На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Сведения о булгарах (Помнить корни свои)

Вашему вниманию представлены списки некоторых сведений русских
ученых, писателей, философов и священнослужителей
о булгарах и Булгарские источники.

1. Русский историк Н. М. Карамзин (1766-1826г.г.) в своем труде «История государства Российского» С-Петербург, 1818 г. том 3 стр.172 пишет: «Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей».

2. П. В. Знаменский - профессор казанский священник и миссионер в книге «Казанские татары» г. Казань, 1910 г., стр. 8 : «Сами татары называют себя булгарами…».

3. Спасский Н. А (1846–1920 г.г.) - историк «Очерки по Родиноведению» Казань 1912 г., стр. 59 : «Казанские татары называют себя мусульманами, считая слово «татарин» - бранным, сами татары называют себя булгарами…».

4. Гумилев Л. Н.(1912-1992 г.г.) – советский и российский историк и писатель статья «Корни нашего родства». В газете « Известия 13.04.1988г. «…потомки этих булгар, составляющих значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «Татары», а их язык татарским. Хотя это не больше чем камуфляж».

5. В.И. Рогозин (1833-1901г.г.) историк, писатель «От Оки до Камы» исторический очерк о народах Средней Волги в журнале «Волга» том 3 С-Петербург1881г. Стр.194. : «….Татары не без гордости величают себя булгарлы.» [

6. Бегунов Ю. К (1932-2014г.г.) – профессор, академик Международной Славянской академии наук, в книге «Сокровища булгарского народа» Санкт-Петербург 2007г. Стр. 3. «Наша цель – сообщить общественности о серьезном многотысячелетнем вкладе Булгарского народа в историю мировой цивилизации и культуры. К сожалению, и в России и в Татарстане находятся «ученые», которые утверждают, что Булгарского народа нет. Этим они наносят вред и Татарстану и его великому народу. Булгарский народ был, есть и будет жить вечно!»

7. Егоров Е. Н. Составитель и редактор. «Из этнической истории Ульяновской области»
Ульяновск 1995г. Стр.17 : «Предки же современных поволжских татар в течение многих лет называли себя булгарлы».

8. В Большой энциклопедии (под ред. Южакова) изд. С-Петербург-1900 г., том. 16, стр.461 написано: «Волжские татары (булгарлыки) в Казанской, Симбирской, Самарской, Вятской, Уфимской губернии составляют выдающуюся массу населения … Исповедуют Ислам за который держатся очень стойко как главное объединяющее их начало».

9. П.И.Рычков.(1712-1777г.г.) – историк «Опыт Казанской истории древних и средних веков.» Санкт-Петербург., 1767г. Стр . 18-19. «Известный возмутитель Батырша, возмущая к бунту, в письме своём всех здешних магометан болгарским народом называл".

10. М.Г.Худяков (1894-1936 г.г.) историк и писатель . «Мусульманская культура в Среднем Поволжье». Казань, 1922. Стр. 15. «Масса современных казанских мусульман и в настоящее время не считает себя татарами, а зовет себя булгарами…".

11. В.В.Григорьев (1816-1881г.г.) - русский историк, востоковед «Волжские татары. Библиотека для чтения». 1836. Т.XIX. Отд. III. Стр. 24 : "Нынешние татары казанские и сибирские, разнося халаты по улицам русских городов, величают себя "булгарлык", "булгарством".

12. П.С. Савельев (1814-1859 г.г.) русский археолог, востоковед-арабист, нумизмат «Мухамеданская нумизматика в отношении к русской истории» г.Санкт-Петербург 1846 г. стр.523: « В настоящее время название булгар сохранилось на Волге лишь между мусульманами именно казанскими татарами…»

13. С.М. Шпилевский (1833-1907г.г.) историк, археолог «Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии» г. Казань 1887г. Стр.41 : «… эти называющие себя булгарами-татары …»

14. Н.И.Золотницкий (1829-1880г.г.). историк археолог «Лингвистическая заметка о названиях булгар, биляр и моркваши» Труды ИОАИЭ. Т.3. Казань, 1884. Стр. 33. -"Не могу… пропустить позднейшего известия Куника… что "Казанских татар и по сию пору в Средней Азии называют Болгарами".

15. Н.И.Воробьев (1894-1967г.г.) историк, этнограф «Казанские татары.»
Казань, 1953. Стр. 19: "… Казанские татары всегда относились к булгарам, как потомки к предкам, и булгарская старина считалась священной… На тесную связь современных казанских татар с булгарами указывают и те родословные, которые имеются во многих татарских семьях и которые чаще всего упираются в то или иное лицо — выходца из Булгара".

