На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

История гравюры

    Гравюра возникает в 15 веке в преддверии Ренессанса - эпохи огромных перемен в культуре, она современница рождения печатной книги и великих географических открытий. Как новый и молодой вид искусства, наиболее демократичный и доступный в силу дешевизны, гравюра чрезвычайно быстро отзывается на все новые явления жизни.

Она становится иллюстрацией в книге, сначала в виде ксилографии, а в 16 веке и резцовой гравюры. 

 

    В станковой печатной графике вслед за традиционными религиозными сюжетами появляются образы античной мифологии, аллегории, светские сцены, виды далеких и родных стран, портреты правителей, светских и религиозных деятелей, писателей и художников, изображения флоры и фауны, модные картинки и календари, карты, чертежи, сады и парки, знаменитые памятники древности...

 

    Сюжеты гравюры столь же многообразны, как сама жизнь, и её она стремится вместить во всех проявлениях, в том числе и тех, что высоким жанрам живописи представляются слишком мелкими и незначительными.

 

    Пожалуй, одной только гравюре доступен смех. Карикатуры и сатиры на самые разные темы встречаются прежде всего в народных картинках, в лубке, а в 18 века в этой области работают выдающиеся мастера: Хогарт, Роулендсон, великий Гойя, в 19 столетии - Домье.

 

    Гравюра не только самый молодой вид в содружестве изобразительных искусств. Ещё две особенности выделяют её в мире искусства. Во-первых, гравюра - искусство чёрного и белого. Какие бы попытки не предпринимались внести цвет в гравюру, она оставалась в основе своей таковой. Во-вторых, художественные особенности гравюры в очень большой степени обуславливаются техникой её исполнения. И это сочетание художественного поиска и технического эксперимента, где одно стимулирует другое, составляет одну их существеннейших особенностей гравюры как вида искусства.

 

    Термином "гравюра" мы привычно определяем изображение на листе бумаге (оттиск, отпечаток, эстамп), полученное печатным способом, забывая подчас, что созданный художником оригинал - вырезанная, протравленная, разрисованная металлическая, деревянная или каменная пластина - так называемая "доска", представляет нечто совершенно иное.

 

    Работая в материале, гравер представляет, как будет выглядеть отпечаток на бумаге. В этом смысле гравюра являет собой уникальный сплав высокого ремесла и вдохновенного творчества, фантазии и точного знания, каким должен быть конечный результат. В силу такого разделения и технической сложности гравюра довольно рано разделилась на авторскую, в которой композиция и исполнение принадлежат одному человеку, и

репродукционную; в последнем случае художник рисует композицию на бумаге, а гравер переносит её на доску и производит всю работу на доске. Так что часто у гравюры, в отличие от произведений других видов искусства, два создателя.

 

    Неотъемлемое свойство гравюры, резко выделяющее её среди других искусств - тиражность. С доски можно получить большое число одинаковых отпечатков, так что созданный художником оригинал одновременно существует во множестве экземпляров.

 

    Гравюра - искусство камерное. Классический эстамп рассчитан на общение с произведением с близкого расстояния, на то, чтобы его взяли в руки, внимательно рассмотрели в деталях.

 

    Изучение гравюр позволяет воссоздать исторический путь развития искусства печатной графики и представить различные области её применения. Начальный этап характеризует творчество многочисленных анонимов, вошедших в историю искусства под условными именами мастеров "игральных карт", "садов любви", "Страстей"... В линиях рисунка их листов живет ломкость и угловатость готического стиля, общим строем они напоминают о происхождении станковой гравюры от прикладных искусств. Но уже изысканные произведения монограммиста Е.S. и Израэля ван Мекенема, шедевры Мартина Шонгауэра говорят о возросшем мастерстве граверов и предвосхищают тот статус, что получит гравюра в следующем столетии.

 

    Германии в 15 - 16 веках принадлежит лидерство в развитии гравировального искусства, однако замечательные произведения создаются в это время и в Италии. В гравюрах Антонио Поллайоло и Андреа Мантеньи торжествует ренессансный культ свободной героической личности и увлечение античностью. Кажется, что под резцом граверов возникают не композиции на плоскости, а камеи, вырезанные в полудрагоценном камне - так уверенно и четко проведены линии и так великолепно ими вылеплен объем фигур.

