Древний Азов был построен еще греками – опытные торговцы, они знали, где ставить города и не просчитались. Город привлекал к себе обширную торговлю. Его завоевывал еще Митридат в 115-ом году до Р.Х., затем им владели сарматы, гунны, хазары и печенеги. В 10-ом веке Азов попадает под власть крестителя Руси князя Владимира, который отдал его вместе с Тмутараканью своему сыну Мстиславу.
В 1067 г. город захватили половцы. В 13-ом веке Азов перешел к генуэзцам, в 1395 г. был срыт до основания Тамерланом и опять восстановлен генуэзцами.В 1471 г. Азов взяли турки и этот город сделался главным их северным форпостом и центром работорговли, опираясь на который они вели нападения на южные окраины Руси, захватывая в плен десятки тысяч русских людей, которых они потом продавали и держали в плену, всячески согласно своему азиатскому менталитету над ними издеваясь. Покупатели кастрировали мужчин, отдавая их на галеры гребцами, где они вскоре умирали от непосильного труда и ужасающих условий, насиловали жен и дочерей на глазах мужей и отцов, обрезали детей, которых потом делали янычарами – душевно искалеченными людьми, а стариков отдавали на потеху своим сыновьям, которые стреляли в них, сбрасывали со скал и травили собаками. При этом, если мучимый человек издавал хотя бы возглас, его насильно обрезали, а если славил Христа, то сжигали заживо. (И их (азиатов) потомки также отлично сохранили все черты своих предков.)
Происходило все это почти на глазах «низовых» донских казаков, проживавших совсем недалеко от Азова. Как потом говорили казаки в своем послании царю Михаилу Федоровичу: «…мы всем войском сделали приговор промышлять над басурманами, сколько попустит Бог. Государь! – мы, сыны России, могли ли без сокрушения смотреть, как в глазах наших лилась кровь Христианская, как влеклись на позор и рабство старцы, жены с младенцами и девы? Не имея сил далее терпеть азовцам, мы начали войну правую, с Божьей помощью овладели городом, побили неверных за их неправды и Православных освободили из плена».
Это и было главной причиной взятия Азова. До того казаки несколько раз предпринимали такие попытки, но неудачно. Остальные же причины были такие: турки не пускали казаков в море для ловли рыбы, торговли и походов и вдобавок «низовые» казаки считали этот город своим, ведя свое происхождение от древних жителей Танаиса.
Итак, зимой 1637-го года казаки собрали общевойсковой круг в Монастырском городке, где войсковой атаман Михаил Татаринов предложил Азов взять. При почти единодушном согласии начались приготовления. В те времена казакам под страхом смерти запрещалось заниматься хлебопашеством – чтоб не размякли и больше воевали. Поэтому казаки стали в некотором роде зависимы от царя, который посылал им хлебные припасы, оружие и заряды, а также деньги в награду за службу. Поэтому в Москву послали посольство с атаманом Иваном Каторжным во главе.
Официально царь отрекался от казаков, материально же их поддерживая – зачастую недостаточно. Россия была ослаблена после Смуты и царь не хотел портить отношения с еще очень могучей тогда Османской Империей.
В это же время в Москву направлялся турецкий посол, грек по национальности, Фома Кантакузен. Это была его пятая поездка в Россию в качестве посла и шпиона. Казаки задержали его под предлогом слишком снежной зимы, из-за которой было очень трудно куда-либо добраться, вполне обоснованно полагая, что этот хитрый и опытный лазутчик увидит их приготовления и немедленно сообщит в Азов. Он и его свита содержались под охраной. Тем не менее, он все же умудрился отправить весной пятерых гонцов в турецкие крепости Тамань, Темрюк, Керчь и другие с просьбой о помощи Азову. Троих из них казаки перехватили, двоим же удалось пробраться. Фактор неожиданности был потерян, хотя время было выбрано удачно: в Турции то и дело вспыхивали бунты, а султан вел бесконечные войны с персами.
Кантакузена, с которым у казаков и раньше были счеты, и его толмача Асана, которого обвинили в колдовстве, казаки убили.
19 апреля, после торжественного молебна, под предводительством Михаила Ивановича Татаринова казачье войско выдвинулось в поход. К нему примкнули: 1000 запорожцев, которые после поражения в Польше решили пойти на службу персидскому шаху и которых донцы отговорили и разного рода «охотники». Всего нашего войска было приблизительно 4000 человек; пушек было 90, но это были излюбленные казаками легкие орудия и для взятия крепостей они подходили мало.
Гарнизон же Азова состоял из 4000 янычар и 1000 различных «боевых людей». У них было 296 пушек различного калибра. Одна половина города располагалась внизу, у Дона, вторая на склоне холма. Город защищали сплошная стена длиной в 600 (около километра) сажен, 11 башен и ров. Боевыми и съестными припасами крепость была обеспечена на год.