16. «История Казани.» Первая книга. Казань, 1988. стр. 40 : "Сами жители Казани и её края вплоть до Октябрьской революции не прекращали называть себя булгарами. О том, что казанское население называло себя булгарами, а не татарами ("булгарлык", "булгарство"), писали историк XVIII века П.И.Рычков, крупный тюрколог первой половины XIX века В.В.Григорьев, выдающиеся тюркологи В.В.Радлов, А.Н.Самойлович… учёные К.Насыри, Х.Атласи и многие другие".

17. А. Г. Кузьмин. Историк «Пропеллер пассионарности, или теория приватизации истории» журнал «Молодая гвардия». 1991. № 9. Стр.40: "…татары поволжские — потомки не татаро-монгол XIII века, а волжских булгар, подвергшихся в XIII веке такому же страшному разорению, как Русь, половцы, аланы и многие другие народы... Можно понять и потомков булгар или половцев, которые по ошибке мнят себя наследниками Чингисхана …"

18. Из книги Гримберг Ф.Л. Москва -1997г. «Рюриковичи или семисотлетие «вечных вопросов» стр. 89: «В 1552 году московская армия одерживает блестящую победу –взята Казань. Наконец-то завершилась многовековая борьба Рюриковичей с государством волжских болгар. Волга-московская река… Впоследствии историки будут создавать миф о покорении «Казанского ханства»-« последнего оплота татар-завоевателей.»

19. Из романа – хроники Мариэтты Шагинян «Семья Ульяновых» г. Москва 1958г. Стр. 60: «Ехать по Волге в медовый месяц было в те годы самым обычным делом но только весной когда высока вода и вниз к Тетюшам … подолгу останавливаясь на шумных заваленных всякой всячиной пристанях скупая у булгар нарядные красивые вышивки, полотнища ручных тканей… (Речь идет о свадебном путешествии И.Н.Ульянова и М.А. Ульяновой по Волге 1863 г.) Стр.64: « Ты заметила, сколько мы встретили разных народностей … чуваши, немцы, мордва, башкиры, булгары кого только мы с тобой не насмотрелись в дороге!» (Слова Ильи Николаевича Ульянова обращенные к Марии Александровне.)

20. Из Сборника великого туркменского поэта XVIII века Махтумкули.» Избранное» . Ашхабад 1979г. Перевод на русский язык. Отрывок из стихотворения «Хан джигитов» Cтр. 49:
«Шлет Абдулле письмо булгарский шах
Благословенье - праведный Аллах…»

21. Письмо Российской Академии Наук № 14100-1851/35 - 2001 г., - Отделения истории Российской Академии Наук утверждается: «…Волжские татары - потомки булгарских племен … с исторической точки зрения перемена наименования Вашего народа не вызывает возражений».

22. Русский историк С.М. Соловьев (1820-1879 г.г.) «Тысячелетняя Казань» Казань 2006г. Стр.6: «Издавна, когда русский славянин не начинал строить на Оке церквей христианских, не занимал еще этих мест во имя европейской гражданственности, болгарин уже слушал Коран на берегах Волги и Камы». И в самом деле, волжские болгары еще с IX-X веков чеканили серебряные монеты и закладывали новые города».

23. В энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А . Ефрона изд. С-Петербург- 1890- 1907г.г. том 67 стр.347 сказано, что – «татары» собирательное название тюркских народов и название «татары» - это «историческое недоразумение».

24. Журнал "Эхо веков" №5 1995 г., г. В этом документе 1550 г, найденном в госархиве Турции, Казань называют столицей Булгарского государства.

25. А.П. Смирнов крупнейший советский археолог и историк. В книге «Происхождение казанских татар» г. Казань 1946г. Стр.12: «Можно ли говорить о какой либо смене культуры населения в Булгарии? Никаких оснований для этого нет»

26. «Российская газета» 03.10.2001г. Из интервью Верховного муфтия России Талгата Таджутдина «И так нас уж татарами обзывают, хотя на самом деле мы булгары …
А болгары – это ближайшие родственники булгар.»

27. Н.В. Никольский (1878-1961г.г.) чувашский историк, этнограф «Сборник исторических материалов о народностях Поволжья» Казань 1919г. Стр.349: «Сами татары никогда не называют себя этим именем …»

28. Из книги «Булгарская цивилизация - наше наследие» Ульяновск 2005г. Стр.82: «Даже так называемое Казанское ханство не было татарским государством, ведь после покорения Казани в 1552 г. Иван Грозный принял титул, «Князь Болгарский».
В последующем он фигурировал в титуле всех русских императоров.
Живший в Казани с 1673 – 1685 г. митрополит Йосиф, носил также титул митрополита Болгарского и Казанского. Казанцы – первой половины XVIв. также предпочитали называть себя булгарами»

