Из древних мифов и легенд мы узнаем о том, как возлюбленная Зевса – Лето, дочь титанов Коя и Фебы, живших, по утверждению греческого историка I века до н.э. Диодора Сицилийского на севере, в стране Гиперборея (называемой также Арктида), спасалась от преследований ревнивой Геры, запретившей всем странами и островам давать убежище сопернице.
После долгих скитаний Лето нашла приют на небольшом острове Астерия, представлявшем в то время блуждающую скалу, гонимую по морю бурными волнами. Там, у северного склона горы Кинф, она разрешилась от бремени близнецами Аполлоном и Артемидой. После этого Посейдон, по приказу Зевса неподвижно закрепил остров в Эгейском море, и впоследствии он стал именоваться Делос (один из Кикладских островов). Уже в X веке до н.э. остров упоминается как центр культа Аполлона, куда гиперборейцы постоянно присылали свои дары.Как следует из древних источников, Аполлон был не греческим, а «пришлым», северным Гиперборейским богом.
Слово «гиперборея» означает «то, что находится за Бореем (Северным ветром)», на севере. О гиперборейцах, как о реальном древнем народе писали многие античные авторы. Ученый-энциклопедист и историк Плиний Старший (ок. 23–79 гг.) в труде «Естественная история» пишет: «За этими [Рипейскими] горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. <...> Нельзя сомневаться в существовании этого народа». Без сомнения, речь идет о приполярных областях, где «Солнце светит... в течение полугода». Сегодня кажется странным, что в этих холодных местах люди жили в рощах и лесах, однако новейшие комплексные исследования, проведенные недавно на севере Шотландии показали, что еще четыре тысячи лет назад климат в этих широтах был похож на средиземноморский. И Михаил Ломоносов (1711-1765 гг.) писал о том, что «в северных краях в древние веки великие жары бывали, где слонам родиться и размножаться... можно было». Более того, имеется большое количество изображений этого участка суши на древних гравюрах, рисунках... Сохранилась карта Герарда Меркатора (1512–1594 гг.), изданная его сыном Рудольфом в 1595 году. На ней в центре изображен легендарный материк Арктида, вокруг - побережье Северного океана с легко узнаваемыми современными островами и реками. А в эзотерических учениях Гиперборея всегда считалась самым сокровенным местом планеты, о чем писал предсказатель и астролог Нострадамус (1503–1566 гг.): «Север - это особое место встречи иных Миров».
Древнегреческий писатель II века Павсаний рассказывает о том, что первый храм Аполлону был основан в Дельфах «... для бога пришельцами из Гипербореи – Оленом и другими, и он был первым пророком, и первым, кто слагал прорицание гекзаметрами» (гекзаметр - размер в стихосложении, при котором каждый стих состоит из шести стоп). Итак, культовый и обрядовый канон Аполлону Дельфийскому был составлен на основе гиперборейских преданий, и тогда же был учрежден известный по всей Ойкумене экстатический Дельфийский оракул – совет которого признавался как выражение непреклонной воли божества и свято исполнялся. Храм был построен так, что глубокая горная расселина с холодными испарениями находилась во внутреннем святилище, и была доступна лишь немногим. Именно над этой расселиной прорицала волю Аполлона сидящая на золотом треножнике Дельфийская сивилла, приходя в экстаз от сернистых испарений.
Дельфийский храм Аполлона, как и храм Аполлона Илатского на Кипре, был построен на древнейшем культовом месте. По крайней мере археологические находки датируются периодом 1400 года до н.э. К еще более ранним временам относится куполообразный мраморный культовый камень – омфал (омфалос), по сторонам которого располагались два золотых орла с распущенными крыльями. Согласно древнему преданию Зевс выпустил с востока и запада двух орлов, встретившихся на том месте, где затем был поставлен омфал и воздвигнут Дельфийский храм и прорицалище. Ομφαλοσ τησ γησ - в переводе с греческого означающий «пуп Земли» является, по легенде, центром мироздания. В эзотерических учениях омфалом считается исходная точка, упорядочивающая пространство и время, дающая начало четырем сторонам света и, таким образом являющаяся символическим отображением высшего разума в физическом мире. Над главным входом в храм Аполлона в Дельфах, была надпись: «Познай самого себя» (Nosce te ipsum). Это латинский перевод древнегреческого изречения, приписываемого Фалесу Милетскому (около 625-547 г. до н.э.), основоположнику милетской философской школы. Толкование на это изречение находим в «Тускуланских беседах» римского оратора и философа Цицерона (106–43 до н.э.): «Говоря «познай себя», Аполлон говорит: «познай свою душу». Ибо тело есть как бы сосуд или иное вместилище души; что бы ни делал твой дух, это делаешь ты сам».
