На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Гетеры и дамы полусвета

 

Гетеры,  считаются избранницами греческой проституции. Так оно и было в действительности для части этой группы. Вначале эта часть составляла большинство, но с течением времени уменьшилась, и в позднейший период греческой истории, а также во время империи большинство гетер мало отличались от других проституток.

Гетеры – как нам их рисуют «Беседы гетер» Лукиана – отнюдь не отличаются большим образованием, чем другие проститутки. Они так же готовы изо дня в день продавать себя каждый раз другому мужчине. Таким образом, в позднейшее время уже почти не встречаются высокопоставленные гетеры с высоким уровнем интеллекта.

 

Надо полагать, что вначале гетеры действительно старались своими изысканными манерами, образованием, истинной дружбой и индивидуальной любовью к своим избранникам не походить на простых проституток. Но многие из последних часто самовольно присваивали себе имя гетер или выступали в качестве таковых. К тому же некоторые из выдающихся гетер действительно происходили из низших слоев проституции и с возрастом возвращались туда же.

 

Среди гетер нужно различать рабынь, составляющих собственность сводников, и вольноотпущенных или свободных от рождения, добровольно занимавшихся этим ремеслом. Одни из них жили в собственных домах, принимали многих любовников и служили также посредницами для других встреч. Другие жили на содержании у одного любовника. Наконец, были и такие гетеры, которых приглашали на пирушки и в частные дома, подобно музыкантшам-проституткам.

 

Местом происхождения гетеризма в его рафинированной форме является ионийская Малая Азия и соседние острова. Здесь его корни можно проследить до первой половины VI столетия до н.э. Одну из первых известных по имени гетер звали Родо-пис. Уроженка Фракии, она была в Самосе рабыней Ядмона и сорабыней знаменитого баснописца и также раба Эзопа. Под руководством сводника Ксантоса ее обучили всем искусствам гетеры, после чего отвезли в Египет, где она долждна была использовать свои прелести.

 

 

 

Здесь Харакс из Митилена на Лесбосе, брат знаменитой поэтессы Сафо, выкупил ее и отпустил на свободу. С тех пор Родопис занималась своим ремеслом в Навкратисеа, в качестве свободной гетеры, зарабатывала много денег и послала в Дельфы драгоценный жертвенный подарок. Родопис, по указанию Геродота, которому мы обязаны всеми сведениями о ней (Кн.II, гл. 134), жила в Навкратисе в царствование Амазиса египетского (569-526 до н.э.). Именно тогда этот город сделался официальной греческой колонией. И можно считать вероятным, что она и положила начало блестящему ряду гетер, которыми впоследствии славился Навкратис. Из этой школы гетер вышла и Архедика, другая не менее знаменитая гетера древности.

 

Наряду с Навкратисом, старейшим и наиболее обширным рассадником гетеризма, должны считаться Милет и Коринф. В Милете обращали большое внимание не только на физико-техническую, но и на психологическую сторону половой утонченности.

 

Отсюда гетеризм распространился по всей Греции. Этот факт обыкновенно приводят в связи с именем Аспазии, уроженки Милета. Подруга Перикла, высокообразованная и очень красивая Аспазия, олицетворяла собой совершенный тип знатной гетеры, имя которой увековечено античной и современной поэзией. Она, в свою очередь, была ученицей милезийской гетеры Фаргелии, которая пользовалась своими связями со многими мужчинами для политических целей (Плутарх. «Перикл», гл.24).

 

В то время как государственные мужи и философы прославляли Аспазию за высокое философское образование и ораторское искусство, она известна еще и тем, что создала в Греции настоящую организацию гетер. Аспазия привозила красивых девушек, обучала в своем доме в Афинах всем искусствам гетер и наводнила ими всю Грецию. Ей приписывают также влияние и на некоторые политические события. Говорят, например, что она уговорила Перикла вести войну против Самоса. А пелопонесская война будто бы и началась-то из-за похищения двух проституток из ее борделя, как это рассказывает Аристофан в «Ахарнянах».