29. Из книги А.Железного «Очерки предыстории Киевской Руси» г.Москва -2000г.
Стр. 29 : «Сейчас нам уже трудно, да и, пожалуй, невозможно понять логику, побудившую чиновников запретить древний, естественный этноним «булгары» и навязать вместо него другой, не имеющий исторических корней, а значит и смысла «казанские татары…»

30. Из книги «Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа»
Г.М. Давлетшин. Казань -2004г. Стр.326: «О развитии профессиональной медицины говорят дошедшие до нас сведения о болгарских ученых медиках труды, которых были популярны на Востоке»

31. Журнал «АВИ-ТОХОЛ» №33 2014г. Бургас. Болгария. Статья Р.М. Кадырова «Гордое имя –булгар. Вернуть народу его самоназвание» Стр.81: «… термин татары не только не самоназвание нашего народа, но нечто совершенно чуждое ему. Вспомним знаменитые строки булгарского поэта XVI в. Мухамедъяра о «несчастном и тупом татарине, похожем на собаку, кусающего своего хозяина»; вспомним о массовых протестах мусульманского населения Поволжья, Приуралья и Сибири против навязывания ему прозвища «татары»
История Волжской Булгарии долгие годы замалчивалась, не изучалась – ни в школьной, ни в ВУЗовской программе. Лишь в объёмных академических справочниках на паре строк упоминалось, что существовала такая страна, такой народ.
Мы искренне благодарны нашим братьям из Болгарии, которые не признают нас татарами, а считают нас волжскими болгарами (булгарами).


РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ О БОЛГАРАХ.
1. Из письма князя Владимиро-Суздальского Руси киевскому князю Святославу Всеволодовичу: "Отче и брате, се болгары соседи наши…, суть вельми богаты и сильны…"
1182 г. — см.: В.Н.Татищев История Российская. Т.2. М.-Л., 1964. С. 237.

2. Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. С. 117-118
Зима 1376-1377 г.: поход московско-суздальских войск на Булгар
«Тое же зимы князь великии Дмитреи Ивановичь посла князя Дмитрея Михаиловичя Волынскаго ратью на безбожныя Болгары, а князь Дмитреи Костянтиновичь Суждальскыи посла сына своего князя Василья и другаго сына своего князя Ивана, а съ нимъ бояръ и воеводъ и воя многи, и приидоша къ Болгаромъ въ великое говение, месяца Марта въ 16 день, въ понедельник на вербной недели. Погании же Бесерменове изыдоша изъ града, противу ихъ, сташа на бои и начяша стреляти, а инии з граду громъ пущаху, страшаще нашу рать, а друзии самострелныя стрелы пущаху, а инии выехаша на велбудехъ, кони наши полошающе. Наши же никако же устрашающеся грозы ихъ, но крепко противу сташа на бои и устремишася единодушно и скочиша на нихъ; они же окааннии побегоша въ градъ свои, а наши после, бьючи, и убиша Бесерменъ числомъ 70 и высла изъ города князь Болгарскыи Осанъ и Маахматъ Салтанъ, и добиста челомъ князю великому и другому 2000 рублевъ, а воеводамъ и ратемъ 3000 рублевъ. Наши же възвратишася, всю свою волю вземше, а даригу и таможника посадиша, а ссуды и села и зимници пожгоша, а люди посекоша и отъидоша съ победою.»
3. Повесть о честном житии царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси // Полное собрание русских летописей. Т.14. М.,1965. С. 3.
"Царь же и великий князь Иван Васильевич всеа Руси в лето 7061-го [1552 г.], (…) поиде во мнозе силе и град их великий Казань взят, пределы их Казанския вся поплени и многое множество нечистивых Болгар погуби, оставших же от плена всех под свою царскую десницу покори".
4. Из книги «Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа» Г.М. Давлетшин г. Казань-2004г. Cтр. 177: «… болгарское посольство все-таки сумело пробудить в князе (Владимире) некоторый интерес к Исламу.. Перед принятием христианства русский князь все же направил своих послов в Болгарию: «Идети первые в Болгары испытайте веры их…»
5. Новгородском хартийном списке болгары считаются магометанами. Так под 985 годом записано: «В лето 6493 пошел Владимир (из Киева) с Добрынею своим воеводою на Болгар в ладьях (по Днепру и морем), а Торков повел берегом на конях и так победил болгар, сотворил с ними мир и пошел обратно в Киев», а вот в следующем же году в рассказе о крещении Владимира (который я передаю на современном русском языке) мы читаем: «Пришли (к Владимиру в Киев) болгары магометанской (в подлиннике Бохмицкой1) веры, говоря: — Ты, князь, мудр и смышлен, а не знаешь закона. Веруй в наш закон и поклонись Бохмиту (Магомету).
— Какова ваша вера? — спросил Владимир.
— Веруем в бога, — ответили они. — А Бохмит (Магомет) нас учит обрезать стыдливый член, не есть свинины, не пить вина. И много иных прельщений сделали они, каких и сказать нельзя. Владимир же сам много любил женщин и блужение. Такое (предложение) было ему сладко, но не любо ему было обрезание члена и неядение мяс свиных, а особенно питья (вина), и он сказал: «Ни за что! Веселье Руси — пить, и без него она не может быть».
6. Казанский летописец (16 век)

