Переводчик в некоторых местах дает пояснения о моментах мало известных русскому читателю, снабдил текст иллюстрациями, добавлениями и исправлениями из других исторических источников.
Некоторые пояснения и справки даются до начала текста очерка. Кроме того, переводчик встретил определенные трудности в переводе имен собственных, названий ряда местностей и населенных пунктов, замков. Дело в том, что эти названия весьма разнятся на языках английском, немецком, русском, польском. Поэтому имена и названия по возможности даются в переводе и на языке оригинала (английском) или немецком, польском языках.
Прежде всего о названии этой организации.
Официальное название на латинском языке (т.к. эта организация была создана как католическая религиозная, а латинский является официальным языком католической церкви) Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae. Второе официальное название на латинском языке Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem. На немецком полное название — Bruder und Schwestern vom Deutschen Haus Sankt Mariens in Jerusalem, первый вариант сокращенного названия на немецком — Der Teutschen Orden, распространенный в немецком вариант — Der Deutsche Orden. На английском языке — The Teutonuc Order of Holy Mary in Jerusalem, на русском — Тевтонский Орден, на французском — de L'Ordre Teutonique our de Sainte Marie de Jerusalem, на чешском и польском языках — Ordo Teutonicus.
Высшие руководители в Ордене в различных обстоятельствах и в различные времена носили следующие наименования (титулы):
Meister. На русский язык переводится как «мастер», «руководитель», «глава». В русской исторической литературе обычно употребляется термин «магистр».
Другие старшие руководители в Ордене:
Kommandeur. В русском языке используется термин «командор», хотя суть этого слова значит «командующий», «командир».
Иные титулы на немецком языке:
Koenig. Король.
Herzog. Герцог
Erzherzog. Эрцгерцог.
Девиз Тевтонского Ордена: «Helfen — Wehren — Heilen» (Помогать-Защищать-Лечить).
Высшие руководители Ордена:
Deutschorden
1. 19.02.1191 — 05.11.1200 Heinrich von Walpot (Rhineland)
2. 1200 — 07.02.1209 Otto von Kerpen (Bremen)
3. 07.02.1209 — 02.06.1209 Hermann (Heinrich) von Tunna, gennanter «Bart» (Holstein)
4. 1210 — 20.03.1239 Herman von Salza (Meissen) [фактически с 1209, но избран в 1210]
Residenz Monfort (1239 — 1271)
5. 1239 — 24.06.1240 Konrad Landgraf von Thueringen
6. 1241 — 1244 Gerhard von Malberg
7. 1244 — 1249 Heinrich von Hochenlohe
8. 1249 — 1252 Guenther von Woellersleben
9. 1252 — 1256 Popon von Osterna
10. 1256 — 06(08).06.1273 Anno von Sangershausen
Residenz Akkon (1271 — 1291)
11. 1273 — 1282 Hartmann von Heldrungen
12. 1282 — 1290 Burchard von Schwanden (Schwenden)
Residenz Venedig (1291 — 1309)
13. 1291 — 1296 Konrad von Feuchtwangen
14. 02.05.1297 — 1303 Gottfried von Hochenlohe
15. 1303 — 05.03.1311 Siegfrid von Feuchtwangen
Residenz Marienburg (1309 — 1457)
16. 1311 — 1317 И 1318 — 10.02.1324 Karl von Trier
17. 1324 — 1330 Werner von Orseln
18. 1330 — 1335 Luether von Braunschweig
19. 1335 — 1341 Dietrich von Altenburg (Altenberg)
20. 1342 — 1345 Rudolf Koenig von Wanzau (Weizau)
21. 1345 — 1352 Heinrich Duesemer von Arfsberg
22. 1352 — 24.06.1382 Winrich von Kniprode
23. 1382 — 1390 Konrad Zoellner von Rotenstein
24. 1391 — 1393 Konrad von Wallenrode
25. 1393 — 1407 Konrad von Jungingen
26. 1407 — 15.07.1410 Ulrich von Jungingen
27. 09.11.1410 — 08.10.1413 Heinrich (Reuss) von Plauen
28. 09.10.1413 — 1422 Michael Kuechmeister
29. 1422 — 1429 Paul von Rusdorf
30. 1441 — 1449 Konrad von Erlichshausen
Residenz Koenigsberg (1457 — 1525)
31. 1450 — 1467 Luedwig von Erlichshausen
32. 15.10.1469 — 01.02.1470 Heinrich Reuss von Plauen
33. 1470 — 1477 Heinrich Rettle von Richtenberg
34. 1477 — 1489 Martin Truchsess von Wetzhausen
35. 1489 — 1497 Johann (Hannes) von Tiefen
36. 1498 — 1510 Furst Friedrich von Sachsen (принц Фридрих Саксонский)
37. 13.02.1511 — 08.04.1525 Markgraf Albrecht Hohenzollern von Brandenburg-Ansbach
Residenz Mergentheim (1525 — 1809)
38. 16.12.1526 — 1543 Walther von Cronberg
39. 1543 — 1566 Wolfgang Schutzbar (gennanter «Milchling»)
40. 1566 — 1572 Georg «Hund» von Wenekheim
41. 1572 — 1589/95 Heinrich von Bobenhausen
42. 1589/95 — 1618 Ezherzog Maximillian von Habsburg
43. 1619 — 1624 Erzherzog Karl von Habsburg
44. 1627 — 1641 Johann Kaspar von Stadion
45. 1641 — 1662 Leopold Wilhelm von Habsburg
46. 1662 — 1664 Karl Joseph von Habsburg
47. 1664 — 1684 Johann-Kaspar von Ampringen
48. 1684 — 1694 Luedwig-Anton von Pfalz-Neuburg
49. 1694 — 1732 Franz-Luedwig von Pfalz-Neuburg
50. 1732 — 1761 Clemens August von Wittelsbach (von Bayern)
51. 1761 — 1780 Karl Alexander von Lothringen
52. 1780 — 1801 Maximillian-Franz von Habsburg
53. 1801 — 1804 Erzherzog Karl-Ludwig von Habsburg
Residenz Wien (ab 1809)
54. 30.06.1804 — 03.04.1835 Erzgerzog Anton-Viktor von Habsburg
55. 1835 — 1863 Erzрerzog Maximillian-Joseph von Oesterreich-Este
56. 1863 — 1894 Erzherzog Wilhelm von Habsburg
57. 1894 — 1923 Erzherzog Eugen von Habsburg
Klerikaler Orden
58. 1923 — 1933 Dr.h.c. Norbert Klein
59. 1933 — 1936 Paul Heider
60. 1936 — 1948 Robert Schaelzky
61. 1948 — 1970 Dr. Marian Tummler
62. 1970 — 1985 Idelfons Pauler
63. 1985 — 1988 Dr. Arnold Wieland
64. 1988 — ....... Dr. Bruno Platter
С прибытием двумя годами позже рыцарей третьего Крестового похода (1190 — 1193 гг.), многие их которых были немцы, новая больница была сформирована возле сирийской крепости Сен Жан д'Акр (Acre) для воинов которых ранили во время осады (прим.переводчика — крепость в русской ист.литературе именуется Акр, Акра, на английском языке Acre. Была взята рыцарями в 1191 году). Больница была построена на земле Святого Николаса из досок и парусов судов, которые транспортировали участников похода к Святой Земле. (Создатели больницы капеллан Conrad и каноник Вурхард. Прим. переводчика). Хотя эта больница не имела никакой связи с более ранней больницей, ее пример, возможно, вдохновил их восстановить христианское правление в Иерусалиме. Они восприняли имя города как часть своего названия, наряду с богоматерью Марией, которую считали главной покровительницей Ордена. Рыцари позже провозгласили покровительницей также Святую Элизабет из Венгрии после ее канонизации в 1235 году, и по обычаям многих рыцарей также провозгласили своим патроном Святого Иоанна, как патрона благородства и рыцарства.
Новое учреждение со статусом духовного ордена было утверждено одним из немецких рыцарских руководителей князем Фридрихом из Швабии (Furst Frederick von Swabia) 19 ноября 1190 года, и после взятия крепости Акра основатели больницы нашли ей постоянное место в городе.
По другой версии — во время 3-го крестового похода, когда рыцарями осаждалась Акра, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный Орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и был отделением ордена Иоаннитов.
Римский папа Клемент III утвердил Орден как "fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae" своей папской буллой от 6 февраля 1191 года.
5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония реорганизации Ордена в духовно-рыцарский Орден.
На церемонии присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. Папа Римский Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199, и определил задачи Ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами каталической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.
За несколько лет Орден развился как Религиозные Вооруженные силы, сопоставимые с Орденом Госпитальеров и Орденом Тамплиеров (прим. переводчика — последний известен также под названием Ордена св.Храма или храмовников), хотя первоначально подчинялся магистру больницы (Der Meister des Lazarettes). Это подчинение было подтверждено буллой Римского папы Григория IX от 12 января 1240 года под названием «fratres hospitalis S. Mariae Theutonicorum in Accon». Германский характер этого нового госпитального Ордена и защита его германским императором и германскими герцогами давал ему возможность постепенно утверждать фактическую независимость от Ордена Иоаннитов (прим. переводчика — известного также под названием госпитальеров). Первое имперское постановление исходило от германского короля Otto IV, который взял Орден под свою защиту 10 мая 1213 года, и это сопровождалось почти немедленно дальнейшим подтверждением королем Иерусалима Фридрихом II 5 сентября, 1214 года. Эти имперские подтверждения усиливали независимость Тевтонских рыцарей от Госпитальеров. В середине четырнадцатого столетия эта независимость была подтверждена Папским престолом.
