На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Частушки Великой Отечественной Войны

Когда я готовил этот пост- нашел массу материалов по частушкам Великой Отечественной. Выбрал самый полный и как мне представляется лучший.

Потому и выбрал, что лучший.

Но был приятно удивлен тем, что материал оказался коллективным трудом сельских школьников- изыскателей с сайта Брусника.

Поклон Вам ребята! Дальше идет текст, подготовленный Вами и только Вами.

Мои- только сокращения.

Драконоборец

 



Частушка – народная поэтическая миниатюра, тематика которой охватывает самые разнообразные области жизни – общественность, семью, любовь, быт, труд, отдых, пейзаж и пр.
В годы войны частушки продолжали существовать. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали подлинную любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа. И это не просто красивые слова.
В частушках военной поры слышится то плач, то смех, а если выстроить ряд из солдатских и тыловых куплетов, то обнаружится своеобразная переписка фронтовиков с семьями – искренняя, откровенная, сердечная. И сегоднястрочки, многие авторы которых уже ушли из жизни, берут за душу и служат памятью о павших и выживших, бойцах и тружениках. Давайте вспомним их вместе.
С первых дней войны бабоньки распевали:
Это лето, в сорок первом,Никогда не позабыть,Привалило к сердцу камень –Ни за что не отвалить.
Задушевная подругаВ Красну Армию пойдем,Будем раны перевязыватьПод пулей и огнем!
Мне не надо ничегоПро войну рассказывать,Я сама туда поедуРаны перевязывать.
Мы с миленочком пойдемВоевать на парочкуОн пойдет за командира,Я – за санитарочку.
Посадила я в садуЧерную смородину.Воевать пойду с фашистомЗа Советску Родину!
Мой миленок в армии.Воюет он с Германией.Найди туча, найди громИ разбей германский дом.
С фронта передавали:
За свою страну роднуюГрудью встанем, как один.Будь уверена, подруженька,Фашистов победим!
Напишу письмо Светланке,Пусть узнает весь колхоз:Я подбил три вражьих танкаИ фашистский бомбовоз.
Думал Гитлер наяву:«В десять дней возьму Москву»!А мы встали поперек:«Ты Берлин бы поберег»!
Враг в полях бросает танки -Факт, ребята, налицо.Душит Гитлеру горлянкуСталинградское кольцо.
И обещали родным:
Эх, ма! Наша мать –Горькая Расея.Научились воевать,Долбанем злодея.
Долбанем-долбанем:Живы будем – не помрем.Живы будем – не помрем.Кол осиновый воткнем.
И боль сердечную выплакивали надрывно в частушках. Сколько волнения в непритязательных куплетах, в идущих от самого сердца словах:
На войну хотела ехать,До вокзала не дошла,Как сказали, что на КолюПохоронная пришла.
На германской на границеБыл убит залета мой.Как найти мне то местечко,Где зарыт мой дорогой.
Ягодинка больно раненВ руку пулей разрывной.Разыщу его на фронте,Привезу его домой.
В сорок первом я миленочкаИз армии ждала.Задержала ягодиночкуПроклятая война.
У милого на грудиВидно орден впереди,Да ноженька погублена,Как березка срублена!
А подбадривали себя озорными рифмами:
Мы с миленочком каталисьНа военном катере.Катер на бок повернулся,Мы – к едреной матери!
Я с ефрейтором в казармеСлужбу доблестно несла.Он ложиться приказал мне,Честь ему я отдала.
Частушки были беспроводным телеграфом, в них выплескивались все чувства – и помогали выстоять в тяжелой борьбе. Снайпер Инна Семеновна Мудрецова (по записи В.М. Матвеева), рассказывала, например, такой случай. Ее боевые подруги Анна Носова и Вера Поротникова после долгих попыток поразить немецкого пулеметчика, который бил из укрытия по наступавшей советской части, наконец, забросали его гранатами. И как только бой закончился, одна из них запела в захваченном окопе:
А вчерась война присниласьВ белых тапочках в гробу.Беспортошной я родилась -Беспортошной и помру.
Подоспевший снайпер Коля подхватил:
Эх, мат-перемат!Дайте новый автомат.На переднем энтом краеВсех фашистов постреляю.
Через несколько куплетов прибежал связист и сказал, что командование спрашивает: «Чего разорались? На 10 километров слышно». Вера же, выхватив трубку, проголосила в нее:
