Содержание:
Отмена долгового рабства (сисахфия)
Разделение граждан на четыре имущественные класса
Совет четырёхсот (буле) и народное собрание (экклесия) при Солоне
Введение Солоном суда присяжных (гелиэи)
Суть и цели реформ Солона
Доставить афинянам это благо было целью реформ Солона. Он справедливо находил, что коренная причина всех бедствий Афин и Аттики – дурные отношения между сословиями, слишком большое неравенство состояний, резкая противоположность между классом полноправных граждан, землевладельцев, и массою обедневших бесправных земледельцев и других рабочих людей. В тех стихах Солона, где он сам прославляет хорошие законы, реформатор порицает алчность богатых, которые для увеличения своего богатства совершают притеснения, захватывают себе чужое добро, не думая о божественном правосудии, которое накажет их и вместе с ними государство, допускающее их беззакония.
«Скоро, – говорит там Солон, – постигнет Афины неизбежное бедствие: или подпадут она под иго постыдного рабства, или раздор граждан возбудит междоусобную войну; падет во прах цветущая сила мужей, и милая родина погибнет от ярости вооруженной борьбы. Толпами поведут несчастных в чужбину, окованных цепями, и будут на рынках продавать их в рабство».
Солон
Для избавления государства от бедствий, грозивших ему погибелью, в реформах Солона была поставлена цель сформировать третье сословие, которое заняло бы средину между привилегированным сословием богатых, знатных землевладельцев и бесправною, обедневшею, подавленною долгами массою, и имело б интересы, совпадающие с общим благом.
Солону нелегко было склонить угнетавших народ эвпатридов отказаться от материальных выгод, доставленных им законами Драконта. Закон о взыскании долгов отдал значительную часть народа в работу или даже в рабство землевладельцам, а каменные столбы на землях, еще остававшихся за поселянами, свидетельствовали, что и эти участки скоро перейдут в собственность эвпатридов, что и эти поселяне скоро станут работать на господ. Но Солон отважился доказывать и успел доказать эвпатридам, что они должны сделать большие уступки народу. Это доказывает, что сами эвпатриды видели невозможность поддержать существующие отношения; им грозила опасность или революции или подпадения под иго тирана, который стал бы грабить их. Чтобы не лишиться всего, они согласились пожертвовать частью своих выгод ради необходимых реформ. Характер Солона, знатность его рода, его богатство, его рассудительность и опытность представляли для них гарантию, что он по возможности соблюдет их интересы; потому они выбрали его в сан первого архонта и поручили ему составить законы, какие нужно для примирения их сословия с народом.
Отмена долгового рабства (сисахфия)
Законодательство Солона и все его реформы были направлены к тому, чтоб устранить главные причины бедственного положения государства и предотвратить возможность возобновления их в будущем; он хотел освободить граждан, которые были отданы в работу кредиторам; освободить от долгов заложенные земли поселян, а чтоб облегчить уплату долгов, которыми были обременены простолюдины, он находил надобным изменить монетную систему. Солон сделал это посредством законов, в которых, по его собственному выражению, «насилие было соединено со справедливостью», и которые, по общему своему значению, обозначаются общим названием «сисахфия» («снятие бремени», льгота).
Во-первых, реформами Солона была отменена отдача неисправного должника в работу кредитору. Солон освободил своих несостоятельных должников от уплаты долгов ему; эти долги, прощенные им, составляли 5 талантов (более 10.000 русских дореволюционных рублей), – сумму, огромную по тогдашней ценности денег. Поступив так относительно своих должников, Солон особой реформой объявил отмененными все те долги, которые были сделаны под залог личной свободы должника; таким образом, получили свободу все те афиняне, которые находились за долги в работе у кредиторов; а те, которые были проданы за долги в рабство, были выкуплены на счет государства, и было установлено, что кредитор не имеет права на личность должника или его детей, что личность не может быть предметом залога. Государство освободило своих должников и отказалось от всех взысканий по неуплаченным ему долгам. Известия о том, в чем состояла реформа Солона относительно долгов частным лицам, передаются греческими писателями не одинаково: по одним известиям, были совершенно уничтожены и эти долги, по другим, они были только уменьшены на 27 процентов. В одной из элегий Солона есть выражения, смысл которых, по‑видимому, согласен с известиями, что должники были совершенно освобождены от уплаты долгов.
Известия об уменьшении долгов на 27 процентов выставляют это уменьшение результатом изменения монетной системы, которое – совершенно достоверный факт. Ещё одной реформой Солон ввел новую монету легче прежней; 100 драхм новой монеты были равны по весу серебра 73 драхмам прежней монеты, чеканившейся по эгинской монетной системе. Но древние писатели, говорящие о системе монеты, введенной Солоном, выражаются так, как будто это была система, изобретенная самим Солоном; нет, он только ввел в Афинах систему, называвшуюся эвбейской и употреблявшуюся, между прочим, в Коринфе. И быть может, ошибаются греческие писатели, ставя эту реформу в связь с распоряжениями об облегчении должников; цель Солона была, вероятно, другая: при всей выгодности положения Афин для торговли, Аттика была до той поры чисто земледельческим государством; преобладание земледельческих интересов довело государство до разорения. Введением монетной системы, употреблявшейся у коринфян, потому принятой в морской торговле, Солон, вероятно, хотел облегчить афинянам переход к торговым занятиям.
