На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 452 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Негры на Кавказе.

Интересный факт обнаружила я, копаясь в старых архивных записях. Уверенна, никто из ныне живущих не догадывается, что каких-то полсотни лет назад, в Батуми жили негры. В настоящее время, скорее всего, они полностью ассимилировали, так-как даже в бытность Заура Маргцева, это было чуть ли не сенсацией.

Вот отрывки из его очерка начала прошлого века.

 

БАТУМСКИЕ НЕГРЫ

Фото No. 1. Росим Абабико - негр из Степановки. 1913 г.

Сегодня, можно с уверенностью сказать, что для подавляющего большинства читателей информация о присутствии и проживании представителей черного континента в г. Батуми будет полной неожиданностью. Всякий раз, когда речь заходила о неграх живших и живущих в Батуми у моих собеседников делались круглые глаза и лица вытягивались от удивления. Многим казалось, что это шутка, другие переспрашивали, третьи просто не верили моим слова. Но когда я показывал фотографию с изображением негра в аджарском национальном головном уборе – «кабалахи» наступала пауза, и начиналось бурное обсуждение увиденного. (Фото № 1)

     Нечто подобное произошло и с редактором одной из батумских газет, когда разговор случайно зашел на ту же тему. Как и все она, вначале тоже не поверила моим словам, а, посмотрев на фотографию, не поверила своим глазам, заявив, что это фотомонтаж. Но, познакомившись с текстом под фотографиями и подробным описанием жизни негритянского населения в г. Батуми убедилась в подлинности этого документа.

    Нужно отметить, что в Батуми на рубеже XIX – XX веков проживало множество национальностей. Здесь жили представители многих этнических групп почти со всех континентов земного шара. Это был многонациональный город.

В те годы, здесь можно было услышать языки многих народов. Батуми был Вавилоном Черноморского побережья Кавказа. Еще в начале нашей эры, давая описание этих мест, отец географии Страбон говорил, что римлянам приходилось держать здесь до 70 переводчиков для общения с местными племенами.

В обзоре Батумской области за 1910 год, в главе о населении области, между прочим, упомянуто, что, «…живущие в пределах области армяне, турки, лазы и негры составляют сравнительно незначительную часть ее населения».

«...Вот более точные подробности о неграх Батумской области, полученные от старожилов, помнящих еще времена турецкого владычества. До присоединения Батумской области к России, там, где теперь выстроена европейская часть города Батума, где теперь находится дом князя Эристова, где Съезд Мировых Судей, (прим. З. Маргиева Сегодня угол ул. Ленина и Ниношвили) где Грузинский переулок (прим. З. Маргиева Сегодня ул. Ахметели, где находится здание театра) и Тифлисская улица (прим. З. Маргиева Сегодня ул. Бараташвили) – там жили, на болоте, негры. Жили они хуторами; каждая семья занимала 2 – 3 десятины. Было таких семей до 30-ти. Часть их, при присоединении края к России, перешла в Турцию. И теперь, близ Трапезунда и других побережных турецких городов, есть семейства негров.

Восточный берег Черного моря в древности был известен грекам под названием Колхиды, населенной народом колхами. Впервые имя колхов встречается нам в отрывках поэм, относящихся к VIII веку до Рождества Христова, следовательно, еще в то время, когда греки лично не знали побе­режья, а только по каким то смутным воспоминаниям считали, что на восток от них, там, за бесконечным Понтом Эвксинским лежит блаженная страна, богатая светом, теплом и золотом – страна колхов. Фантастический поход аргонавтов, в рассказах и сплетнях, возник, вероятно, еще в ту отдаленную эпоху, когда греки знали заморские страны лишь понаслышке, добавляя воображением свои скудные о них сведения.

   Самих колхов, в то время, когда слагалось сказание об аргонавтах, греки не видали и конечно наделяли их всевозможными качествами сообразно своим понятием о людях. Они предполагали у них и государственное устройство…

   Первый из греков, посетивший Колхиду лично и давший нам исторические сведения о колхах, был Геродот (484 – 425 до Р. X. У него мы читаем:

  «Как бы то ни было, колхи, по-видимому, египетского происхождения; я о том догадывался, преж­де чем услышал от других, но, желая удостове­риться, расспрашивал оба народа: колхи сохранили гораздо больше воспоминаний о египтянах, чем египтяне о колхах. Египтяне полагают, что народы эти суть потомки части войска Сезострисова. Я так­же заключил это на основании приметы, во-первых, они черномазы и кудрявы» и т. д.