Приблизительно сорок рыцарей были приняты в новый Орден при его основании королем Иерусалима Фридрихом из Швабии (Frederick von Swabia), который выбрал их первого магистра от имени Римского папы и императора.(От переводчика. На рисунке герб магистра Ордена). Рыцари нового братства были должны быть немецкой крови (хотя это правило не всегда соблюдалось), что было необычным для Орденов крестоносцев основанных в Святой Земле. Они были выбраны из людей благородного класса, хотя это последнее обязательство формально не было включено первоначально в правило.
Волны Немецких рыцарей и паломников, которые участвовали в третьем Крестовом походе, принесли значительное богатство новой Немецкой Больнице как новичкам. Это давало возможность рыцарям приобрести поместье Joscelin и вскоре построить крепость Монфорт (Montfort) (потерянную в 1271 году), конкурент большой крепости Krak des Chevaliers. Не столь многочисленные в Святой Земле по сравнению с Тамплиерами Тевтонские рыцари, тем не менее, обладали огромной властью.
Первый магистр Ордена Генрих фон Валпот (Heinrich von Walpot) (умер в 1200 году), был родом из Рейнской области (Rhineland). Он составил первые уставы Ордена в 1199 году, которые были утверждены папой Инокентием III в булле «Sacrosancta romana» от 19 февраля 1199 года. Они разделили членов на два класса: рыцарей и священников, которые были обязаны принять три монашеских обета — бедности, безбрачия и повиновения, а также обещать помогать больным и бороться с неверующими. В отличие от рыцарей, которые с начала тринадцатого столетия были должны доказать «древнее благородство», священники были освобождены от этого обязательства. Их функция состояла в отправлении святой мессы и других религиозных служб, причащать рыцарей и больных в больницах и следовать за ними как медики на войну. Священники Ордена не могли стать магистрами, командорами или вице-командорами в Литве или Пруссии (т.е. там, где велись боевые действия. Прим.переводчика), но могли стать командорами в Германии. Позже к этим двум рангам был добавлен третий класс — обслуживающий персонал (Сержанты, или Graumantler), которые носили подобную одежду, но более серого оттенка, чем чисто синий и имели на одежде только три части креста, чтобы указать, что они не были действительные члены братства.
Рыцари жили вместе в спальнях на простых ложах, ели вместе в столовой, имели денег в количестве не более, чем достаточно. Их одежда и броня были аналогично просты, но практичны, они ежедневно трудились, обучаясь для сражения, следили за своим снаряжением и работали с лошадьми. Магистр — титул гроссмейстера появился позже — был избираем, как в Ордене Иоаннитов, и как в других Орденах его права были ограничены рыцарями. Представитель магистра, (главный) командор, которому были подчинены священники, управлял Орденом в его отсутствие. Маршал (главный) также подчиненный магистру, был начальником в команде рыцарей и обычных войск, и был ответствен за обеспечение их, с тем чтобы они были должным образом экипированы. Госпитальер (главный) отвечал за больных и раненых, драпиер был ответствен за строительство и одежду, казначей управлял имуществом и финансами. Каждый из этих последних руководителей избирался на короткий срок, сменяясь ежегодно, Поскольку Орден распространялся по Европе, стало необходимо назначить провинциальных магистров для Германии, Пруссии и позже Ливонии с соответствующими главными руководителями.
Валпота сменил Otto von Kerpen из Бремена и третьим был Herman Bart из Гольштейна, что говорит о том, что рыцари Ордена происходили из всех уголков Германии. Наиболее выдающимся ранним магистром был четвертый, Herman von Salza (1209 — 1239) из под Мейсена который своими дипломатическими мерами значительно укрепил престиж Ордена. Его посредничество в конфликтах между Римским папой и императором Священной Римской империи обеспечивали Ордену покровительство обоих, увеличивая число рыцарей, давая ему богатство и имущество. В течение его управления Орден получил не меньше чем тридцать два Папских подтверждения или предоставления привилегий и не менее тринадцати имперских подтверждений. Влияние магистра Сальца простирались от Словении (тогда Штирия), через Саксонию (Тюрингию), Гессен, Франконию, Баварию и Тироль, с замками в Праге и Вене. Имелись также владения у границ Византийской Империи, в Греции и в теперешней Румынии. Ко времени его смерти влияние Ордена простиралось от Нидерландов на севере к западу от Священной Римской империи, на юго-запад к Франции, Швейцарии, дальше на юг к Испании и Сицилии, и на востоке до Пруссии. Сальц получил золотой крест от короля Иерусалима как знак своего главенства, после выдающегося поведения рыцарей в осаде Damietta в 1219 году.
Имперским распоряжением от 23 января 1214 года гроссмейстеру и его представителям были даны права Имперского Суда; как владельцы непосредственных феодальных владений они пользовались местом в Имперском Совете в княжеском ранге с 1226-27 года. Княжеский ранг впоследствии присуждали магистру Германии и, после потери Пруссии, магистру Ливонии.
Присутствие Ордена в средневековой Европе давало возможность ему играть существенную роль в местных политических событиях. Несмотря на ограничение принадлежности к Немецкой аристократии, немецкое правление распространилось в Италию, и особенно в Сицилию при германских королях Генрихе VI и Фридрихе II Барбаросса, который чреждал женские монастыри Ордена в местах, отдаленных от Германии. Сицилия управлялась сарацинами до ее завоевания норманской династией Hauteville, но с крахом этой династии она попала под власть германских герцогов.
Первая Тевтонская больница Святого Томаса на Сицилии была подтверждена германским императором Генрихом VI в 1197 году, и в том же самом году император и императрица удовлетворили просьбу рыцарей о владении церковью Santa Trinita в Палермо.
Тевтонские рыцари первоначально утвердились в Восточной Европе в 1211 году после того, как Король Венгрии Andrew пригласил рыцарей разместиться на границе Трансильвании. Воинственные гунны (печенеги), которые также досаждали Византийской империи на юге, были постоянной угрозой, и венгры надеялись, что рыцари обеспечат поддержку против них. Король Andrew предоставил им значительную автономию в землях для христианской миссионерской деятельности, но их чрезмерные запросы на большую независимость счел недопустимыми, и в 1225 году потребовал от рыцарей покинуть его земли.
В 1217 году Римский папа Honorius III (Хонориус III) объявил крестовый поход против прусских язычников. Земли польского князя Конрада из Мазовии были захвачены этими варварами и в 1225 году он, отчаянно нуждаясь в помощи, попросил, чтобы Тевтонские рыцари прибыли ему на помощь. Он обещал магистру во владение города Culm (Кульм) и Dobrzin (Добрин) который магистр Salza, принял с условием, чтобы рыцари могли сохранить за собой любые территории пруссов, захваченные Орденом.
Предоставленный императором священной Римской империи магистрам ордена Королевский ранг в 1226-27 годах в «Золотой Булле» давал рыцарям суверенитет над любыми землями, которые они захватывали и фиксировали как непосредственные феодальные владения империи.
В 1230 Орден построил на Кульмской земле замок Нешаву, где разместились 100 рыцарей, которые начали нападать на племена пруссов. В 1231 — 1242 было построено 40 каменных замков. Около замков (Эльбинга, Кёнигсберга, Кульма, Торна) образовывались немецкие города — члены Ганзы. До 1283 Орден при помощи немецких, польских и др. феодалов захватил земли пруссов, йотвингов, западных литовцев и занял территории до Немана. Война за то, чтобы вытеснить языческие племена только из Пруссии продолжалась, пятьдесят лет. Войну начал отряд крестоносцев, во главе которого стоял ландмейстер Германн фон Балк. В 1230 отряд обосновался в мазурском замке Нешава и его окрестностях. В 1231 рыцари перешли на правый берег Вислы и сломили сопротивление прусского племени пемеденов, построили замки Торн (Торунь) (1231) и Кульм (Хелмень, Холм, Хелмно) (1232) и до 1234 укрепились на Кульмской земле. Оттуда Орден стал нападать на соседние прусские земли. Крестоносцы летом старались разорить захватываемую область, разбить пруссов в открытом поле, занять и разгромить их замки, а также в стратегически важных местах построить свои. Когда приближалась зима, рыцари возвращались домой, а в построенных замках оставляли свои гарнизоны. Прусские племена защищались поодиночке, иногда объединялись (во время восстаний 1242 — 1249 и 1260 — 1274), но освободиться из-под власти Ордена им так и не удалось. В 1233 — 1237 крестоносцы завоевали земли памеденов, в 1237 — пагуденов. В 1238 заняли опорный пункт пруссов Хонеду и на её месте построили замок Балгу (Бальга). Около неё в 1240 была разбита объединённая армия вармских, нотангских и бартских пруссов. В 1241 пруссы этих земель признали власть Тевтонского ордена.
Новый поход рыцарей был вызван восстанием пруссов 1242 — 1249. Восстание произошло из-за нарушений Орденом договора, по которому представители пруссов имели право принимать участие в управлении делами земель. Восставшие заключили союз с восточнопоморским князем Свентопелком. Союзники освободили часть Бартии, Нотангии, Пагудии, опустошили Кульмскую землю, но не смогли взять замки Торн, Кульм, Реден. Несколько раз потерпев поражение, Свентопелк заключал с Орденом перемирия. 15 июня 1243 восставшие разбили крестоносцев у Осы (притока Вислы). Погибло около 400 воинов, в том числе и маршал. На соборе 1245 в Лионе представители восставших потребовали у католической церкви, чтобы она перестала поддерживать Орден. Однако церковь их не послушала, и уже в 1247 огромное войско из рыцарей разных Орденов прибыло в Пруссию. По требованию папы Свентопелк заключил 24 ноября 1248 мир с Орденом.