Реформа сисахфии вывела народ из бедственного положения, но было надобно предотвратить повторение такого же бедствия в будущем. Освободив граждан, находившихся в рабстве у кредиторов, и возвратив на родину тех, которые были проданы на чужбину, где «не слышали они звуков аттической речи», Солон воспретил давать ссуды под залог личной свободы. Продавать афинского гражданина в рабство было запрещено под страхом смертной казни; это запрещение распространялось и на несовершеннолетних детей. Но Солон не принял для облегчения должников той меры, которую употребляли для этого в новой Европе, не определил законной нормы процентов, выше которой воспрещалось бы брать; в его законах было, как мы знаем по цитатам из них, положительно сказано, что право заимодавца назначать величину процентов не стеснено никакою нормою.
Сбор оливок. Древнегреческая амфора, ок. 520 до Р. Х.
Чтобы поселянин, выкупивший свою землю и восстановивший свое самостоятельное хозяйство, был огражден от алчности крупных землевладельцев, Солон постановил, что никто не может иметь более определенного законом количества земли; этим было предотвращено поглощение мелкого землевладения крупными, сосредоточение земельной собственности в немногих руках.
Радуясь успеху своей реформы, Солон призывал землю-мать в свидетельницы, что она «избавлена им от ненавистного бремени заимодавческих столбов»; но для того, чтобы государство получило устройство, обеспечивающее ему здоровую жизнь, оставалось сделать еще очень много. Потомок Кодра Солон снова имел полную возможность захватить в свои руки верховную власть: народ охотно предоставил бы ему ее за обещание раздела земель. Но Солон не поддался искушению. Этою мудрою сдержанностью он приобрел доверие эвпатридов. По принесении торжественной жертвы благодарности богам за восстановление мира между сословиями, собрание эвпатридов назначило Солона устроителем и законодателем государства с неограниченной» властью. Он исполнил это трудное поручение в духе мудрой справедливости очень успешно.
Разделение граждан на четыре имущественные класса
Продолжением реформ Солон хотел примирить враждующие между собою сословия, уменьшить неравенство в распределении собственности и прав, создать средний класс, интересы которого были бы неразрывно соединены с благом всего государства. Верный этому своему стремлению, Солон старался удовлетворить потребностям простолюдинов, по возможности сохраняя привилегированное положение эвпатридов, и организовал новые государственные учреждения на широкой основе расчетливого сочетания аристократически-консервативных элементов с демократически-прогрессивными. Солон постановил, что размер политических прав должен быть пропорционален средствам и желанию служить государству, сделал мерилом политических прав лица количество продуктов, доставляемых этому лицу земельною собственностью его. Все население Аттики очередной реформой Солона было разделено на четыре класса; принадлежность гражданина к тому или другому классу определялась собственным его показанием о том, сколько чистого дохода сельскохозяйственными продуктами получает он от своей земли.
К первому классу принадлежали, согласно этой реформе Солона, те граждане, которые получали чистого дохода от своей земли не менее 500 медимнов (около 150 четвертей) ячменя (или другого хлеба) или столько же метретов (несколько более 1500 ведер) вина и оливкового масла. Они назывались пентакосиомедимнами, «пятисотмедимными гражданами». По рыночной цене продуктов, капитал, подлежавший обложению податями, при этом наименьшем, размере дохода граждан первого класса составлял 6000 драхм или 1 талант. Ко второму классу реформа Солона отнесла тех граждан, которые получали со своей земли от 500 до 300 медимнов чистого дохода; таким образом наименьшая величина капитала во втором классе была 3600 драхм. Граждане этого класса назывались «всадниками» (hippeis). К третьему классу Солон причислил получавших от 300 до 150 медимнов дохода; наименьшая величина капитала их была, 1800 драхм. Они назывались зевгитами(«имеющими пару волов»). Наконец, все те граждане, которые не имели 150 медимнов дохода от земли, то есть, не имели земельной собственности такого размера, который обеспечивает хозяйственную самостоятельность, по этой реформе Солона составляли классфетов (рабочих людей).
