Новая газета, сентябрь 2013.
Современные копты – прямые потомки древних египтян
Семен Козлов
Об авторе: Семен Яковлевич Козлов — кандидат исторических наук, этнолог.
Глава коптской церкви Тавадрос II имеет также титул Папы. В патриаршем соборе
св. Марка в Каире.
22 сентября 1822 года французский ученый Ж.
-Ф. Шампольон написал письмо впарижскую Академию надписей, в котором изложил результаты своих исследований
египетского иероглифического письма. Он разработал метод дешифровки и установил
принцип чтения иероглифов. Этот день считается днем основания египтологии –
науки, изучающей древнеегипетский язык, письменность, археологические памятники,
историю и культуру Древнего Египта.
Возможно (скорее всего!), это выдающееся открытие было бы сделано намного позже,
если бы не так называемый Розеттский камень. В августе 1799 года, во время
египетской экспедиции (1798–1801) Наполеона Бонапарта отряд его солдат возводил
укрепления близ города Розетта в дельте Нила. Неожиданно офицер по имени Бушар
обратил внимание на базальтовую плиту в стене давно разрушенного арабского
форта. На ней были высечены надписи на древнегреческом и древнеегипетском языках
(иероглифами и демотическими знаками). Как выяснили специалисты, это был
параллельный текст, сделанный в 196 году до н.э.
Греческий текст перевели сравнительно легко. Намного более трудной задачей было
прочтение текста, написанного иероглифами: для этого нужно было дешифровать их,
зная грамматику и лексику языка египтян. Шампольон догадался, что ключ к решению
задачи – в языке коптов, прямых потомков населения древнего Египта. Он с юности
изучал коптский язык и отлично владел им. Благодаря этому Шампольон смог
прочитать египетские письмена. В дальнейшем он составил первый словарь и первую
грамматику древнеегипетского языка.
Греческий текст перевели сравнительно легко. Намного более трудной задачей было
прочтение текста, написанного иероглифами: для этого нужно было дешифровать их,
зная грамматику и лексику языка египтян. Шампольон догадался, что ключ к решению
задачи – в языке коптов, прямых потомков населения древнего Египта. Он с юности
изучал коптский язык и отлично владел им. Благодаря этому Шампольон смог
прочитать египетские письмена. В дальнейшем он составил первый словарь и первую
грамматику древнеегипетского языка.
Название страны Египет – от древнегреческого Aigyptus (Айгиптос). Эта форма
топонима впоследствии перешла в латинский язык, из него – в другие европейские
языки в форме Египет. Образована она от одного из древнеегипетских названий
Мемфиса, звучавшего как «Хеткаптах» или «Хикупта», буквально «Крепость духа Пта
(ха)» – главного бога города. Сами древние египтяне называли свою страну «Кемет»
– «Черная земля» или «Тамери» – «Возлюбленная земля». Современные египтяне
называют свою страну Миср (восходит к библейскому Мицраим; значение топонима не
установлено). Официальное название государства – Гумхурия Миср
аль-Арабия/Арабская Республика Египет.
Язык, на котором говорили древние египтяне, относится к афразийской семье
языков, которая объединяет также семитские (в том числе иврит и арабский),
кушитские, берберо-ливийские и ряд других живых и мертвых языков (включая
коптский). Первые известные памятники древнеегипетского языка датируются концом
IV тысячелетия до н.э.
Египетское письмо имело две параллельно существовавшие разновидности: рисуночную
(иероглифы от греч. hierоglyphoi – «священные письмена») и скорописную
(иератические письмена от греч. hieratikos – «жреческие»), которая возникла
около 3000 года до н.э. из иероглифов и использовалась для написания религиозных
текстов и для переписки. В VII веке до н.э. появляется новая скоропись –
демотическое письмо (от греч. demotikos – «народный», как назвал его Геродот) с
очень упрощенными знаками. Это была переходная ступень к коптскому письму.
Во II–III веках начинается завершающий этап в развитии египетского языка. Это
коптский язык с алфавитной системой письма. Первые попытки писать египетские
тексты греческими буквами (с добавлением демотических знаков) предпринимались
еще в III веке до н.э. – это так называемое старокоптские магические тексты. В
первые века н.э. быстрое распространение христианства в Египте вызвало
необходимость иметь священные тексты новой религии на родном языке большинства
населения. Новая письменность была создана во II веке переводчиками Библии с
греческого языка на египетский (коптский).
Создатели коптского письма взяли за основу греческий алфавит, добавив к нему
восемь знаков демотического письма, которые передавали те звуки, для обозначения
которых не было греческих букв. Форма этих знаков была приспособлена к новому
письму. Этот коптский алфавит используется и в наши дни – на нем копты-христиане
печатают свои книги.
Первые письменные памятники на коптском языке – это переводы с греческого
Священного Писания, богословских и религиозно-философских сочинений христианских
авторов. Появляются и оригинальные произведения: проповеди и поучения крупного
религиозного и исторического деятеля Шенуте (IV–Vвека), проповеди и монастырские
уставы основателя первых монастырей Пахома и его преемников (IV век). На
коптском языке создается обширная житийная литература. Под влиянием арабской
литературы у коптов появляются и светские по своему содержанию произведения. Х
век – время расцвета коптской поэзии.