7 февраля 1249 Oрден (его представлял помощник гроссмейстера Генрих фон Виде) и прусские повстанцы в замке Христбург заключили договор. Посредником выступил с одобрения папы Римского архидьякон лежский Яков. Договор гласил, что принявшим христианство пруссам папа Римский дарует свободу и право быть священниками. Крещённые прусские феодалы могли стать рыцарями. Крещённым пруссам давалось право наследовать, приобретать, менять и завещать своё движимое и недвижимое имущество. Продавать недвижимое имущество можно было только себе равным — пруссам, немцам, поморянам, только надо было оставить Ордену залог, чтобы продающий не сбежал к язычникам или другим врагам Ордена. Если у кого-то прусса не находилось наследников, его земля переходила в собственность Ордена или феодала, на земле которого он жил. Пруссы получили право подавать в суд и быть ответчиками. Законным браком считался только церковный брак, и только рождённый от этого брака мог стать наследником. Памедены обещали в 1249 построить 13 католических кирх, вармы — 6, нотанги — 3. Они также обязались каждую церковь обеспечить 8 убами земли, платить десятину, в течении месяца крестить своих соотечественников. У родителей, не крестивших ребёнка, должно было конфисковываться имущества, некрещённых взрослых следовало выгонять из мест, где живут христиане. Пруссы обещали не заключать договоров против Ордена и учавствовать во всех его походах. Права и свободы пруссов должны были действовать до тех пор, пока пруссы не нарушат свои обязательства.
После подавления восстания крестоносцы и дальше нападали на пруссов. Прусское восстание 1260 — 1274 было также подавлено. Хоть 30 ноября у Крюкай пруссы разгромили крестоносцев (погибло 54 рыцаря), до 1252 — 1253 сопротивление вармских, нотангских и бартских пруссов было сломлено. В 1252 — 1253 крестоносцы начали нападать на сембов.
Крупнейший поход на них под командованием Пржемысла II Отакара произошёл в 1255. Во время похода на месте сембского городка Тванксте (Твангесте) рыцари построили крепость Кёнигсберг, вокруг которой вскоре вырос город.
До 1257 были захвачены все земли сембов, а спустя десять лет — и вся Пруссия. Вскоре вспыхнуло Великое прусское восстание, продолжались войны с западными литовцами. Укрепление власти Ордена в северо-восточной Европе продолжалась сто шестьдесят лет до начала польско-литовского вмешательства. Этот крестовый поход стоил очень дорого народам и отнял жизни тысяч рыцарей и солдат.
Слияние Тевтонского Ордена с рыцарями Меча (или рыцарями Христа, как они иногда назывались) в 1237 году имело большое значение. Рыцари Меча были меньше количественно, но они были в большей степени военным братством, основанным в Ливонии в 1202 году. Основатель Ордена меченосцев — епископ рижский Альберт фон Аппельдерн. Официальное название Ордена — «братья Христова рыцарства» (Fratres militiae Christi). Орден руководствовался законами Ордена Тамплиеров. Члены Ордена разделялись на рыцарей, священников и служащих. Рыцари чаще всего происходили из семей мелких феодалов (больше всего было их из Саксонии). Их форма — белый плащ с красными крестом и мечом. Служащие (оруженосцы, ремесленники, слуги, посыльные) были родом из свободных людей и горожан. Главой ордена был магистр, важнейшие дела ордена решал капитул. Первым магистром ордена был Винно фон Рорбах (1202 — 1208), вторым и последним — Фолквин фон Винтерштаттен (1208 — 1236). На захваченных территориях меченосцы строили замки. Замок был центром административного деления — кастелатуры. По договорённости 1207 2/3 захваченных земель оставалось под властью Ордена, остальная часть передавалась епископам рижскому, эзельскому, дерптскому и курляндскому.
Они первоначально были подчинены архиепископу Риги, но, с объединением Ливонии и Эстонии, которыми они управляли как суверенными государствами, они стали достаточно независимы. Бедственное поражение, которое они понесли в битве под Sauler (Сауле) 22 сентября 1236 года, когда они потеряли приблизительно треть своих рыцарей, включая своего магистра, поставило их в неуверенное положение.
Остатки меченосцев в 1237 были присоединены к Тевтонскому Ордену, и его отделение в Ливонии было названо Ливонским Орденом. Официальное название — Орден святой Марии немецкого дома в Ливонии (Ordo domus sanctae Mariae Teutonicorum in Livonia). Иногда рыцарей Ливонского Ордена называют ливонскими крестоносцами. Сначала Ливонский Орден был тесно связан с центром в Пруссии. Объединение с Тевтонским Орденом обеспечило их выживание, и, впредь они имели статус полуавтономной области. Новый магистр Ливонии теперь стал провинциальным магистром Тевтонского Ордена, и объединенные рыцари приняли Тевтонские знаки отличия.
Самые ранние Ливонские рыцари прибывали главным образом с юга Германии. Но, после соединения с Тевтонским Орденом Ливонские рыцари все более и более прибывали из областей, в которых Тевтонские рыцари имели существенное присутствие, преимущественно из Вестфалии. Фактически не было рыцарей из местных семейств, и большинство рыцарей служило на Востоке, провело несколько лет там перед возвращением в Орденские замки в Германии, Пруссии или до потери Акра в Палестине. Только с середины четырнадцатого столетия, стало общепринято назначать магистра Ливонии когда правление Тевтонского Ордена, было больше улажено и служба там стала менее обременительной. Однако к середине 15 века внутри Ливонского Ордена началась борьба между сторонниками Тевтонского Ордена (т.н. Рейнская партия) и сторонниками независимости (Вестфальская партия). Когда Вестфальская партия победила, Ливонский Орден практически стал независим от Тевтонского Ордена.
Магистр Salza умер после этих кампаний и был захоронен в Barletta, в Apulia; и его недолгий преемник Conrad Landgraf von Thuringen командовал рыцарями в Пруссии и умер тремя месяцами спустя после получения ужасных ран в сражении при Whalstadt (9 апреля 1241 года) после только одного года исполнения обязанностей магистра.
Правление пятого магистра было недолгим, но, его преемник Heinrich von Hohenlohe (1244 — 1253) управлял Орденом очень успешно, получив подтверждение от императора Священной Римской империи в 1245 году о владении Livonia (Ливонией), Courland (Курляндией) и Samogitia (Самогитией). При магистре Hohenlohe рыцари получили ряд привилегий, регулирующих правление и монопольное использование владений в Пруссии.
Он также построил Орденский замок Мариенбург (Malbork, Mergentheim, Marienthal) столицу ордена в Западной Пруссии, которую он и его коллега завоевали для Ордена в 1219 году. В соответствии с жалованной грамотой от 20 августа 1250 года, Святой Луи IX король Франции предоставил четыре золотых «fleurs lys» для размещения в каждой крайней точке Креста Магистра.
При восьмом магистре Popon von Osterna (1253 — 1262) Орден значительно укрепил свое правление в Пруссии, установив правление над Самбией (Sambia). Процесс переселения крестьян из Германии в Пруссию ускорился после того, как Орден создал более стройное административное деление своих земель и назначил феодальных управителей из числа рыцарей для каждой административной единицы.
При следущем магистре Annon von Sangershausen (1262 — 1274), привилегии Ордена были подтверждены императором Рудольфом Габсбургом (Habsburg), и кроме того, рыцарям Римским папой было разрешено сохранять за собой свои владения, имущество и после окончания службы. Это была важная привилегия, потому что она обеспечивала пополнение земель оседлыми рыцарями, которые раньше не могли отчуждать себе имущество из-за своих обетов. Им также разрешали участвовать непосредственно в торговле, ранее запрещенной их обетом бедности. Другой привилегией 1263 года им была обеспечена ценная монополия торговли зерна в Пруссии.
Орден не придерживался Христбургского мира с пруссами. Это спровоцировало восстание, начавшееся 20 сентября 1260. Оно быстро распространилось на все прусские земли кроме Памедии. Руководили восстанием местные вожди: в Бартии — Дивонис Локис, в Пагудии — Ауктума, в Сембии — Гландас, в Вармии — Глапас, виднейшим был вождь Нотангии Геркус Мантас. В 1260 — 1264 инициатива была в руках восставших: они поджигали немецкие усадьбы, церкви, замки Ордена. 22 января 1261 войска Геркуса Мантаса разбило войско Ордена недалеко от Кёнигсберга. Восставшие заняли ряд мелких замков, но не смогли овладеть стратегически важными Торном, Кёнигсбергом, Кульмом, Балгой, Эльбингом. Летом 1262 литовские войска Тренёты и Шварнаса напали на Мазовию — союзника Ордена — и оставшиеся под властью Ордена Кульмскую землю и Памедию. Весной 1262 у Любава Геркус Мантас разбил крестоносцев. С 1263 воссташие не получали больше помощи из Литвы, так как там начались междоусобные войны. Зато с 1265 Орден стал получать помощь из Германии — множество рыцарей ехало на защиту крестоносцев. До 1270 Орден подавил восстание в Сембии, где на сторону крестоносцев перешла часть прусских феодалов. В 1271 барты и пагедуны разбили войско Ордена у реки Зиргуны (было заколото 12 рыцарей и 500 воинов). В 1272 — 1273 йотвинги под командыванием Скомантаса разграбили Кульмскую землю. Измученные длительным восстанием, пруссы не смогли больше сопротивляться пополнявшимся каждый день воинами Ордена. Дольше всего, до 1274, восстание держалось в Пагудии.
К концу тринадцатого века с захватом компактно расположенной значительной территории Пруссии Тевтонский Орден фактически становится государством, хотя его обширные владения, кроме того, имеются по всей Европе.
