На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Духоборы

Духоборы(духобо́рцы) — особая этноконфессиональная группа русских. Исторически русская религиозная группа, приверженцами Русской православной церкви и некоторыми социологами часто квалифицирующаяся как конфессия христианского направления, отвергающая внешнюю обрядность церкви. В православных и близких к ним околонаучных кругах духоборов нередко именуют сектой. Этнологи и историки (серьезные) обычно называют их этнокультурной или этноконфессиональной группой русских.

Идейно они близки к английским квакерам, почему их иногда и именуют «русскими протестантами». При некотором сходстве (см. ниже) – это все же одно из ряда учений, получивших общее название «духовных христиан»[1].

У истоков духоборства стоял Силуан Колесников, живший в селе Никольское Екатеринославской губернии в 17551775 гг. Духоборство распространилось по многим губерниям и подвергалось преследованиям со стороны православных духовных властей и полиции.

Наименование «духоборцы» им дал архиепископ ЕкатеринославскийАмвросий (или, по мнению других историков, предшественник Амвросия Никифор Феотоки[2]) в 1785 году, который хотел этим сказать, что новое учение — противление Святому Духу. Сами представители этого учения, узнав о таком названии, охотно приняли его, в том смысле, что, отрицая религиозную внешнюю обрядность, они являются поборниками Духа.

Письменных источников, принадлежащих духоборам тех времён, не сохранилось, так как они не одобряли «писаное, мёртвое слово», противопоставляя ему живое, устное — «книгу животную».Григорий Сковорода написал для них своего рода катехизис«Исповедание веры Духоборцев», поданное губернатору в качестве своего рода апологетики.

Исходный пункт учения духоборов — квакерская идея:

 

В душе человека пребывает сам Бог, и сам Он наставляет человека Своим словом. Памятию человек уподобляется Богу Отцу, разумом — Богу Сыну, волею — Духу Святому; Отец — свет, Сын — живот, Святой Дух — покой, Отец — высота, Сын — широта, Святой Дух — глубина. Чувственно Бог существует в природе, а духовно — в человеческой душе[3]

 

Но в отличие от протестантов они отрицают первородный грех«всяк сам по себе грешен и спасён»[3]. Веруют в перерождение души«после смерти душа благочестивого человека переходит в тело живого праведника или новорождённого, а душа беззаконника — в животное»[3]. Это тоже сильно отличает их от большинства протестантских учений. Считают, что воскрешение Христа нужно понимать в духовном смысле:

     

Исповедуются только Богу; пост считают воздержанием от злых мыслей и дел; богослужение совершают в комнате; брак не почитают таинством; не признают внешних отличий между людьми; не клянутся; отказываются от военной службы и присяги вообще. Отрицают всякую обрядовость, выражая это отрицание в пословицах,

Делами общины управляет сходка старейшин. Они – и это сближает их как с протестантами, так и со старообрядцами - отличаются трудолюбием.

Посланный в 1801 г. для собирания сведений о духоборах,И. В. Лопухин дал о них самый хороший отзыв. После этого был издан указ о переселении всех духоборов в Мелитопольский уездТаврической губернии, на берега реки Молочной – своего рода «мягкая ссылка». При обилии земли (79 000 десятин) они перенимали от поселенных в соседстве с ними немцев-меннонитов много полезных нововведений.

Лидер духоборов в Крыму Савелий Капустин завел там «коммунистические» порядки — обработка земли сообща, деление урожая поровну. В 1818 г. Александр I посетил село духоборов Терпение (теперь — Мелитопольский районЗапорожская область), пробыл там два дня и распорядился освободить всех духоборов и доставить их в Крым. В 1820 их освободили от вониской присяги. С тех пор Александр I пользуется у духоборов исключительным почитанием — ему был даже поставлен памятник[5].

