На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

ОПИСАНИЕ БЛАГОРОДНЕЙШЕГО ГОРОДА ЛОНДОНА

УИЛЬЯМ ФИЦ-СТЕФЕН

 

DESCRIPTIO NOBILISSIMAE CIVITATIS LONDONIAE

2. Среди благородных и прославленных городов мира, город Лондон, столица королевства англов, особенно возвеличен молвой, более других обладает богатством и товарами и выше других вздымает голову. Он славен целебным климатом и христианским благочестием, мощью стен и местоположением, честью горожан и целомудрием горожанок, он приятен своими развлечениями и знаменит благородными мужами. Обо всем этом следует рассказать отдельно.

3. Там благорасположение небес так смягчает души людей, что они не проявляют "слабости в царстве Венеры" 1 и не подобныдиким животным, но щедры и свободны.

4. Епископская кафедра находится в церкви св.Павла; некогда был он (Лондон) метрополией, на что надеемся и в будущем, буде жители возвратятся на остров, если только архиепископский титул святого мученика Фомы и пребывание его тела в Кентербери не сохранят навечно, как и ныне, эти почести за последним. Но так как святой Фома прославил oба эти города, родившись в Лондоне и погибнув в Кентербери, учитывая отношение самого святого, и по справедливому суждению, один город по сравнению с другим имеет больше преимуществ. А что касается христианского богослужения, то в Лондоне и пригородах имеется тринадцать больших монастырских церквей, кроме ста двадцати шести маленьких приходских.

5. На востоке высится большая и мощная королевская цитадель, внутренний двор и стены которой воздвигнуты на глубоком фундаменте, скрепленном раствором на крови животных. На западе находятся два хорошо укрепленных замка, а стены города высокие и толстые, с семью двойными воротами и на севере укреплены через равные промежутки башнями. Подобным образом и с юга Лондон был укреплен стенами и башнями, но большая река Темза, изобильная рыбой, своими приливами и отливами незаметно в течение долгого времени подмыла и разрушила стены. Также на западе [148] над рекой возвышается королевский дворец- здание несравненное, с крепостным валом и укреплениями; он расположен в двух милях от города, в многолюдном пригороде.

6. Дома горожан в пригородах повсюду окружены большими и великолепными садами. На севере также расположены поля, пастбища и живописные луга с бегущими поним речками, которые с приятным рокотом приводят в движение мельничные колеса. Невдалеке находится огромный лес с густой чащей, убежище диких зверей: оленей, серн, вепрей и туров (taurus silvester). Пахотные поля города-не бесплодные пески, но подобны тучным полям Азии; они дают "урожай счастливый собрать" 2 и наполняют амбары своих земледельцев "снопами Церериных злаков". 3

7. Около Лондона, в северном пригороде, имеются замечательные источники с целебной, сладкой, прозрачной водой, которые струятся по светлым камням. Среди них наиболее известны Святой источник, Источник монахов и св. Клемента;их чаще всего посещают школяры и городская молодежь, гуляя летними вечерами. Город благоденствует, если имеет доброго господина..

8. Этот город прославленмужами, оружием, большим числом жителей; так, во время военной угрозы по приказу короля Стефана город выставил, как считалось, способных к ратному делу двадцать тысяч вооруженных всадников и шестьдесят тысяч пехоты. Граждане Лондона по сравнению о жителями других городов выделяется достойными нравами, одеждой, роскошью стола. Обитателей других городов называют горожанами, а этого-баронами (barones). Любой спор уних разрешается клятвой. А женщины города- сабинянки.

9. Три главные лондонские церкви на основании привилегии и древнего достоинства имеют знаменитые школы. 4 Однако, часто по личному одобрению кого-либо из хорошо знающих философию там открывается много (других) школ. По праздничным дням магистры собираются в церкви своего святого покровителя. Школяры ведут диспуты, одни с наглядными доказательствами, другие – рассуждая [149] логически; эти делают заключения от противного, а те превосходно используют силлогизмы. Некоторые упражняются в диспуте с противником, чтобы показать себя, другие сражаются за истину, которая является совершенной благодатью. Превосходными считаются софисты, искусно владеющие потоком слов; некоторые же делают ложные умозаключения. Иногда ораторы произносят риторические речи, используя все, хоть до некоторой степени пригодное для убеждения, (но при этом) заботясь о соблюдении правил искусства и не опуская ничего из имеющего отношение к предмету. Мальчики различных школ соревнуются между собой в стихосложении и спорят о принципах науки грамматики или о правилах прошедшего времени и супина. Другие в эпиграммах с помощью рифм и размеров, подобно древним, острят на злобу дня; свободно, с фецининской вольностью нападают на сотоварищей, не называя их имен, перебрасываются остротами и насмешками, сократическими шутками касаются изъянов друзей, а случайно и старших; подобно Теону 5, злословят более откровенно в дерзких дифирамбах. "Это забавно толпе... Громко хохочути, нос наморщив, трясутся от смеха". 6

О расположении города.