После смерти десятого магистра Hartman von Heldrungen в 1283 году Орден надежно укрепился в Пруссии, имея огромное количество подданных из числа новообращенных христиан. Продвигаясь в восточном направлении, рыцари строили много замков и крепостей, которые требовали хороших гарнизонов и обслуживания. Это становилось все более тягостным грузом для гражданского населения (в основном крестьян), которые нуждалось в людях, чтобы работать на своих полях и фермах. Многочисленные повинности (строительство и обслуживание замков) отвлекали молодых людей от работы на земле. Участие их в качестве пеших солдат в многочисленных походах рыцарей приводило к катастрофическим потерям среди простого населения. Это вело к частым восстаниям против правления рыцарей. За восстания рыцари превращали литовцев в рабов или же подвергали ужасным казням. Порабощение языческих заключенных рыцарями считалось совершенно приемлемым, т.к. нехристиане не рассматривались как люди, имеющие права. Эти рабы тогда использовались, чтобы дополнить местную рабочую силу, и часто вместо оплаты работы, солдатской службы или предоставления земли с немецкими крестьянами рассчитывались пленными. Порабощая литовских заключенных, получали много необходимых физических чернорабочих, но с принятием ими христианства эта возможность пополнения бесплатной рабочей силой была утрачена, и Орден не мог больше рассчитываться с солдатами за их службу и крестьянами за их поставки продуктов.
В то время как Тевтонские рыцари выполняли свою главную роль в христианизации северо-восточной Европы, они стали мало уделять внимания ее юго-восточным границам. Во второй четверти тринадцатого столетия перед Европой стоял ужас угрозы вторжения монголов. Их распространение на запад с их бесплодной родины между Китаем и Россией было ужасно для тех, кто оказался на их пути. Они не имели никакого уважения к гражданским жителям, которые страдали от них ужасно. Они разрушали города, уводили домашний скот, убивали мужчин, а женщин насиловали или убивали. В 1240 году они осадили и разрушили великолепный город Киев, и отсюда двинулись к Польше и Венгрии. Тевтонские рыцари не могли уделить должного внимания этой борьбе даже тогда, когда в 1260 году в союзе с Российским Великим Князем Александром Невским, Орден решил разгромить орды монголов. К сожалению, повсюду их правление в Восточной Европе приводило к тому, что рыцари часто вынуждались иметь дело с восстаниями в своих землях, особенно в Пруссии. Каждый раз, как провозглашался крестовый поход против монголов, рыцари были должны возвращаться, чтобы защитить их собственные территории от внутреннего восстания или литовского преследования.
Вместе с другими крестоносцами и христианскими королевствами во время очередного крестового похода в Святой Земле, рыцари Ордена понесли огромные потери при сражении под Сепетом (Sephet) в 1265 году, обороняя монастырь Montfort. Даже после заключения мира с Тамплиерами и Госпитальерами — с кем они часто ссорились в течение предшествующей половины столетия, положение Ордена не улучшилось.
В 1291 году, после потери крепости Акра, которую до этого времени можно было считать столицей Ордена рыцари отступили сначала на остров Кипр и затем в Венецию, где они завербовали маленькую группу итальянских рыцарей в их командорстве Санта Тринита (Santa Trinita), который временно до 1309 года стал основной столицей Ордена. Затем резиденция великого магистра перемещается в замок Мариенбург (Malbork, Mergentheim, Marienthal, Marienburg)в Западной Пруссии, построенный еще в 1219 году. 2/3 земель были разбиты на комтурии, 1/3 находились под властью епископов кульмского, памедского, сембского и вармского. Их магистр Conrad von Feuchtwangen который раньше был провинциальным магистром в Пруссии и Ливонии, к счастью был в Акре когда был избран и был способен продемонстрировать перед своими коллегами рыцарями свои полководческие способности, борясь с варварами Пруссии. Эти усилия оказались недостаточными. Он соединил их со своими блужданиями и потратил свои последние годы, пытаясь погасить раздоры между провинциальными владельцами, которые предопределили разделы более поздних лет.
После его смерти в 1297 году Орденом руководил Godfrey von Hohenlohe, чье правление было испорчено ссорами среди его подчиненных, в то время как борьба против язычников простиралась на Литву.
С 1283 для распространения христианства Орден стал нападать на Литву. Он стремился захватить Жемайтию и земли у Немана, чтобы соединить Пруссию и Ливонию. Опорными пунктами Ордена были расположенные у Немана замки Рагнит, Христмемель, Байербург, Мариенбург и Юргенбург. До начала 14 в. обе стороны организовывали небольшие нападения друг на друга. Крупнейшими битвами были Медининкская битва(1320) и оборона города Пиленай (1336).
Мединикская битва роизошла 27 июля 1320. Войско Ордена состояло из 40 рыцарей, Мемельского гарнизона и покорённых пруссов. Командовал войском маршал Генрих Плоцк. Войско напало на Медининкские земли и часть крестоносцев отправилась грабить окрестности. В это время жемайтийцы неожиданно ударили по главным силам врага. Погиб маршал, 29 рыцарей, много пруссов. Орден не нападал на Медининкские земли вплоть до заключения перемирий с Гедиминасом в 1324 — 1328.
Оборона города Пиленай. В феврале 1336 литовцы защищались от крестоносцев и их союзников в замке Пиленай. Пиленай часто отождествляют с Пунским городищем, однако вероятнее всего он был в низовьях Немана. 24 февраля крестоносцы и их союзники окружили Пиленай. Войском командовал гроссмейстер Дитрих фон Альтенбург. По хронике крестоносцев в замке было 4000 человек, во главе которых стоял князь Маргирис. Начался пожар. Через несколько дней защитники замки уже не были способными обороняться. Они развели костёр, бросили туда всё своё имущество, потом убили детей, больных и раненых, бросили их в костёр и умерли сами. Маргирис заколол себя в подвале, предварительно заколов жену. Замок сгорел. Крестоносцы и их союзники вернулись в Пруссию. Орден также нападал на Польшу. В 1308 — 1309 было захвачено Восточное Поморье с Данцигом, 1329 — Добжинские земли, 1332 — Куявия. В 1328 Ливонский орден передал Тевтонсому Мемель и его окрестности. Крестовый поход, чтобы христианизировать Восточную Европу был осложнен некоторыми из местных правителей, особенно королями Польши, которые боялись силы Ордена, и в 1325 году Польша заключила союз непосредственно с языческим великим князем Литвы Гедиминасом (Guedemine).
В 1343 по Калишскому договору Орден вернул Польше захваченные земли (кроме Поморья) и сосредоточил все свои силы на борьбе с Литвой. В 1346 Орден приобрёл у Дании Северную Эстонию и передал её Ливонскому ордену. К счастью, в 1343 году Польша и Орден имели равные силы и в то время как литовцы возобновили борьбу против Ордена со всеми силами, имеющимися в их распоряжении, рыцари были готовы.
2 февраля 1348 между крестоносцами и литовцами произошла битва у реки Стрева. Войско Ордена (число воинов по разным данным колеблется от 800 до 40000 человек) под командыванием великого маршала Зигфрида фон Дахенфельда 24 января вторглось в Аукштайтию и разграбило её. Когда крестоносцы возвращались, на них напали литовцы. Быстрой контратакой войско Ордена заставило отступить литовцев по скованной льдом реке Стрева. Много литовцев погибло. После неудачного похода в Литву 1345 эта победа подняла боевой дух крестоносцев.
Наибольшей силы Орден достиг в середине 14 в. во время правления Винриха фон Книпроде (1351 — 1382). Орден совершил около 70 крупных походов в Литву из Пруссии и около 30 из Ливонии. В 1362 его войско разрушило Каунасский замок, а в 1365 впервые напало на столицу Литвы Вильнюс.
В 1360 — 1380 крупные походы на Литву совершались каждый год. Литовское войско совершило в 1345 — 1377 около 40 ответных походов. Один из них закончился битвой у Рудавы (Рудаи, Rudau) в Самбии (Sambia) 17 февраля 1370 года, когда командуемое литовское войско под командованием Альгирдаса и Кестутиса заняло замок Рудау (сов. Мельников, 18 км севернее Калининграда). На следующий день к замку подошло войско Тевтонского ордена под командованием гроссмейстера Винриха фон Книпроде. По хроникам крестоносцев литовцы были наголову разбиты (число погибших колеблется от 1000 до 3500 человек). Великий князь Литвы Олгерд с семьдесятью тысячами литовцев, самогитов, русских и татар были полностью побеждены в этом сражении. Число погибших крестоносцев указывается от 176 до 300, погибло 26 рыцарей вместе с великим маршалом Генрихом фон Шиндекопфом и двумя комтурами. Правда некоторые историки считают, что победили литовцы, так как хроника умалчивает ход битвы и в битве погибли видные крестоносцы. По другим данным Олгерд потерял больше чем одиннадцать тысяч убитыми наряду с его штандартом, в то время как Орден потерял двадцать шесть командоров, две сотни рыцарей и несколько тысяч солдат.
После смерти литовского князя Альгирдаса (1377) Орден разжигал войну между его наследником Ягайлой и Кестутисом с его сыном Витаутасом (Витовт) за княжеский трон. Поддерживая то Витаутаса, то Ягайло, особенно сильно нападал Орден на Литву в 1383 — 1394, в 1390 вторгся в Вильнюс. За мир с Орденом в 1382 Ягайло и в 1384 Витаутас отказались от Западной Литвы и Занеманья. Орден ещё больше усилился, заняв в 1398 остров Готланд (до 1411) и в 1402 — 1455 Новую Марку. Они постепенно разрушали области, управляемые великим князем литовским, принимая их под их собственное управление.
Против Ордена Литва и Польша в 1385 заключили Кревский договор, который менял соотношение сил в регионе не в пользу Ордена. В 1386 году наследник Олгерда, Ягайло (Jagellon), женился на Ядвиге (Hedwig), наследнице Польши, принял имя Владислав (Wladislav) и христианизовал литовцев, таким образом объединяя эти две королевских власти. После крещения в 1387 Литвы (Аукштайтии) Орден потерял формальную основу для нападения на Литву.