Голова афинского куроса (мужской статуи) времён Солона
Обязанности военной службы Солон распределил между гражданами соответственно этому делению их на классы по порядку земельной собственности. Первый класс был обязан содержать 48 триер; он и строил и снаряжал их на свой счет. Менее богатых землевладельцев, составлявших второй класс, реформа Солона обязала служить всадниками; каждый гражданин этого класса обязан был содержать двух боевых коней, одного для себя, другого для оруженосца. Граждане третьего класса, зажиточные поселяне, имевшие столько земли, что для её обработки было надобно содержать по крайней мере пару волов (или лошадей, или мулов), имевшие и работников, служили в войске гоплитами, тяжеловооруженными пехотными воинами; каждый из них обязан был иметь полное вооружение – то есть, и латы – для себя и для одного работника, шедшего с ним на войну. – Фетам реформа Солона предписала служили в войске только легко вооруженными, а во флоте матросами. Кроме военной службы, на афинянах эпохи реформ Солона лежало очень мало государственных тягостей. Постоянных налогов не было. Все общественные должности были почетные; их могли получить только граждане трех первых классов; жалованья должностные лица не получали. Издержки на обеды в Пританее, на посольства, и на другие государственные расходы совершенно покрывались доходами от государственных земель, серебряных рудников, судебных штрафов и таможенных пошлин. Расходы были тем менее значительны, что на должности вообще выбирались люди зажиточные, за почет, оказанный им, охотно принимавшее на себя часть должностных своих издержек. Налоги установлялись лишь временные, во время войны или по каким‑нибудь чрезвычайным случаям. Они платились гражданами первого класса со всей суммы их оценочного имущества (с 6000 драхм); граждане второго класса платили только с пяти шестых долей своего оценочного состояния (из 3600 драхм только с 3000); граждане третьего класса только с пяти девятых долей своего состояния (с 1000 драхм из 1800). Например, если установляли налог в 2 процента, то пентакосиомедимн платил 120 драхм, всадник – 60, зевгит – 20. Феты были свободны от всяких налогов,
Установленное реформами Солона распределение народа на эти классы заменило прежние привилегии знатности рода привилегиями по богатству, аристократическую форму правлениятимократией, «правлением богатых». Но основанием ценза исключительно служила земельная собственность, а большая часть удобной земли в государстве принадлежала эвпатридам, потому господствующим классом и после реформ Солона фактически оставались они. Впрочем, установление классов по цензу все‑таки было большим шагом вперед к равноправности граждан: привилегированность положения перестала быть наследственною; обедневшие эвпатриды лишались привилегий; простолюдины, достигшие трудолюбием, дарованиями или удачею до обладания цензом, получали соединенные с ним почет и права. Введённый Солоном ценз представлял для общества и другие выгоды; он побуждал молодых эвпатридов беречь и увеличивать отцовское поместье, поднял ценность собственности, противодействовал чрезмерной склонности ионийцев предпочитать торговлю сельскому хозяйству. Солон сделал сельское хозяйство самыми почетным занятием афинского гражданина, землю самым драгоценным для гражданина имуществом; это много помогало развитию крепкого здоровья в народе, содействовало тому, что граждане были людьми, расположенными энергически защищать родину. Те люди, почет, права, благосостояние которых совершенно срослись с родными нивами, всегда будут готовы твердо защищать безопасность и благосостояние родины.
Совет четырёхсот (буле) и народное собрание (экклесия) при Солоне
Распределение граждан на классы по цензу было основанием не только для распределения налогов и военной повинности, но и для реформ правительственных и судебных учреждений. Реформы Солона старались по возможности сохранить в этих учреждениях прежние формы и оставить за эвпатридами исключительное право на почетнейшие должности, но тем не менее, произведенное ими преобразование государственных учреждений было радикальное.
Так например, Солон сохранил сан архонтов и упрочил авторитетность его постановлением, что получить его могут только граждане первого класса; но прежде, архонтов выбирало собрание эвпатридов, он передал это право народному собранию. В народном собрании участвовали все афиняне, достигшие 20 лет и пользовавшиеся гражданскими правами; голоса всех были равны. Солон постановил, что народное собрание выбирает архонтов из числа пентакосиомедимнов, просящих этого сана. Число архонтов осталось прежнее – девять.
Верховная власть в государстве принадлежала народному собранию (экклесии). После реформ Солона оно должно было происходить не менее четырех раз в год. Народ собирался на площади, в ясную погоду, при благоприятных предзнаменованиях. В собрании председательствовал первый архонт. Говорить в собрании мог каждый гражданин, не лишённый политических прав по судебному приговору. Желающий говорить всходил на трибуну и надевал миртовый венок. Перед началом совещаний было совершаемо торжественное жертвоприношение и моление богам; герольд провозглашал проклятие тем, кто употребит во зло свободу слова. В порядке предметов совещания, первая очередь принадлежала предложениям, которые вносил в собрание правительственный совет.