При Николае I духоборы вновь потеряли расположение властей. Освоенные духоборами впервые крымские земли стали безопасны и быстро осваивались русскими православными крестьянами, из-за чего правительство стало считать духоборов нежелательными соседями. В 1837 году последовал указ о переселении их с Молочных вод в Закавказский край. В 1841 году началась высылка духоборов в Грузию и Азербайджан. «Столицей» духоборов стало с. Гореловка в Грузии. При этом духоборы показывали покорность властям, говоря:

 

Царя почитаем, милостивым властям повинуемся; кто безвинно бьёт и мучит, тот антихрист, кто милостиво судит, уподобляется Богу. Ходить в церковь совесть нам не велит, в ней святости не чаем… Везде церковь, где два или три собраны во имя Христово[3]

Между 1841—1845 годами было переселено около 5 000 духоборов[6].

В Грузии духоборы поселились компактно в южных горных районахДжавахетии, к тому времени практически обезлюдевших. Они основали 10 деревень на территории овременногоНиноцминдского района (до 1991 года — Богдановский), называемых Джавахетской ДухобориейВладимировкаТамбовка иРодионовка на северо-востоке района (вокруг озера Паравани), остальные на юге района: Богдановка (ныне Ниноцминда),СпасовкаОрловкаГореловкаЕфремовкаКалмыково и Троицкое.

На территории современного Азербайджана, высланные духоборы основали несколько поселений, имеющих до сей поры русские названия: СлавянкаИвановка, Новосаратовка и Новоивановка.

 

В 1887 г. на Кавказе была введена всеобщая воинская повинность. В знак протеста по местам расселения духоборов прокатились волнения. В 1895 г. нескольких тысяч духоборов вЕлизаветопольской и Тифлисской губерниях и в Карсской областипо совету Петра Веригина заявили властям о своём полном отказе от военной службы. В ночь с 28 на 29 июня они снесли в кучу все имевшееся у них оружие, облили его керосином и под пение псалмов сожгли. На подавление волнений в селах Тифлисской губернии правительство выслало казаков, и после экзекуции двести человек были посажены в тюрьму. Семьи зачинщиков, числом до четырёхсот, разосланы по деревням Тифлисской губернии, по две-три семьи, без земли и с запретом общения между собою.

 

Призванные и отказавшиеся служить духоборы были заключены вЕкатериноградский дисциплинарный батальон. Обычной практикой было осуждение духоборов на 6-7 лет дисциплинарного батальона не за сам отказ, а за неподчинение приказам командиров. В одной станице Терской области была построена большая крепость для исправления непокорных и провинившихся солдат, и в этой крепости духоборов мучили голодом и холодом, били кулаками и прикладами ружей, секли розгами и сажали в холодные карцеры. Многие из них умерли. В. Г. Чертков в 1896 г. написал об этом статью «Напрасная жестокость», которая была прочитана Николаю II. После этого отказников стали ссылать на 18 лет в Якутию.[7]

В защиту духоборов выступил Лев Николаевич Толстой. Он и его последователи организовали одну из первых массовых кампаний в отечественной и международной прессе, сравнивая гонения на духоборов в России с гонениями на первых христиан[8].В. Г. Чертков опубликовал подробности о травле крестьян в английской газете. Затем В. Г. ЧертковП. И. Бирюков иИ. М. Трегубов написали воззвание к русской общественности, призывая помочь духоборам, которых лишили средств к жизни. Толстой дополнил воззвание своим послесловием и передал в помощь голодающим тысячу рублей, а также обещал впредь отдавать голодающим крестьянам все гонорары, которые получал в театрах за исполнение его пьес. В результате этой акции В. Чертков был изгнан за границу, а Бирюков и Трегубов отправлены во внутреннюю ссылку в Прибалтику[9].

Несмотря на широкий общественный и международный резонанс событий 1895, компромисса с властями в вопросе защиты духоборов достигнуто не было. С инициативным и финансовым участием Льва Толстого и зарубежных квакеровбыло принято решение об эмиграции духоборов. В качестве возможных мест нового поселения рассматривались МаньчжурияКитайский Туркестан(план одного из инициаторов идеи эмиграции, дипломата, отвечавшего за восточное направление, Э. Э. Ухтомского), Кипр,Гавайи и т. д. Исходно обследованный духоборами Кипр не был одобрен из-за того, что новопоселенцам выделялось недостаточно земли, а также из-за неподходящего климата.

