На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 452 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Символика: фук и кукиш.

Символика: фук и кукиш. 
 

История и этнография
 
Можно предположить что, у этносов, проходивших в своём историческом развитии общественный уклад, приближенный к матриархату, в этот период доминировали вагинальные символы, а после перехода к патриархальной модели усилилось значение пенисных символов.
Рассмотрим два генитальных символа, используемых в рекламе, – это известный кукиш и digitus impudicus («палец непристойный» – средний палец, выступающий в верх из кулака), известный нам больше из американских блокбастеров.

Хотя по данным исследователя Е. Е. Левкиевской  символ «непристойный палец» бытовал в среде южных славян и назывался «кур» (петух). Можно предполагать, что «знак петуха» в патриархальной традиции мужчина показывал мужчине, посылая символический сигнал превосходства: «Я кур, ты курица…»
реклама Бентли
Ироничная реклама автомобиля Бентли - показательный случай «правильного традиционного» использования кура («фак-пальца») 

Судя по следам в фольклоре и обычаях, славянские племена на раннем этапе развития имели уклад близкий к матриархальному . Соответственно в элементах фаллического культа у них преобладал вагинальный символ. Он сохранился в речи в виде синонимического ряда: фига, шиш, кукиш, дуля. Фига, как известно, в русской (немецкой и др.) культуре, в рамках элементов генитального культа, выступала в качестве оберега от злых сил и злого глаза, иногда как сущность, способствующая удаче, дающая силу и здоровье.
Существуют различные гипотезы о происхождении слово «фига». Филолог Галина Кухлевская полагает наиболее обоснованной точку зрения, согласно которой «слово fig происходит от итальянского вульгаризма fica, обозначающего женский половой орган – сходство, хоть и отдаленное, есть. Получается, что fig это женский символ, а digitus impudicus – мужской». Ранее И. Ф. Борщевский  писал, что кукиш символизирует собой “ктеис” – то есть «женский орган оплодотворения». Такое представление бытовало до недавнего времени и в ряде регионов России (кукиш как символ «срамного женского места») .
http://files.myopera.com/trananhtuan/blog/Fy-1.JPG
 
Расшифровка смыслов
 
Теперь самый главный вопрос нашего рассмотрения – какой сигнал посылает человек, показывающий фигу или «палец непристойный»? В общем случае можно говорить, что человек, демонстрируя генитальные символы, тем самым стремится увеличить свои социально-психологические ресурсы - повысить свой статус и понизить статус «зрителя/собеседника». То есть демонстрация генитальных символов – это всегда проявление конкуренции-агрессии. Однако существуют расхождения в специфике содержания «сообщения».
 
Человек, показывающий пенисный символ - «срамной палец» (назовём его «фак-палец») транслирует следующие сигналы: «Я демонстрирую вам своё превосходство», «Я демонстрирую вам своё презрение», «Я плюю на вас», «Я подвергаю вас коитусу».
 
Показательный случай «правильного традиционного» использования фак-пальца - шутливая реклама автомобиля Бентли (Bentley).
 
Человек, демонстрирующий кукиш (вагинальный символ), передаёт следующие сообщения: «Должен разочаровать», «Ничего не получишь», «Надежды напрасны».
 
Отчего возникли указанные «разночтения»? Естественно предположить, что в связи с особенностями статусно-полового поведения. Пенис в значительной мере ассоциируется со статусом. Вспомним, например, известную шутливую поговорку: «В Польше – у кого х…й больше, тот и пан».
 
Если обратиться к обезьянам, то у некоторых видов доминантный самец демонстрирует своё доминирование, в том числе, «подвергая коитусу» субдоминантных особей, включая самцов. А, например, у гиен низко-статусные животные, в том числе и самцы, демонстрируют свой подчинённый статус, облизывая клитор доминантной самки. В свете указанных примеров, вероятно, можно интерпретировать и символику вагинального и пенисного символов. То есть в случае с фак-пальцем «зрителя» символически «подвергают коитусу», а в случае с кукишем предлагают «лизать клитор доминантной самки».
Вероятно, не случайно существуют словесные конструкции «апеллирующих ко рту» - типа: «кукиш под нос», «фиг с маслом». Ещё несколько десятилетий назад был довольно распространён такой способ «ругательства» – демонстрация кукиша сопровождалась фразой: «На, оближи!». Широко известен «оральный отсыл» – показывание кукиша с произнесением выражения: «Накося, выкуси (вкуси)!». Типичный пример – антигитлеровский плакат «Накося выкуси» художника И.Серебряного (1943).
 