До реформ Солона высшая административная и судебная власть принадлежала совету пританов, членами которого были пританы навкрарий, старшины эвпатридских фил и архонты. Солон заменил этот совет Советом четырехсот (буле). Каждая фила ежегодно выбирала в совет 100 членов из числа достигших 30-летнего возраста граждан первых трех классов. Число фил и названия их Солон оставил прежние – (гелеонты, гоплеты, аргады, эгикоры). Члены совета не получали жалования, потому кандидатами на этот сан вообще были только люди зажиточные. Совет четырехсот после реформ Солона стал высшей правительственной властью. Он заведовал финансами; все доходы были собираемы, все расходы производимы по его распоряжениям и под его контролем. Он заведовал охранением порядка в государстве; все полицейские власти были подчинены ему. Он был представителем афинского государства в сношениях с другими государствами. Здание, в котором происходили собрания этого правительственного совета в полном его составе, называлось Булевтерием. По каким срокам происходили при Солоне заседания совета в полном составе, мы не знаем. В промежутках этих заседаний управлять текущими делами Комитет, состоявший из ста членов: на него было перенесено название совета пританов. Судя по правилам, существовавшим в позднейшие времена, должно полагать, что по законам Солона управление текущими делами переходило поочередно от представителей одной филы к представителям другой, так что депутаты каждой филы были три месяца в год пританами. Пританы имели на голове, как знак своего сана, миртовый венок.
Совет четырехсот (буле), по реформам Солона, получил не только правительственную власть, но и участие в законодательной власти: без его одобрения нельзя было предлагать никакого проекта закона народному собранию. Пританы заведовали ходом совещаний народного собрания, и народу были предлагаемы на решение только те предложения, внесение которых в народное собрание было допущено на предварительном совещании пританов. Но власть правительственного совета, хоть и огромная, была ограничена и не могла принять формы аристократического правления, потому что была подчинена власти народного собрания. Реформы Солона не дали совету права решать вопросы о войне и мире; их решало народное собрание. Совет не постановлял законов, он только одобрял проекты их; силу законов эти проекты получали только по решению народного собрания. Таким образом, верховная власть принадлежала народному собранию. Ораторы объясняли народу значение законов, предлагаемых на принятие ему. Вообще, все постановления и действия совета реформы Солона подчинили воле народного собрания; по всем важным делам совету было надобно получать одобрение его: правители были избираемы народом; законы постановлял народ. Итак, верховная власть принадлежала ему не только теоретически, но и фактически. Власть народного собрания Афин была так велика, что права его не могли быть нарушены. Но оно только выбирало правителей и контролировало их деятельность. Инициативы оно не имело. Оно охраняло политическую свободу и равенство, законность и интересы общего блага; – в этом состояло благородное назначение его.
Введение Солоном суда присяжных (гелиэи)
Народное собрание, через каждые три месяца, при смене пританов, созываемое вступавшими в должность новыми пританами, со времени реформ Солона контролировало действия правительственного совета и сановников; а судопроизводство по всем процессам, кроме тех уголовных дел, которые были решаемы эфетами под председательством архонта-царя, было подчинено власти народного суда, который назывался гелиэей. Он был верховною судебною властью по всем уголовным и гражданским процессам, которые велись в трибуналах архонтов-фесмофетов и их помощников, называвшихся диэтетами.
Согласно реформам Солона, ежегодно, под наблюдением архонтов, назначалось по жребию 1000 человек из каждой филы в состав народного суда, решавшего в последней инстанции все судебные дела, представляемые на его рассмотрение. Эти назначенные по жребию судьи назывались гелиастами. При вступлении в отправление своих обязанностей они приносили торжественную присягу подавать голос сообразно с законами, правдиво, беспристрастно, неподкупно. Под председательством фесмофетов они постановляли окончательные решения по всем процессам об имуществе и по всем делам о проступках или преступлениях, наказанием за которые было лишение жизни, свободы или чести (кроме дел, которые решались эфетами под председательством архонта-царя, как мы уж говорили). Таким образом, суд гелиастов составлял самое прочное ограждение драгоценнейших благ человека от насилия или несправедливости. Этот суд назывался гелиэя. Сначала он был только апелляционным трибуналом; но впоследствии, при развитии судебных учреждений в демократическом духе, гелиэя стала верховным судилищем по всем уголовным, делам и по всем важным тяжбам. Реформы Солона сделали гелиэю и охранительницею всех введенных ими учреждений, постановив, что проекты изменений в законах, одобренные правительственным советом, предлагаются на решение народного собрания лишь в том случае, если будут одобрены комиссией, члены которой, номофеты («законодатели»), избираются гелиэей. Они выбирались из людей, хорошо знающих законы. Число их было сначала, вероятно, 400, позднее 600 и 1000. В совещаниях этой комиссии участвовали архонты-фесмофеты.