Я девчонка боеваяДо чего ж достукалась.Полюбила лейтенантаИ в ремнях запуталась.
Коля тут же откликнулся:
Ай, ду-ду, ай, ду-ду,Сидит фюрер на дубу.Я из снайперской винтовкиЕму пестик отшибу.
Это было в сорок третьем. А потом и до Берлина докатились наши частушки:
Немец шел в Россию прямо,Из России — косяком.Шел в Россию он обутый,Из России — босиком.
Скоро Гитлеру могила,Скоро Гитлеру капут!Куда руки, куда ногиНаши пули разнесут!
От Москвы и до БерлинаДороженька узкая.Сколько, Гитлер, не храбрись,А победа – Русская
Черна туча, черна тучаГитлер с Запада идет.Наша армия могучаЭту тучу разобьет
Гады, жгите, гады, грабьте!Нас ничем не запугать.Как своих ушей, собаки,Вам России не видать!
Бей штыком, грози прикладом!Рви гранатой на куски!Чтоб коричневые гадыЗнали русские полки!
Существовали и партизанские частушки:
Партизаны, партизаны, народные мстители!Не от вас ли убегают рыжие грабители?!
Ты, фашист, голодный волк!Ты куда торопишься?К партизану попадешь,Больше не воротишься!
О женщинах-добровольцах также было сложено немало частушек:
Мой миленок – истребитель,Я – зенитчица полка.Прилетят к нам «мессершмидты» –Их собьем наверняка!
О Москве:
Эх, яблочко, да с боку зелено.Фашистам в Москву ходить невелено!
Пишет Ганс сестренке Марте:«Мы Москву захватим в марте».Отвечает Марта так:«Был дурак и есть дурак!»
Гитлер с Геббельсом мечталиДать в Москве большой банкет.И царя нам назначали –А Москвы все нет и нет.
В этих бесхитростных строках столько любви к Родине и ненависти к врагу!  
...На деревенский праздник собиралась молодежь из всех ближних деревень, случалось, приезжали издалека. Гармонисты всегда были с гармошками, которые пели на разные голоса. Любили ту гармонь, которая была самая звонкая. По игре узнавали игрока. Не выразить словами, это надо было почувствовать, насколько поднимала человека гармонная игра и частушка.
Из воспоминаний Чупровой Марины Александровны: "Праздники справляли весело взрослые и молодежь. У мужчин была заядливая игра в городки, попа-погоняла. Молодежь гуляла на лугу, качались на качелях, ходили друг к другу в гости и играли на гармошке. Особенно я любила тальянку с колокольчиком. Когда началась война, веселье в деревне притихло".
Боевая частушка
В 1941 году грянула война. И эти дерзкие, задиристые парни были мобилизованы на фронт. Многие из них, кто не мыслил жизни без гармошки, брали ее с собой. Вспомним поэму "Василий Теркин" Александра Твардовского. Гармошка в годы войны помогала бойцам и на привале, и в бою.
"Очевидцы рассказывают, что во время второй мировой войны нередко были случаи, когда наши бойцы ходили в психическую атаку против немцев с гармошками. По флангам и в центре шли гармонисты, играя вологодскую "под драку" или тверскую "бузу", или уральскую боевую. (из газеты "Вологодская неделя" за 2003 г.).
Массовый героизм, проявляемый нашими бойцами на всех фронтах, объясняется внутренней дерзновенной энергией русского человека. А боевая по духу частушка, словно отлитый в кузницах народной души снаряд, который вырывался и поднимал солдат в атаку.
Боевые частушки складывались мужчинами и пелись мужскими голосами.
Мы нигде не пропадали,И теперь не пропадем.Нашей маленькой партеечкойБольшую зашибем.
За деревней грохнул выстрел,По реке пошел туман.Удираешь с первой пули – Это, хрен, не атаман!
А ничего я не жалеюИ ничем не дорожу!Если голову отломят,Я корчагу привяжу.
Били, били, колотилиВ поле у рябинушки.А перевязывали раныВсе четыре милушки.
Моя финка пятый номер,Позолоченный носок,Если кто еще не помер,Припасай на гроб досок!
Из обреза по нарезу Пуля устремилася,До врага она дошлаДа в нем остановилася.
Итак, частушка на фронте не просто продолжала жить, а помогала "ковать" Победу, содержала очень важный воспитательный момент.
Слово в боевой частушке образное, меткое, иногда жаргонное, хулиганское, но твердое, чеканное, отражающее то суровое время. Оно давало боевой настрой солдату. Мы побывали в гостях и одну из таких частушек записали со слов Коковина Б. А.
Нам не страшно умирать,Только мало сделано,Только жаль старушку-матьДа березку белую. 