Лев Толстой обратился через сына Сергея к своему сподвижнику Владимиру Черткову (в это время высланному за границу и проживающему в Великобритании) за помощью. В свою очередь, Чертков обратился к знаменитому анархисту князю Петру Кропоткину, а тот — с просьбой о содействии в переселении в Канаду, к профессору политэкономии из Университета Торонто,Джеймсу Мейвору.

В 18981899 годах примерно 8.000 духоборов эмигрировали в Канаду, в неосвоенные районы провинции Саскачеван. Чтобы использовать гонорар для финансирования переселения, Лев Толстой специально закончил ранее отложенный роман«Воскресение».

 

 

Несмотря на широкий общественный и международный резонанс событий 1895, компромисса с властями в вопросе защиты духоборов достигнуто не было. С инициативным и финансовым участием Льва Толстого и зарубежных квакеровбыло принято решение об эмиграции духоборов. В качестве возможных мест нового поселения рассматривались МаньчжурияКитайский Туркестан(план одного из инициаторов идеи эмиграции, дипломата, отвечавшего за восточное направление, Э. Э. Ухтомского), Кипр,Гавайи и т. д. Исходно обследованный духоборами Кипр не был одобрен из-за того, что новопоселенцам выделялось недостаточно земли, а также из-за неподходящего климата.

Лев Толстой обратился через сына Сергея к своему сподвижнику Владимиру Черткову (в это время высланному за границу и проживающему в Великобритании) за помощью. В свою очередь, Чертков обратился к знаменитому анархисту князю Петру Кропоткину, а тот — с просьбой о содействии в переселении в Канаду, к профессору политэкономии из Университета Торонто,Джеймсу Мейвору.

В 18981899 годах примерно 8.000 духоборов эмигрировали в Канаду, в неосвоенные районы провинции Саскачеван. Чтобы использовать гонорар для финансирования переселения, Лев Толстой специально закончил ранее отложенный роман«Воскресение».

 

 

Хотя ни духоборы, ни сочувствующие не были уверены в необходимости эмиграции, наряду с поддержкой из-за рубежа они встретили подчеркнуто негативное отношение властей (например, запрет на возвращение). Старички (старейшины общины) пророчествовали:

 

Если царь отпустит духоборцев из своей страны, то он потеряет свой престол, потому что Бог уйдет с духоборцами [10].

 

Перевозку наиболее значительных партий духоборов из Батума в порты Квебек и Галифакс[11] в 1898 г. осуществляли корабль «Лейк Гурон» и корабль «Лейк Супериор». Сопровождающими (и в качестве переводчиков) выступили Сергей Львович Толстой, а также (10 декабря 1898—12 января 1899) толстовецЛ. А. Сулержицкий и доктор А. И. Бакунин. В апреле 1899 г. третью крупнейшую партию духоборов сопровождал Владимир Бонч-Бруевич. В результате поездки, проведя год в Канаде, по просьбе переселенцев[12] В. Бонч-Бруевич составил образцовый сборник псалмов духоборов Канады — «Животную книгу духоборцев».

Небольшие партии духоборов активно прибывали в Канаду на протяжении последующих лет через порты Европы, как правило на средства ранее переехавших духоборов. В 1903 году к единоверцам в Канаде присоединился освобождённый из ссылки П. Веригин.

Духоборы поселились на целинных землях степной провинции Саскачеван. Им разрешили не служить в армии, получить смежные земельные участки так, чтобы можно было селиться деревнями и обрабатывать землю совместно. Но когда власти потребовали от них принести клятву на верность правительству, многие отказались подчиниться, и у духоборов экспроприировали 260 000 акров земли, ставшей пригодной к возделыванию в ходе коллективной обработки, так как это было условием получения земли в собственность. В 19081911 гг. шесть тысяч духоборов последовали в Британскую Колумбию, самую западную провинцию Канады, где они основали Христианскую Общину Всемирного братства[13].