10. Люди различных занятий, продавцы различных товаров и поденщики всякого рода (singulorum officiorum exercitores singularum rerum venditores, singularum operapum suarum locatores) ежедневно утром занимают свои места, каждый в зависимости от его занятия. На берегу реки в Лондоне, среди винных лавок, находящихся на кораблях и в погребах, имеется открытая для всех харчевня. Здесь ежедневно, в зависимости от времени года, можно найти тертые, жареные, вареные кушанья, крупную и мелкую рыбу, грубое мясо для бедных и более изысканное для богатых, дичь и разную птицу. Если к какому-либо горожанину неожиданно придут усталые друзья, возвратившиеся из путешествия, то голодным не нужно ждать, пока еду купят и приготовят. [150]

"Ставили блюда на стол, подавали емкие чади", 7 а между тем на берег бежит слуга, и там быстро готовят все желаемое. Какое бы множество воинов и пилигримов не пришло в город или не собиралось уйти из города, в любой час дня и ночи ни те, ни другие не останутся голодными. Если им (горожанам) это нравится, они приходят в харчевню, и каждый отдыхает согласно желанию. Однако, те, кто хочет отдохнуть в роскоши, пусть не ищут напрасно осетра, африканскую птицу или ионийского рябчика, а довольствуются доступными здесь яствами. Такова эта общественная харчевня, очень удобная городу и способствующая обходительности. Ведь читаем в "Горгии" Платона: "Рядом с врачеванием находится дело поваров", подобие и угождение четвертого искусства. 8

11. За одним из ворот, сразу в пригороде находится ровное поле, которому соответствует его название. Здесь каждую пятницу, если только нет более торжественного праздника, происходит широко известный показ породистых лошадей, выставленных для продажи. Те, кто находится в города, графы, бароны, рыцари, многие горожане, — приходят (сюда) смотреть или купить их. Радостно видеть, как они, лоснящиеся, с удовольствием прогуливаются, одновременно, как по команде, поднимая и опуская ноги. Здесь и кони, которые больше подходят воинам, о крепкой, но свободной поступью, которые почти одновременно поднимают и опускают правые и левые ноги; здесь и породистые молодые жеребята, которые еще не привыкли к узде; "племенных кровей жеребенок шествует выше других и мягко ноги сгибает". 9 Здесь же находятся ломовые лошади с крепкими и сильными членами, и дорогие кони, изящные, прекрасной стати, прядущие ушами, с крутыми шеями и упитанным крупом. Приих движении покупатели наблюдают сначала легкий шаг, потом быстрый бег, когда они одновременно поднимают и опускают то передние, то задние ноги. Когда предстоит состязание этих звонконогих и других коней, которые тоже в своем роде неутомимы в пути и сильны в беге, раздается крик, чтобы простых лошадей отвели в сторону. Наездники скакунов, обученные [151] юноши, согласно уговору по трое, иногда по двое готовятся к состязанию; необъезженных взнуздывают удилами, "смиряя прочной уздой зубчатой". 10 Они принимают поры предосторожности, чтобы не мешать друг другу в состязании. Кони же по-своему готовятся к состязанию в беге, в ожидании дрожат от нетерпения, не стоят на месте 11, по данному знаку они выбрасывают ноги, ускоряют бег и уносятся с необыкновенной легкостью. Всадники, любя похвалу и надеясь на победу, пришпоривают коней и подстегивают их хлыстом, возбуждая криками. Ты подумал бы, что согласно Гераклиту все находится в движении, и что полностью неверно положение Зенона, сказавшего, что нет движения и нельзя пройти (ни) стадия. В другой стороне отдельно стоит утварь для земледельцев, полевые орудия, свиньи с широкими боками, коровы с полным выменем, огромные тела быков и мохнатый скот. Здесь стоят кобылы, пригодные к плугу, молотилке, парной запряжке, животы которых разбухли в ожидании приплода, а рядом с другими нераздельно от них стоят их резвые жеребята.

