- Шагающие крепости
- Истории из жизни боевых слонов античности
- Иллюстрация №1
- Иллюстрация №2
М. Горелик
Боевые слоны… Танки древности… Эта интересная страница в истории военного дела всегда привлекала к себе внимание писателей, ученых. Особенно увлекательно рассказывали о боевых слонах античные авторы, поскольку для европейцев эти необычные животные, такие огромные и такие послушные воле маленьких погонщиков, всегда оставались экзотической диковиной.
Но слоны участвовали в войнах задолго до того, как эллины и македонцы впервые столкнулись с ними во время индийского похода Александра Македонского. Воевали они и всю долгую эпоху средневековья. И если для Запада этот род войск был лишь довольно кратковременным, эпизодическим явлением, то для ряда стран Востока он был традиционным и ушел со сцены вместе с традиционным общественным укладом, то есть уже в новое время.Впервые слонов для боевых действий стали приручать и обучать в Древней Индии, и уже в первой половине I тысячелетия до нашей эры этот род войск прочно удерживал ведущее место в армиях государств Индостана. Именно слонов древнеиндийские авторы считали [43] основой войска, хотя на самом деле важнее были скорее всего колесницы. Но для такого утверждения у этих авторов были свои резоны: помимо замечательных боевых качеств — мощи, массивности, скорости, поворотливости, послушания, ума, — слон был престижным животным, одним из олицетворении божественной силы, которая давалась в руки его властителям. И чем больше их было в армии, тем могущественнее считался ее предводитель. В "Ведах", "Махабхарате" и других древнеиндийских сочинениях говорится об огромных, поистине сказочных количествах боевых слонов в армиях (правда, столь же фантастичны и размеры самих армий). Судя по более поздним сведениям, в основном иностранным, войска имели от нескольких десятков до нескольких сотен слонов.
Слонов в Древней Индии использовали в основном против конницы, так как лошади боялись слонов. Их выстраивали в линию на расстоянии около 30 метров друг от друга, а за ними в промежутках ставили пехоту, так что строй выглядел подобно стене с башнями. Защитного вооружения слонам в Древней Индии не полагалось, зато их богато украшали металлическими побрякушками и красными попонами. Вообще говоря, слоны были довольно опасным родом войск. При удаче они наносили страшный урон противнику, зато если враг был смел и искусен, слоны могли прийти в замешательство и перетоптать своих же, что случалось весьма часто. Поэтому столь высоко ценилось искусство выучки и вождения этих животных. Оно непременно входило в курс обучения индийских царевичей. Индийских же вожаков нанимали и эллинистические государи.
Вместе с индийскими слонами и их вожаками на эллинистический Восток попали и тактические приемы построения и использования слонов в бою, а также и пышные слоновьи уборы. Эллины и македонцы добавили к этой амуниции башенку со щитами для экипажа, вооруженного длинными копьями и луками, да некоторые элементы защитного вооружения. После гибели эллинистических государств под ударами римлян, парфян и кушанов европейские народы со слонами на полях сражений уже почти не встречались.