Частушка в тылу
Частушка в военное время поддерживала народ и в тылу, в основном женщин, помогала приблизить День Победы. Женщины в деревне находили минутки свободного времени для отдыха. Собирались вместе погоревать и порадоваться. Тут не обходилось без частушки. Замолчали гармошки, запели под балалайки, а иногда и без сопровождения. Одна из таких балалаечниц военной поры Тамара Ивановна Чечулинская жила в деревне Есиплево Красавинского поселения, с юных лет записывала частушки. Много интересного рассказала о жизни в годы войны, и как от отца пришла похоронка, и как она ездила в Мурманскую область на место его захоронения
Вот некоторые частушки из ее тетради о войне:
Не бракуйте, девки, раненых,Не надо браковать.Они за нас, за нашу РодинуХодили воевать.
Лейтенанта полюбилаДумала, что будет мой.Он довез до ЛенинградаИ скомандовал: "Домой"!
Зазвонили во соборе,По России звон лился.Ясноглазый ягодинкаНа войну отправился.
В деревне Большая Синега в простой крестьянской семье родилась Булавченкова Ольга Васильевна. С детства научилась играть на балалайке и в годы войны скрашивала одиночество деревенских женщин. Теперь эта женщина живет в деревне Скорнякове. Теперь ей 73-й год, сильно болеет, но частушка и балалайка скрашивают ее домашний быт.Ты, Германия, Германия,Затеяла войну.Ну, какой вояка – дроляНа семнадцатом году.
Ягодиночка убит,Убит у Севастополя.Ему вырыта могилушкаВ лесу у тополя.
Окаянная ГерманияСтоит на берегу.Кабы было много силушкиСпихнула бы в реку.
Никогда я не забудуЭту страшную войну.Как с коровами на паруМы таскали борону.