 

Доходы коммуны росли, общинная собственность оценивалась в несколько миллионов долларов[13]. Но в то же время назревали и идеологические конфликты внутри самого движения. Некоторые из участников общины ставили авторитет Веригина под сомнение. В 1924 году Пётр Веригин погиб при загадочных обстоятельствах. Движение распалось. Участники радикального течения «Сыны свободы» демонстрировали абсолютное неприятие современной им жизни, в том числе отказываясь посылать своих детей в школы. Более того, они поджигали школьные здания. Также они в знак протеста стали устраивать «голые» демонстрации в канадских городах.[14][15]

В 1932 году канадская община духоборов была принята в международную антивоенную организацию «Интернационал противников войны» по инициативе В. Ф. Булгакова, последнего секретаря Л. Н. Толстого и члена Совета этой организации, к тому времени тоже оказавшегося в эмиграции за проповедьантимилитаризма.

В настоящее время умеренное крыло духоборов возглавляет пра-правнук Петра Васильевича Веригина — Джон Веригин. За вклад в улучшение канадско-российских отношений и последовательную борьбу за мир Джон Веригин был награждён орденом Канады, орденом Британской Колумбии и советским орденом Дружбы народов.

Сейчас в Канаде проживает до 30 тыс. потомков духоборов. Из них 5 тыс. человек сохранили веру, более половины — знание русского языка в качестве родного[16]. Один из представителей — Том Невакшонов — является видным канадским политиком.

 

С распадом СССР духоборы Грузии вновь начали мигрировать, как организованно, так и стихийно, в Россию и Канаду. Очень незначительное количество духоборов остается в настоящее время в Грузии. Они компактно проживают в Джавахетии (села Гореловка, Ждановка, Спасовка, г. Ниноцминда — в прошлом Богдановка, и др.). Согласно последним данным, в Джавахетии их осталось от 700 до 800 человек.[17]

В Гореловке остаются «святые могилки» проповедников, на поклон к которым приезжают духоборы со всего мира. Также особо почитается пещера, где 29 июня 1895 года духоборы сожгли оружие в знак протеста против зла и насилия.[18]

С конца 1980-х гг. духоборы, приехавшие из Грузии, начали селиться в ТульскойБелгородскойБрянскойОрловской,Ростовской областях, частично в рамках российской государственной программы возвращения соотечественников.

В 1989 г. группа жителей с. Гореловка переехала из Грузии и поселилась на тульской земле, в деревне Архангельское Чернского района[19].

В 1998 году другая группа поселенцев из с. Гореловка, около 200 чел., прибыла в посёлок Мирный в Клетнянском районе Брянской области. Однако большинство работоспособного населения вынуждено было покинуть посёлок в связи с непредоставлением жилья[20].

В июне 1991 г. в пос. Целина Ростовской области (с середины 1920-х гг. важного для духоборов центра: при передаче Карсской области Турции именно сюда были переселены её русские жители) состоялся съезд духоборов, на котором создано «Религиозное объединение Духовных Борцов Христа — Духоборцев СССР», переименованное после распада СССР в «Религиозное объединение Духоборцев России».

C 2007 г. духоборы начали осваивать Тамбовскую область. Первые 109 человек были расселены в селе Малый СнежетокПервомайского района.[21]

 

В отличие от самопрезентации духоборов и от их восприятия в Старом Свете, в англоязычной (канадской и американской) популярной культуре за пределами документалистики под духоборами подразумевается отколовшееся от традиции радикальное движение свободников, памятное за яркие выступления в начале XX в.

Канадская рок-группа Sons of Freedom выбрала свое название в честь свободников (это один из переводов названия данной религиозной группы).

«Do as the Doukhobors Do» — песня Пита Сигера (издана в сборнике The Best of Broadside 1962—1988: Anthems of the American Underground, в серии Smithsonian Folkways Recordings — SFW40130 2000)

«Ferdinand the Impostor», песня коллектива the Band, включает юмористическую строку, адресованную незнанию Канады её южными соседями: «He claimed he was a Doukhobor / But they never heard of that in Baltimore.»