21 апреля казаки обложили крепость и стали насыпать валы для подступа. Казачьи разъезды постоянно прочесывали степь и шедший на помощь туркам большой (4000) отряд татарской конницы был разбит. Также казачьи струги охраняли подходы с моря. Осажденные же, уверенные в своей защищенности и силе, смеялись: «Сколько вам под Азовом не стоять, а как ушей его вам не видать». Казаки пытались несколько раз взять город штурмом, но были отбиты. Смекнув по доброй русской привычке, решили подвести под стены города подкоп и взорвать их. С казаками был мастер-подрывник – Иоганн (Юган) Арадов – то ли немец, то ли венгр по национальности. Подкоп был выкопан, но Иоганн неправильно рассчитал расстояние до стены и заряд взорвался впустую, вызвав новые насмешки турков. Вдобавок на эту мину был израсходован почти весь и без того скудный запас пороха и в казачьем стане стало зреть недовольство. Духом казаки не упали. Но чем было воевать?
Тут вовремя подошли припасы из Москвы и атаман Иван Каторжный привел еще с 1500 человек, собранных по дороге. 17 июня подкопы и мины были готовы. Казаки разделились на две части: первая, с Михаилом Татариновым во главе, должна была ворваться в пролом после взрыва, вторая, под предводительством Ивана Каторжного, атаковать с противоположной стороны крепости, пользуясь неизбежным замешательством янычар и тем, что они неизбежно же устремятся к пролому.
18 июня, в 4 часа утра, прогремел страшный взрыв. В стене образовался проем в 20 метров, в который и ринулись казаки. Навстречу им вышли турки и началась страшная сеча. Когда турки окончательно опомнились, было уже слишком поздно. С тыла на стены залезли казаки Каторжного и турки поняли, что проиграли. В отчаянии многие из них бросились в степь и казачья конница секла их на протяжении 10 верст. Впрочем, битвы продолжались еще три дня, так как турки превратили каждый дом в укрепленный пункт и особенно яро защищались в замке.
Пленных казаки не брали, оставив в живых христианских обитателей города – греков, и освободили 2000 русских пленников. Трудно представить радость людей, обреченных всю жизнь быть рабами дикарей… Хотя, возможно, для некоторых поруганных людей освобождение стало хуже плена.
Казаки потеряли 1100 человек. После дележа захваченного имущества большинство украинских казаков отправились домой. Занятие Азова открывало русским доступ в Черное и Азовское моря, а турки лишались своей главной опорной точки на севере. Пошли первые последствия: ногайцы, силой приведенные в турецкое подданство, просили принять их под подданство российское и кочевать близ города, на что казаки ответили согласием. Перспективы намечались очень хорошие и неудивительно, что турецкий султан Мурад пришел в ярость. Хороший полководец и политик, он ясно представил себе дальнейшие последствия и решил во что бы то ни стало вернуть Азов. Но шла война с персами и он был вынужден ждать. Тем временем казаки повинились по казачьему обычаю перед царем-батюшкой, просили принять Азов и выделить припасов на обустройство города и его защитников. Царь колебался.
А казаки объявили город свободным для торговли и туда вновь зачастили купцы. Казаки всеми силами укрепляли город, понимая, что турки неминуемо захотят его вернуть. Нападения же татарских полевых орд они с легкостью отбивали. А сами несколько раз выходили в Черное море и мстили туркам за набеги.
Султан Мурад закончил войну с персами победой и стал готовиться к большому походу на Азов. Ходили слухи, что он намерен набрать 20.000 пленных христиан и, прикрываясь ими, ворваться в крепость. Но смерть помешала воплощению его планов. Престол занял султан Ибрагим, которого интересовали только пьянства и развлечения. Фактически страной правили верховный визирь и мать Ибрагима. Они и отправили экспедицию против храбрых казаков летом 1641 г. Разные источники называют разный численный состав османских войск, но наиболее вероятна цифра в 240 тысяч. Здесь и флот под командованием Пиали-паши, и янычары и спаги, и татары под командованием крымского хана и 6000 немецких наемников, предводительствуемых двумя полковниками и множество европейцев – мастеров осадного дела, и воины кавказских народов, валахи, сербы, албанцы, и другие. Общее командование осуществлял сераскир Гуссейн. Пушек турки имели около 800.
Казаков же было 5000 плюс 800 жен. На этот раз атаманами были Осип Петров и Наум Васильев. Казаки разослали письма во все городки и все кто мог пришли. Следует заметить, что в те годы казаков вообще было очень мало...
http://www.azov-gorod.ru/azov_sity/12-skaz-pro-to-kak-5000-k...
Свежие комментарии