«Бысть же на Оке реке старыи градъ, имянемъ Бряховъ, оттуду же пріиде царь, имянемъ Саинъ, Болгарскіи, и поискавъпо местомъ проходя, въ лета 6680 го, и обрете место на Волге … Место пренарочито, и красно велми, и скотопажно, ипчелисто, и всяцеми семяны родимо, и овощми преизобилно, и зверисто, и рыбно, и всякого много угодья, яко не обрести можно другаго такова места по всеи Рускои земле нигдеже, подобно такову месту красотою и крепостію и угодьемъчеловеческимъ, и не вемъ же, аще есть въ чужихъ земляхъ. И велми царь за то возлюби Саинъ Болгарскіи.

Царь же возгради наместе томъ Казань градъ, никому же отъ державныхъ Руси смеюще супротивъ что рещи. И есть градъКазань, стоить доныне, всеми Рускими людми видимъ и знаемъ есть, а не знающимъ слышимъ есть.

Наполни такими людми землю ту, еже Черимиса, зовемая Отяки, - тое жъ глаголютъ Ростовскую чернь, забежавши тамо отъкрещенія Русково въ Болгарскихъ жилищахъ, и приложися хъ Казани. И Болгарскія грады обладаютъся царемъ Казанскимъ. То бо бе преже земля Болгарецъ малыхъ за Камою, промежъ великія реки Волги и Белыя Волжки, до Великія Орды Нагаискія. А большіе Болгары на Дунае.

И бысть Казань столныи градъ, вместо Бряхова, и вскоре нова орда, и земля благоплодна, и семенита, именита, и медомъкипяща и млекомъ, и дашася по одержаніе и власть и въ наследіе поганымъ. И отъ сего царя Саина преже сего зачася Казань, исловяще юрть Саиновъ».

Казанский летописец. Полное собрание русских летописей. Т.XIX. СПб., 1903 г .

7. Устюжская летопись (16 век)
Устюжский летописный свод. Москва-Ленинград. 1950 г . С. 61
«Царьствующу же тогда Тактамышу третьее лђто на Ордђ и на Сараи послав болгары во град Казань ко князем. И повелђгостеи изымати и разграбити и побити, а сам царь поиде на Русь...»

8. Русские летописи «Софийская летопись» том VI . Санкт – Петербург 1853г. Стр.303-304» «В лето 7060 (1552г.) Помысли царь …пойти в свою отчину в Новгород в Свизский. Божей милостью тамо нечто мало поискати … земли Болгарские супротивных его и не покоряющих ему.

9. «Воскресенская летопись» («Список XVIв.) Том VII.
Стр: 126 «В лето 6727 (1218г.) приидоша Болгаре на Устюг и взяша…»

10. Холмогорская летопись (16 век)
Холмогорская летопись. Полное собрание русских летописей, т.33 Ленинград, I977 г
"Царь... Иван Васильевичь (Грозный в I552 г.)... пошел в Казань имати за своя... царство болгар и Казань... и в те поры пришел... неверный царь крымский... И туто татар многих побили... И тут их царь.., воевод своих, пожаловал, которые ходили против крымского царя. И оттоле царь... пошел имати за собя... юрта болгар и Казани".

11. Иов (Иев) - политический и религиозный деятель России, патриарх всея Руси (1589-1605 гг.)
Повесть о честном житии царя и великого князя Федора Ивановича. Полное собрание русских летописей, т. XIV, Москва, 1965 г .
"Еже быша в лета... отца его... царя... Ивана Васильевича... нечестивы Болгари, иже близ Русии пребывающе, живуще по рецеглаголемей Волзе, во мнозех летех приходяще на пределы Русийскаго ею государства и многия пакости деюще православным християном, брани составляюще и пленующе непрес¬танно: по вся лета воеваху и православнаго християнства кровь, якоречьные быстрины, изливатеся мнози же православнии християне от нечестивых побиени быша, ови же в плен отведени имногия и различные муки претерпеша. Царь же... Иван Васильевичь... в лето 7061-гo (1552г.)... поиде во мнозе силе и град их великий Казань взять, пределы их Казанския вся поплени и многое множество нечестивых Болгар погуби, оставших же от плена всех под свою под царскую десницу покори».