12. В этом городе купцы (inatitores) всех народов, живущих под небесами и плавающих по морям, рады вести торговлю. "Золото шлют арабы, специи и ладан cабеи, /оружие-скифы, пальмовое масло из богатых лесов-/ Тучная земля Вавилона, Нил-драгоценные камни, / Китай-пурпурные ткани, галлы-свои вина, / норвеги, руссы-беличьи меха, соболей. 12

По свидетельству хроник город Лондон более древен, чем Рим. Конечно, оба города происходят от одних предков-троянцев, но Лондон основан Брутом раньше, чем Рим Ремом и Ромулом, поэтому до сих пор они используют одни и те же древние законы и общие учреждения. Лондон даже подобно тому (Риму) разделен на кварталы: здесь ежегодно избирают шерифов (vicecomites) вместо консулов; в нем существует сенаторское достоинство и низшие магистраты, а на улицах источники и акведуки (eluviones et aquaeductus); они имеют особые места для обсуждения различных дел и требований и для [152] cуда (ad genera causarum deliberative, demonstrative, judicalis loca sua, fora singula); по установленным дням-народное собрание (comltia). Не думаю, что есть еще город, в которой обычаи были бы более достойны одобрения-в посещении церквей, в почитании господних заповедей, устройстве праздников, раздаче милостыни, приеме чужестранцев, заключении помолвок и браков, праздновании свадеб, устройстве пиров, увеселении гостей, даже в заботе о похоронных процессиях и обрядах. Единственными язвами Лондона являются неумеренные кутежи глупцов и частые пожары. 14 К тому же почти все епископы, аббаты и магнаты Англии являются жителями и гражданами (cives et municipes) города Лондона, где они имеют прекрасные дворцы (aedificia), куда они возвращаются и где делают большие расходы, будучи вызваны господином королем на совет или торжественное собрание в городе, или своим архиепископом, или призваны собственными делами.

О развлечениях.

13. Обратимся же теперь к городским зрелищам, потому что нужно, чтобы город приносил не только выгоду для дела, но также веселье и удовольствие. Ведь даже на печати Великого понтифика до времени последнего папы Льва на одной стороне буллы был изображен св. Петр в виде рыбака и над ним ключ, словно протянутый рукой господа с небес, а вокруг него стихи: "Для меня ты оставил лодку, прими ключ". На другой стороне был изображен город с надписью "золотой Рим". Также в похвалу Августу Цезарю и Риму было сказано: "Всю ночь шел дождь, утром возвратилась ясность, ты, Цезарь, делишь власть с Юпитером".

Лондон вместо театральных зрелищ, вместо сценических игр имеет представления более благочестивые, изображающие чудеса, которые совершали святые, а также прославляющие стойкость и страдания мучеников. Далее-начнем с игр лондонских мальчиков (ибо все мы были детьми), ежегодно в день, называемый масленицей (Carnilevaria), ученики каждой школы приносят учителю своих боевых петухов, [153] и все утро мальчики, свободные от занятий, наблюдают в своих школах за сражением этих петухов. После трапезы вся молодежь города отправляется на пригородное поле играть в знаменитую игру в мяч. Школяры каждой школы имеют свой мяч, люди одного занятия (singulorum officiorum urbis exercitores)-свой. Старшие по возрасту, отцы и почтенные люди города (divites urbis) прибывают верхом, чтобы смотреть на состязания молодых и на свой лад веселятся вместе с молодежью, кажется, что созерцание такого движения и участие в веселии вольной юности возбуждает в них естественный пыл.

14. Каждое воскресенье, в пост, после трапезы "юношей свежий рой" 15 отправляется в поле на боевых конях, лучших в состязании, каждый из которых "обучен бегу по кругу". 16 Сыновья горожан (filii civium laici) с военными копьями и щитами толпами вырываются из ворот, более юные играют на поле битвы копьями, лишенными наконечников, "ради битвы потешной", 17 играют в полевое сражение и упражняются в военном деле. Когда король бывает недалеко от города, туда приходят для состязания многие, еще не опоясанные придворные и юноши из свит епископов, графов (consulum) и баронов. Всех охватывает надежда на победу; кони ржут, дрожат, грызут удила, в нетерпениине могут стоять спокойно. 18 Когда, наконец, кони начинают звонкий бег, юные всадники делятся на группы и некоторые пытаются обогнать вырвавшихся вперед, но не могут, другие же обгоняют их и скачут впереди.