Примечания

  1.  Гололоб Г. Богословие и национальный вопрос.
  2.  Spiritual Origins and the Beginnings of Doukhobor History. A keynote address given by Russian ethnographer and archivist Svetlana A. Inikova at the Doukhobor Centenary Conference, held at theUniversity of Ottawa on October 22-24, 1999.  (англ.)(Doukhobor Genealogy Website)
  3. ↑ Перейти к:1 2 3 4 5 Малый энциклопедическій словарь. Изданіе Брокгаузъ-Ефронъ, Спб., 1907 (2-е изд.)..
  4.  Снегирёв, Иван Михайлович, "Русские в своих пословицах: Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках". Москва, 1831. Том 2, с. 46. Текст на Google Books
  5.  Сомин Н. В. Духоборы
  6.  Русские в Грузии
  7.  Герман Алёткин, Виталий Адаменко. ОТКАЗ ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
  8.  Л. Н. Толстой «О гонениях на духоборов». Письмо в иностранные газеты
  9.  Марк Поповский. Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе. 1918—1977(недоступная ссылка с 11-05-2013 (712 дней))

10. Рыбин С. Ф. Труд и мирная жизнь. Сан-Франциско, Дело, 1952. с. 26

11. Index to Doukhobor Ship Lists at doukhobor.org(Doukhobor Genealogy Website), список кораблей, перевозивших духоборов, англ. яз., ссылка актуальна на 29 января 2008

12. Бонч-Бруевич В. Обращение к канадским, закавказским, амурским, самарским и ко всем прочим духоборцам. Животная книга духоборцев. Санкт-Петербург, 1909, ссылка актуальна на 29 января 2008

13.↑ Перейти к:1 2 Хелен Клукач (Торонто) — Духоборы Канады Празднуют Юбилей. (недоступная ссылка с 11-05-2013 (712 дней))

14. Лев Симкин. Путешествия духоборов

15. Stephen Leacock. «CANADA. The Foundations of its Future.» Privately printed in Montreal, Canada. MCMXLI. c.VIII p.206

16. Черкасов А., старший научный сотрудник Института США и Канады РАН. «Русские канадцы»(недоступная ссылка с 11-05-2013 (712 дней)), на russedina.ru

17. Чихладзе, Иракли. Джавахетские проблемы Грузии. «Солидарность» выпуск № 2 , на newregion.info от 18.06.2006, ссылка актуальна на 29 января 2008

18. Страна Духобория. Уникальный уголок русской культуры сохранился в Ниноцминдском районе Самцхе-Джавахети. Информационный выпуск Посольства России в Грузии № 10 от 25 апреля 2005 г.(недоступная ссылка с 11-05-2013 (712 дней)), на georgia.mid.ru, ссылка актуальна на 31 января 2008

19. Духоборы на сайте Центра «Истоки», ссылка актуальна на 31 января 2008

20. Брянская область готовится принять партию русских духоборов с Кавказа, 17 марта 2006 г. по данным Патриархия.ru/АНН, ссылка актуальна на 1 февраля 2008.

21. Писарев, Евгений. Духоборы из Малого Снежетка. Первые переселенцы обустраиваются на новом месте. «Российская газета» — Черноземье № 4568 от 22 января 2008 г. на ng.ru, ссылка актуальна на 29 января 2008

 

Публикации источников

Мемуаристика

Литература:

Зверев А., Туниманов В. Лев Толстой Серия: Жизнь замечательных людей. Москва, «Молодая гвардия», 2007. ISBN 978-5-235-03037-4

  • Меликсет-Бек Л. Л. Из истории духоборов в Грузии. — «Труды Тбил. гос. ун-та», т. 78, 1963, с. 121—140. Роль Толстого в переселении духоборов в Канаду (с. 136, 137—138).
  • Меликсет-Бек Л. Л. Из историй духоборов в Грузии (XIX в.). Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. историч. наук. Тбилиси, 1964. 33 с. (Тбил. гос. ун-т). Об участии Толстого в организации переселения духоборов в Канаду (с. 3, 4, 9, 29—31).
  • Шкловский В. Лев Толстой. Серия: Жизнь замечательных людей. Москва, «Молодая гвардия», 1963. 864 с.; 27 л. ил. (Жизнь замечательных людей). Часть V. «Воскресение». — «О духоборах» и о «Воскресении».