кукиш Гитлеру
Кукиш в политической рекламе: карикатура «Накося выкуси», художник И.Серебряный, 1943 г.

 
Фак-палец в рекламе
 Пока реклама с использованием фак-пальца является довольно эпатажной и, надо полагать, носит заведомо провокационный характер.
 Социальная реклама, призывающая решить накопившиеся вопросы в образовании Германии, вышла в еженедельнике Die Zeit в начале 2010 г ., в других изданиях, на билбордах (рекламных щитах), со слоганом: «Ну что, дорогие родители?» («Was nun, liebe Eltern?») Там маленькая девочка, ещё дошкольного возраста, показывает зрителям два фак-пальца. Возможно в «техническом задании на креатив» предлагалось от имени совсем маленьких детей послать сообщение: «Подвергали бы мы коитусу таких руководителей страны, которые не думают о нашем образовании». Тот факт, что пенисный символ «транслирует» девочка, должно было, вероятно, придать обращению характер особо унижающий адресатов. 
 
фак-палец
Реклама в немецком еженедельнике Die Zeit усиливает эмоциональность и провокационность послания, используя образ маленькой девочки, показывающей «непристойный палец»  
Другой пример. Журнал Focus (опять же германский) 22 февраля 2010 г. опубликовал изображение древнегреческой богини Афродиты, показывающей фак-палец. Заголовок материала гласил: «Мошенники в семье евро. Греция лишит нас наших денег». Хотя формально это была «всего лишь иллюстрация», но по форме и посылу это была политическая реклама. Суть «креатива», судя по всему, в том, что это греческая Афродита, т.е. сама Греция, показывает ведущим странам зоны евро фак-палец, отказываясь навести порядок в своих финансах. Провокационность этой иллюстрации усиливается тем, что фак-палец «держит» женщина, к тому же ещё и «национальная богиня».
 
 
 
кур
Реклама в немецком журнале Focus «бьёт по святым чувствам греков», изображая богиню Афину со срамным пальцем
И, наконец, отечественный пример фак-пальца – опубликованная в журнале PROкрай (май 2010 г.) реклама сигарет «Richmond», вероятно ориентированная на женскую аудиторию. Здесь сюжет заключается в том, что привлекательная и «благополучная» девушка показывает зрителям два фак-пальца с перстнями. Рекламный девиз: «reach the rich» обыгрывает начальный слог в названии сигарет. Одна из опрошенных девушек, на вопрос: «Как вы думаете, какой сигнал посылает зрителям эта реклама?», ответила: «Девушка как бы говорит: Я курю крутые сигареты. Пошли вы все на х…й два раза»... 
 
Журнал Прокрай
Реклама в российском журнале Proкрай «провоцирует спрос демонстрацией пренебрежения к остальным - другим», и в этом сходна с рекламой Бентли

 Все описанные выше случаи размещения рекламы с пенисными символами произошли в течение 2010 года. Тот факт, что в них главными персонажами являются лица женского пола, вероятно, свидетельствует, об эмансипации женщин и повышении их социального статуса, поскольку им «доверили» оперировать сугубо мужскими символами.
 Можно полагать, что в России, стране с вагинальной символической традицией, пенисный символ «в руках женщины» может восприниматься более болезненно, нежели вагинальный.
 Интересно отметить, что фак-палец «успешно используется» как в политической, так и товарной рекламе.
 Удел кукиша – политическая реклама? 
 Как мы видели в вышеприведённых примерах, «посыл превосходства» пенисного символа может укладываться в определённое рекламное поле и не только социально-политической рекламы. А креатив с кукишем больше применяется в «политической рекламе». Пожалуй, наиболее популярный сюжет здесь – В.И.Ленин, показывающий фигу, или, как говаривали в старину, – «ставящий кукиш».
 
Ленин кукиш фига дуля
Этот коллаж показывает «природную» лаконичность и экспрессивность кукиша.
Коллаж автора (идея была найдена в Интернете за подписью Alex Bodov).  
 