В средние века боевые слоны нашли применение почти во всей Азии — от Ирана до Китая, от Индии до Аравии. Но тактика их использования постепенно менялась. Если в раннем средневековье индийцы и персы все еще бросали на врага целые слоновьи соединения, то позднее, во II тысячелетии нашей эры, слоны играли роль скорее передвижных крепостей, опорных пунктов. В описаниях сражений с участием боевых слонов мы уже не читаем о леденящих кровь сценах массовых слоновьих атак, с сотнями растоптанных, пронзенных клыками и удушенных хоботами. Обычно слонов выстраивали заградительной линией и лишь изредка, в кризисный момент, посылали в короткую контратаку. Все чаще они выполняли транспортные функции, несли на себе стрелков или большие метательные машины, что очень живо и подробно изображено на кхмерских рельефах XII века. Самой же распространенной функцией слонов в битвах азиатского средневековья осталась престижная. Все военачальники — индийские, бирманские, тайские, вьетнамские, кхмерские, китайские — старались усесться на слона. А монгольский хан, завоевывая в XIII веке Корею, восседал в башне, оборудованной сразу на двух слонах. Слон для полководца был удобен чрезвычайно, так как с высоты он мог далеко обозревать поле битвы, его самого и его указующую жестикуляцию также видно было издалека, ну а в случае военной неудачи могучее животное могло вынести седока из человеческой и конской свалки. Оснащение слонов в эпоху средневековья не претерпело кардинальных изменений: по-прежнему их в бою предпочитали украшать, а не защищать. Лишь в XVI—XVII веках индийские мастера делали для слонов панцири из стальных пластинок, соединенных кольцами, чаще же обходились матерчатым оголовьем с металлическими бляхами. В Юго-Восточной Азии для экипажа изобрели специальный помост, так что воины могли не только сидеть на спине слона, но и стоять. Мусульманские воители из Средней Азии и Ирана тоже устраивали на спинах слонов помосты, но частенько дополняли их башенками со щитами, а подчас и с навесом.
Как видим, боевая слава слонов была несколько преувеличенной по сравнению с их действительным значением в мировой военной истории, но сам факт эффективного использования в столь сложной ситуации такого животного, как слон, может вызывать удивленное восхищение изобретательностью и искусством человека. [44]
Иранский боевой слон, рисунок Гератской школы, XV век. "Экипаж" состоял из вожака (не изображен) и трех бойцов-лучников. Бойцы помещались в башенке со щитами, укрепленной ремнями на спине слона. Слон покрыт большой попоной и украшен нашейным колоколом. | |
Индийский боевой слон (скульптура в Конараке, XIII век) со специальным седлом с боковыми луками; украшен оголовьем, колокольцами, браслетами. | |
Тайский боевой слон командующего; рельеф кхмерского дворца Ангкор-Ват, XI век. "Экипаж" состоит из вожака, вооруженного копьем с крючьями, которое может служить и анкушем (стрекалом), и воина-лучника. Слон богато украшен оголовьем, ошейником, покрыт попоной. |
Защитные доспехи индийских боевых слонов
(Средние века - Новое время)
Первоначально врагов пугал сам факт появления слонов на поле боя,
а лошади от одного их вида
бесились и сбрасывали с себя всадников. Однако очень скоро в армиях
древнего мира с боевыми слонами
бороться научились и применять их
стали с большой осторожностью,
поскольку уже не раз случалось так,
что слоны бежали с поля сражения
и при этом топтали собственные войска.
Одно из ранних упоминаний о применении слонов в защитном вооружении относится к 190 г. до н. э., когда они были использованы армией Антиоха III Великого из династии Селевкидов в битве при Магнесии против римлян. Несмотря на бронзовые налобники, слоны, ставшие в ходе битвы неуправляемыми, обратились в бегство...
В XI веке в Индии у султана Мухмуда Газневи было 740 боевых слонов, имевших панцирные наголовья. В одном из сражений могольский правитель Арсланшах использовал 50 слонов, на спинах у которых сидело по четыре одетых в кольчуги копьеносца и лучника. Кони сельджуков при виде слонов начали беситься, однако сельджукам все-таки удалось отразить их атаку, поразив вожака слонов в живот - единственное место, которое у него не было прикрыто броней.
В своем походе на Дели в 1398 году Тамерлан встретился со слонами, одетыми в кольчужные панцири и обученными вы-хватывать всадников из седел и швырять их на землю. Слоны обычно ставились впереди войска и, неуязвимые для мечей и стрел, плотной шеренгой шли на неприятеля, чем повергали его в страх и ужас, даже самых достойных. После этого Тамерлан сам использовал боевых слонов в битве при Ангоре (1402 г.)
