. вооружённые нестрелковым оружием пешие воины, составляли основную часть войска до появления тяжёлой кавалерии в 8 в.
Пешие были слугами рыцарей,помогали им садиться на коня, если тех сбивали на землю, составляли охрану лагеря и обоза.Одной из форм участия пехоты было то, что пехотинцы заострёнными крюками стаскивали рыцарей с коней и убивали или пленяли их. Впервые подобное зафиксировано в 1126 г. в Палестине, но вскоре появилось и в Европе.Повествующий о битве при Бувине хронист, свидетель этого сражения, рассматривает применяемое при этом орудие - крюк - как «недостойное» и говорит,что оно может употребляться лишь сторонниками зла, приверженцами дьявола,ибо нарушает иерархию и позволяет простолюдину сбросить - вниз! - благородного всадника.Основной функцией пеших воинов  было создание ощетинившегося копьями, плотно сомкнутого, из рядов относительно широкого строя, иногда в форме квадрата,за которым или внутри которого могли скрываться от преследования отступающие рыцари.В битве при Леньяно в 1176 г. между войском императора Фридриха I Барбароссы, с одной стороны, и итальянскими рыцарями и ополчением североитальянских городов - с другой,миланские пехотинцы  после бегства своих всадников удерживали атаку немецких рыцарей, пока беглецы не перегруппировались, снова напали на немецких рыцарей и разбили их. До XIV в. всё же пехота исполняла лишь оборонные функции.

11 июня 1302 г.произошла первая в средние века битва, где основную роль сыграла атакующая пехота. Пешее ополчение фламандских городов -13 тыс. человек выиграло битву при Куртре у 5-7 тыс.французских рыцарей,стремительно напав на них,когда те переправлялись через ручей и взбирались на глинистый берег, - т.е.  с нарушением всех правил рыцарского боя.Однако двукратная попытка  фламандцев повторить подобный успех - в 1328 г. при Касселе и в 1382 г. при Роозебеке - оказалась неудачной,и рыцари одолели пехотинцев. Распространение пехоты в XIV-XV вв. объясняется упоминавшимся выше переходом от рыцарских войн к национально-государственным.Централизованному государству были необходимы значительные вооружённые силы, не чрезмерно дорогостоящие и более или менее управляемые. Пехота требовала меньших затрат,нежели конница,простолюдины  были более привычны к подчинению, нежели благородные, менее обуяны жаждой славы. Пешее войско могло сбиваться в плотные ряды, в нём легче было управлять массой людей,и это давало преимущество перед лучше вооружённой, но неуправляемой конницей, Рыцарское боевое (не турнирное) вооружение было, вопреки общему  мнению, не столь тяжёлым (12-16 кг; для сравнения: полная выкладка бойца современного спецназа - 24 кг), чтобы в нём нельзя было сражаться пешим. Впервые  рыцари сразились спешенными в битве англичан с шотландцами при Норталлертоне в 1.138 г.; рыцари-англичане отбили атаку своих северных соседей, но в контрнаступление не перешли. В битве при Креси английский король Эдуард III заставил своих рыцарей спешиться и распределил их среди лучников. Эта мера имела не столько тактическое, сколько психологическое значение. Пехотинцы боялись подпускать к себе близко конницу врага,ибо,столкнувшись с ней, не могли ни обороняться, ни бежать; разбитые же рыцари полагались на скорость своих коней, то есть благородные бросали простолюдинов на произвол судьбы. Разместив рыцарей между пешими стрелками, Эдуард III укрепил моральный фактор: считалось, что чувство чести не позволит рыцарям убежать и они будут помогать пехотинцам до конца; благородные поддерживали мужество простолюдинов, разделяя с ними все опасности. Таким образом, английский король впервые продемонстрировал единство войска, не делящегося на привилегированных и непривилегированных, но объединённого единой задачей победы и единой волей монарха.