Трудно предположить, чтобы Геродот, живший в Греции, где смуглый и даже очень смуглый цвет лица обычен, мог бы назвать черномазым народ просто загорелый, темноволосый, живущий и поныне на побережье. Затем курчавость является несомненным признаком негрского и эфиопского племен, а отнюдь не индоевропейских.

   Пиндар (522 – 448 до Р. X.), живший до Геродота, тоже называет колхов черными. Наконец, как доказательство, что в древнее, доисторическое вре­мя побережье Черного моря было заселено «черным» народом, можно привести и библию, этот древнейший исторический и географический документ. Мои­сей (1350 г. Р. X.) в Библии, указывая разные стра­ны, по которым разошлось потомство Ноево, означает на востоке (далеко за пределами известных евреям стран) страну Хавила, богатую золотом и орошаемую рекою Фиссоном.

    Хавила-Колхида, Фазис-Фиссон, а также греческое понятие о Колхиде, как стране, богатой золотом  наводят на мысль о тождестве этих стран. Если это так, то не противоречит Библия и данным Геродота о черных и курчавых колхах, т. к. страна Хавила была заселена по представлению евреев темным потомством Хамовым, т. е. кушитами, или эфиопами.

   Таким образом, устанавливается, что побережье Черного моря (особенно юго-восточная его часть) было заселено когда-то черным народом.

   Более или менее достоверные сведения о Кавказском побережье Черного моря относятся к временам Митридата (120 – 63 г.г. до Р. X.), когда уже черных колхов, как племени, не существовало. Даже раньше, во времена Гиппократа (460 – 359 или 377 г. до Р. X.), жители нынешней Мингрелии опи­сываются уже, как белые: «Цвет их желто-зеле­новатый, как у страдающих желтухой» ...

   Вывод из этих данных таков, что в доисторические времена Колхида была населена наро­дом кушитского (эфиопского, негрского) племени. Остатки (вероятно) его еще были довольно многочисленны в начале V-гo века, их видел, с ними беседовал Геродот. Затем, к концу того же века они совсем исчезают, за исключением, быть может, единичных семей.

   Не являются ли негры Батумской области остатками, когда-то сильных владельцев побережья – кушитов (колхов), по исследованию Лепсиуса, восточ­ноафриканской расы, а отнюдь не семитического племени.

   Для выяснения этого спорного, быть может, фантастического допущения, надлежало бы разыскать самых старых из живущих в Батумской области «негров», расспросить у них об их собственном языке, на котором они некогда говорили, записать слова, чуждые местным говорам, а может быть какие-нибудь предания, если такие сохранила их па­мять и тогда, может быть, лингвистическим путем выяснить их происхождение. Большую услугу в этом отношении могут оказать и «негры», перешедшие в Турцию (около Трапезунда и далее).

В. Тьебо

По поводу заметки г. Врадия о «Неграх Батумской области», напомню интересующимся  этим вопросом, что в пределах Абхазии (Сухумский округ) также имеется несколько семейств негров. Проезжая в первый раз абхазскую общину Адзюбжу (в 22 верстах от Сухума) на берегу р. Кодора, я был поражен чисто тропическим ландшафтом. На яркой зелени густых девственных заро­слей вырисовывались хижины и постройки из дерева, крытые тростником, копошились курчавые негритя­та, валено проходила с какой то ношей негритянка. На ослепительном солнц черные люди в белых одеждах представляли характерное зрелище какой-нибудь африканской сценки. Оказалось, что негров в селе Адзюбжа имеется 2 – 3 дыма (двора). По словам сопровождавших меня абхазцев, есть от­дельные дворы и в других общинах. Негры эти ни в чем не отличаются от абхазцев, среди которых живут уже с давних времен, говорят только по-абхазски, исповедуют туже веру (есть и право­славные). Мне думается, что негры, как Сухумского  округа, так и Батумской области, являются в этих местах случайным элементом и привезены сюда не ранее появления на черноморском берегу Кавказа турок, у которых, как известно, всегда бывало много слуг из африканцев, доставляющихся из турецких африканских владений. Ничего удивительного нет в том, что часть этих бывших рабов осела кое-где на побережье и во всем, кроме цве­та   кожи,   ассимилировалась с окружающим их населением. Смешанные браки их с белыми чрез­вычайно редки,   благодаря   чему и сохранилась в относительной чистоте их порода. Предполагать, на основании случайного нахождения,  на побережье нескольких негрских   семейств,  что в древности наше побережье Черного моря было заселено «черным» народом, мне кажется, нет никаких положительных данных, и ссылки на греческих географов древности и Библию совершенно неубедитель­ны. Заселение берегов Черного моря белыми картвельцами с   незапамятных,  доисторических времен слишком прочно установленный факт, чтобы можно было в нем сомневаться.