«Посыл разочарования» вагинального символа, похоже, используется только в политической рекламе. Объясняется это, вероятно, его спецификой. Примеры – антикоррупционный плакат Глеба Андросова, и коллаж «Ленин, показывающий кукиш». В последнем случае демонстрируется интересный пример «переворачивания» контекста сообщения. Популярный сюжет, где Ленин показывает кукиш «всем», и носит как бы анти-ленинский характер, превращается здесь в про-ленинский (прокоммунистический) за счёт слогана: «О нас помнят, пока мы мешаем другим…» 
 
кукиш налоговая
Рисунок «на злобу дня» Глеба Андросова выдержан в стиле агитплаката

  Прекраснейший из генитальных символов
Обычай отрезать (отрывать) у растений половые органы (в просторечии их называют «цветы») и дарить их друг другу в пожелание удачи, благополучия, здоровья, возник в рамках генитального (фаллического) культа.[
[4]]. Сейчас этот обычай в значительной мере утратил свою магическую окраску и люди дарят друг другу цветы, почти не помышляя ни о каких генитальных символах. Цветы активно используются в рекламе, но примеров такое великое множество, что нет необходимости это здесь иллюстрировать…
Нагота была не просто способом провоцирования смеха. Всему смешному, неприличному приписывалось символическое значение оберега от враждебных, демони ческих сил.
Такая функциональная двойственность характерна и для жестов с сексуальной символикой. Характерный пример архаического жеста, дожившего до наших дней, — фига. Ее символика вполне прозрачна — это своего рода «запечатленный коитус», соединение мужского и женского половых органов. В числе прочих срамных действий этот жест использовался в оргиастических ритуалах, для того чтобы вызвать смех, и сейчас он иногда исполь зуется в этой функции. Вместе с тем кукишу приписыва лось значение оберега. Есть свидетельства о том, что у некоторых народов (например, у германцев) изобра жали фигу на стрехах своих домов для защиты от всевоз можных напастей. Во многих музеях мира хранятся древние амулеты в виде руки с фигой.
Роль кукиша как оберега от нечисти характерна и для восточных славян. На Украине (Харьковская губер ния) считалось, что «если под воскресенье пойти к жилищу ведьмы, стать спиной к глухой стене, повернуть назад голову, подуть, плюнуть три раза и дать туда дулю, то это так скверно на нее подействует, что она обязательно придет утром ругать тебя и скажет: на шо ты миии дули давав?». В народной медицине кукиш использовался как маги ческое средство при лечении некоторых болезней, и в частности «ячменя» на веке. Для этого следовало поднести к больному глазу кукиш со словами: «глазной кукиш, на тебе шиш», или «ячмень, ячмень, на тебе кукиш, что хочешь, то и купишь: купи топорок, руби себя поперек».' В некоторых местах России считалось, что лечение будет более эффективным, если кто-нибудь посторонний неожи данно ткнет кукишем в ячмень.
Этот способ лечения допускает по меньшей мере две интерпретации, причем они не исключают, а дополняют друг друга. Во-первых, речь может идти о применении простой тактики обмана: ячменю предлагается вариант, который может привести к его самоуничтожению. Во- вторых, кукиш в данной ситуации мог применяться в качестве средства, отпугивающего болезнь. Возможность такого истолкования подтверждается и другим способом лечения этого заболевания — неожиданным плевком в больной глаз. Известно, что плевок у разных народов считался оберегом.
Скрытая фига также представлялась, видимо, сильным «оружием». У карел «когда девушка входит в избу, где беседа, то через порог ступает правой ногой, складывает под передником фигу другим девушкам». 37 На Украине считалось, что с помощью дули можно узнать ведьму. Для этого следовало пройти мимо собравшихся во время праздника женщин, надев картуз козырьком назад и сложив две дули. Одну руку с дулей засунуть в карман, а другую — за пазуху. Если среди женщин есть ведьма, то она непременно выдает себя тем, что начнет ругаться: «Шо ти, 6icie син, дурака корчиш? Чого ти назад козирком ходиш?».
В наши дни открытая и скрытая фига («кукиш в кар мане») — жесты с разными значениями. Продемонстри рованная фига воспринимается как прямое оскорбление. Фига в кармане представляет собой жест, символизи рующий несогласие, внутреннее сопротивление, что зако номерно приводит к обману, надувательству. «Одна почтен ная дама, посмотрев „Забытую мелодию для флейты", гневно воскликнула: „Да это же фига в кармане!". На что Рязанов пожал плечами: „Почему же в кармане?"».
Изменение культурного контекста и общая деритуали-зация повседневной жизни привели к тому, что кукиш постепенно перестает осознаваться в качестве неприличного жеста. В этом отношении его эволюция сходна с судь бой других антиэтикетных действий, о которых речь пойдет в следующем разделе.
Согласно П.Я. Черных — автора «Словаря современного русского языка» слово фига уходит корнями во французский язык, faire la figue à — что значит издеваться над кем-то.    http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post249628489/
http://iliassovfn.narod.ru/article/figa/1.html

Картина дня

наверх