12. Мазуринский летописец (17 век)
Мазуринский летописец. М.,1968 г., Т. 31. С. 117.

Лета 6995 ( 1487 г .) го июля в 9 день воеводы же великого князя князь Данил Холмский и прочии воеводы болгарский град Казань взяша и царя Казанского Алегама поимаша и с царицею, и матерь ево, и братию ево, и сестры его изымаша, и всех их привели к великому князю на Москву.
13. Мемуары…
Питер Брюс (18 век)
«20 июня мы прибыли в Самару, расположенную на левом берегу реки. Этот город принадлежит к Королевству Булгар (Kingdom of Bulgar). Река Самара (Samar), от которой взято название, впадает в Волгу и находится свыше трехсот верст отКазани. Форма Самары – квадрат, и укрепления, и здания все деревянные, кроме церквей и монастырей. Гарнизон состоит из некоторого количества регулярных войск и казаков под управлением губернатора. Жизнь и нравы булгар (Bulgarians), очень схожи с теми (булгарами), что живут у Казани (Casan)…»

Bruce P.H. Memoirs of Peter Henry Bruce, esq., a military officer in the services of Prussia, Russia, and Great Britain: Containing an account of his travelsin Germany, Russia, Tartaru, Turkey, the West-Indies...Лондон, 1969 г . С. 282.

14. Гримберг Ф.Л. Москва – 1997г. в своей книге «Рюриковичи или семисотлетие «вечных вопросов» подчеркивает следующий исторический факт : «В 1552 году московская армия одерживает блестящую победу - взята Казань. Наконец-то завершилась многовековая борьба Рюриковичей с государством волжских болгар. Волга-московская река…»


Булгарские источники

1. Юнус Оруви булгарский ученый (1636-конец XVII в.в.).
Известен его труд посвященный мусульманской юриспруденции написанный втором для жителей «Булгарской земли»-«Эразы Болгария». Происхождением он из села Оры в Заказанье. Извлечено из «Описание рукописей научной библиотеки им.Лобачевского XII выпуск. Рукописи татарских писателей и ученых» Казань -1968 г.

2. Габдерахим Утыз-Имени аль Булгари выдающийся булгарский поэт (1754-1834 г.г.).В начале своего произведения «Кашаф аль-угат» («Открытие слов»)
Утыз имени аль Булгари сообщает о том что родился в Булгарской земле –«Диары Болгар». Это выражение употребляется им многократно и в других работах которые он посвящал «всему булгарскому населению»-«Жамимгы эhле Болгар»
«Описание рукописей научной бблиотеки им.Лобачевского XII выпуск. Рукописи татарских писателей и ученых» Казань -1968 г.

3. КАЗАНЬ - БУЛГАРСКИЙ ГОРОД.
Булгарский поэт Шериф Хаджи Тархани (16 век)
«Для прозорливых с искренней, правдивой душой и достопочтимых с чистыми правдивыми мыслями неоспоримо, неопровержимо и очевидно то, что Булгарский вилайет на седьмом климате из имеющихся семи. Относится к Луне, то есть под покровительством Луны. И, как отмечено в математических книгах, этот Булгарский вилайет, из-за чересчур близости к Северному полюсу, в конце мая и начале апреля не имеет времени одного намаза из пяти, то есть намаза ясту…
И также столица Булгарского вилайета, прекрасный и благостный город - один из великих городов исламского мира -Казань есть явление времени и, находясь вдалеке от исламских вилайетов, границами соприкасается с госу¬дарствами неверных».

"Зафер наме-и Вилайет-и Казан". Эхо веков. Казань, май, 1995 г .

4. Булгарский поэт Мухаммедьяр (16 век)

В булгарской Казани у ворот,
Толпа людей изумленных у ворот.
Иссушен я всецело, о властитель,
Часовой могилы Мухаммед Амина.
Мухамедъяр. Тухваи-Мардан. Нури Содур. – Казань, Таткнигоиздат, 1966, перевод Ш. Ш. Абилова.
Ода Родине
Гали Чокрый Аль Булгари (19 век)

О булгарах пишу я стих,
В Уфе, Самаре много их.
Ну, а Казань среди других
Светлейший град в стране Булгар!

Все сознают, сомненья нет:
Струит Булгар имперский свет!
Казань же - зеркало примет,
И тайну их хранит Булгар!

Градам, селеньям несть числа,
Земля булгар не помнит зла…
Прекрасней розы расцвела
Казань-столица, о Булгар!

Наук сосредоточье - в ней!
Высоких дум стремленье - в ней!
Казань - под всполохом огней
Колосса, что зовут Булгар!