До начала VIII века коптский язык оставался официальным языком Египта. Арабский
язык был объявлен государственным в 706 году. Реально же до середины Х века
параллельно употреблялись оба языка. Постепенно арабский язык вытесняет коптский
из всех сфер. В XI–XII веках родной язык коптов-христиан становится лишь их
внутриобщинным языком, преимущественно языком культовым.
Отмечу, что много коптских текстов, в том числе рукописных, хранится в
Государственном Эрмитаже и Российской национальной библиотеке в Петербурге, в
Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Крупнейшие
коллекции коптских текстов и памятников искусства – в Коптском музее в Каире, в
парижском Лувре, в лондонском Музее Виктории и Альберта, в государственных
музеях в Берлине.
Нежная исламизация
Около 98% населения современного Египта (общая его численность – 83 млн.
человек в 2011 году) – египетские арабы, или египтяне. Это потомки древних
египтян, в большинстве своем смешавшихся с арабами, которые с середины VII века,
после включения страны в халифат, селились здесь сравнительно крупными
родоплеменными группами. Коренное население – копты (от греч. Aigyptios, что,
собственно, и означает «египтянин»), на коптском языке – куптиос, на арабском –
кибт, кубт – к VII веку было почти полностью христианизировано.
Процесс арабизации Египта, начавшийся на рубеже VII–VIII веков, происходил путем
смешанных браков, приобщения египтян к ценностям арабской цивилизации, в которой
главное место принадлежало религии – исламу. Переход в мусульманство новые
правители стимулировали различными административными и экономическими мерами.
Немусульмане облагались более высокими налогами. У монастырей и храмов отнимали
земли, которые затем отдавались во владение мечетей. Коптов-христиан не брали на
военную службу. Их лишили права ездить на лошадях (для верхового передвижения
они могли пользоваться только ослами), обязали носить тюрбаны и платья только
определенных темных цветов.
Тем не менее, несмотря на все льготы для мусульман, различные притеснения по
отношению к христианам к началу Х века, то есть спустя два с половиной столетия
после арабского завоевания, лишь одна треть населения Египта исповедовала ислам.
Еще медленнее шел процесс перехода на язык завоевателей. В общем же процесс
исламизации и арабизации коренного населения Египта завершился в основном в XIV
веке.
Дольше всех, тысячу лет, арабизации противились копты-христиане (жители
городов). Последние литературные памятники на коптском языке относятся к XIII –
началу XIV века. Разговорный коптский язык бытовал как язык отдельных локальных
групп вплоть до XVII века. Языком повседневного общения, культуры, науки стал
арабский. Но и потом, по сей день, коптский язык сохранился как язык
богослужебных книг, частично как язык литургии. Церковные гимны сочинялись на
коптском языке до XVIII века. В египетском диалекте арабского языка много
заимствований из коптского.
Индо-средиземноморская раса
В антропологической классификации египетских арабов, включая коптов, относят к
индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Это типичные южные
европеоиды, черноволосые и темноглазые, с темной (часто – очень темной) кожей
лица и тела. Важно отметить, что арабское завоевание мало изменило расовые
(физические) характеристики населения Египта. Ученые, имеющие в своем
распоряжении многочисленные находки костных остатков из различных мест Египта,
начиная с V тыс. до н.э., указывают на поразительную стабильность
антропологических особенностей населения с эпохи Древнего царства и до наших
дней.
Коптская церковь (Коптская православная церковь) – одна из древнейших
христианских церквей (с I века н.э.). Ее основателем и первым патриархом
считается св. Марк Евангелист. В 47–48 годах он пришел в Египет, проповедовал в
Александрии, обратил в христианство многих людей.
Среди египетских христиан-коптов впервые возникло монашество. Первый монастырь
был основан в начале IV века преподобным Антонием Великим в египетской Восточной
пустыне (существует поныне). В настоящее время в коптской церкви имеется 12
мужских и шесть женских монастырей.
Официально коптская церковь появилась в 451 году после раскола, произошедшего на
Халкидонском вселенском соборе, на котором было осуждено как ересь монофизитство
– направление в христианстве, сторонники которого признают только одну
божественную природу Иисуса Христа. Большинство египетских христиан, включая
священников, придерживались именно такой догмы. Они и образовали коптскую
церковь, которая стала автокефальной, то есть самостоятельной, с 536 года.
Глава Коптской церкви Патриарх имеет также титул Папы (от греч. рapus, лат. рapa
– отец, наставник, воспитатель). Папу-патриарха избирают пожизненно на поместном
соборе из числа самых известных монастырских духовников. Избранный на эту высшую
в церкви должность одновременно становится духовным лидером всех коптов, его
авторитет непререкаем.
Александрия с зарождения коптской церкви была ее центром. Там похоронены все ее
патриархи, начиная от св. Марка. Нынешний центр коптской церкви находится в
Каире. Это величественный патриарший собор св. Марка, древний храм во имя
апостолов Петра и Павла, множество служб и зданий. Там же расположена главная
духовная семинария, где обучаются коптские священники. На территории патриархата
находится и Коптский институт высших исследований – центр по изучению коптской
христианской традиции.