 

    Величайший мастер ренессансной гравюры - Альбрехт Дюрер. Подхватывая и развивая лучшее, что было достигнуто в немецкой графике, он обогащает её итальянским опытом. По интеллектуальной мощи, духовной наполненности, богатству фантазии, техническому совершенству его творчество не имеет равных среди современников. Дюрер по-настоящему поднял гравюру вровень с другими видами изобразительных искусств.

 

    Пейзажная лирика Альтдорфера, открывшего эту тему в искусстве, страстность Бальдунга, декоративность и утонченная манерность Кранаха дополняют образ немецкой гравюры 16 столетия.

 

    Наряду с Германией последовательное и широкое развитие гравюры наблюдается в Нидерландах. Нидерландская печатная графика 16 века отмечена творчеством лучших художников национального Возрождения - Луки Лейденского и Питера Брейгеля Старшего.

 

    Младший современник Дюрера, с которым он встретился во время путешествия великого нюрнбержца в Нидерланды, Лука рассматривался современниками как его достойный соперник, даже превосходящий немецкого мастера в искусстве создания воздушной перспективы и передачи эффекта света и воздуха в гравюре - исконно голландских живописных ценностях.

 

    В высшей степени самобытное творчество Питера Брейгеля не имеет аналогий в изобразительном искусстве своего времени и, по меткому замечанию М. Бахтина, сопоставимо с художественной прозой Франсуа Рабле, в которой гуманистический взгляд на мир человека ренессансной эпохи пронизан фольклорными образами народной смеховой культуры. Пейзаж - сочиненный "мировой" ландшафт или камерный уголок национальной природы, предвосхищающий голландский пейзаж 17 столетия, и жанровые сцены, основанные на фольклоре, составляют главные темы гравюр по рисункам Брейгеля. Сам мастер сделал только один офорт - остальные гравюры выполнили по его рисункам профессиональные граверы-репродукционисты знаменитого на всю Европу антверпенского издательства "На четырех ветрах" И. Кока. В 16 веке Нидерландам по праву принадлежит ведущая роль в изготовлении и распространении репродукционной гравюры.

 

    Наиболее оригинальное явление в итальянской печатной графике сеиченто - цветная ксилография кьяроскуро Уго да Карпи. Два ярких мастера - Этьен Делон и Жак Дюве - характеризуют французскую ренессансную гравюру. В конце 1 б века в европейском искусстве торжествует маньеризм в его крайних формах. Произведения француза Жака Белланжа и голландца Хендрика Голциуса - высшие проявления этого прихотливого, капризного и виртуозного стиля в гравюре.

 

    Чертами маньеризма отмечены и ранние произведения Жака Калло, в особенности работы, связанные с театральными темами. Однако в зрелом творчестве, в листах на религиозные сюжеты, в "Видах Парижа", в цикле "Бедствия войны" Калло проявляет себя художником нового времени, которого увлекает по-барочному безграничное пространство и новый анонимный герой - толпа. Калло - первый выдающийся мастер офорта - техники 17 столетия, сменившей господствовавшую в эпоху Ренессанса резцовую гравюру и ещё более архаичную ксилографию.

 

    Творчество его голландского современника Херкюлеса Сегерса отмечено смелыми экспериментами с материалами и техническими приемами. Смысл этих усилий ранний биограф определил как стремление "печатать картины". Художник делал оттиски на ткани, печатал с одной доски разными цветами, дорабатывая листы водяными, а иногда и масляными красками и даже покрывал их лаком, как живопись, что придавало и без того фантастическим ландшафтам Сегерса ещё более нереальный вид.

 

    Но подлинным гением офорта стал Рембрандт. Он занимался офортом всю жизнь и по сути разработал специфический язык этого вида печатной графики, определив его стилистику на века вперед. В его руках офорт сделался самой гибкой из гравюрных техник, способной передавать как тончайшие градации света и живописно-пластические качества композиции, так и эмоционально-психологические характеристики, в поздних листах на евангельские сюжеты достигая трагедийного звучания.