12 октября 1398 года великий князь Витаутас и гроссмейстер Конрад фон Юнгинген на острове Салине (в устье Невежиса) заключили Салинский договор. Витаутас хотел спокойно захватывать русские земли, в чём уже и так преуспел, захватив часть побережья Чёрного моря. Кроме того он не признавал сюзеренитет Польши и боялся претендента на трон Швитригайлу, искавших помощи у Ордена. В обмен на то, что Орден их поддерживать не будет, Витаутас отдал ему Жемайтию до Невежиса и половину Судувы. Договор перестал действовать в 1409 — 1410.
В 1401 восставшие жемайтийцы выгнали со своих земель немецких рыцарей, и Орден снова начал нападать на Литву. В 1403 папа Римский Банифаций IX запретил Ордену воевать с Литвой.
23 мая 1404 польский король Ягайло, великий литовский князь Витаутас заключили с гроссмейстером Конрадом фон Юнгингеном договор на висленском острове у замка Рационжек. Им была закончена война 1401 — 1403 между Орденом и Литвой. Польша получила право возвратить Добжинскую землю, граница с Литвой осталась такая же, какая была после Салинского договора. Орден отказался от претензий на литовские земли и Новгород. Во время затишья войн с орденом Литва захватывала всё новые и новые русские земли (в июле 1404 Витаутас взял Смоленск).
Польша была теперь в апогее ее могущества. Христианство было твердо установлено в Восточной Европе, что угрожало самому существованию Тевтонских рыцарей, т.к. с христианизацией этой части Европы утрачивался смысл миссионерской деятельности ордена. (От переводчика — События на границах владений Ордена и Польши в конце четырнадцатого — начале пятнадцатого века хорошо описаны в романе Г.Сенкевича «Крестоносцы»).
После объединения Литвы и Польши, Тевтонские рыцари скоро потеряли поддержку церкви и соседних герцогств. Конфликты с архиепископом Риги ухудшали отношения с церковью в первой половине века. Эти раздоры усиливались по мере исчерпания миссии Ордена по крещению язычников.
Преобразование правления Литвы обеспечило последней поддержку Папы, который приказал, чтобы рыцари достигли урегулирования. Споры между рыцарями и новым Польско-литовским союзом увеличились, тем не менее, рыцари даже оказались занятыми в войне между двумя другими христианскими государствами, Данией и Швецией.
Временный мир, подписанный в пользу Ордена в 1404 году, вел к продаже городов Dobrzin и Ziotor польским королем, но, хотя богатство Ордена никогда не было больше, это было его последним успехом. C 1404 по Рационжскому договору Орден вместе с Польшей и Литвой управлял Жемайтией.
Орден теперь один управлял обширной областью с двумя миллионами ста сорока тысяч жителей Пруссии, но им было обижено много даже немецких герцогских домов, и он боялся своих соседей, поскольку польское государство стало более централизованным и добивалось удобного выхода к Балтийскому морю. Орден обратился к Германии и императору Австрии для поддержки, и конфликт был неизбежен.
В 1409 жемайтийцы восстали. Восстание послужило поводом для новой решающей войны (1409 — 1410) с Литвой и Польшей. Литва и Польша были укреплены и подготовились, чтобы возобновить борьбу. Несмотря на предпринятые вмешательства королями Богемии и Венгрии, Jagellon (Wladislav) был способен накопить обширную силу приблизительно в 160 000 людей. Сюда входили русские, самогиты, венгры, силезские и чешские наемники наряду с силами герцога Мекленбургского и герцога Померанского (также герцог Штеттина, который имел границу с Орденом). Рыцари, имевшие всего 83000 людей, были превзойдены численностью два к одному. Несмотря на это, произошло сражение при Таненберге (битва при Грюнвальде) 15 июля 1410 года. В начале боя рыцари добились успеха, уничтожив правое крыло литовских сил, но их постепенно оттеснили назад. Когда их храбрый гроссмейстер Ulrich von Jungingen был сражен в центре схватки, умерев от ран в груди и спине, бой был проигран. В дополнение к своему руководителю они потеряли две сотни рыцарей и около сорока тысяч солдат, включая главного командора Conrad von Liechtenstein, маршала Friedrich von Wallenrod, и много командоров и офицеров, в то время как Польша потеряла шестьдесят тысяч убитыми. Орден проиграл т.н. Великую войну в Грюнвальдской битве. Торуньский мир и Мельнский мир обязали Орден вернуть Литве Жемайтию и часть земель йотвингов (Занеманье).
Орден мог бы быть разгромлен полностью, если бы не командор Шверца Heinrich (Reuss) von Plauen, который был послан защищать Померанию, и теперь быстро вернулся, чтобы поддержать обороноспособность в Мариенбурге. Он был быстро избран вице-гроссмейстером и, крепость была сохранена.
Plauen был теперь избран гроссмейстером и в Торуни (Torun), заключил 1 февраля 1411 года соглашение с королем Польши, ратифицированное Папской буллой годом позже. Соглашение возвратило сторонам все их территории, с условием, что Samogitia (Самогития) будет управляться королем Польши и его кузеном Витаутасом (Witold) великим князем Литвы (теперь польским вассалом) в течение их жизни, после чего они были бы возвращены рыцарям. Это также требовалось, чтобы обе стороны пытались обратить их остающихся язычников к христианству.
К сожалению, польский король немедленно отказался выполнять свое обещание освободить орденских заключенных — чье число превышало число лиц плененных рыцарями, и потребовал огромного выкупа 50 000 флоринов. Это предвещало дальнейшее ухудшение в отношениях; Польша стремилась устранить рыцарскую угрозу своим границам.
27 сентября 1422 около озера Мельн в лагере литовских и польских войск был заключён мирный договор между Литвой и Польшей с одной стороны и Тевтонским орденом с другой после неудачной для Ордена войны 1422. Во время гуситского движения в Чехии император Зигмант не смог помочь Ордену, и союзники вынудили его пойти на мирный договор. Орден окончательно отказывался от Занеманья, Жемайтии, Нешавских земель и Поморья. Во владении Ордена остались земли по правому берегу Немана, Мемельский край, польское приморье, Кульмская и Михалавская земли. Зигмант 30 марта 1423 подтвердил договор, в обмен на это Польша и Литва обязались не поддерживать гуситов. Этим договором были прекращены войны Ордена с Литвой. Но договор, вступивший в силу 7 июня 1424, не удовлетворял ни одну из сторон: Литва теряла западные литовские земли, Тевтонский и Ливонский ордена разделяла территория между Палангой и Швянтойи. Эти границы сохранились вплоть до Версальского мирного договора 1919.
Многочисленные переговоры и соглашения не смогли привести к компромиссу, в то время как намного меньшие конфликты постепенно уменьшили территории Ордена. Ордену облегчали немного положение раздоры между членами Польской королевской семьи по поводу того, кто должен управлять в Литве, но эта проблема была между ними решена после четырех лет в 1434 году.
Wladislav III, который преуспел в тот же самый год, приобрел Венгерский трон в 1440 году, становясь доминирующей властью в регионе.
Casimir IV, который стал королем в 1444 году, сделал своим наследником одного из своих сыновей и приобрел трон Bohemia (Чехии) для другого. Большая проблема, перед которой стояла Польская королевская власть, и которая, в конечном счете, вела к ограничению власти монархии восемнадцатого столетия, состояла в том, как балансировать между крупными магнатами с их обширными привилегиями; что им нужно обещать, чтобы обеспечить их лояльность. Эта свойственная слабость умело эксплуатировалась рыцарями и отсрочила их возможное поражение.
Неудачные войны (с Литвой и Польшей в 1414, 1422, с Польшей и Чехией в 1431 — 1433) спровоцировали политический и экономический кризис, обострились противоречия между членами Ордена с одной стороны, светскими феодалами и горожанами, недовольными возраставшими налогами и хотевшими учавствовать в управлении государством, с другой. В 1440 был образован Прусский союз — организация светских рыцарей и горожан, боровшаяся против власти Ордена. В феврале 1454 союз организовал восстание и объявил, что все прусские земли будут находится отныне под покровительством польского короля Казимира. Тем временем сами пруссы восставали против власти Ордена, и в 1454 году война вспыхнула еще раз. Это был конфликт, который рыцари не могли погасить без поддержки со стороны.
Началась Тринадцатилетняя война Ордена с Польшей. С ослаблением Тевтонского ордена после Грювальдской битвы усилилось стремление городов и мелкого рыцарства Поморья и Пруссии свергнуть власть Ордена. Силы Прусского союза в течении нескольких недель овладели важнейшими городами и замками Пруссии и Поморья. Однако начавшаяся война приняла затяжной характер. Орден умело использовал финансовые затруднения польского короля, получил поддержку от Дании, опасавшейся утверждении Польши на Балтийском море. Несмотря на упорное сопротивление Орден был побеждён. Война завершилась Торуньским миром. Мир между Казимиром IV и гроссмейстером Людвигом фон Эрлихсхаузеном был заключён 19 октября 1466 в Торне.
В итоге Орден лишился Восточного Поморья с Данцигом, Кульмской земли, Мириенбурга, Эльбинга, Вармии — они отошли к Польше. В 1466 столица была перенесена в Кёнигсберг. В этой войне Литва объявила нейтралитет и упустила шанс освободить остальные литовские и прусские земли. Наконец, в соответствии с соглашением в Торуни (Torun) от 19 октября 1466 года между Орденом и Польшей, рыцари согласились отдать полякам Кульм (Хлумец), свое первое владение в Пруссии вместе с восточной частью Пруссии, Михалов (Michalow), Померанию (Pomerania) (включая порт Данциг (Danzig) и столицу Ордена крепость Marienburg (Мариенбург).
С октября 1466 года Тевтонский Орден как государство становится вассалом польской короны.
В 1470 гроссмейстер Генрих фон Рихтенберг признал себя вассалом польского короля.
