В эпоху бронзового века народы, жившие на Кавказе, поставляли в другие районы древнего мира золото и оружие. Археологические раскопки, проведенные в Грузии, доказывают, что уже в бронзовом веке страны Передней Азии были тесно связаны с Кавказом.
Значит, легенда о «золотом руне» имеет свои исторические корни?
--------------------------------------------------------------------------------
...Копать долго не пришлось. Сняв всего несколько лопат грунта, археологи остановились: железо ударило о камень. Огромные глыбы были выложены кругом. Он достигал восьми метров в поперечнике. Посередине его находилась гробница.
К счастью, она не была разворована. Как ученые установят позднее, всю могилу занимала одна деревянная четырехколесная повозка. Именно на ней лежало тело усопшего; внизу, под повозкой, сложены были ценные приношения: сосуды, бронзовое оружие и золотые пластины.
Шею покойного украшала нитка бус из красного сердолика и черного гагата. Это погребение нашли на холме Тквисболо в Грузии.
Золотой браслет на косматой шкуре
Золотая диадема из Вани (V в. до н. э.): два льва набрасываются на вепря. Подобные сцены сражений животных были весьма популярны у художников Древнего Востока. Через Персию эти мотивы проникают в Грецию. Кавказские художники в данном случае смешивают различные стилевые манеры.
Небольшая бронзовая статуэтка всадника (высота ее — 16 см) — это древнейшее изображение конного воина, найденное на Кавказе (ХIII в. до н. э.). Возможно, что узор, украшающий тело всадника и туловище лошади, означает металлические доспехи, которыми были защищены и конь, и всадник.
Как отмечает Гюнтер Мансфельд, археолог из Тюбингена, это захоронение, датируемое ХVII в. до н. э., важно не только тем, что содержит ценный материал по истории погребальных ритуалов среднего бронзового века.
Оно заставляет задуматься о том, кем были жители Тквисболо — местечка, затерянного в Кавказских горах. Нет, они не были простыми крестьянами...
Ученые судят о кавказских культурах бронзового века главным образом по двум источникам: старинным легендам и отдельным сенсационным археологическим находкам. Таким, как:
— всевозможная керамика: от сосудов для съестного, снабженных тремя ручками, до чаш для питья; эти изделия украшены геометрическими орнаментами и мифологическими рисунками;
— терракотовые фигурки, изображающие баранов, оленей и змей;
— металлические орудия труда, а также оружие; их отличает очень добротная и качественная обработка материала;
— изделия из золота. Их количество и разнообразие поражает ученых. Попадаются филигранно обработанные серьги, ожерелья, перстни с печаткой, браслеты, украшенные головой овна, и золотые диадемы тончайшей отделки.
Вглядываясь в эти золотые украшения, начинаешь понимать, почему уже в ранней античности Кавказ называли «златоносным краем», почему легендарные аргонавты отправились сюда на поиски золотого руна.
Еще в древности ученые мужи искали рациональное объяснение этому мифу, вдумывались в его символику.
Так, на рубеже новой эры греческий географ Страбон (64 г. до н. э. — 24 г. н. э.) писал о золотом руне: «Поблизости живут и соаны [сваны]... В их стране [Колхиде], как передают, горные потоки приносят золото, и варвары ловят его решетами и косматыми шкурами. Отсюда, говорят, и возник миф о золотом руне».
Однако за рассказами о «золотом руне» скрывается не одно лишь удивление от экзотического метода промывки золота; руно не просто орудие древних старателей. Оно символизирует власть и богатство.
Легенда о нем свидетельствует, что в восточном Причерноморье уже в глубокой древности сложилась высокоразвитая культура. Память о ней знаменует связь исторических эпох, говорит профессор Отар Лордкипанидзе.
Хотя колхи жили обособленно в регионе, со всех сторон окруженном морями и горными хребтами, они поддерживали оживленные отношения с соседними странами и даже с народами Эгейского региона.
В районе Триалетского хребета добывали обсидиан. Обработкой его занимались на горе Тквисболо. Изделия из этого материала экспортировались в другие страны.
Свежие комментарии