Войско состояло из отрядов, приведённых непосредственными вассалами монарха, - такое войско называлось"бан";в исключительных случаях созывался арьер бан, включавший вассалов(арьер-вассалов).Кое-где,особенно в Англии,сохранялся принцип всеобщего ополчения,в силу которого каждый свободный, хотя бы и неблагородный, должен был, в соответствии со своим доходом, обладать определённым вооружением и являться на войну по призыву короля. Но на деле такое ополчение практически не использовалось, и участие в нём заменялось взносами в казну. С 8 в. основу войска составляли вассалы, но уже в конце 11 - начале 12 в. появляются наёмники. В соответствии с вассальным договором,ленники должны были служить сюзерену в походах лишь определённое число дней в году, и если 80 время военных действий срок истекал, то сюзерен должен был содержать вассала и оплачивать его военные услуги.Здесь уже заключался зародыш наёмничества, хотя воюющий вассал,в отличие от позднейшего наёмника,связанного контрактом, мог и не соглашаться на подобное продление службы.В 12 в.появляются наёмные отряды, формируемые своими командирами. Создание военной силы, напрямую подчинённой государю, вызывало недовольство влиятельных социальных групп, и, например, английская Великая хартия вольностей (1215 г.) запрещала наёмничество, но в целом подобное противодействие оказывалось безуспешным.Раннее (XII-XIII вв.)наёмничество не считалось постыдным,если,наёмник являлся лицом благородного происхождения. В нормы рыцарской чести вполне укладывалась, более того, считалась вполне почётной такая ситуация, при которой бедный рыцарь в поисках славы и пропитания поступал на службу к крупному сеньору.Оплата рассматривалась как дар господина своему соратнику,хотя с 1108 г. нам известны договоры о наёмничестве, где вознаграждение четко оговаривается. Осуждаемым ремесло наёмника становится лишь в позднее Средневековье, когда среди наёмников увеличивается число неблагородных, когда вообще граница между знатными и незнатными в войсках стирается. Люди, жившие исключительно войной, осуждались, ибо считалось, что их нравы весьма отличались от подлинно рыцарских. Битва Тридцати являлась столкновением наемных отрядов, но она проводилось по всем рыцарским правилам (вожди отрядов заявили, что будут биться во имя славы).Лучшим воином проигравшей английской стороны (избрание доблестнейших отдельно среди победителей и побеждённых было характерно для турниров) был объявлен простолюдин Крокар (это, возможно, даже не имя, а прозвище), бывший домашний слуга, и ему король Франции предлагал дворянство и знатную невесту,если тот оставит службу Англии.

Распространение в позднее Средневековье наёмничества объясняется их  независимостью от феодальной структуры. Что же касается нерыцарских нравов, то это вообще характерно для перехода от рыцарских войн к национально государственным, от феодальных междоусобиц к гражданским конфликтам, для периода смены ценностей и приоритетов. Надежной военной опорой монархов могла стать, однако,только профессиональная регулярная армия,где не предусматривался договор равных, как вассальный союз,либо контракт наёмника (в Италии наёмников именовали кондотьерами,от ит.condotta «договор») и подчинение командиру предполагалось уже самим фактом поступления на службу. Впервые такая армия возникла во Франции после того, как в 1439 г. Генерапьные штаты установили постоянный налог, предназначенный для  содержания такого войска. Это ВОЙСКО, созданное в 1445 Г., представляло собой тяжеловооружённую конницу, в основном из дворян, но это не было уже рыцарским войском. Воины этой армии назывались «жандармами» (фр. homme d'аrmes - «вооружённый человек», мн.ч. gens d armes- «вооружённый народ»).Формально не отменялись бан и арьер-бан, но они потеряли всякое значение.В 1448 г.дофин Людовик впервые попытался организовать в своем уделе нечто вроде системы рекрутского набора,а став в 1461г. королём Франции Людовиком XI, распространил ,этот принцип на всю страну. Призывалось по одному человеку на 80 семейств из неблагородных групп населения, в первую очередь крестьян. Обязательным их вооружением были сначала луки и стрелы, потом оно стало разнообразнее - пики,алебарды, огнестрельное оружие. Рекруты сохраняли название "вольные стрелки" по первоначальному оружию и ввиду того, что государство освободило их семьи от уплаты налогов.Боеспособной силы, однако,таким образом создать не удалось,и в 1480г. король их распустил.Настоящие армии из рекрутов возникли лишь в Hовoe время.