Гали Чокры Аль Булгари. Ода Родине. Перевод с булгарского языка Рашида Кадыра Аль Булгари. Оригинальный рукописный текст хранится в Научной библиотеке им. Н.Лобачевского Казанского университета. Стихи относятся примерно к 1850-70 гг.

Восхваление Казани.
Гали Чокрый Аль Булгари (19 век)

Там - проповедников краса, там шейхов целые леса,
Ясны хафизов голоса, читающих Коран священный.
В стране булгар мы без труда найдем деревни, города,
Но не сравним их никогда с Казанью древней, несравненной!
Гали Чокры Аль Булгари.Восхваление Казани. Анталогия т. поэзии. Казань, 1957 г .


5. «Вырождение двести лет спустя»

Гаяз Исхаки (1903г.)
http://bulgartimes.hu/BULGAR/ishaki/ishaki.htm

«На улицах городов, населенных булгарами, — Казани, Оренбурга, Уфы, Астрахани, Семипалатинска, Орска, Троицка и других…»

Гаяз Исхаки. Вырождение двести лет спустя. Москва. 2004 г .

6. Хисамутдин бин Шарафутдин Булгари булгарский историк конца XVIII -начала XIX века. В своей работе «Рисалаи таварих Болгария» («Очерки истории Булгарии») Казань -1902г. Автор пишет о принятии булгарами Ислама. На стр.2 : «Безнен шэhре Болгарнын мосельман улдыкы…»(«Принятие Ислама нашим Булгарским государством…») . стр.34: «безнен Болгар эhеле…» («наше булгарское население…»)
7. Мурат («Мулла Мурат») – один из руководителей антицарского освободительного движения в Булгарии конца XVIIIвека, автор недошедшего до нас пятисотстраничного программного произведения. «Мулла Мурат» проповедовал свой тезис «возродить Булгар время поспевает»
С.Х. Алишев «Татары Среднего Поволжья в Пугачевском восстании»г Казань 1973 г. стр.51
8. Мухаммед Карим Булгари – булгарский ученый лингвист XIX в. Создал «Булгаро-арабский-персидский словарь» -284 стр. Время написания конец XXIII начало XIX в.. Во вводной части словаря указано, что он составлен для булгарских шакирдов, обучающихся в медресе Средней Азии.
Источник: Описание рукописей научной библиотеки им. Лобачевского. IX выпуск. Казань 1962г. (на булгарском языке).
9. Шигабутдин Марджани выдающийся булгарский историк просветитель и педагог (1818-1889 г.г.) Марджани считает, что многие деревни и мечети основаны его соотечественниками-выходцами из Булгара, что их деды искони и вплоть до конца XIX в. называли себя булгарами в противовес названию «татары».
Из книги М.Х.Юсупов «Шигабутдин Марджани-как историк» Казань 1981 г. стр. 187.
10. Габдель Каюм Насыри (1825-1902 г.г.) булгарский ученый просветитель «…бу кон Болгар илендэ кемдер эгълэм …) ( «я говорю о самом ученом муже Булгарской страны…)
Источник: Описание рукописей научной библиотеки им. Лобачевского. III выпуск. Казань 1958 г. (на булгарском языке).
11. Гайнутдин Ахмаров (1864-1911г.г.) выдающийся булгарский педагог . Из работы «Болгар тарихы» («Булгарская история») г. Казань 1909г. Стр.12: «Без узебезне болгар дип йорсэк тэ вэ китапларымызда фэлэн бине Болгари…» («Мы называем себя булгарами и в наших книгах стоят авторские подписи аль Булгари…»)
12. Габдель Бари Саиди (1874-1959 г.г.) булгарский историк, биограф поэта Акмуллы.
Из Сборника содержащий стихотворения и биографию поэта и просветителя Акмуллы стр.5: «… Безем болгар голэмэсендэ шаех Эбу эн Наср эл Курсави …
«… Из наших булгарских ученых шейх Абу Наср аль Курсави …»
13. Ярулла Вали (1879-1934г.г.) Булгарский писатель и драматург. В сборнике его произведений «Йолдоз егерменче гасырнын»- «Звезда двадцатого века» г. Казань 1901г. помещено стихотворение «Болгар кызы» -(«Булгарская девушка») в котором автор пишет о молодой булгарке своей современнице.
14. Рукопись XIX в. Архив Казанского Института Языка и Литературы и Истории им.Ибрагимова.(КИЯЛИ). Коллекция 39. опись1 единица хранения 16.. На титульном листе рукописи надпись «Болгар йортонда» -т.е. книга написана в «Булгарской стране». Стр.5 «Конлэре бер кон Болгар йортонда вар иде…» - «Однажды в Булгарской стране жил…»
15. Ризаутдин Фахрутдинов (1859-1936г.г.) выдающийся булгарский историк и писатель.
Журнал «Шура» Оренбург .1912г. №22 стр.68. «Болгар дэулэте тэисис идэлде …
Болгар тореклэре бу кондэ Казан, Самар, Уфа, Оренбург, Вятка, Саратов вэ Эстархан вилаятлэрендэ яшэрлэр…» - «Булгарское государство было основано… Сегодня булгарские тюрки живут в Казанской, Самарской, Уфимской, Оренбургской, Вятской, Саратовской и Астарханской губерниях»
Из статьи «Болгарларнын пайтэхате улан Болгар шэhэре» - «Столица булгар город Болгар» Далее пишет «Без болгар тореклэре болгарилар: татар исеме безнен халык очен дорес тугел»- «Мы булгарские тюрки булгары: называть нас татарами неверно»

