На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Еврейские казаки.

Еврейские казаки  Гидеон Винер 

Евреи и казаки – в общественном сознании, да и в их собственных глазах, между этими двумя народами лежит пропасть, созданная самой историей. Какая связь может быть между ними, кроме отношений «палач-жертва»?!
Казаки ли устраивали еврейские погромы, весело убивая и насилуя «жидов», еврейские ли комиссары вместе с русскими и латышами яростно раскулачивали и расстреливали казаков, – пропасть все увеличивалась.

Она сохранялась даже и в мирное время: между евреем-шинкарём и вольным казаком, между революционно настроенной еврейской студенческой молодёжью и казаками – оплотом самодержавия.
Вопрос в том, было ли так всегда и во все времена? Распространенное клише утверждает, что безусловно – да! Насколько же оно верно?..
При этом любые попытки выйти за рамки подобных стереотипов как правило наталкиваются не только на возмущение, но на форменное омерзение с обеих сторон.
И всё-таки попробуем развеять один из основных мифов, связанных с евреями и казаками – миф о том, что среди казаков никогда не было евреев.

Почетный казак А. Розенбаум
Казаки как военная организация впервые упоминаются русскими летописями в 1444 году, а расцвета казачество достигло на границах земель Литовских и Московских к началу семнадцатого века. К этому времени сформировались казачьи войска на Дону, в низовьях Днепра и в Запорожье.
Так вот, среди запорожских казаков, например, евреи жили издавна. По словам польского историка Якова Собесского, отца короля Яна III, на Сечи проживали народности: украинцы, поляки, литовцы, белоруссы, болгары, татары, турки, калмыки, грузины, немцы, французы, итальянцы, испанцы, англичане и… евреи.
Но не стоит думать, что евреи были в казачьей среде лишь торговцами и ремесленниками, которых казаки терпели только ради их услуг.
В частности, сохранился документ об участии одиннадцати евреев - казаков в войне 1613 года:
"Нас было одиннадцать домохозяев. Еврей же Бераха, сын святого Арона из Тыгловица, служивший на трех лошадях, выскочил два - три раза к московскому войску, как это обычно на войне бывает. Но московитяне одолели, и еврей отскочил назад, и из лесу стреляли ему вслед. Я видел, как ладунка воткнулась ему в спину, как пал на седло и, желая удерживаться за лошадиную гриву, он шатался туда и сюда, и лошадь понесла его по дороге, но я не видел его во время бегства нашего войска. Во время его падения на лошадь дым выступил у него изо рта; я находился тогда близко от него. Затем мы бежали вслед за войском, тогда я уже видел его лошадь без всадника, а седло висело криво. Вслед за тем начальник приказал собрать рассеянное войско посредством барабанного боя, и народ начал разговаривать про войну. И многие казаки говорили: "О, Боже! Как жалко, что рыцарь еврей Бераха так плачевно скончался, будучи разрублен и расколот бердышами".
В антипольских восстаниях 1657—1658 гг. участвовал винницкий сотник-еврей Лейбенко. Там же упоминается некий доктор-еврей, вместе с гетманом Дорошенко ушедший в московскую ссылку.
Многие еврейские роды вошли в казачество во времена становления Гетманщины, начиная с 80-х годов семнадцатого века и до времен гетмана Ивана Мазепы. Среди них — Боруховичи, Магеровские, Герцыки, Крыжановские, Марковичи, Перехристы.