Этнографические исследования

  • Абрамова Т. Н. Религиозные верования и обряды духоборов (по материалам экспедиции РОМК в Целинский район Ростовской области. август 1990 г.). \\ Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 7. Ростов-на-Дону, 1997.
  • Абрамова Т. Н. «Животная книга духоборцев» и проблемы народного христианства \\ Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе: Сб. науч. ст. Ростов-н/Д., 2000. С. 145—153.
  • Абрамова Т. Н. Бытовая культура донских духоборов (по материалам историко-бытовых экспедиций Ростовского областного музея краеведения в Целинский район Ростовской области). стр. 161 \\ Известия Ростовского областного музея краеведения. Выпуск 11. Ростов-на-Дону, 2004.
  • Никитина С. Е. О заговорах в культуре духоборцев и молокан (на материале полевых исследований) \\ Заговорный текст: Генезис и структура. М., 2005.
  • Борисова О. О духоборах в Канаде // «Новая заря». Сан-Франциско. — 1945. — 12 мая
  • Малов Л. Н. Духоборцы, их история, жизнь и борьба. К 50-летию пребывания духоборцев в Канаде. — North Kldonan, Manitoba. — 1948.
  • Рыбин А. А. Духоборы и проблема свободников // «Новая заря». Сан-Франциско. — 1964. — 25 августа
  • Клибанов А.И. Материалы о религиозном сектантстве в архиве В. Г. Черткова // Записки Отдела рукописей РГБ. Вып. 28. — М. — 1965
  • Ианникова С. А. Проблемы сохранения русского языка в иноэтнической среде на пример канадских духоборцев // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. — М. — 1995. — С 152—162
  • Духоборы // Хисамутдинов А. А. После продажи Аляски: Русские на Тихоокеанском побережье Северной Америки (1867—1980-е гг.). Материалы к энциклопедии. — Владивосток: Издательство ВГУЭС. — 2003. — С. 59-61
  • Аносова И. А. Канада — вторая Родина духоборцев: интеграция и культурная локализация // «Мир России», 26.10.2006
  • Popoff, Eli. Tanya. — Grand Forks, B.C. Canada : Mir Publication Society, c1975.

• Makarova, V. 2013. Doukhobor nudism: exploring the socio-cultural roots. Culture and Religion

• Makarova V. 2012. The use of Russian in contemporary Doukhobor prayer service. In: International scientific research Internet conference «Current issues in philology and methods of teaching foreign languages»., 1 February — 29th February, 2012, Novosibirsk, Russia. Международнaя научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков», 1 февраля — 29 февраля 2012 года;http://ffl.nspu.net/?p=144

• Makarova V. A., Usenkova, E.V., Evdokimova, V.V. Evgrafova, K. V. 2011. The Language of Saskatchewan Doukhobors: Introduction to analysis. Izvestija Vysshix uchebnyx zavedenij [The News of Higher Schools]. Serija Gumanitarnyje nauki [Humanities]. Razdel Lingvistika [Linguistics section]. Vol 2 (2), pp 146–151. http://www.isuct.ru/e-publ/gum/ru/2011/t02n02/philology-and-linguistics

• Schaarschmidt, G. 2012. Russian language history in Canada. Doukhobor internal and external migrations: effects on language development and structure. In: V. Makarova (Ed), Russian Language Studies in North America: the New Perspectives from Theoretical and Applied Linguistics. London/New York: Anthem Press.pp 235–260. www.anthempress.com

  • Бороздин А.К. Очерки русского религиозного разномыслия. СПб., 1905.
  • Кулаков А.Е. Религии мира. — М.: Астрель, 2003. — ISBN 5-17-017645-7.
  • Материалы к истории и изучению религиозно-общественных движений в России. Вып. VII. Чемреки. / Под ред. Бонч-Бруевича В.Д. СПб., 1916.
  • Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Вып. II. Животная книга духоборцев / Под ред. Бонч-Бруевича В.Д. СПб., 1909.
  • Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Вып. IV. Новый Израиль / Под ред. Бонч-Бруевича В.Д. СПб., 1911.
  • Новицкий О. Духоборцы. Их история и вероучение. Киев, 1882.
  • Пругавин А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М., 1915.
  • Рождественский Т.С., Успенский М.И. Песни русских сектантов и мистиков. СПб., 1912.
  • Тульпе И.А., Курс лекций «Христианское сектантство в России» для студентов-религиоведов кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ, 2001
  • Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.

 

Православная точка зрения Н.В. Сомин

Духоборы

 здесь http://chri-soc.narod.ru/duhobor.htm

 

Картина дня

наверх