16. Хусаин Амирхан булгарский историк XIX в. Выдержки из работы «Таварихи Болгария» («История Болгарии») Казань 1883г.
Стр.3: «… безнен Болгар йорто кадимел –эйэмдэ эhле Ислам йорто улып…»
«… наша Булгарская страна став в далеком прошлом государством мусульман…». Стр32:«Безнен Болгарда …» («В нашей Болгарии…»)
Стр 34: «Болгар йортонда 1598 елда зур ачлык булган …» (« В Булгарской стране 1598 году был большой голод…» и т.д.
17. Мифтахутдин Акмулла (1831-1895 г.г.) выдающийся поэт и просветитель.
«Йорто Болгар улса улсын –йортны болгар улсын!» («Пусть будет Родиной его Булгария и пусть ее достойным будет он»). Отрывок из стихотворения «Хатимэ». Стихи . Казань 1891г. (на булгарском языке)
18. Галимджан Баруди (1859-1921 г.г.) булгарский педагог и религиозно-общественный деятель… Из Сборника «Шигабутдин аль Марджани»
Стр. 520: «Безнен Казан вэ Болгар халыкнын уз киемлэренэ уз теллэренэ….»
«Наш казанско-булгарский народ свою одежду язык …»
19. Салихжан Баруди булгарский педагог конца XIX – начала XX века. Выдержка из его работы «Эл галям эль мансур…» . г.Казань 1894г. Книга предназначена для массового читателя. Автор пишет, что ведет повествование на булгарском-тюрки языке.
20. Габдулла Тукай (1886-1913 г.г.) Великий булгарский поэт в своем стихотворении «Гыйлем бакчасында» («В саду знаний») 1905г.
Перевод А.Ахматовой .»Жиhанда болгарнын вар улдыгына канигь улсыннар» -(«Пусть поверят все народы в то что есть булгар земля»).
21. Маджит Гафури (1880-1934 г.г.) выдающийся булгарский поэт.
Из книги составитель Ризаутдин Фахретдинов пишет, что написал ее на булгарском языке. Оренбург -1910г. Рассказ «Болгар кызы Айслу» («Булгарская девушка Айслу»)
22. Из книги А.Х. Халикова «Булгария на западно-европейских картах XV-XVII в.в.» г. Казань 1985г. Стр.26-31 : В Европе Казанская земля продолжала именоваться булгарской. Так на карте Фре Мауро 1459 г. она обозначена как «Bolgar…». На карте Вальдземиллера (1507-1516 г.г.) Казанская земля отмечена как «Bulgaria magna …» «Великая Булгария»). На карте И. Шенера 1532 г. Казанские земли именуются «Bulgaria Magna …» как и на карте О.Файна опубликованная 1538 г. во Франции – «Bulgaria Magna». Почти на всех европейских картах XVIIв. Казанский край продолжается именоватся так «Casan Reg» или «Bulgaria» (карта В.Блея 1630 г.) … или «Bulgaria Regnum» (карта приложенная к сочинению А.Олеария изданному 1727 г.): «Casan» и «Bulgaria». (Карты Исака Масса 1636-1662 г.г.): «Bulgaria» (карта Н.Витзена 1687-1705 г.г.)… на европейских картах Казанский край и его тюркоязычное население даже в XVIIIв. Продолжает сохранять такие имена, как « Regnum Casanum» (карты Христофора Вейгеля начала XVIII в. Йоргана Матисса 1739 г.) и даже « Bulgaria Regnum» («Королевство Булгария»)
23 . Cтенографический отчет Государственной Думы России, заседание 10-ноября 1910г.стр. 1078-1087 « Известный булгарский ученый, политик Садри Масуди заявил что «… термин татары - не научный термин он основан на историческом недоразумении».
24. Из книги Т.Давлетшин «Советский Татарстан» Казань -2005г. стр. 27 «Сами татары до недавнего времени отказывались называть себя эти именем, предпочитая ему «булгар» или «мусульманин»
25. А.Г. Каримуллин «Татары: этнос и этноним» Казань 1988г. Стр.118: Самоназванием татар Поволжья и Приуралья является «булгары». Какими бы традициями, аргументами, ссылками не отстаивалось имя «татары» как самоназвание, оно противоречит исторической действительности, сути этноса вело и ведет к искажению подлинной истории татарского народа, истории его происхождения. Оно навязано как средство идеологического затуманивания сознания народных масс вошло, в сознание стало как бы истинным этнонимом, хотя и поныне нередко оскорбляет мысли и чувства народа».

