![]() | ![]() |
Второе название флорентийской мозаики "Pietra Dura", что переводится с итальянского, как "поделочный камень".
Мозаика - вид искусства, когда целое изображение составляется из отдельных кусочков материала, подогнанных друг к другу так, что сочетание их цветов и оттенков составляет единое изображение.
Фрагмент.
Искусство мозаики известно еще с древнейших времен и берет своё начало с Древней Греции и Рима. Естественно, что самым доступным материалом в то время был камень и смальта (природное стекло), так называемые Римские мозаики. Первонально мозаика использовалась для декоративной отделки предметов мебели, фасадов зданий, т.е. не представляла собой отдельный вид искусства. В эпоху поздней Римской империи мозаику уже можно встретить практически везде: и в частных домах, и в общественных сооружениях. По большей части ею отделывали пол, при украшении стен предпочтение отдавали фрескам. В результате рождались нарядные и по-настоящему величественные пространства.
Древняя мозаика прослеживается вплоть до раннехристианской культуры. Так в Византии техникой мозиики из смальты выкладывали религиозные изображения на сводах и стенах храмов. С развитием татаро-монгольского нашествия и упадком древних культур искусство мозаики в раннем средневековье забывается. Были безвозвратно утеряны многие произведения.
Вторую жизнь мозаика получила в среднии века, начиная с 16 столетия была популярна во всей Европена протяжении 300 лет по конец 19 века. Возраждение началось во Флоренции (Италия), на исконной родине этогот искусства. И что самое важное мозаика не только возрадилась, но еще и получила развитие. Флорентийские мастера первыми начали использовать цветной камень не только для мозаичного украшения мебели, интерьеров, но и для создания картин. Сам Великий Микеланджело, восхищаясь флорентийской мозаикой, называл ее «вечной картиной».
С этого то момента и пошло название - Флорентийская мозаика. Которое собственно и означает - использование техники мозаики для создания отдельных законченных произведений - картин, панно. Тогда и была выработана та особый стиль мозаики, названный «commesso», что в переводе с итальянского «состыкованный», который за свою историю не претерпел почти никаких изменений. Отличительная особенность этого стиля — тщательная, без швов, подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости. Этот стиль, настолько полюбился, что использовался для изготовления настенных панно, столешниц, шахматных досок, ювелирных коробочек и также для украшения различных элементов мебели и получила поэтическое название «каменная картина».
![]() | ![]() |
Мебель, отделка флорентийской мозаикой. 16 в. | Увеличенный фрагмент. |
Художественный эффект флорентийской мозаики основан на идеальном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При разработке эскиза мозаичного панно прежде всего учитывают декоративные возможности имеющихся камней. Чем разнообразнее окраска и природный рисунок, тем богаче палитра.
Искусство стало распространяться по всей Европе. Так в 1588 году Фердинандо I ди Медичи официально открывает мастерскую по изготовлению изделий из полудрагоценных камней, которая получает название «Галерея Деи Лавори». В этой мастерской помимо умельцев из Милана могли получить работу и мастера из Флоренции и из других североевропейских стран, желающие приобрести опыт, это делало семью Медичи еще более популярной и весомой в глазах всей общественности. Позднее Людовик 14 распорядился мануфактуре Гобеленов производить мозаичную мебель. Начиная с 1737 года, после Медичи, развитие данного производства продолжала Харсбург Лорена. Однако к концу 19 века этот вид искусства вышел из моды.
![]() |
Мозаичный стол. Гобеленовая мастерская Людовика 14, Париж. 17 в. |
Свежие комментарии