15. В пасхальные праздники они разыгрывают как бы морские, сражения. В середине потока, на мачте находится крепко привязанный щит, а в многовесельной и быстро движущейся по реке лодке высоко на корме стоит юноша, который должен ударить этот щит своим копьем. Тот, кто ударив копьем по щиту, сломает его и останется неподвижен, добивается желаемого, если же копье, нанесшее удар, останется целым, юношу сбрасывают в речной поток, а лодка проходит мимо. Однако, с обеих сторон щита постоянно [154] находятся две лодки, и на них много юношей, которые спасут бойца, поглощенного водой, как только он вынырнет или когда начнет пускать пузыри в волнах. 19 На мосту и на террасах над рекой стоят зрители, готовые посмеяться.

16. В летние праздники молодежь, играя, упражняется в стрельбе из лука, беге, прыжках, борьбе, бросании камня, в метании копья, в парной борьбе со щитами. До восхода луны Кифара водит хороводы девушек, ударяя вольной ногой о земь. 20

17. Почти в каждый зимний праздник до трапезы либо вепри, покрытые пеной, или кабаны с молниеносными клыками, приготовленные для окорока, бьются насмерть, либо тучных рогатых быков или больших медведей травят собаками. Когда река, омывающая городские стены с севера, основательно замерзнет, толпы молодежи выходят играть на лед. Некоторые, желал увеличить скорость движения, соединяют ноги и долго скользят боком; другие делают себе сиденье из глыб льда, тогда одного всадника, взявшись за руки, тянут многие. Если при таком движении по льду поскользнется один, падают и остальные. Другие, более искусные в играх на льду, укрепляют ноги и привязывают к ним кости голеней животных и берут в руки палки с железным наконечником, которыми иногда ударяют по льду и достигают такой скорости, словно летящая птица или копье из баллисты. Иногда по договору двое бегущих расходятся далеко друг от друга и приближаются с разных сторон, они встречаются, поднимают палки, ударяют друг друга, и один или оба падают на без телесных повреждений; после падения они скользят друг от друга, подхваченные силой движения, царапая и обдирая голову об лед. Часто при падении у упавшего бывает сломана нога или рука, но юность жаждет славы и победы, как обретая себя в настоящих сражениях, так и упражняясь в потешных.

18. Многие горожане развлекаются в лесах охотой с коршунами, ястребами и другими птицами подобного рода, [155] а также с собаками. Горожане имеют право охотиться в Миддлсексе, Гердфордшире, во всем Чилтерне и в Кенте до реки Грей. Лондонцы, некогда называвшиеся тринобанты, опрокинули Гая Юлия Цезаря, который "только кровью облитой искал дороги". 21 Как сказал Лукан, "в страхе он тыл показал британцам, к которым стремился". 22

19. Город Лондон породил нескольких (мужей), которые покорили многие королевства и Римскую империю; и многих других, которых доблесть вознесла к богам, как было обещано Бруту оракулом Апполона: "Там, где солнца закат, о Брут, за царствами галлов, / средь Океана лежит острой, водой окружен / ... поспеши-и незыблемой станет твердыней, / Трою вторую в нем дети твои обретут, здесь от потомков твоих народятся цари и подвластен / будет этим царям круг весь земной и морокой". 23

Во времена христианства Лондон дал рождение благородному императору Константину, сыну королевы Елены, который отдал город Рим и все императорские инсигнии господу и святому Петру, и папе римскому Сильвестру, которому держал стремя. Он больше радовался, когда его называли защитником святой римской церкви, чем императором; и чтобы из-за его присутствия мир господина папы не был нарушен мирским шумом и гулом, он совсем удалился из города господина папы и построил себе город Византий. Лондон и в новое время дал жизнь знаменитым и могущественным правителям, императрице Матильде, королю Генриху Третьему 24 и блаженному архиепископу Фоме, славному мученику христову. Чистые души, подобных которым земля не носила, / и к которым сильнее меня никтоне привязан" 25 среди всех достойных мира латинского.

(пер. Н. А. Богодаровой)
Текст воспроизведен по изданию: Городская жизнь в средневековой Европе. М. АН СССР. 1987

© текст - Богодарова Н. А. 1987
© сетевая версия - Тhietmar. 2003
© OCR - Halgar Fenrirsson. 2003
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН СССР. 1987

Картина дня

наверх