Особо хочется сказать о жительнице деревни Полутово Генриетте Ивановне. Эта талантливая женщина сама сочиняет стихи и очень любит частушки.
В них выражена печаль разлуки с миленочком, ушедшим на фронт.
Вот и думай думушку,Оставил свою девушку.Сам поехал воевать,Её оставил горевать.
Мы с подругой сиротинки,Наши дролечки в бою.Проливают кровь горячуюЗа Родину свою.
А вместе с тем звучит стремление помочь любимым на фронте.
Давай, милая подруженька,Винтовку изучать.Добровольно мы поедемУхажоров выручать.
Дроля, в армию поедешь,И меня возьми с собой:Буду раны перевязывать,Служить буду сестрой.
В частушках отражаются места, где воевали любимые, ход военных событий.
Немцы заняли Варшаву,Бог, помилуй Ригушку.В Риге пушкам обучаютДорогого милушку.
Дорогие девушки,Любите раненых ребят.Они не в драке пострадали,А за город Ленинград.
Когда приходили письма с фронта, по «свежим следам» сочинялась частушка.
Пишет милый из окопов:«Долго дома не бывать,Моя дролечка – винтовочка,Земля – родная мать».
Когда начали приходить раненые с фронта, и опять зазвучала частушка.
Раньше я тебя встречала,Дролечка с тальяночкой,А тепере я встречаюИнвалида с палочкой.
Мы чувствуем в частушках печаль и тоску о тех, кто погиб.
Ягодиночка убит, Фуражка в кустике лежит.Сам на травке зеленойЛежит, не думает домой.
Дайте, дайте на убитогоНа дролечку взглянуть.На его тяжелы раны,На простреленную грудь.
Вот и кончилась война,Прошли бои великие.Очень жалко тех ребят,Которые убитые.
Когда приносили похоронки, опять горе в семье, которое выливается в частушку, а вместе с ней выплескивается то, что камнем лежит на душе.
Получила письмецо,А там бумага черная.Дорога подруженька,От дроли похоронная.
Ягодиночку убили, Тяжело и ранили.Протекала речка крови,Надо всей Германией.
В частушках звучала сатира, осмеяние в адрес Адольфа Гитлера, тем самым выражалось негодование и ненависть к нему и всей немецкой нации.
Сидит Гитлер на заборе,Плетет лапти языком,Чтобы вшивая командаНе ходила босиком.
Распроклятый ты, германецМного горюшка нанес.У баб мужей, у девок дролечекВ Германию увез.
Распроклятые германцы Навязались воевать,Всех в солдатики угнали,Милому не миновать.
Были частушки-призывы, успокаивающие женщин, заставляющие их верить в скорую Победу.
Не ревите, девки, бабы, Скоро кончится война.Гитлер в бане уходился,Похоронная пришла.
Белый конь, белый конь,Белые копыта.Скоро кончится война,Поедим досыта.
В годы войны молодые женщины работали на заготовке дров в лесу, многие были направлены на рытье окопов под Ленинград. И об этом тоже пелось в частушках:
Я в лесу дрова рубила,Ко мне вышел партизан.Он сказал мне два словечка:«Дорогая, пойдем к нам».
Девушки, война, война!Девушки, дрова пилить.Девушки, война заставилаЗаочников любить.
Война изменила судьбы многих девушек той поры. Горечью обиды наполнены вот такие частушки:
Ты война, война, война!Война меня обидела, Война заставила любить,Кого я ненавидела.
Вокруг могилочки хожу,Земелька рассыпается,Я любимого бужу.Он спит – не просыпается.
Я с окошка на окошкоЦветик переставила.Распроклятая войнаБез милого оставила.
И наконец – долгожданная Победа. «Радость со слезами на глазах» так чувствуется и так льется из частушек послевоенного времени.
Вот и кончилась война!Прошли бои великие.Жалко, жалко тех ребят,Которые убитые.
Девушки, 9 МаяБудем вечно вспоминать.В этот день наши залеточкиКончали воевать.
Мы ходили на войну,Немцев повидали.И зачем же боги намИх сюда прислали?
Жестокой ценой поплатился русский народ во имя Победы. Все, что пережито в войну, тяжкие последствия её не сотрутся в памяти народной. Частушки помогут сохранить эту память.
Пятьдесят лет отмечаем,Вспоминаем всех бойцов.Сколько маленьких детишекВсе остались без отцов.
Пятьдесят годов мы прожили,Как закончилась война.Сколько слез-то было пролито,Не забудем никогда.
Тысячи гармонистов улеглись на вечный сон в своих неоплаканных могилах. Реже в деревнях после войны зазвучала гармошка. Но частушки продолжали слагать. Послевоенная частушка приобретает форму исповеди, жалобы женщины-вдовы на свою судьбу. Во время неизбывного горя молодая вдова и пела, и плакала одновременно. Слушая ее, и другие женщины ревели в голос.
Ягодиночку убили, Да и мне бы умереть.Ни который, ни которогоНе стали бы жалеть.
Ягодиночку убили,Умереть бы девушке.Мы бы вместе погулялиВо сырой земелюшке.
Мне больше по лесу не хаживать,Цветов не собирать.Мне больше с миленьким не гуливатьИ вместе не бывать.
Зеленая веточкаНе гнется, не качается,Без тебя, мой дролечка,Не спится, не гуляется.


А женщины, у которых мужья вернулись калеками, взяли на себя всю тяжесть крестьянского труда.
Ой, война, война, война,Гитлером затеяна.У залетки моегоНоженька потеряна.
Кабы, кабы не германец,Не германская война,Не гуляла бы я девушкаБез милого одна.


Ой, Германия, Германия,Наделала чего:Девяносто девять девокОбнимают одного.
Ой, война, ты цело мореГоря нам доставила – Лучших мальчиков сгубила,Выбой нам оставила.
Распроклятая ГерманияИ Гитлер – сатана.Раньше я гуляла с дролечкой,Теперь хожу одна!
Вот и кончилась война,Не обрадела девушка.Моего-то милого Взяла сыра земелюшка.
Ягодиночка убит,Убит у вересиночки;Похоронную читала – Капали слезиночки.
Я сижу и думу думаю – А думушка одна:Как бы весточку услышать,Что закончится война.
Военная частушка – это часть всей необъятной, как океан, стихии словесного народного творчества.
Она в 40-е годы XX века была естественной необходимостью, даже можно сказать потребностью для народа. Она выражала душевное состояние людей, утешала, помогала пережить горе, двигала на подвиг, лечила израненную душу, вдохновляла, давала веру жить и надеяться на лучшие времена. И все это происходило само собой, естественно, как течение речной воды или как череда дней и смена времен года.
 В сохранении оптимизма, веры в лучшее помогала частушка, так как она пробуждала в русском человеке положительную, мощную, ответную реакцию, несмотря на огромное человеческое горе и боль.Гранитные и бронзовые памятники напоминают о тех, кто отдал свою жизнь за нас, живущих сегодня. Военная частушка – это нерукотворный памятник, но, мы считаем, он вполне равнозначен с гранитными и бронзовыми.

Картина дня

наверх