Из Канцелярии Наместника Е. И. В.  на Кавказе от А. А. Эльзенгера.

   Во время моего путешествия, в составе русско-турецкой пограничной Комиссии, по турецкой гра­нице минувшим летом мне пришлось встретиться с великолепным образцом негра, родом из Ба­тумской области. К сожалению имени его сейчас не помню, но знаю, что он в настоящее время слу­жить стражником на полицейском посту Дзансульских медных рудников (сел. Дзансул). (Прим. З. Маргиева Сегодня эти места находятся на территории Турции.

Вильконский.

 Относительно пребывания негров в Батумском крае могу только сообщить личные наблюдения и воспоминания. Первую семью негров в Батуме я встретил в октябре 1891 г. Отец, Марджан Ага Абзи оглы, служил в Отделении Государственного Банка рассыльным до конца девяностых годов, (он умер). Семья состояла из жены и троих сыновей. Марджан, как мы его называли, был высокого роста, стройный худощавый; волосы имел курчавые, нос приплюснутый, губы толстые, цвет лица и тела, т. к. (прим. З. Маргиева. темнокожий) я его видел обнаженным, черный. Словом типичный негр, говорил на нескольких туземных языках и по-русски. Характера был очень добродушного, всегда услужливый и исполнительный по службе, но с большим самолюбием. Умер лет 55. Жены его я не видел, но с сыновьями часто беседовал и думаю, что метизации не избежали. Но какая кровь примешалась определить не берусь. У сыновей лица темно-бронзовые, волосы курчавые, но с более длинными завиткам, ростом и общей внешностью похожи на отца. Я потерял их из ви­ду через несколько лет после смерти отца. Одно­го кто-то взял в капельдинеры. Марджан рассказывал мне, что в части города Батума, Hypиe (место, занятое базаром до озера), во время турецкого владычества, находилась абхазская деревня, на окраине которой у моря он родился и жил до прихода в Батум русских.

Ходил он в синей, аджарского покроя куртке и таких же с курдюком шароварах. На голове – крас­ная турецкая феска, под курткой цветной с воротником бешмет. Носил пуговицы и чусты, любил курить табак и пить водку; иногда разносил паке­ты в пальто. Дети его одевались разно. Марджан еще носил широкий кожаный пояс, за которым торчал старинный кремневый пистолет с серебряными украшениями и длинными шнурами, спускавши­мися от рукоятки, тут же висел обыкновенный кавказский кинжал..

   В 1902 г., приобретая участок земли около Батума в местности Салибаури, я познакомился с другим негром. Араб Саидом, лет 50-ти, высокий, худой, цвет лица темно-бронзовый, волосы с большими завитками, нос приплюснутый, губы не так толсты, как у первого. Одежду носить разную, чаще туземную, аджарскую. Хитрый, скрытный и не честный, постоянно воровал дрова на моем участке, продавал их. Одно время служил при Орта-Батумском волостном правлении рассыльным и, по­лучая от нас, дачников двугривенные, низко подобострастно кланялся. Владел участком около десятины в селе Салибаури, Орта-Батумского сельского округа Кинтришского участка. Постоянное жительство имеет у дороги, ведущей к Попову. Семьи не знаю.

Все приведенные здесь письма, вместе со статьями автора могут служить как материал, в смысле базировки, по дальнейшему изучению вопроса о неграх Батумской области и Кутаисской губернии.   … В.П. Врадий.»

    Со времени издания приведенной выше брошюры прошло почти 90 лет. Сегодня батумские улицы уже лишены того колорита, которое вносили одним своим присутствием представители Африканского континента. Негритянское население составляло небольшую часть из того  многочисленного национального и расового многообразия, которым был так богат г. Батуми на рубеже веков. Но именно эта совокупность  присутствия здесь различных национальностей была одним из факторов экономического развития и процветания нашего края. Сегодня вы уже не встретите на улицах города его чернокожих жителей. Постепенно население Батуми беднеет с уменьшением численного состава различных расовых и этнических групп, это уже не тот многонациональный Батум на рубеже XIX-XX вв. который смело можно было назвать – Вавилоном Черноморского побережья.

 

Картина дня

наверх