26. Ф.Ш.Хузин «Болгар иле hэм анын шэhэрлэре» - «Страна Булгария и ее города» Казань 2005г. Стр. 224: «… Гомумэн XII-XIV гасырда Дэште Кыпчакта яшэгэн халыкларнын hэр берсе археологиядэ якты эз калдырган. Э менэ конкрет татарларнын эзлэрен таба алмыйлар эле. Шулай икэн. Алтын Урда ничек татар дэулэте булсын ди инде ?».
«… в XII-XIV веках живший в Дэшти Кипчак каждый народ оставилсвой яркий след.
А вот конкретно следов татар не находят. После всего этого можно ли утверждать что Золотая Орда была татарским государством?»

27. . М.З.Закиев филолог историк «Правдивая история Булгарского народа» Ульяновск 2011г.
«До 60-х годов XIX в. Как русские, так и «татарские историки были убеждены, что татары Урало-Поволжья формировались на основе консолидации местных тюркских племён в составе булгарского государства, что именно поэтому среди них распространился общий этноним «булгар»
28. Журнал «АВИ-ТОХОЛ» №33 2014г. Бургас. Болгария. Статья Р.М. Кадырова «Гордое имя – булгар. Вернуть народу его самоназвание» Стр.81: «… термин татары не только не самоназвание нашего народа но нечто совершенно чуждое ему. Вспомним знаменитые строки булгарского поэта XVI в. Мухамедъяра о «несчастном и тупом татарине похожем на собаку, кусающего своего хозяина»; вспомним о массовых протестах мусульманского населения Поволжья, Приуралья и Сибири против навязывания ему прозвища «татары».
29. Ф.Ш. Хузин – археолог истрик «Булгарский город в X-XIII в.в.» Казань-2001 г. Стр.13: «Арабские и персидские географы помещали страну булгар в седьмом климате и считали самой северной страной населенной мусульманами …»
30. Р.Г. Фахрутдинов - археолог историк "Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территория" издан в Казани 1975 году под эгидой АКАДЕМИЯ НАУК СССР. Казанский филиал. Институт истории литературы и истории им. Ибрагимова. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры.
Ответственный редактор доктор исторических наук А.Х. Халиков
стр. 84: "Территориальная преемственность Волжско-Камской Булгарии и Казанского ханства находит яркое дополнение в преемственности отраслей экономики и культуры булгар и казанских татар; пашенное земледелие на широких площадях с применением паровой системы, развитые международные и внутренние торговые отношения, прежде всего по волжско-камской речной системе, аналогии в градостроительстве монументальной архитектуре и т.п. лапидарная эпиграфика, характерная во всем Поволжье лишь для булгар и казанских татар, сходство и тождество ювелирного искусства, орнамента, предметов быта, орудий труда и оружия, сходство и продолжение духовной культуры (письменность, литература, религия) самосознание народа считающего булгар своими предками, сохранение легенд и преданий о булгарских временах, почитание развалин булгарских городов селений и кладбищ ("шэхрэ Булгар", "Иски Казан" ,"иски юрт", "иски зират" и др.)
В данной книге приведены описание 1855 памятников т.е. городищ, валов, селищ, кладбищ с надгробиями, отдельные надгробия, грунтовые могильники, кладбища без надгробий, клады вещей и монет, находки вещей и монет.

31. C.Х. Алишев историк «История Казанского ханства» Казань -2003г. стр.12 : «На территории Золотой Орды народ с именем татары не проживал, так называемый язык татарский не сохранился, археологические находки и другие свидетельства отсутствуют»
Стр. 14: « Сам народ до 1917 г. противился называть себя татарами. Писатели, поэты и другие деятели, под произведениями подписывая свое имя добавляли тахаллус "аль Булгари"

На основании приведенных выше некоторых документов можно утверждать, что название татары было намеренно навязано булгарскому народу в различные периоды его развития из конъюктурных соображений властвующих структур


ДОРОГИЕ СООТЕЧЕСВЕННИКИ!

НЕ ХВАТИТ ЛИ ЖИТЬ ВО ЛЖИ, ОБМАНЫВАЯ

СЕБЯ, МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ И

СОСЕДНИЕ НАРОДЫ



Картина дня

наверх