На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 452 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Утанг на лооб или неисчерпаемая благодарность Христу спасителю и родителям на Филиппинских островах



Слово «лакад» по-тагальски означает «ход», здесь оно имеет более узкое значение: это значит не прямо обратиться со своей просьбой, а сделать это через посредников. Обычай решать вопросы не непосредственно, а через третье лицо очень распространен. Нередко даже с просьбой к отцу филиппинец обращается через мать, и наоборот; говорить прямо о своей просьбе считается не очень вежливым.

В учреждении лакад — это часто единственный способ получить надбавку к жалованью, продвинуться по службе и даже получить подпись на не столь уж важную бумагу. Посредничество третьего лица (иногда многочисленных третьих лиц) отнюдь не упрощает дела, но без такого посредничества дело вообще не делается. Всегда надо найти «нужного человека», и если он скажет: «Не беспокойтесь, я сделаю это для вас (предприму лакад) — ведь я бата босса», — можно быть уверенным, что дело будет сделано.


Необходимость оказывать помощь своим бата и вообще всем близким диктуется системой нравственных обязательств, называемой утанг на лооб, что в переводе с тагальского означает «внутренний долг». Подобные системы под иными названиями существуют и у других филиппинских народов, не только у тагалов. Концепция утанг на лооб, внутреннего долга, очень важна для объяснения действий филиппинца и является почти священной: тагалы никогда не произносят слова «утанг на лооб» всуе. Сказать, что у человека слабый утанг на лооб или что его вообще нет — это значит дать ему самую нелестную характеристику. Напротив, сказать, что у человека хороший утанг на лооб, что он выполняет свой внутренний долг, — это значит воздать ему высшую похвалу.


Что же это за система? Суть ее состоит в чувстве неоплатного долга перед лицами, которые окружают филиппинца и помогают ему. Человек, которому оказали услугу (не обязательно материальную — это может быть добрый совет, похвала, лакад, предпринятый для него, и т. п.), чувствует себя нравственно обязанным по отношению к лицу, оказавшему услугу, он ощущает настоятельную необходимость сделать для него все, что в его силах. Если человек принимает услугу и в ответ сам платит тем же (абсолютная ценность услуги здесь, как уже говорилось, не имеет значения), то между этими людьми устанавливаются отношения утанг на лооб, отношения внутреннего долга друг к другу не по принципу: «что ты мне, то и я тебе», а по принципу: «я тебе все, что могу, и ты мне тоже». Но в этих отношениях отчетливо обнаруживается и неравенство сторон: один из них находится в положении бата, другой — покровителя, и один делает все возможное как покровитель, другой — как бата.


Человек, который нарушает принцип утанг на лооб, который отказывается от содействия другой стороне, ставит себя в положение «уаланг хийа», что примерно означает «бессовестный». Это, наверное, самый страшный приговор, который может услышать филиппинец: человек «уаланг хийа» — это тот, кто не признает утанг на лооб, неблагодарный человек без всяких моральных устоев и, следовательно, не имеющий права на защиту. Его никто не поддержит, за него никто не вступится. Оказаться в положении уаланг хийа — это значит исторгнуть себя из общества людей, связанных обязательством помогать друг другу, это значит оказаться в полном одиночестве во враждебном мире, подвергнуть себя тысяче опасностей. Словом, это означает быть отверженным. А остаться одному очень тяжело для филиппинца, он чувствует себя хорошо только в окружении своих близких. Филиппинец за границей тяжело переживает оторванность от родных, даже выражение «тосковать по родине» — мангулила — буквально по-тагальски означает «быть сиротой».


Постоянное опасение нарушить утанг на лооб и попасть в положение уаланг хийа делает филиппинца крайне чувствительным к мнению других людей, для него очень важно «не потерять лицо». Поэтому неосторожное слово или действие болезненно сказываются на его самолюбии.


В отношении с людьми, с которыми человек связан отношениями «утанг на лооб», он должен проявлять добрую волю и благожелательность, имея в виду, что в будущем и ему будет оказываться помощь. Он должен избегать конфликтов, резких суждений и ни в коем случае не противоречить старшим и влиятельным членам группы. Такая фраза, как, например, «Вы неправы» звучит слишком резко и даже оскорбительно. Поэтому люди с внешней свободой суждений кажутся филиппинцам слишком развязными, а высокомерие испанских колонизаторов, не считавших «индейцев» за людей, было для них совершенно невыносимо.


Считается, что первую и самую неоплатную услугу человеку оказывают родители, поскольку они дали ему жизнь и заботятся о нем, когда он еще слаб и беспомощен. Вырастая, человек ощущает, что он обязан родителям всем, что он в неоплатном долгу перед ними, и всю жизнь они остаются для него высшим авторитетом. Это находит и внешнее выражение: филиппинец необычайно почтителен с родителями, целует им руку, выполняет любое их распоряжение. Отказаться выполнить волю родителей — это значит оказаться в положении «уаланг хийа», то есть бессовестного человека, размолвка с отцом или матерью — вещь у нас, в общем, не такая уж редкая — для филиппинца выглядит трагедией, ослушаться их для него так же дико, как для нас поднять руку на родителей.