После потери Мариенбурга столица Ордена перемещается в замок Кёнигсберг в Восточной Пруссии. Хотя они сохранили приблизительно шестьдесят городов и крепостей, гроссмейстер был должен признать польского короля как своего феодального повелителя и признать себя вассалом, хотя гроссмейстер одновременно имел титул императора, номинального повелителя Пруссии и принца австрийской империи. Гроссмейстер был признан как принц и член Королевского совета Польши. Гроссмейстер подтверждал Папскую власть в духовных вопросах, но, добился условия, что никакая часть соглашения не могла быть аннулирована Римским папой, что нарушало церковное католическое право т.к. религиозные ордена подчинены Папскому престолу. Власть рыцарей теперь находилась под смертельной угрозой.
Следующие четыре Гроссмейстера, тридцать первый — тридцать четвертый последовательно, были неспособны предотвратить новые конфликты с Польшей, хотя некоторые территории, что потеряли ранее были возвращены.. В 1498 году, они выбрали тридцать пятым гроссмейстером принца Фридриха Саксонского (prince Friedrich of Saxony), третьего сына Альберта Храброго (Albert the Brave), герцога Саксонии чей старший брат George (Джордж) женился на сестре короля Польши. Выбирая трон одного из самых больших королевских домов Германии, рыцари надеялись поддержать свое положение путем ведения переговоров, особенно по спорной проблеме — должны ли они считать себя вассалами польского государства.
Новый гроссмейстер подал прошение в имперский суд, который решил, что польский король не может вмешиваться в свободное осуществление гроссмейстером своей власти в Пруссии. Тактике Фридриха помогала частая смена польских королей (сменилось трое) в период с 1498 и до его смерти в 1510 году.
Выбор принца из большого королевского семейства оказался столь удачным, что рыцари решили его повторить. На сей раз их выбор оказался бедственной ошибкой. 13 февраля 1511 г., они выбрали маркграфа Albrecht von Hohenzollern (Brandenburg). Подобно его предшественнику, Альберт отказался подчиняться польскому королю Sigismond (Сигизмунду), но был одернут императором Австрии Максимилианом, который по соглашениию 1515 года с Сигизмундом потребовал, чтобы Орден выполнял соглашения 1467 года. Альберт все еще отказывался подчиняться Сигизмунду, и вместо этого подписал договор взаимной защиты с царем России Василием III. Взамен выдачи Neumarck Бранденбургу за сумму 40 000 флоринов, Альберт был также способен гарантировать поддержку имению Joachim. В соответствии с Торунским соглашением от 7 апреля 1521 года, он согласился с тем, что вопрос власти Польши над Орденом будет представлен арбитражу, но события, вызванные ересью Лютера сорвали суд и он никогда так и не состоялся. Стремление Ордена освободиться от польского сюзеренитета потерпело поражение (из-за этого произошла война 1521 — 1522).
Вызов Мартина Лютера установленному духовному порядку вел к дальнейшим потерям Орденом военной и политической власти. Лютер 28 марта 1523 года призвал рыцарей ломать свои клятвы и брать жен. Епископ Самбии (Sambia), который занимал административные посты Регента и Главного Канцлера Пруссии первым отказался от своих клятв и в Рождество 1523 года выступил с проповедью, приглашавшую рыцарей подражать ему. На Пасху он праздновал новый обряд, чем нанес большой ущерб католической вере, в которой он был воспитан и посвящен в пастыри. Гроссмейстер Albrecht von Hohenzollern сначала стоял в стороне, но, к июлю 1524 года решил отказаться от своих клятв, женился и преобразовал Пруссию в герцогство со своим правлением.
В июле 1524 года при гроссмейстере маркграфе Альбрехте фон Гогенцоллерне Бранденбургском Тевтонский Орден перестает существовать как государство, но остается могущественной религиозной и светской организацией с большими владениями. Орден теряет самое свое главное владение — Пруссию и рыцари вынуждены навсегда покинуть эти земли.
После Краковского Соглашения 10 апреля 1525 года, Альбрехт принял лютеранство и поклялся в верности королю Польши Сигизмунду Старому, который признал его герцогом Пруссии с правом прямой или совместной наследственной передачи. Ливония осталась временно независимой под правлением магистра Walther von Plettenberg, который был признан как принц Священной Римской империи.
Новый магистр Германии теперь принимал звание магистра Тевтонского Ордена (который теперь превратился из государства в религиозную организацию. прим. переводчика) в Германии и Италии. Уже как принц австрийской империи и магистр Германии, он установил столицу Ордена в Mergentheim в Вюртемберге, где она и оставалась до разложения Святой Римской Империи.
Ослабевший с возрастом, он не держался за власть и ушел в отставку, оставив за себя Walther von Cronberg 16 декабря 1526 года, объединившего должности руководителя Ордена с должностью магистра Германии. Теперь он утверждался императором Священной Римской империи , но с титулом «Магистр Тевтонского Ордена в Германии и в Италии, проадминистратор Главного магистрата» (Master of the Teutonic Order in German and in Italy, pro-Administrators of the Grand Magistery) с требованием, чтобы все командующие Ордена и магистр Ливонии оказывали ему уважение и повиновение как Гроссмейстеру Ордена. Этот заголовок по-немецки был позже изменен на «Administratoren des Hochmeisteramptes in Preussen, Meister Teutschen Ordens in teutschen und walschen Landen», который остался титулом главы Ордена до 1834 года.
На съезде 1529 года Кронберг (Cronberg) отказался от места магистра Германии, продвигаясь на старшинстве, чтобы получить место гроссмейстера, после архиепископа Зальцбурга и перед епископом Бамберга (Bamberg).
26 июля, 1530 года Кронберг (Cronberg) был формально возведен в достоинство императора Пруссии на торжественной церемонии, намеревался непосредственно оспорить у Гогенцоллернов (Hohenzollern) власть, но это дало немного фактического эффекта.
Орден все еще продолжал принимать священников и монахинь, которые проявили себя как усердные и гуманные служители, но религиозные члены были реально отделены от мирских людей и рыцарей, от которых не требовалось, чтобы они жили в монастырях Ордена. Орден не терял всех его протестантских членов или владения, однако в ряде мест в его приходах церковная конфессия менялась. В Ливонии, хотя магистр von Plettenberg остался лояльным к католической церкви, он был неспособен сопротивляться предоставлению терпимости к преобразованным церквям в 1525 году. Таким образом, Орден стал трехконфессиональным (католики, лютеране, кальвинисты) учреждением с Главным магистратом и основными офисами, поддержанными католической знатью. Лютеранским и кальвинистским рыцарям давали равные права в соответствии с Вестфальским Соглашением 1648 года, с местом и голосом в Общем Собрании. Только протестантский округ Утрехт (Utrecht) объявил о полной независимости в 1637 году.
Предложение в 1545 году, чтобы объединить Тевтонских рыцарей с рыцарями Ордена Иоаннитов не было принято. Тем временем основные дипломатические усилия Ордена были сконцентрированы на восстановлении их государственности в Пруссии, проект, который все не осуществлялся. Ливония продолжала управляться рыцарями, но их правление было слабым из-за окружения Россией и Польшей.
В 1558 году Gothard Kettler был избран помощником магистра, а в 1559 году магистром после отставки магистра von Furstenberg. Еще раз Орден невольно сделал неудачный выбор. В то время как Kettler был способный солдат, в 1560 году он тайно принял лютеранскую веру. На следующий год, после закулисных переговоров, он соглашением от 28 ноября 1561 года польским королем был признан герцогом Курляндским и Семигальским (Courland und Semigalla) с правом наследования. Это государство включило все территории, прежде управляемые рыцарями между рекой Двина, Балтийским морем, Самогитией и Литвой. Этим закончилось существование Ордена на севере Восточной Европы.
5 марта 1562 года Kettler послал посланника отвезти королю Австрии знаки отличия его достоинства магистра Ливонии, включая крест и большую печать, подразумевая передать королю титулы и привилегии Тевтонских рыцарей, ключи Риги и даже свои рыцарские доспехи, как доказательство его отказа от титула гроссмейстера ордена.
(От переводчика — Таким образом с 1562 года Орден является более австрийской, нежели германской организацией).
В 1589 году сороковой Гроссмейстер, Heinrich von Bobenhausen (1572 — 1595) передал права правления своему заместителю эрцгерцогу Австрии Максимилиану, без формального отречения. Эта передача была ратифицирована братом последнего императором Австрии 18 августа 1591 года, и Maximilian теперь имел право принять присяги лояльности от членов и монахов Ордена. В распоряжение австрийского императора, рыцари тогда предоставили 63 000 флоринов, сто пятьдесят лошадей и сотню пеших солдат наряду с рыцарями от каждой области Ордена, чтобы бороться с турками, когда те буйствовали в юго-восточной Европе. Это, конечно, составляло малую долю того, что они могли бы выставить в прошлом, но территориальные потери предыдущего столетия серьезно обеднили их, существенно сократив число рыцарей и священников. Орден был теперь прочно объединен с австрийским королевским домом Габсбургов, и после Максимилиана с 1619 года магистром был эрцгерцог Карл. Из остающихся лет перед падением австрийской империи, имелись одиннадцать гроссмейстеров, из которых четыре были эрцгерцоги, три принца Баварского Дома, и один принц Лотарингии (брат императора Франции Франциска I).
Таким образом, в то время как военная мощь Ордена была просто тенью его более ранней силы, выдающегося положения, и положения его гроссмейстеров — принадлежность к Ордену являлась свидетельством высокого положения среди королевских домов. В это время более строгие правила исключали пополнение членами незначительного благородства.