Кроме собственно судебной власти, на гелиастов была возложена обязанность производить «докимасию» относительно всех должностных лиц. Относительно вновь избранных архонтов, членов совета и всех других должностных лиц гелиасты производили «докимасию» (проверку правь), удовлетворяют ли они требованиям закона: граждане ли они, имеют ли те лета, тот имущественный; ценз, каких требует закон; не подвергались ли наказаниям, лишающим прав на избрание и т. д., не занимают ли других должностей, не занимали ль в предыдущем году ту же должность (два года с ряду не дозволялось быть избираемым на ту же должность). Другая докимасия производилась по окончании года отправления должности; она состояла в проверке того, не были ли нарушены сановником должностные обязанности его. Каждый гражданин имел право представлять протесты против прав избранного на занятие должности; а по окончании годичной службы сановника каждый мог представлять обвинение против него в неправильных действиях. С особенною внимательностью производилась докимасия относительно архонтов. Кроме того, архонты должны были давать торжественную присягу, что будут в полной точности соблюдать законы; они давали это обещание на «камне присяги», находившемся на площади народных собраний, и повторяли клятву в Акрополе в храме, перед лицом божества. За нарушение своей присяги они подвергались очень тяжелому денежному взысканию, уплата которого не была почти ни для кого возможна; а не уплатившей штрафа гражданин лишался политических нрав.
Реформа ареопага Солоном
Строгое исследование действий архонтов было тем необходимее, что сан архонта давал, по законам Солона, право на другой высокий сан. Солон преобразовал состав ареопага – того древнего, высокоуважаемого народом трибунала, который заседал на холмеАреса, где стояли жертвенники «досточтимых богинь», имевших двойственное имя: Эринний, беспощадных преследовательниц обремененного грехом убийцы, становившихся Эвменидами, кроткими успокоительницами совести человека, искупившего грех пролития крови покаянием. Прежде, этот трибунал составляли эфеты; реформы Солона отменил должность эфетов и постановил, что обязанность их передается коллегии, составленной из самых безукоризненных, самых богатых и уважаемых людей, которая будет, кроме прежней судебной обязанности эфетов, исполнять другую обязанность: будет с безответственною властью охранять законный порядок и интересы нравственности. Этот верховный суд на холме Ареса, – суд Ареопага, должен был, по закону Солона, состоять из архонтов, безукоризненно отслуживших свой годичный срок. Архонты в год своей службы были временными членами Ареопага (подобно тому, как римские сановники заседали в сенате). Но поступление их в число пожизненных членов Ареопага обусловливалось результатом докимасии, которой подвергались они по окончании срока службы.
Итак, Ареопаг состоял из бывших архонтов. Это были пентакосиомедимны, богатые землевладельцы, люди высшего сословия, по своему наследственному положению привычные исполнять судейские обязанности, имевшие возможность получить высокое образование; выбор их в архонты свидетельствовал, что они люди влиятельные, а результатом докимасии было доказано, что они люди безукоризненно добросовестные в исполнении своих обязанностей. Каждый год сменялось девять архонтов; потому число членов Ареопага должно было быть велико. По мысли Солона, учреждение, призывавшее влиятельнейших и лучших людей знатного сословия к пожизненной правительственной и судебной деятельности, тесно соединявшее сословную честь аристократов с благом государства, делавшее пожизненный высокий сан наградою за верное служение родине, за гражданскую честность и доблесть, давало прочную консервативную опору новому государственному устройству; аристократы имели интерес поддерживать, защищать государственное устройство, не только обеспечивавшее их личность и имущество, но и предоставлявшее им привилегированное положение, поручавшее им охрану законного порядка, контроль над общественною жизнью и нравами, и при этом избавлявшее их власть от всякого упрека в узурпации, в сословной исключительности и притеснительности. Молодые эвпатриды имели очень сильный интерес заслуживать уважение общества честным, верные исполнением своих гражданских обязанностей, чтобы стать членами Ареопага. Потому та реформа Солона, которая обновила Ареопаг, была очень удачной. Солон одушевил ею даровитых эвпатридов любовью к новому государственному строю, а государство приобрело в правительственном учреждении, состоявшем из пожизненных членов, прочную консервативную опору. Независимый, от изменчивых увлечений минуты, окруженный всеобщим уважением, Ареопаг, с именем которого соединялись священные предания народа, после реформ Солона должен был предотвращать опрометчивые нововведения, охранять национальные обычаи, контролировать, общий ход общественных дел.
С властью, не ограниченною никакими законами, ответственный только перед собственною совестью, Ареопаг исполнял обязанности политического контроля. Верховная полицейская власть в государстве принадлежала ему. Он наблюдал за управлением религиозными делами: за общественным богослужением и совершением религиозных праздников, за администрацию храмов, за охранением священных оливковых деревьев Афины; наблюдал за тем, чтобы граждане оказывали уважение к религии; наблюдал за воспитанием детей граждан, за нравственностью их самих, за образом жизни всех жителей государства. Согласно законам Солона, ареопаг имел право наказывать за дурные дела, неуловимые для формального суда; обязан был следить за тем, чтобы граждане жили честно, не были праздными тунеядцами, не расстраивали родовое имущество расточительностью. Он не был обязан дожидаться жалоб, иметь формальный улики; он по собственной инициативе мог призывать на свой суд каждого гражданина, поступавшего дурно, и по праву отеческой власти делать ему внушения, угрозы, подвергать его наказанию. Ареопаг имел право требовать сановников к своему суду за их должностные действия и объявлять незаконными те решения правительственного совета и народного собрания, которые находил или нарушающими существующий порядок, или опасными для государства.
