Ханс Лиска был, пожалуй, самым известным немецким художником, работавшим в годы Второй мировой. Часть его работ мы уже приводили в этой подборке немецкой батальной живописи. Всю войну он прослужил в одной из рот пропаганды. Ведь немцы "к штыку приравняли перо" в самом что ни на есть прямом смысле слова - выделили пропаганду в особый рот войск. Солдаты-пропагандисты должны были уметь не только писать репортажи, снимать эффектные фотографии и не менее эффектные кинокадры, рисовать фронтовые пейзажи. Они проходили и обычную военную подготовку немецкого пехотинца. В нашей стране фронтовые корреспонденты тоже проходили военную подготовку и получали офицерские звания, но все же в отдельный род войск пропагандистов у нас никто не выделял.
Будущий солдат-пропагандист родился 17 ноября 1907 года в Вене. Закончил Венскую Школу Прикладных Искусств, где его наставником был Бертольд Лёффер - друг знаменитого художника Оскара Кокошки. По окончании этой школы Лиска продолжил обучение в Швейцарии и в Мюнхене. Он с детства мечтал работать иллюстратором в журналах и в 1932 году его мечта сбылась - его рисунок был напечатан в Berliner Illustrierte, самом известном и самом престижном немецком журнале, на страницах которого печатали работы только художников с именем. Увидеть свой рисунок в этом журнале для молодого художника означало только одно - жизнь удалась, теперь не будет никаких проблем с трудоустройством. И действительно в 1933 году он заключил контракт с Ullstein Verlag - одним из крупнейших издательств Германии. Его работы, опубликованные этим издательством, принесли ему известность не только в Германии. В 1939 году его призвали в армию, но, разумеется, на передовую как простого пехотинца известного художника никто отправлять не стал. На передовую он попал в составе одной из рот пропаганды. Такие роты придавались каждой немецкой армии. Это были подразделения, обладавшие некоторой свободой действий - они могли сами выбрать тот участок фронта, на котором им освещать военные действия. Часто рота разделалась на отдельных бойцов, которые действовали в составе самых обычных подразделений Вермахта. Судя по рисункам, Лиска далеко не всегда искал вдохновения в тылу, он имел представление и о переднем крае. Его рисунки публиковали не только ведущие немецкие журналы, такие как Signal, но и журналы нейтральных стран. За годы войны были изданы два сборника его рисунков.
После войны Лиска сотрудничал с ведущими журналами Западной Германии. Кроме того, он заключил контракт с Мерседес - дорогие престижные автомобили получались у него не хуже, чем армейские грузовики на разбитых дорогах или танки.
Умер в преклонном возрасте 26 декабря 1983 года.
Бомбардировщик Ю-88
Транспорт Ю-52
С такими повреждениями Ю-52 смог дотянуть до аэродрома
Пленный индус. Рисунок сделан в Греции
Подборка эскизов
Шоссе Белосток-Минск
Полевой аэродром. Пикирующий бомбардировщик Ю-87
Советские военнопленные
1941 год. Советский аэродром
Форты Севастополя (противником этих фортов были сверхтяжелые мортиры Карл калибром 600 мм)
Ю-87 садится на одном шасси
Рейд на Дьеп, 19 августа 1942. Самая странная десантная операция союзников - похоже они просто отрабатывали тактику десантов на европейское побережье
Гавр в 1940 году
Подборка эскизов - летчики Люфтваффе
Франция, 1940. Ироничная подпись к эскизу гласит - "На кресле через Париж. Наверное двигатель работает на Хеннесси"
Эскиз рисунка, посвященного работе снабженцев
Французские беженцы на дороге между Абвилем и Руаном
Аэродромная обслуга. Погрузка бомб
В этом французском замке останавливались на постой англичане (цинизм этой картинки поражает - немцы, мол, нигде и никогда не гадят на оккупированных территориях)
Ремонт Ю-87 на полевом аэродроме
Сослуживцы Лиска по роте пропаганды
Снабженцы за работой
И снова Франция 40-го года
Многие сочли круглую радугу на фоне которой летит этот Ю-87, фантазией художника. Но метеорологи подтвердили - бывает и такое.
Атака
И еще одна атака
Отражение атаки противника
Замена двигателя Jumo 211 на Ю-87 прямо на полевом аэродроме
Ремонт двигателей на Ю-52
Штурмовая группа
Перед атакой
Уличный бой
Без комментариев
И еще один уличный бой
В руинах Сталинграда
Вернемся во Францию 40-го года. Комментарии излишни
Без комментариев
Без комментариев
Без комментариев
Дюнкерк. 1940.
Без комментариев
Авиаудар
Без комментариев
Командный пункт
Без комментариев
Под огнем противника
Линия Зигфрида. Подземные коммуникации.
И снова Линия Зигфрида.
Статья Олега Тарасова
Свежие комментарии