В Новое время также осуществилось современное членение  армии на соединения, части и подразделения -  равные по численности отряды солдат,возглавляемые офицерами, и на роды войск. В средневековье  роды войск - конники, стрелки - оказывались таковыми не по организационному,а по функциональному, на время похода ,принципу деления.Членение крупных отрядов на  подразделения - так называемые "копью"(Iances), приблизительно по 10 человек - произошло в ХIУв. в среде наёмников. Состав этих первоначальных «КОПИЙ» неизвестен, но можно предположить, что он не слишком отличался от состава  «копий» более поздних, создаваемых в постоянных войсках. Французские «жандармы» делились на роты, или «компании»,приблизительно по 60 человек, а те на 10 «копий» по 6 человек.В «копье» входили: 1 тяжеловооружённый конник, 1 легковооружённый, 3 стрелка, снабженные транспортными конями,паж.иногда,вместо одного из стрелков, слуга. В 1471 г. герцог Бургунский Карл Смелый предпринял, подобно своему сюзерену и главному противнику, королю Франции Людовику ХI, но менее удачно,чем тот, попытку создать постоянное войско. Оно было весьма небольшим,всего 1000 человек, делил ось на 4 «эскадры», «эскадра» на 4 «палаты», «палата» на 6 «копий» по 10 человек; кроме того, в каждой «эскадре» было одно дополнительное «копье» её командира.В состав  «копья» включались: 1 тяжеловооруженный конник, 1 легковооружённый, паж,слуга, 3 лучника, арбалетчик, аркебузир и пикинер.Следует отметить, однако, что «копье» не являлось воинским подразделением в современном смысле, а тяжеловооружённый конник не был его командиром, подобным современному офицеру. Ноmme d arme- это главный боец, а остальные члены «копья» - вспомогательные.

Отдельные части в позднее Средневековье составляла лишь орудийная прислуга. До Нового времени значение артиллерии было не слишком велико.Первое упоминание об употреблении пушек  относится к началу 14в: пушки выполняли роль осадных орудий при осаде кастильцами Гибралтара в 1308 г.

Существуют сведения о том,что в битве при Креси англичане использовали 6 пушек для залпа,что вызвало панику среди французов. Если это и правда, то воздействие было чисто психологическим,о погибших ничего не сообщается.Ручное огнестрельное оружие - аркебузы - впервые упоминается в 1347 г.,а к концу ХУв. оно получило  широкое распространение, однако, несмотря на свою относительную дальнобойность - 230-250 шагов против 110-135 у арбалета, применялось, в основном, осаждёнными при обороне крепостей, ибо данное оружие уступало арбалету в скорострельности и удобстве обращения.

Эффект от применения огнестрельного оружия был не столько тактическим или стратегическим, сколько социокультурным: как уже отмечалось, чтобы поразить врага, не требовалось ни мужества, ни силы, ни благородства, но лишь определённые профессиональные навыки. Потери от применения артиллерии были невелики: в осажденном в течение более полугода Орлеане в 1428-1429 гг. убитых и раненых ядрами было не более 50 человек из 5-6 тыс, гарнизона и около 30 тыс. населения города.Положение поменялось лишь на рубеже 15-16 вв. с появлением полевой артиллерии.Что же касается ручного огнестрельного оружия, то оно полностью вытеснило холодное - пику, штык. шпагу, саблю - лишь в ХХ веке.

Д.Э.Харитонович "Война в средние века" // ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА : Война как явление культуры


Картина дня

наверх