Афина говорит у Эсхила («Эвмениды», 648 и след.): «Ареопаг – достопочтенное, неподкупное судилище, неусыпно бодрствующее для охраны страны; пока вы (афиняне) будете благоговейно уважать его, вы будете иметь спасительный оплот вашей стране, какого не имеют ни скифская земля, ни Пелопоннес».
Значение и итоги реформ Солона
Устройством государственных учреждений было завершено законодательство Солона. Реформой сисахфии он освободил граждан, бывших в работе или в рабстве у кредиторов, и отменил законы, лишавшие неисправного должника личной свободы; возвратив поселянам заложенные земли и облегчив тяжесть долгов, он спас от погибели сословие самостоятельных поселян и создал энергическое, преданное благу родины, среднее сословие; постановив, что отец не может ни продавать детей, ни отдавать их в залог, он оградил свободу несовершеннолетних и возвысил характер семейного быта. Распределением граждан на классы Солон проложил путь к равноправности граждан, упрочил общественный порядок, поставил размер прав в зависимость от размера обязанностей. Реформы Солона дали, правда, некоторые привилегии гражданам первого класса: предоставили им одним доступ к сану архонтов и в Ареопаг, и фактически дали преобладание в государстве зажиточной части граждан правилами о выборах в Совет четырехсот. Но все‑таки Солон сделал много для предоставления равноправности всем гражданам: он предоставил им всем равный голос в народном собрании, которому принадлежала верховная власть, которое выбирало правителей и постановляло законы. Реформы Солона обеспечили общество от возвращения владычества эвпатридов, учредив народный суд, который не только карал всякое превышение власти, всякое нарушение законов, но и подвергал своему исследованию личные качества правителей, образ действий членов правительственного совета и сановников, охранял существующее законы от опрометчивых нововведений.
Солон справедливо сказал о себе: «Я дал народу столько власти, сколько полезно ему иметь, не слишком мало и не слишком много. Но я позаботился и о богатых, о знатных, чтобы не были они обижены. Я покрыл и тех и других крепким щитом, и не допустил, чтобы те или другие получили несправедливую победу. Народ повинуется руководителям своим только тогда, когда он не сделан слишком самовластным, да и не порабощен». – Видя, что не все отдают должную справедливость ему, он утешал себя мыслью: «удовлетворить желаниям всех трудно».
Новшества Солона в гражданском законодательстве
Реформы Солона сохранили прежнее деление граждан на роды и филы, но освободили поселян от судебной власти старшин родов и соединили их в сельские общины (демы), имевшие своих собственных начальников (демархов), заведовавших охранением порядка; процессы по мелких делам решали общинные судьи под председательством демарха. Солон увеличил личную свободу граждан и в том отношении, что предоставить им право распоряжаться имуществом посредством завещания, и, если нет детей, то право избирать себе наследника посредством усыновления. Прежде, имущество гражданина, не имевшего наследников по крови, переходило к фратрии. Закон Солона благоприятствовал сохранению хозяйства в целости и потому помогал развитию хозяйственной заботливости. Если не имеющий сыновей имел дочь, то усыновление часто было соединено с условием, чтоб усыновляемый женился на ней. До Солона, ближайший родственник имел право и обязанность жениться на дочери умершего; а если не женится на ней, и она бедна, то был обязан дать ей приданое.
Реформы Солона не ограничились установлением правительственных и судебных учреждений; он хотел улучшить нравы, сделать честность и справедливость основными началами семейного быта и всех отношении между людьми. Солон желал, чтобы законы не только ограждали общество от насилия, но и очищали душу людей от дурных мыслей и желаний; потому он с большою заботливостью установил правила воспитания. Солон хотел, чтобы все дети граждан Аттики – знатных и незнатных, бедных и богатых – учились гимнастике и получали музыкальное и поэтическое образование; соединение этих двух видов воспитания он считал необходимым для того, чтобы в здоровом теле развивалась здоровая душа, чтобы человек вырастал отвращающимся от дурного, находящим удовольствие в хорошем. Музыка и пение, с преподаванием которых соединялось изучение религиозных гимнов и произведений поэзии, главным образом«Илиады» и «Одиссеи» Гомера, казались Солону вернейшим средством наполнить воображение благородными мыслями, вложить в душевную жизнь гармонию и порядок, на влечении к которому основываются все гражданские добродетели, возбудить в сердце благоговение к богам, развить в человеке благородный, возвышенные стремления. Солон находил, что для мальчиков и юношей полезно проводить время в гимнастических школах, которые расположены в загородных садах; что занятия гимнастикою прекрасное средство для развития физического и нравственного здоровья; он надеялся, что воспитанники этих школ будут вырастать людьми сильными, патриотичными и мужественными. Воспитание, бывшее до реформ Солона привилегиею эвпатридов, он распространил на детей всех граждан Аттики; он считал это надобным, имея справедливое убеждение, что величие Афин должно быть основано на свободе и на многостороннем развитии граждан. Благородною обязанностью Ареопага было наблюдение за тем, чтоб отцы предоставляли детям, опекуны сиротам благо этого воспитания. Каждый гражданин имел право выступать обвинителем отца или опекуна, не исполняющего этой обязанности. – Но зато и детям Солон строго предписал своими законами почтительную заботливость о родителях; гражданин, не исполнявший сыновних обязанностей, лишался политических прав. Скромность и уважение к старшим были внушаемы юношам в Афинах не менее сильно, чем вСпарте, хотя и не педантическою дрессировкою.