Вступая в жизнь, филиппинец уже связан обязательствами по отношению к родителям, крестным, старшим братьям, сестрам и благодетелям семьи. Он обязан им всем, но он знает, что и они для него сделают все. Они предохраняют его от всех невзгод, дадут ему ощущение безопасности, принадлежности к группе лиц, готовых защитить его независимо от того, прав он или нет.


Филиппинец всегда полагается только на помощь людей, связанных с ним отношениями утанг на лооб. Помощь со стороны других лиц может повлечь неприятные последствия: во-первых, это сразу привлечет внимание к бедственному положению человека и тем понизит его престиж, которым филиппинец очень дорожит, во-вторых, это будет означать, что он не надеется на помощь лиц, связанных с ним отношениями утанг на лооб, что для них является страшным оскорблением; в-третьих, это может ухудшить его положение, потому что услуга свяжет его — он будет чувствовать себя обязанным, а между тем он и так обременен обязательствами в своей группе.


Поэтому лучше всего не лезть бесцеремонно с предложениями о помощи до тех пор, пока об этом не попросят. Один социолог, изучавший жизнь тагальского барангая и с этой целью поселившийся в деревне, рассказывал, что первое время он терпел всяческие лишения, и, тем не менее, никто не пришел к нему на помощь. Однако это происходило не от недостатка сочувствия. Позднее, когда ему удалось установить с жителями деревни отношения утанг на лооб, он спросил, почему в начале его пребывания в деревне никто не помог ему, хотя он очень нуждался в помощи. Жители ответили, что у них сердце обливалось кровью, глядя на его лишения и неумелость, но они боялись обидеть его предложением непрошенной помощи. Раз он сам не просил о ней, значит, не желал установить с ними отношения утанг на лооб, а филиппинец никогда не предложит услуги, если не будет уверен в том, что ее примут. Это очень деликатный вопрос, отказ ставит того, кто предлагает помощь, в неловкое положение — это значит, что с ним не желают иметь дела.


Поэтому надо быть осмотрительным: расширить круг лишь с которыми человек связан отношениями утанг на лооб не так-то просто, обычно человек наследует их от своих родителей, а в пари и мари выбирают тех, о которых заранее известно, что они не откажут.


Во избежание отказа, который ставит просителя в положение уаланг хийа, филиппинец предпочитает действовать через третьих лиц или даже вообще ничего не предпринимать, чем предпринимать шаги, в исходе которых он не уверен. Лучше пусть все образуется само собой, бахала на анг Дибс, как говорят тагальцы, что означает «пусть бог сам отвечает», или просто бахала на, что лучше всего перевести как «авось», или «а, ладно».


Казалось бы, готовность оказать помощь ближнему является весьма достойной нормой поведения. Это действительно так в большинстве случаев. Однако нередко это имеет и отрицательные последствия. Система утанг на лооб регламентирует все поступки и налагает отпечаток на все проявления частной и общественной жизни. Готовность помочь «своим» ценится превыше всего, интересы своей группы ставятся даже выше государственных интересов. Если филиппинец занял высокий пост, никакой служебный долг не освобождает его от обязанностей поддерживать своих родственников всеми доступными ему способами, и часто служебное положение используется отнюдь не в интересах дела. Забота о родственниках — весьма похвальное чувство, но всякий филиппинец, добившийся какого-то положения, оказывается перед лицом многочисленных требований. Это одна из причин коррупции и фаворитизма, которые разъедают филиппинское общество. Этим же отчасти объясняется разбухание государственного аппарата, насчитывающего 500 тыс. человек, тогда как требуется, по меньшей мере, вдвое меньше; но для бата создаются совершенно ненужные вакансии.


Воздействие этой системы отношений, сложившейся в барангае, проявляется во всем, в том числе и в религии филиппинцев. Ученые не без основания полагают, что распространение христианства на Филиппинах облегчалось отчасти системой утанг на лооб. Христос принял смерть на кресте за всех людей, и лично за каждого филиппинца, и тем самым оказал ему величайшее благо. Следовательно, филиппинец находится у него в неоплатном долгу и обязан почитать его. Христианская идея искупления здесь согласуется с утанг на лооб, концепцией личного неоплатного долга по отношению ко всем, кто оказал тебе услугу. Конечно, простой тао видит в муках Христа совсем не то, что богослов, но считает себя обязанным отплатить Христу за муки, которые тот принял за него. Некоторая совместимость христианской идеи с традиционными филиппинскими ценностями, несомненно, помогла насаждению христианства.

http://www.filiptur.ru/

Картина дня

наверх