и выиграл ее, несмотря на ожесточенное сопротивление османской армии. Однако сражаться в самой Индии ему было тяжело, поскольку на слонах у индусов сидели не только лучники, но и метатели гранатбанн, производившие страшный грохот, а также ракетчики с ракетами из бамбуковых труб. Тем не менее победа осталась за воинами Тамерлана, сумевшими попасть стрелами в погонщиков слонов. Не чувствуя больше твердой руки человека, в грохоте и под яростными ударами, сыпавшимися на них отовсюду, слоны, как это бывало очень часто, начали паниковать и обратились в бегство. Перепугавшийся и взбесившийся слон был настолько опасен для своих собственных войск, что еще в древности каждый погонщик слонов имел не только специальный крюк для управления слоном, называвшийся АНКУС, но также еще молоток и зубило, которое, если слон выходил из повиновения, нужно было забить ему в голову. Взбесившегося от боли слона предпочитали убить, но не допустить в ряды своих войск.
Иногда на бивни слонов надевали отравленные острия (!), арбалетчики и метатели чакр располагались у них на спине, а воины с ракетным оружием и гранатами прикрывали слонов по бокам. В битве при Панипате (5 ноября 1556 года) только непрерывный огонь артиллерии и мушкетеров позволил отразить атаку слонов, при всем своем вооружении оказавшихся хорошей мишенью для артиллеристов и стрелков из армии Бабура.
Судя по описаниям современников, а также изображениям боевых слонов этой эпохи на иллюстрациях в знаменитой рукописи "Бабурнаме", в битве при Панипате слоны имели кольчужные доспехи, которые назывались КАДЖИМ. В своем произведении "Завоевание Акбара" Абул Фазл приводит список слоновьих доспехов стоимостью от 50 до 500 рупий и цены на подкладку от 4 до 7 рупий. ПАКХАР - этим термином обозначается защита головы или же передней части туловища, ГАДЖАГАХА - термин, обозначающий защиту ушей. Полный доспех у Абула Фазла именовался ХАТ ДЖХУЛ.
В настоящее время изображения слоновьих доспехов можно увидеть в экспозиции Национального музея в Нью-Дели в Индии, причем они как раз и относятся к моменту битвы у Панипата. В музее Виктории и Альберта в Англии есть несколько слоновьих доспехов, однако такой доспех, который дошел бы до нас практически полностью, сейчас всего один.
Находится он в Британском Королевском Арсенале в Лидсе. Судя по всему, он был изготовлен в конце XVI - начале XVIII века и вывезен в Англию в 1801 году женой сэра Роберта Клайва, бывшего в то время губернатором Мадраса. Благодаря этому нам совершенно точно известно, как выглядели эти уникальные доспехи, ставшие по сути дела итогом развития конской брони.Острия, которые нередко надевались на бивни, также исключительно редки, во всяком случае до настоящего времени дошла всего лишь одна пара, вывезенная в Англию из Индии из Майсура, где она находилась в арсенале магараджи Кришнараджи Вадияра III (1794-1868 гг.), причем один наконечник из пары в 1991 году предлагался на аукционе Сотби. Что же касается доспехов из Королевского Арсенала, то в настоящее время они надеты на изготовленную в натуральную величину фигуру слона из стеклопластика, которая экспонируется в Восточной галерее Арсенала.
В своем теперешнем виде эти доспехи представляют собой набор из малых и больших стальных пластинок, соединенных при помощи кольчужного плетения. Поскольку 2/3 доспеха на правой стороне недостает, доспех этот весит 118 кг и состоит из 5840 пластин. Полный комплект в своем настоящем виде должен был бы состоять из 8349 пластин общим весом 159 кг! Квадратные пластины доспеха покрыты чеканными изображениями и позолочены. На крупных чеканных пластинах помещались изображения идущих слонов, цветов лотоса, птиц и рыб (см. рис.1).