Одним из древнейших святилищ Аполлона считается и храмовый комплекс Аполлона Илатского («Лесного»), расположенный в нескольких километрах от античного города Курион, на Кипре. Это место было религиозным центром еще задолго до того, как на остров, в IV-V веках до н.э. был завезен и развился эллинистический культ бога света и солнца – Аполлона. Древнейшее место в храмовом комплексе Аполлона Илатского – так называемый «архаический алтарь», датируется примерно 2000 годом до н.э. Этот жертвенник, как и другие известные алтари той далекой эпохи, был посвящен «неназванному божеству». О древних культах таких «неназванных божеств» почти ничего не известно, кроме дошедших до наших времен загадочных священных камней, которые были не антропоморфными, а сакральными, абстрактными символами божества, ислужили не столько для поклонения, сколько для целей практической магии, основанной на непосредственной связи с высшими силами. На месте архаического алтаря в храме Аполлона Илатского была найдена мраморная конусообразная скульптура высотой около 30 сантиметров, названная «баэтил» («baetyl»). Наименование это восходитк арабскому bt`l — «дом бога». Скульптура, выполнявшая, очевидно, роль главного священного символа в древнем ритуале, олицетворяя собой место присутствия божества. На этом же участке раскопки открыли огромное количество приношений, в виде терракотовых фигурок, датируемых VIII-V веками до н.э.
Первое письменное упоминание на Кипре о боге Аполлоне относится только к V веку до н.э., и было найдено на известняковой статуе, называемой «храмовый мальчик» («Temple boy»). Более поздняя надпись IV века до н.э. обращена к Аполлону Winepress («винодавителю»), и лишь в середине III века до н.э. надписи в святилище посвящены уже «Лесному» Аполлону – Аполлону Илатскому.
Святость места, на котором находится храм, строго оберегалась, и «Тот, кто дотрагивался до алтаря Аполлона, и таким образом осквернял божество, тот сбрасывался в море с одного из близлежащих крутых утесов» - так писал об этом Страбон (63 г. до н.э. – после 21 г. н.э.) - античный автор обширного труда «География».
Храм, руины которого можно видеть и сегодня, был построен во время правления Нерона (Tiberius Claudius Nero, 54–68 гг.). Однако строился не в один прием, а достраивался, расширялся и улучшался многими цезарями и правителями. Сохранились надписи, согласно которым часть построек, а именно комнаты напротив портика, были возведены в честь Аполлона Илатского и Цезарийского в 101 году императором Траяном (Marcus Ulpius Traianus, 53–117 гг.). Их сооружение и посвящение проводилось под надзором проконсула Кипра Квинтуса Лабериуса (Quintus Laberius Justus Cocceius Lepidus).
Реконструкция храма Аполлона Илатского. Так выглядел портик во II веке
Римская постройка представляла собой колоссальный архитектурный комплекс, включающий храм, термы (бани), гимнасий или палестру (комплекс для атлетических занятий), и многие другие до сих пор не идентифицированные сооружения.
Возведенные около I века термы точно соответствовали изощренным нормам римского инженерного искусства, изложенными в трактате «Об архитектуре» Витрувия (I в. до н.э.), где даны практические рекомендации относительно устройства банных помещений (аподитерий – помещение для раздевания, кальдарий – горячее помещение в термах, тепидарий – теплое, фригидарий – холодное и т.д.), а также нагревательной системы терм, с ее весьма примечательной особенностью – «подвесными полами», под которыми циркулировал горячий воздух.
Пол в термах храма Аполлона Илатиса
На западном краю архитектурного комплекса находилась цистерна для воды, соединенная с акведуком северной части города Курион, и составлявшая основу созданной в 60-х годах I века н.э. системы водоснабжения.
Вся территория храмового комплекса покрыта сетью каналов, вырезанных прямо в скале. Они проходят во всевозможных направлениях, имеют разную глубину и сложность, и при этом линии иногда складываются в организованные фигуры-чертежи, огибающие храм и теменос. Но сегодня никто не знает их предназначение.
Как обычно бывает, утвердившийся в IV-V веках до н.э. новый эллинистический культ Аполлона, полностью вытеснил даже саму память о религии древнего архаического божества, которому поклонялись на этом месте тысячелетиями. В Римскую эпоху храмы Аполлона были известны по всему миру, а блестящие праздники, учрежденные в его честь привлекали участников и зрителей, не только из Эллады, но и из малоазийских, сицилийских и южноиталийских колоний. В его честь слагались гимны и поэмы, создавались скульптуры и фрески, повествующие о его божественных деяниях.
Но времена, когда образ Аполлона был взаимопронизан силами жизни и смерти – образ целителя, защитника от зла, образ основателя и строителя городов, родоначальника и покровителя племен, образ прорицателя и оракула, блюстителя космической гармонии, и в то же время губителя, демона смерти– ушли в далекое прошлое. Теперь об этом напоминают лишь атрибуты божества – лук со стрелами и лавровый венок. А отождествление Аполлона с солнцем - «Phoebus Apollo» («Лучезарный Аполлон») - стало характерно для его культа в более позднюю, эллинистическую эпоху и в римские времена. Аполлона чтили в Риме как врачевателя недугов, прорицателя и покровителя музыки. В его честь возводились величественные храмы, среди которых особенно замечателен храм, сооруженный на Палатинском холме императором Августом (63 до н.э. – 14 н.э.), в ознаменование победы при Акциуме в 31 г. до н.э., одержанной над Антонием и Клеопатрой.
В конце XV века, после того как была найдена скульптура Аполлон Бельведерский, древнегреческого ваятеля IV века до н.э. Леохара, Аполлон стал восприниматься как воплощение идеала мужской красоты и олицетворение светлого и благородного начала. А сама статуя считалась вершиной античного искусства и эстетического совершенства.
Современному человеку более известен образ Аполлона Мусагета – покровителя искусств, обитающего на горе Парнас, в обществе девяти Муз - богинь поэтического вдохновения и творчества.
Свежие комментарии