 

Число гетер было чрезвычайно велико. Ими пропитан весь культурный мир Греции, а во время империи и все ее провинции. Выдающиеся умом и красотой гетеры пользовались международной славой, которая предшествовала им во время их путешествий и побуждала мужчин приезжать к ним. К аттической гетере Гнафене, например, приехал любовник, привлеченный ее славой, даже из Геллеспонта. Отдельные черты из жизни и любви этих знатных проституток были известны всему миру.

 

 

 

Люди передавали друг другу их словечки и остроты, говорили об их благородных и неблагородных поступках, об их гонорарах и связях с царями, государственными деятелями, ораторами, философами. Собрание всех этих сведений составляет знаменитая тринадцатая книга «Пира софистов» Атенея.

 

Период расцвета гетеризма, в лучшем смысле этого слова, безусловно, совпадает с эпохой эллинизма, в частности с IV и III веками до н.э. Невозможно отрицать ту роль, которую гетеризм играл в культурной жизни того времени. На это указывают хотя бы отношения гетер с художественными и литературными знаменитостями и вообще с выдающимися людьми своего времени. С другой стороны, мы должны, соответственно нашим теперешним понятиям, признать многих гетер простыми проститутками, отличавшимися от других разве только искусством утонченного разврата. В остальном же они были истинными проститутками. Греческие гетеры времен империи, описанные в «Беседах гетер» Лукиана, могут служить убедительным доказательством того, что гетеры того времени были так же далеки от эллинского идеала, как небо от земли.

 

В Риме греческий гетеризм проложил себе дорогу также в эллинскую эпоху. Описание «Науки любви» Овидия относится только к выдающимся римским гетерам, принадлежащим почти исключительно к сословию вольноотпущенных или же к подкидышам и приезжим иностранкам. Они не отдавались всякому, имевшему возможность заплатить. Напротив, они часто бывали очень разборчивы и желали, чтобы их расположения добивались проявлением внимания, тонким обращением и подарками, как это описывает Овидий.

 

Римский гетеризм первоначально исходил, скорее всего, из театральных кругов. Одним из наиболее ранних его покровителей называют знаменитого Суллу (138-78 до н.э.), человека с прекрасным греческим образованием. Чрезмерно увлеченный сексуальными наслаждениями, он поддерживал любовные связи с мужчинами и женщинами из театра и лучше всего чувствовал себя в обществе актрис и музыкантш. С ними он кутил, растрачивая неимоверные суммы. Очевидно, состояние его истаяло, поскольку богатая гетера Никополис, его метресса, назначила Суллу своим наследником.

 

Кульминационным пунктом того рода гетеризма, который воспели Овидий, Гораций и Тибулл (ок.50-19 до н.э.), можно считать эпоху Августа.

 

 

 

Своеобразное явление, не имевшее в Греции ничего подобного, представляла проституция замужних женщин, даже из высших сословий. Такие случаи бывали и в более старые времена, но в эпоху Августа они стали настолько часты, что Гораций изображает их как нечто типичное:

 

 

 

Но на глазах у всех, при муже, наконец,

 

Она встает, спеша на оклик отозваться,

 

Коль с корабля пришел испанского купец,

 

Который о цене не станет торговаться.

 

(Пер.А.Фета)

 

 

 

То же у Ювенала:

 

 

 

Если сам муж забирает добро любодея – коль права

 

Нету жены получить, – смотреть в потолок уж привычный

 

И привычный за чашей храпеть не дремлющим носом…

 

Кто может спать, коль сноху подкупает иной соблазнитель,

 

Гнусные браки свершаются и любодействует мальчик…

 

(Пер.А.Фета)

 

 

 

Мы приведем только два наиболее известных примера проституции замужних женщин высшего сословия. Во-первых, это сладострастная Клодия, супруга Метелла Целера. Каждый день она меняла своих любовников, а под конец просто стала вести образ жизни проститутки. Она получила прозвище «Грошовая», потому что однажды любовник сунул ей в руку вместо серебряной монеты квадранс, мелкую медную римскую монету.