27 февраля 1606 года гроссмейстер Maximilian дал Ордену новые уставы, которые должны были управлять орденом до реформ девятнадцатого столетия. Они включали две части. В первой части содержались правила в девятнадцати главах, где перечислялись религиозные обязательства, общинные, праздничные дни, обычаи, обслуживание больных коллег, поведение священников Ордена и регулирование их обязанностей, и отношения между членами. Вторая часть, в пятнадцати главах, была посвящена церемониалам для вооружения и приема рыцарей, и обязательствам бороться с неверующим на венгерской границе и в другом месте, поведение каждого органа, администрации, обряды погребения умерших членов, включая гроссмейстера непосредственно, выбор его преемника и обстоятельства, в которых рыцарь мог оставлять Орден. Устав восстановил главную миссию Ордена борьбы с язычниками и для католических членов восстановил свое духовное значение.
К сожалению, ко второй четверти восемнадцатого столетия, великие державы отказались от концепции Христианского Крестового похода. Утратив свою историческую миссию и большинство своих военных функций, Орден пришел в упадок и теперь занимался обеспечением своего полка, находящегося на службе эрцгерцогов Австрии, императоров Священной Римской империи и обеспечением проживания рыцарей и священников.
Наполеоновские войны оказались бедственными для Ордена, как и для каждого традиционного католического учреждения. Люневильским (Luneville) мирным договором от 9 февраля 1801 года и Амьенским (Amiens) Соглашением от 25 марта 1802 года, его владения на левом берегу Рейна, с ежегодными доходами 395 604 флоринов были распределены среди соседних немецких монархов. В порядке компенсации Ордену давали епископаты, аббатства и женские монастыри Voralberg в Австрийской Швабии и женские монастыри в Аугсбурге (Augsburg) и Констанции. Его гроссмейстер, эрцгерцог Карл-Людвиг (Carl-Ludwig) занял свой пост без принятия клятв, но тем не менее принес Ордену свои права. Ордену давали девятый голос в Совете Принцев Священной Римской мперии, хотя предложение, чтобы заменить титул гроссмейстера на титул электор (Elector) никогда не было сделано, и разложение Священной Римской империи скоро сделало этот титул номинальным.
30 июня 1804 года Карл-Людвиг оставил главный магистрат своему помощнику эрцгерцогу Anton (Антону), который сделал этот титул просто почетным званием.
Статьей XII Прессбургского (Pressburg) Соглашения от 26 декабря 1805 года между Австрией и Францией все имущество главного магистрата в городе Mergentheim и все орденские титулы и права стали принадлежать австрийскому императорскому дому.
Новый гроссмейстер эрцгерцог Антон, был сыном австрийского императора Leopold II (Леопольда II) и братом Франциска I (Francis I) Австрийского, и уже был избран архиепископом Munster (Мюнстера) и архиепископом Кельна. 17 февраля 1806 года император Франциск I (Francis I) подтвердил титул брата Антона как гроссмейстера Тевтонского Ордена, подтверждая результат Прессбургского Соглашения до того времени, пока этот титул станет наследственным достоинством. В то же самое время он также наложил некоторые ограничения на часть Соглашения, в ущерб Ордену. Суверенное состояние Ордена, признанное в Прессбургском Соглашении ограничивалось тем, что любой принц австрийского императорского дома, который будет в будущем носить титул гроссмейстера будет полностью подчиняться императору Австрии. Никакая попытка не была сделана, чтобы консультироваться с Папским престолом, и это решение было нарушением церковного католического права. Тем временем, создание Конфедерации Рейна 12 июля 1806 года стоило Ордену потерей еще нескольких командорств, отданных по-разному Королям Баварии и Вюртемберга, и великому герцогу Бадена.
В соответствии с декретом Наполеона от 24 апреля 1809 года, Орден был распущен на территориях Конфедерации, и Mergentheim был передан королю Вюртемберга в качестве компенсации потерь, понесенных его дворянами, сторонниками Наполеона. Единственными сохранившимися владениями Ордена остались те, которые были на территории Австрии. Это были три командорства приписанные к главному командору и восемь других командорств, один женский монастырь, владение Адиге и Mountains. Командорство Франкфурт в Саксонии (Sachsenhausen), было сохранено. В австрийской Силезии сохранилось два командорства и некоторые округа, но было потеряно командорство Namslau в Силезской Пруссии, конфискованное комиссией отделения церкви от государства Пруссии 12 декабря 1810 года. Несмотря на просьбы Ордена введения в действие Прессбургского Соглашения Венский Конгресс 1815 года отказался возвращать что-либо из потеряного Орденом в предшествующие двадцать лет.
Решение относительно Ордена было отложено, до 20 февраля 1826 года, когда австрийский император Франциск попросил, чтобы Меттерних (Metternich) определил, следует ли восстановить автономию Ордена в пределах австрийского государства.
К этому времени кроме гроссмейстера Орден имел в своем составе всего четырех рыцарей. Орден срочно нуждался в регенерации, или он исчезнет. В соответствии с декретом 8 марта 1834 года австрийский император возвратил Тевтонским рыцарям все права, которыми они пользовались по Прессбургскому Соглашению, аннулировав ограничение на те права, которые были наложены в соответствии с Декретом от 17 февраля 1806 года. Орден был объявлен как «Автономный, Религиозный и Военный Институт» под покровительством австрийского императора, с эрцгерцогом как «Высшим и Германским магистром» (Hoch- und Deutschmeister) и статусом «непосредственного феодального владения австрийской и мперии». Причем эрцгерцог Антон был суверенным правителем ордена, а его наследники должны были испрашивать разрешение императора на суверенность.
Орден теперь имел один класс рыцарей, которые могли доказать свое рыцарское происхождение в шестнадцати поколениях исключительно немецкого или австрийского государств, впоследствии требование было снижено до четырех поколений за последние двести лет и обязательно быть католиками.
Этот класс был разделен на главных командоров (отмененных в соответствии с реформой от 24 апреля 1872 года), главного капитульера (Capitularies), командоров и рыцарей. Рыцари, как считалось, были религиозно подчиненными главе Ордена, в то время как уставы, регулирующие их поведение были основаны на уставах 1606 года, восстанавливая рыцарские символы и древние церемонии, многие из, которые стали умирающими.
После дальнейшей реформы от 13 июля 1865 года в число Рыцарей Чести могли быть приняты все, кто мог доказать благородное немецкое происхождение и они носили слегка измененный крест. Главное командорство Ордена должно было включить в себя главного командора орденского округа Австрии, главного командора Adige и Mountains, главного командора, и главного капитульера (Capitular) формирователя округа Франкония (Franconia) и главного капитульера формирователя округа Вестфалия (Westphalia), с правом гроссмейстера увеличивать число главных капитульеров по его усмотрению.
Дальнейшее ограничение наложило бы на императорский дом Австрии обязанность выбирать гроссмейстера (или назначать заместителя ) и, если не имелось никаких эрцгерцогов среди членов дома, выбирать принца, наиболее близко связанного с императорским домом. Хотя император Австрии не сумел защитить Орден против Наполеона, восстановление некоторой самостоятельности Ордена было бесспорно его достижением. Император Франциск умер 3 марта 1835 года и гроссмейстер одним месяцем позже, 3 апреля.
Орден выбрал гроссмейстером эрцгерцога восточной Австрии Максимилиана (Maximilian of Austria-Este) (1782 — 1863), брата герцога Модена (Modena). Максимилиан стал членом ордена в 1801 году и стал полноправным членом ордена в в 1804 году. Новый император Австрии (Ferdinand I) Фердинанд I, выпустил декрет от 16 июля 1839 года, подтверждая предоставленные его отцом привилегии, правила и Уставы 1606 года, которые не противоречили статусу Ордена как Австрийского феодального владения.
Другой Имперский Патент от 38 июня 1840 года, определил Орден как «Независимый Религиозный Рыцарский Институт» и «непосредственное имперское феодальное владение» для которого австрийский император верховный руководитель и протектор. Ордену давали свободное управление его собственными владениями и финансами, независимыми от политического управления и, в то время как рыцари рассматривались как религиозные деятели, сохраняли свое действие более ранние документы, подтверждавшие право рыцарей на их имения и собственность. Их благосостояния могли быть увеличены наследованием, но подарки, получаемые ими размером больше чем триста флоринов, были должны были бы утверждаться гроссмейстером. Кроме того, если рыцарь умирал, не оставив завещание, то его имущество наследовал Орден.
Священники Ордена не были должны были быть одинокими, но требовались, чтобы они жили вдали от своих родных.. В 1855 году, более чем через двести лет после исчезновения женских монастырей Ордена была восстановлена должность госпитальерши Ордена и организация сестер Тевтонского Ордена и гроссмейстер дал несколько зданий для сестер за свой счет.
Уверенные относительно восстановления прав Ордена вне Австрии, и особенно во Франкфурте, они были теперь заняты религиозными братьями и сестрами. Утративший свои военные функции, хотя Рыцари имели право носить военную униформу, Орден теперь специализировался на религиозной, гуманитарной и филантропической миссии в духе «братского сознания» и занимался эвакуацией и лечением раненых и больных в войнах 1850 — 1851 и 1859 годов (с Италией), 1864 и 1866 (с Пруссией) и в Мировой войне 1914 — 18 годов. Реформы, проводимые эрцгерцогом Максимилианом служил возрождению духовных сил Ордена, с приблизительно пятьдесятью четырьмя священниками, полученными в течение его двадцати восьмилетнего управления.
(От переводчика.Таким образом, потеряв в середине XVI века Пруссию, Орден стал постепенно утрачивать свои военные силы и функцию военно-религиозной организации и к середине XIX века окончательно превратился в религиозно-лечебную организацию. Рыцарство и военные атрибуты оставались просто как дань традиции и исторической памятью. )
Много древних формирований Ордена готовых распадаться были восстановлены и церкви Ордена в Вене давали много ценных реликвий и религиозных чудес. Ко времени своей смерти в 1863 году гроссмейстер Максимилиан отдал больше чем 800 000 флоринов для поддержки сестер, больниц и школ, и 370 000 для Тевтонских священников.