Атаман - Ефим Захарович Копелян

Вот, например, рассказ казака Василия Перехриста о его происхождении, который приводит известный исследователь запорожской казачьей истории Дмитрий Яворницкий: «Родился ... в польской области, губернии Чигиринской, в местечке Чигирине, от евреина Айзека, и в 1748 году, будучи там по купечеству войска запорожского низового козаком куреня Пластунивского Яковом Коваленком его Перехриста оттоль с Чигирина, с добровольного его в Сичь запорожскую желания привезено».
Представитель рода Боруховичей, Михайло Андриевич Борухович (?-1704) был полковником (1687- 1704), в 1701 – наказным гетманом, участвовал в 1696 году в походе под Азов. Другой выходец из еврейской семьи, полтавский полковник Павло Петрович Герцик (?-1700) был приближённым к гетману Мазепе человеком.
В конце восемнадцатого века исследователи отмечали значительное число казачьих фамилий, имевших явно еврейское происхождение: Юдины, Юдаевы, Халаевы, Нивроченки, Мацуненки, Шабатные, Жидченковы, Шафаревичи, Маривчуки.
Вообще нужно отметить, что при отборе в казачество во времена его наивысшего расцвета были важны горячее желание и профессия, а на национальность внимания особо не обращали. Вероисповедание, правда, должно было быть обязательно христианским: до 1635 года — православным или католическим, с 1635 года — только православным. При этом из метрических книг известно, что «в ряде станиц Майкопского и Лабинского отдела проживали казаки-евреи, исповедующие иудаизм».
Вот что пишет об этом историк В. Грибовский: «Во времена Новой Запорожской Сечи (1734-1775 гг.) стали частыми случаи, когда этнические евреи становились казаками. В 1765 году пришёл на Сечь и был крещен еврей Семён Чернявский, впоследствии известный казацкий старшина, принимавший участие в посольстве запорожцев ко двору Екатерины ІІ. Жизненный путь польского еврея Моисея Горлинского смутил даже видавших виды запорожских казаков. Он родился в одном из местечек Правобережной Украины. Став совершеннолетним, покинул отчий дом и ушёл жить в Молдавию. Потом нанялся на службу к лекарю крымского хана, при котором прожил в Бахчисарае несколько лет. Затем он пошёл служить переводчиком к прусскому генералу, прибывшему в Крым с дипломатической миссией. С ним Моисей исколесил Германию, а по возвращении в Крым встретил русского переводчика Семёнова, служившего при Никитинской заставе, который убедил его уехать на Запорожскую Сечь. Столь пёстрая биография вызвала подозрение русских властей, и Моисея отправили для допроса в Киев».
Евреи продолжали становиться казаками даже в 20-м веке, причём во время Гражданской войны, в самый разгар борьбы белого движения против «жидовско-коммисарской власти». Так в Новочеркасске сыновья доктора Сегаля были приняты в казаки и награждены земельным паем за участие в борьбе с большевиками. В Штабе Донской армии обер-офицером для поручений состоял ростовский еврей-домовладелец Г. Л. Халиевский.

Есаул - Михаил Глузский

То ли влияние проникших в ряды запорожцев евреев стало очень уж сильным, то ли и впрямь не всё столь уж чисто с «арийским» происхождением этих вольных людей, но в изданном в 1847 году сборнике малороссийских и казацких летописей, который составил в 1785-86 годах некий «инженер-генерал-майор и кавалер Александр Ригельман», мы находим очень примечательное «Сказание козаков о себе»:
Другие, как то запорожцы, жившие при днепровских порогах, собственно о себе объявляли, якобы войско их начало свое возымело от 948 года чрез вышедшего тогда из Польши некоего человека, именем Семена, роду козарского, который якобы для рыбного промыслу и ловли звериной на устье Бог-реки, и ее лимане, место избрал, и купа, по извещению его о тамошнем свободном промысле, присовокупились к нему земляки его и составили сперва чрез то шайку человек из ста или более. Семена того поставили над собою атаманом и жили там времени несколько, промышляли якобы только звериною и рыбною ловлею, потом от времени до времени приумножилось их до несколько. Носили одежду от ловли своей, поделанную из кож диких коз и сайгаков. Чрез что, а паче чрез великое уже число их, будто бы прославились славными стрелками, и наименовали их по тому козаками. И урочище то, где первое начальное зборище имели, якобы проименовалось с того времени Семеновым Рогом, которое, де, и доныне тем званием именуется.

Всенародная Аксинья - Элина Авраамовна Быстрицкая

Согласно этой легенде получается, что казаки произошли от переселившегося в Польшу хазарина, которые, стоит напомнить, исповедовали в 10 веке иудаизм, о чём и свидетельствует имя пришельца – «Семён» (Шимон). Кстати, удивительная подробность – столь точно указанный год переселения Семёна - 948. В этот год предположительно началась война Хазарии с Киевской Русью. В эти же годы германцы-христиане проводили завоевание земель западных и южных славян (массово обращая население). То есть хазарину-иудею в этот год действительно был резон покинуть Малую Польшу» (в 877-999 она входила в состав Великой Моравии).
При этом существует и лингвистическая версия происхождения слова казак от ивритского «хазак» (сильный, мужественный).
Правда это или нет, главное в другом: извечное противостояние казаков и евреев, и невозможность их взаимопроникновения оказались несколько преувеличенным мифом. Были евреи-казаки.  http://jewage.org/wiki/ru/Profile:P1947869204&article=Article%3A%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B8

 

Картина дня

наверх