Этноконфессиональная общность
Ислам, религия большинства египтян, оказал заметное влияние на обрядность
коптской церкви. Молятся копты несколько раз в день, вымыв руки, как мусульмане,
и повернувшись лицом к востоку. В церковь входят в головных уборах, но сняв
обувь, как это делают мусульмане, входя в мечеть. Подобно тому, как каждый
мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить хадж в Мекку, так и
христианину-копту положено совершить паломническую поездку в Иерусалим к местам,
связанным с Иисусом Христом. У коптов распространен обычай обрезания крайней
плоти у мальчиков, характерный для мусульман. Впрочем, это делалось и в Древнем
Египте.
В то же время в культовой практике коптской церкви немало специфического.
Церковная служба часто сопровождается каждением; богослужению, молитвам
сопутствуют пение и инструментальная музыка на флейте и ударных инструментах.
Литургия совершается на арабском и коптском языках. Для коптской церкви
характерно особое почитание Богоматери. Ей посвящено 32 праздника в году.
Коптская церковь имеет собственный календарь с началом летосчисления от 29
августа 284 года, начала «эры мучеников», когда римским императором стал
Диоклетиан, в правление которого христиане подвергались жестоким преследованиям.
В середине XVIII века под воздействием римско-католических миссионеров от
коптской церкви отделилась часть верующих и священников; так появилась
самостоятельная униатская церковь – коптско-католическая церковь (к началу XXI
века она насчитывала 120–150 тыс. человек). В середине XIX века среди коптов
образовались протестантские общины – евангелисты, пятидесятники, методисты,
пресвитериане и др. Коптов-протестантов приблизительно столько же – около 150
тыс.
Копты – самая крупная христианская общность на Ближнем Востоке. В настоящее
время коптов-христиан в Египте 8–9 млн. человек, то есть около 10–11% населения
(2011).
Когда часть этноса исповедует религию, отличную от того вероисповедания,
которому привержено большинство этого народа, у нее нередко формируются особые
черты быта и культуры, и, что существенно, свое особое общинное самосознание, с
которым связано и особое самоназвание. Такие группы этнологи квалифицируют как
этноконфессиональные общности. Копты – типичная этноконфессиональная общность в
составе современных египтян (египетских арабов).
Копты-христиане – прямые потомки древних египтян, не смешавшихся с арабами.
Браки у них заключаются только с единоверцами. Такая общинная эндогамия – один
из важных факторов сохранения коптов как особой группы. Большинство коптов –
жители городов. Крупные коптские общины есть в Каире, Александрии, Асьюте,
Ахмиме.
Самый известный из современных коптов – бывший генеральный секретарь ООН Бутрос
(Пётр) Бутрос-Гали. В христианском мире почитают коптов – св. Афанасия, св.
Василия (автор праздничной православной литургии), св. Пахома (основатель
монашеского и отшельнического движения в христианстве).
Связь времен, бессмертие народа
В XIV веке до н.э. Египтом правил Аменхотеп IV (1368–1351), фараон-реформатор.
Отменив культы всех богов, в том числе и «царя богов» Амона, он установил
один-единственный культ – бога Атона (солнечного диска). Себя он переименовал в
Эхнатона («полезного Атону»). Это была первая в истории попытка создания
монотеистического культа, отвергнутая жречеством тотчас после смерти
фараона-еретика.
В честь нового, единого бога были созданы и новый, вместо Фив, столичный город –
Ахетатон (совр. Эль-Амарна), и великолепные храмы, и многие шедевры
изобразительного искусства и поэзии. Один из самых замечательных – «Гимн Атону».
Он начинается так: «Ты восходишь, прекрасный, на горизонте неба/ О, живой Атон,
дарующий жизнь!». А в конце его строки, посвященные супруге фараона Нефертити:
«Да живет она и остается юной/ На веки веков!». Самая известная женщина Древнего
Египта Нефертити (др. – егип. «прекрасная грядет»), царица и возлюбленная жена
Эхнатона, видимо, была его соратницей в проведении потрясшей страну религиозной
реформы.
Современный мир узнал, как она выглядела, когда в 1912 году в Эль-Амарне была
раскопана мастерская ваятеля Тутмеса со скульптурными портретами Нефертити.
Оригиналы хранятся в каирском музее и государственных музеях Берлина.
Какое отношение имеет этот экскурс в XIV век до н.э. к нашей теме, к
христианам-коптам сегодняшнего Египта? Самое прямое. В храме Атона в Ахетатоне
есть рельеф, на котором изображено, как фараон приносит жертвы, а рядом с ним
стоит Нефертити и потрясает звенящим систром. Этот древнеегипетский музыкальный
инструмент и в наши дни сопровождает богослужение в коптских храмах.
Хотите увидеть прямых потомков древних египтян? Оказавшись в Каире, Александрии,
других египетских городах, зайдите в коптский район, побывайте в коптском храме.
Связь времен, бессмертие народа.
Свежие комментарии