Чтобы давать возможность Ордену справиться с запросами на его услугах, его следующий руководитель с титулом Hoch und Deutschmeister эрцгерцог Вильгельм (1863 — 1894гг.), (вступил в орден в 1846г.), ввел декретом от 26 марта 1871 года специальную категорию «рыцарей и дам девы Марии». Эти рыцари дамы не были действительными членами Ордена, но имели право носить один из вариантов Орденского креста. Первоначально эта категория была ограничена католическими дворянами двух Монархий, но в соответствии с декретом от 20 ноября 1880 года, была расширена, чтобы включить католиков любой национальности. Буллой от 14 июля, 1871 года Римский папа Пий IX подтверждал древние уставы и правила, наряду с новыми реформами. В Папском послании от 16 марта 1886 года, Римский папа Лев XIII одобрил реформы Устава составленные гроссмейстером, которые затем были одобрены общим собранием Ордена 7 мая 1886 года и санкционированы австрийским императором 23 мая.
Они открыли все достоинства Ордена тем, кто дали простые клятвы, отменяя категорию торжественных клятв на будущее, но не отменяя торжественные клятвы тех, кто уже приняли это обязательство. Это подразумевало, что, в то время как рыцари все еще были должны принимать обеты бедности, послушания и помощи, но они могли оставлять Орден и, если они желали, жениться после выхода из Ордена. Это условие не простиралось на священников Ордена, чье членство было бессрочно.
В 1886 году Орден возглавлялся руководителем с титулом «Hoch- und Deutschmeister», членами совета (Rathsgebietiger), тремя главными капитульерами (Capitularies). В Орден входили восемнадцать полноправных рыцарей, четыре члена были в простых клятвах, один новичок, двадцать один рыцарь Чести, больше чем одна тысяча триста рыцарей девы Марии, семьдесят два священников большая часть которых были в торжественных клятвах, и двести шестнадцать сестер.
В течение последних двух третей девятнадцатого столетия и первом десятилетии двадцатого века Орден усилил активную роль в Австрийском регионе, особенно в австрийской Силезии и Тироле. Со школами и больницами под его заботой, обслуживаемых местными жителями, во время войны Орден зарабатывал себе привилегированную позицию в пределах Двух Монархий (Германия и Австрия). Первая Мировая война, в которой Орден особенно отличал себя, привела к падению австрийской монархии и утрате ведущей роли дворянства в Австрии. Враждебность к королевскому дому Габсбургов со стороны новых республиканских режимов в Австрии, Венгрии и Чехословакии приводила и к враждебности ко всему, что было связано с этим домом; в том числе и к Ордену. Угроза большевизма и растущий антикатолицизм приводили к уничтожению любой организации, которую могли счесть антидемократической, что создавало опасность и для Ордена. Сохранение Ордена в его старом виде было больше невозможно и владения Ордена, воспринимаемого как династические имущества королевского дома, находились под угрозой конфискации мстительными республиканскими государствами.
Однако по церковному католическому праву Орден был независим как автономное религиозное учреждение и не мог быть расценен как часть наследия Габсбургов. Тем не менее, последний гроссмейстер из дома Габсбургов эрцгерцог Евгений (Eugen) (умер в 1954 году), теперь принужденный к изгнанию наряду со всеми членами династии был вынужден уйти и сообщить Римскому папе об отставке в 1923 году.
Перед отставкой он созвал общее собрание в Вене, чтобы выбрать нового руководителя и по его предложению кардинал Норберт Клейн (Monsignor Norbert Klein) священник Ордена и епископ в городе Брно (Brunn, Brno) был избран заместителем.
Правительство Австрии и представители Ордена могли теперь вступить в переговоры и, к счастью, понимание того, что Орден это, прежде всего религиозное учреждение, преобладало, даже при том, что некоторые представители церкви были все еще были против Ордена. Папский престол теперь занимал Fr Hilarion Felder, который мог исследовать жалобы против Ордена внутри церкви.
Тот аргумент, что, поскольку Орден первоначально был создан как лазаретный, и поэтому должен войти в состав Мальтийского Ордена, был отклонен и расследование посчитало в пользу Тевтонского Ордена, что он может управляться самостоятельно. Теперь сохраненный как "Госпитальная религиозная организация святой Марии в Иерусалиме" (Fratres domus hospitalis sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem) он принял Папскую санкцию нового управления 27 ноября 1929 года.
Новое правление восстанавливало его как вполне религиозный Орден священников и монахинь, возглавляемых «Верховным и Германским магистром» (Hoch und Deutschmeisteren), который обязательно должен быть священником с титулом и старшинством Аббата с правом на фиолетовую шапочку. Это позволило сохранять его независимость от местных властей и непосредственно зависеть от Папского престола.
Орден теперь делился на три категории — братья, сестры и прихожане. Братья делятся на две категории — 1) священники-братья и клерки-братья, которые дают пожизненную клятву после трех годового испытания и 2) послушников , подчиняющихся правилам и дающим простые клятвы на шесть лет. Сестры делают бессрочные клятвы после испытательного срока пять лет. Священники и прихожане католики, которые обслуживают Орден по просьбе, и хорошо работающие — они разделены на две категории. Первая из них — Рыцари Чести, их очень мало (тогда девять, включая последнего кардинала Франца Кенига и последнего Суверенного Принца Франца Джозефа II из Лихтенштейна, архиепископа Бруно Хеима и герцога Максимилиана из Баварии), кто вообще имеет видное социальное положение и, должно быть, имеет большие заслуги перед Орденом. Вторая из них — поклонники девы Марии числом около ста пятидесяти и, в дополнение к служащим католикам, должны служить Ордену вообще, включая финансовое обязательство.
Результаты реформации и, в конечном счете исключительное ограничение принадлежности к католической церкви привело Орден под австрийским контролем в порядок.
Но военные традиции Ордена нашли свое отражение в Пруссии с учреждением в 1813 году награды (ордена) «Железный Крест», вид которого отражал символ Ордена. Пруссия присвоила себе историю Тевтонского Ордена как источника Прусских военных традиций, хотя именно это исключительно протестантское государство и разрушило древний христианский Орден.
Эта традиция была далее извращена нацистами, которые, после оккупации Австрии 6 сентября 1938 года, присвоили себе право считаться наследниками Ордена. При захвате Чехословакии на следующий год, они и там присвоили себе владения Ордена, хотя Орденские больницы и здания в Югославии и юге Тироля сохранялись. Нацисты, активизированные фантазиями Гиммлера по возрождению немецкой военной элиты, тогда попытались воссоздать свой собственный «Тевтонский Орден» как самое высокое проявление духа третьего Рейха. В него вошли десять человек во главе с Рейнхардом Гейдрихом (Reinhard Heydrich) и несколько из наиболее известных нацистских преступников. Само собой разумеется, что эта организация не имела ничего общего с Тевтонским Орденом, хотя и присвоила себе его имя. В то же самое время, поскольку они преследовали священников Ордена, они также преследовали потомков тех прусских семейств, которые когда-то были рыцарями Ордена (многие из них боролись против Гитлера).
Владения ордена в Австрии были возвращены после войны, хотя только в 1947 году декрет о ликвидации Ордена был аннулирован формально. Орден не был восстановлен Чехословакии, однако существенно возродился в Германии.
Он сохранил свой штаб в Вене и, хотя управляется аббатом как хохмейстером (Hochmeister), состоит главным образом из сестер, что уникально среди католических религиозных Орденов — сестры объединены под властью входящей в другую часть церкви.
Орден обслуживает своими монахинями только одну больницу полностью в Friesach в Carinthia (Австрии), и одном частном санатории в Кельне, но тем не менее представлен в других больницах и частных санаториях в Bad Mergenthem, Regensburg и Nurermberg.
Теперешний хохмейстер выбран после отставки восемьдесятипятилетнего Ildefons Pauler в середине — 1988, — самый преподобный доктор Арнольд Виеланд (1940 г.р.) (Arnold Wieland), до этого руководитель итальянских братьев.
Орден распространен в областях Австрии (с тринадцатью священниками и братьями и пятьдесятью двумя сестрами), Италии (с тридцатью семью священниками и братьями и девяноста сестрами), Словении (с восьмью священниками и братьями и тридцатью тремя сестрами), Германии (с четырнадцатью священниками и братьями и и ста сорока пятью сестрами) и, раньше, в (Моравии-Богемии) Moravia-Bohemia (экс-Чехословакии). Орден разделен на три (владения) Bailiwicks — Германия, Австрия и юг Тироля, и два командорства — Рим и Altenbiesen (Бельгия).
Имеется приблизительно триста восемьдесят членов общества Св.Марии во владении Германия под руководством Deutschherrenmeister Anton Jaumann, составляющих семь командорств (Donau, Oberrhein, Neckar und Bodensee, Rhine und Main, Rhine und Ruhr, Weser und Ems, Elbe und Ostsee, Altenbiesen), шестьдесят пять во владении Австрия под руководством магистра имения (Balleimeister) доктора Карла Блаха, сорок пять во владении Тироль под руководством магистра имения (Balleimeister) доктора Отмара Партели, и четырнадцать в командорстве Am Inn und Hohen Rhein. И двадцать пять членов в итальянском командорстве Tiberiam. Имеется горстка членов общества Св.Марии вне Германии, Австрии и Италии. Она теперь насчитывет менее двадцать членов в Соединенных Штатах. Символ Ордена — латинский крест в черной эмали с белой эмалевой границей, перекрытый (для Рыцарей Чести) шлемом с черно-белыми перьями или (для членов общества Св.Марии) простым круговым украшением из черно-белой орденской ленточки.
Свежие комментарии