Своими реформами Солон возвысил, облагородил и религиозную жизнь афинян и гражданский быт их; постановления его, направленные к этим целям, были приспособлены к обычаям афинян, – держались того, что освящено преданием. Так например, Солон предписывал совершать праздники очень великолепно, хотя все‑таки старался изгнать из частной жизни роскошь и расточительность, запретил дорогие наряды, пышные пиры, хотел ввести простоту и бережливость. Солон постановил, что на каждый из больших афинских праздников государство может расходовать три таланта – (государство покупало жертвенных животных, делало обед для участвовавших в совершении обрядов и в играх, устраивало великолепные процессии и танцы хоров, платило музыкантам и певцам, выдавало награды победителям на музыкальных и гимнастических состязаниях). Великолепием и изяществом религиозных обрядов Солон хотел развивать эстетическое чувство и благоговение к религии.
Солон считал религиозное чувство опорою нравственности и гражданских доблестей, о развитии которых он всячески заботился. В охранение нравственности аттических девушек, реформы Солона под страхом наказания смертью запретили гражданам отдавать дочерей в гетеры; они позволили отцу продать в рабство дочь, нарушившую целомудрие, и убить её обольстителя. Брак, основа нравственности, находился под охраною обычая; Солон упрочил обычай законом. Бракосочетанию должно было предшествовать торжественное обручение, совершаемое отцом или опекуном невесты. Браки между близкими родными были у греков дозволены; могли вступать в брак даже сын и дочь одного отца от разных матерей; закон благоприятствовал этому, в заботе о поддержании семейного единства. В Гомеровские временажених давал подарки отцу невесты, как бы покупал ее. Это давно заменилось противоположным обычаем: невеста получала от отца приданое. Оно оставалось собственностью жены. Солон хотел, чтобы не сделалось слишком больших расходов на наряды и дорогие вещи, даваемые в приданое. Солон постановил, что невеста должна получать в приданое не больше трех перемен платья, а из других вещей лишь несколько посуды. Положение жены было такое же зависимое, как положение девушки; права отца переходили к мужу. Считалось неприличным для женщин бывать в мужском обществе. Выходя из дому, женщина зажиточного сословия должна была иметь при себе слугу; ночью этот раб нес перед нею факел. Женщины зажиточных сословий проводили свою жизнь в женском отделе своих домов, в кругу служанок, занимаясь домашним хозяйством и приготовлением одежды. Солон ограждал честь мужа строгими законами. Если муж заставал жену на любовном свиданье, он имел право убить любовника, а вообще мог судебным порядком взыскать с него вознаграждение за бесчестье, – и подвергать его позору публичным поруганием. Жена, изменившая мужу, оставалась бесчестною на всю жизнь; если он не прогонял ее из своего дома, он сам лишался политических прав; она не была допускаема в храмы, не могла участвовать в религиозных праздниках, не могла носить одежды честных женщин; если она показывалась на улице, она рисковала подвергнуться обидам. К неверности мужа вне дома реформы Солона были снисходительны. Но если муж приводил гетеру в дом, то жена могла требовать развода и, уходя от мужа, брала свое приданое. Если жена не родила детей и вообще почему‑нибудь не нравилась мужу, Солон разрешал ему развестись с нею, но должен был отдать ей приданое. Брачный союз считался прочно установившимся лишь по рождении ребенка. Малютку клали к ногам отца; если он не брал его на руки, это значило, что он отвергает его; в таком случае малютку уносили из дома и клали где‑нибудь, как отвергнутого, но это случалось редко. Младенца, принятого отцом, обносили кругом очага; этим обрядом приобреталось ему покровительство домашних божеств. Если родился мальчик, на двери дома вешали оливковый венок; если родилась девочка, то вешали на дверь шерстяные ленты. На девятый день совершался праздник наречения имени. Фамильных названий греки не употребляли; к имени человека они обыкновенно прибавляли имя отца. Внуку часто давали имя деда. Жена была причисляема к фратрии мужа, как мы уж говорили; детей вносили в списки рода на празднике апатурий. Гражданам дозволялось жениться на негражданках; дети этих браков были гражданами; но в праве наследования отцу дети его от гражданки «имели преимущество над детьми от негражданки.