 

    Графическое наследие художника - это настоящая энциклопедия офорта: от беглого наброска и этюда, напоминающих перовой рисунок, до тщательно проработанной, по-картинному завершенной композиции, основанной на использовании светотеневых возможностей офорта, и поразительной светописи поздних произведений, построенных на взаимопроникновении и борьбе белого и чёрного, внешне порой напоминающих меццо-тинто.

 

    В стремлении достичь необходимой выразительности Рембрандт использует все технические приёмы офорта: повторное травление, доработку сухой иглой и резцом, густую затяжку. Столь же широк и тематический диапазон, включающий религиозные и жанровые сюжеты, пейзаж, портрет, в том числе, как и в живописи, вереницу автопортретов, обнаженную модель и наброски-грифонажи.

 

    Из других офортистов 17 столетия, не в плане художественных поисков, но в силу обширности и занимательности их наследия, составляющего своего рода документальную хронику эпохи, можно упомянуть Венцеля Холлара и Маттеуса Мериана.

 

    Настоящее творческое развитие искусство офорта получит в следующем веке у мастеров Италии, в первую очередь в работах Пиранези. Этот выдающийся мастер знал в искусстве "одну, но пламенную страсть": около 1000 исполненных им листов посвящены античной архитектуре, славе и величию древнего и современного Рима. Работая в манере, сочетающей офорт с резцовой гравюрой, Пиранези создавал "архитектурные фантазии", поражающие грандиозностью пространственных решений, остродраматическими светотеневыми контрастами (циклы "Фантазии на тему темниц"), а в свои видовые гравюры вносил элемент романтического вымысла, придающий архитектурным памятникам особую монументальность и живописность (циклы "Виды Рима", "Пестум").

 

    Противоположностью романтическим образам Пиранези было творчество Даниэля Николая Ходовецкого и Уильяма Хогарта. В соответствии с духом эпохи Просвещения в их жанровых композициях жизнь третьего сословия представлена в одном случае в сентиментально-реалистическом, в другом - в морально-дидактическом ключе.

 

    Завершает 18 столетие и начинает искусство нового века великий испанец Франсиско Гойя. Его гравюрное наследие - уникальное явление в искусстве Испании, где не существовало столь развитой традиции печатной графики, как в других европейских странах. Для самого художника гравюра была возможностью с небывалой до него прямотой и откровенностью выразить личное отношение к миру. Дерзостный полёт воображения, рождающего жуткие гротескные образы, едкий сарказм, негодование и ужас пронизывают десятки листов из серий "Каприччи", "Диспаратес" и "Бедствия войны".

 

    Необычны и чисто гравюрные качества его офортов. Он использует незадолго до того изобретенную акватинту не с целью воспроизведения акварельной отмывки, но для создания напряженных контрастов в гравюре. Это глухое, ночное, акватинтное пространство порождает призраки и преступления, всё то зло, которое переполняет мир офортов Гойи. В последних работах художник обратился к новой технике - литографии, которой предстояло занять лидирующее положение в искусстве 19 века.

 

    От сатирической публицистики Домье до гротескно-утончённого "японизма" Тулуз-Лотрека и напоминающих пастель живописных эстампов Дега пролегает путь развития французский литографии. Самый значительный немецкий художник этого столетия - Адольф Менцель - работает в литографии в русле объективного реалистического искусства.

 

    Из техник предшествующих эпох только офорт возрождается в середине века. Близкие к барбизонской школе Коро, Добиньи и Милле находят в нём технику, позволяющую запечатлеть переходные состояния природы, поэзию простых пейзажных мотивов, полных тихого очарования. Новый импульс развитию гравюрного искусства дали художники, близкие импрессионистам. И. Б. Ионгкинд, Э. Мане, Дж. Уистлер создали новый офорт - спонтанный, импульсивный, полный света, воздуха и движения.

Картина дня

наверх