 

Эта Клодия, как говорят, тождественна с красивой замужней женщиной, которую страстно любил поэт Катулл и воспел под именем Лесбии, изобразив, вместе с тем, как вампира в образе женщины и ненасытную проститутку.

 

Достойную пару Клодии-Лесбии представляет царственная проститутка, давшая имя всему роду – Валерия Мессалина, супруга царя Клавдия (10 до н.э. – 54 н.э., император с 41 г. по н.э.). Это прототип прирожденной проститутки, по отношению к удовлетворению одновременно своей жадности к деньгам и самой развратной нимфомании. «Самая похотливая и самая развратная женщина», как выразился о ней Кассий Дио.

 

«Остальные животные, – говорит Плиний Старший (ок. 24-79), – имеют чувство меры в совокуплении, человек же – почти никакого. Мессалина, супруга царя Клавдия, которая победу в этой сфере считала величественно-царской, вступила в состязание с самой известной в то время продажной проституткой и превзошла ее, так как в течение 24 часов имела 25 сношений».

 

 

 

Кассий Дио и Аврелий Виктор (IV в.) сообщают, что в особой комнате при дворце, «комнате для наслаждений», Мессалина продавалась сама и продавала других знатных женщин, даже в присутствии их мужей. Постепенно она пришла в состояние ди-онисьевского опьянения, которое со свойственной ему чудесной манерой описывает Тацит (ок.58 – ок.117): «Мессалина между тем пировала, более развратная в своей роскоши, чем когда-либо. Так как была уже поздняя осень, в доме подражали сбору винограда. Тиски выжимали, чаны текли, а подле них, опоясанные шкурами, плясали женщины, точно приносящие жертвы, или бешеные вакханки. Она сама с развевающимися волосами, размахивая жезлом Вакха, и рядом с ней Силий, в венках, расхаживали на котурнах, откинув назад головы, а вокруг них раздавался веселый хор».

 

В тесной связи с таким дионисьевским опьянением и самозабвением находилась также и развращенная проституция Мессалины. Она не гнушалась даже посещениями публичного дома, описанием которого мы обязаны Ювеналу:

 

 

 

Послушай, что Клавдий

 

Претерпевал.

 

Как почует супруга, что муж почивает,

 

То, дерзнув предпочесть палатинскому ложу рогожку,

 

И ночной башлык августейшая взявши блудница

 

Тотчас уходит, с собой одну лишь взявши служанку,

 

И под светлый парик волоса свои черные спрятав,

 

Входит она в вертеп, от тряпья устаревшего душный,

 

И в пустую отдельную клеть. Там она предстояла,

 

В золоте грудь – нагишом, под именем ложным Лициски,

 

И казала твою, благородный Британик, утробу;

 

Тут поцелуями встретя входящих и требуя денег,

 

Навзничь лежала она и многих вкушала удары.

 

А когда уже дев своих распускал содержатель,

 

С грустью она уходила, но что могла, хоть последней

 

Клеть запирала, еще горя раздражением страсти

 

И утомясь от мужчин, уходила еще не насытясъ;

 

С закопченым лицом в дыму нечистом лампады,

 

Грязь вносила она и запах вертепа в чертоги.

 

 

 

(Пер.А.Фета)

 

 

 

В купленной в 1770 году Фридрихом Великим коллекции барона Филиппа фон Стоша имеется камея, на которой изображена ненасытная половая страсть Мессалины. На одной стороне изображена женщина, сидящая под деревом перед небольшим храмом с геммой Приапа. На другой стороне – улитка (символ похоти), окруженная семью мужскими членами, между которыми расположена надпись «Invicta» (Непобедимая), указывающая на ненасытность коронованной проститутки. Вверху написано имя Мессал(ина), внизу – Клод(ия).

Картина дня

наверх