Заботясь о развитии нравственности, Солон очень заботливо старался оградить и общественную безопасность, упрочить повиновение властям. Реформы Солона назначали наказание смертью за оскорбление святости храмов, за разрушение общественных зданий, за обман народного суда и правительственного совета, за продажу гражданина в рабство; назначали наказание смертью первому архонту, если он появится перед народом пьяный. Знаменит был закон Солона, постановлявший, что в случае междоусобия каждый гражданин обязан стать на ту или на другую сторону; кто останется безучастным, лишается политических прав. Это постановление Солона имело целью побуждать миролюбивых граждан останавливать своим вмешательством мятежи, которых можно было тогда опасаться со стороны реакционной партии эвпатридов или со стороны простолюдинов, по интригам властолюбивых демагогов.
Осужденные на смерть были низвергаемы в пропасть (barathron), или принуждаемы выпить яд (чашу цикуты), или были убиваемы булавою. При особенно тяжких преступлениях, конфисковалось имущество осуждением на смерть, его родные были лишаемы гражданских прав, его род подвергался проклятию. Менее важные преступления были наказываемы изгнанием из государства на более или менее долгий срок, или лишением некоторых прав.
Руководясь мыслью, что недовольство существующим порядком, желание низвергнуть его имеет коренными своими причинами леность и бедность, Солон усиленно заботился о развитии любви к труду. Реформы Солона дали Ареопагу право требовать у каждого небогатого гражданина отчет в том, чем он добывает средства к жизни; каждому было предоставлено право подвергать суду гражданина, живущего праздно, и уличенный в праздности подвергался лишению политических прав. Законы Солона внушали уважение к честному земледельческому и промышленному труду. Подвергая позору леность и происходящую от неё бедность, он заботился: о развитии в гражданах любви и почтения к трудолюбию.
Солон запретил укорять ремесленника за его ремесло; дозволил давать право гражданства поселившимся в Аттике ремесленникам из других государств. Правда, он предоставил крупным землевладельцам исключительное право на сан архонтов; но возбуждая уважение к промышленным занятиям, он содействовал развитию демократического среднего сословия. Солон дал торговле свободу, необходимую для её расширения, и оживил ее установлением точных норм мер, веса, монеты. Из числа продуктов сельского хозяйства, он дозволил вывоз только винных ягод и оливкового масла, которыми Аттика изобиловала; вывоз хлеба, которого производила она мало, он запретил. Реформы Солона ограждал интересы сельского хозяйства заботою о прочности землевладения. Плутовское перемещение межевых знаков наказывалось по законам Солона смертью. Землевладелец не мог вырубать более двух оливковых деревьев в год. За истребление волков и других вредных стадам зверей были назначены большие денежные награды. Были установлены хорошие правила о проведении канав и о колодезях.
Реформы Солона охватывали все стороны жизни. Он определил и правила расчета величины года, чтоб дать прочность гражданскому и религиозному календарю. Аттический год состоял из 12 месяцев; шесть имели по 30 дней, шесть по 29, то есть, год имел 354 дня. Это был лунный год. Чтобы приводить его в согласие с солнечным, к некоторым годам прибавлялись дополнительные месяцы. Цикл этого расчета дополнений был восьмилетний, по которому были установлены периоды олимпийского и пифийского праздников. К 3-ему, 6-му и 8-му годам восьмилетнего цикла прибавлялось по целому 30-дневному месяцу. Таблицы расчета были выставляемы на площадях.
Солон издал правила и о похоронах. Он поставил в священную обязанность детям устраивать такие похороны родителей, каких требует уважение к их памяти. Нарушившие эту обязанность лишались права занимать общественные должности. Но и обряды похорон должны были иметь сдержанный характер: было запрещено подымать чрезмерно шумный вопль, нанимать плакальщиц, бить себя в грудь, рвать на себе одежду, вообще были запрещены неистовые формы обрядов; была запрещена и чрезмерная роскошь, какую имели похороны богатых людей.
Было запрещено излишнее великолепие и в устройстве гробниц. Гробницы строились на общих кладбищах за городом, строились вдоль дорог или в поместьях. Над гробницею ставили колонну с обозначением имени, звания, похвальных дел покойного; украшать памятник скульптурой не запрещалось. Обряд плача и печальная музыка на похоронах остались в употреблении. Похороны убитых на войне совершало государство; это был торжественный обряд; на нем произносилась речь в честь павших за родину. От старины оставался обычай сжигать тела, собирать прах в урны и хранить их в гробницах. Но мало-помалу, под влиянием египетского и семитического обычаев, это заменилось погребением тела.
Свежие комментарии