В самом начале своего царствования Аменхотеп носил титул «единственный для Ра», подчеркивая этим свою приверженность традиционному для египтян культу солнца. На четвертом году его правления в наименовании солнца появляется новый эпитет – Атон (Йати – солнечный диск, или видимое солнце), что, по-видимому, означает появление нового культа. Верховным жрецом Атона становится сам фараон, пока еще не посягавший на первенствующую роль верховного фиванского бога Амона. Вскоре Атон провозглашается царствующим фараоном, что приводит к изменениям в изображении божества. Вместо человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом, приходит круг с солнечной или царской змеей (уреем) с устремленными вниз солнечными лучами, которые заканчиваются человеческими ладонями со знаками «анх» — символом жизни, силы и благодати, которые он протягивает обращенным к нему в молитве фараону и его супруге.
Тогда же Аменхотеп сменил свое тронное имя («Амон доволен») на Эхнатон («угодный Атону»), что указывало на серьезные перемены в религиозной ориентации фараона. Несмотря на то, что на плитах, отмечающих границы Ахетатона, упоминается ряд египетских божеств во главе с Амоном, на девятом или десятом году правления Эхнатона начинается наступление на культ Амона и фиванское жречество. На двенадцатом году Атон провозглашается единственным богом и вскоре начинаются преследования почитания всех других культов, прекращается строительство храмов, искореняются сами слова «бог» и «боги» — даже Атон именуется не иначе как «властитель», а его имя, подобно царскому, заключается в картуши. В новом культе особое место уделяется прославлению божественности самого фараона — он считается возлюбленным сыном и соправителем Атона, «единственным познавшим истинного бога» и способным вступать в прямое общение с воплощенным солнцем. В столице пышно отмечаются годы их «совместного» царствования. Прежнее жречество и, в частности, жрецы фиванского храма Амона утрачивают свои позиции. Новое жречество и придворная элита царя состоят главным образом из служилой знати (немху), вышедшей из низов. В документах также упоминаются некие «сироты», приближенные к особе фараона, широко распространенным именем в это время становится - «Эхнатон меня сделал».
Религиозная реформа отразилась на всех сторонах жизни Египта: в искусстве формируется новый (реалистический) стиль изображения человека, отразившийся в изображениях самого царя и его супруги Нефертити. Эхнатон изображен человеком среднего роста, с тонкими костями, и округлыми женственными формами. Ваятели того времени добросовестно передавали особенности телосложения фараона, выступающие груди которого, широкие бёдра и округлые бока таят в себе что-то двусмысленное и болезненное.
Эхнатон и Нефертити имели несколько дочерей, младшая из которых Анхесенпаатон стала супругой Тутанхатона (изменившего имя на Тутанхамон), старшая — Меритатон — супругой Семнехкара, в конце царствования Эхнатона объявленного его соправителем (после смерти фараона правил около 2 лет). Судьба Нефертити после появления новой жены Эхнатона Кийа (Кэйе), от которой он имел одного или двух сыновей, неизвестна.
Религиозная реформа завершается со смертью Эхнатона, который, по-видимому, находился у власти в течение 17 лет. При юном Тутанхатоне царский двор покидает столицу, восстанавливаются культы всех богов и позиции фиванского жречества Амона. Впоследствии имя Эхнатона предается забвению и даже не включается в списки правивших в Египте царей.
Свежие комментарии