Возможно, что в то далекое от нас время только их и можно было видеть, а все остальные части доспеха закрывались тканой попоной с квадратными вырезами. Все квадратные пластинки были подбиты подушечками из хлопка. Детали панциря, состоявшего из нескольких частей, надевали на слона поверх льняной подкладки. Боковые части панциря имели завязки из кожаных ремешков, которые связывались по бокам у слона и на спине. Интересно, что на фигуре слона, воссозданной в Лидсе, спина у него поверх панциря покрыта обычным ковром, и именно на нем, а не в какой-то "окованной башне", сидит позади погонщика один-единственный воин-копейщик.
Детали доспеха устроены следующим образом: защиту головы составляют 2195 пластинок (размером 2,43 х 1,90 см), собранных вертикально, с отверстиями для глаз, вокруг которых пластинки располагались по кругу. Еще два отверстия имелись для бивней, а крепилась данная деталь доспеха за уши слона, оставляя примерно 2/3 хобота незащищенными. Вес - 27 кг. Защита горла и груди имеет в середине вырез для нижней челюсти слона и состоит из 1046 пластинок (размером 2,51 х 0,75 см) и весом 12 кг. Крепление пластинок таково, что они заходят одна на другую на манер черепицы.
Боковые детали доспеха состоят из трех вертикальных панелей каждая. В них вставлены чеканные стальные пластины с рисунком, при этом в передней части их 11, в средней - 12 и в задней - 10. Кроме крупных пластин каждая панель содержит соединенные кольчужным плетением более мелкие пластинки: передняя - 948 пластинок размером 1,67 х 1,37 см (общий вес 18 кг); средняя - 780 пластинок размером 1,70 х 1,34 см (вес 23 кг); задняя - 871 пластинку
1,70 х 1,34 см
(вес 23 кг).Передняя панель украшена чеканными пластинами со следующими изображениями: пять пластин с боевыми слонами, одна с лотосом, одна с павлином и четыре самых нижних
с парой рыб.Пластины центральной панели имеют семь слонов, один лотос, одного павлина и три пары рыб, в то время как задняя - семь слонов и четыре пары рыб. Все слоны на пластинках ориентированы по ходу движения головой вперед.
В Королевском Архиве имеется фотография (см. рис.2), датируемая 1903 годом, на которой изображен слон в доспехах из металлических пластин, скорее всего железной и медной, чем достигался декоративный эффект, характерный для многих индийских доспехов XVIII века. Особенно интересна чеканная пластинка на лбу слона, которая, судя по всему, изображает божество Вишну, вооруженного мечом (в левой руке) и луком (в правой). Пластинки доспеха скорее всего нашивались на основу из ткани и также по частям надевались на слона и связывались между собой. На спине у него видна небольшая площадка с бортиками, в которой могли размещаться воины.Таким образом, слоновьи доспехи вырабатывались (или по крайней мере хранились в арсеналах Индии) очень долго, причем уже даже тогда, когда они доказали свою полную бесперспективность, как, впрочем, и сами боевые слоны. Дело в том, что при всей своей сноровке в дрессировке слона человек чисто физически не может с ним справиться. Любая оплошность погонщика на поле боя, нервозность самих слонов и умелые действия неприятеля - все это очень легко могло привести боевых слонов к поражению и превращало их в "оружие Судного дня", применив которое, полководец самым решительным образом ставил все на карту. Именно поэтому рыцарская "кавалерия на слонах" на Востоке так и не появилась. Во-первых, находясь на слоне, воин в первую очередь подвергался обстрелу со стороны неприятеля, во-вторых, оказаться на спине бегущего, обезумевшего слона было крайне опасно, как, впрочем, и упасть с него, и никакие доспехи ни слона, ни воина тут уже не спасали.
Вот почему индийская знать - раджи и султаны - если во время битвы и восседали на панцирных слонах, то применяли их исключительно в качестве подвижных наблюдательных пунктов, а сражаться и отступать предпочитали верхом на лошади: не такой сильной, зато очень быстрой и легкоуправляемой!
Свежие комментарии