Закарпатье - это единственная часть Украины, расположенная за главным карпатским хребтом, которая входит в объем Паннонской бассейна, а тем самым объединяет Украину с этой частью Сер. Европы; сообщение с Украиной облегчают многочисленные карп. провалы. С другой стороны, вдоль вост. края Карпат и г. Тиса (Мармароске котловина) проходит путь, который связывает Закарпатье со Словакией и Чехией на сев. и с Семигородом и Молдавией на востоке. Такое переходов положение повлияло на то, что Закарпатье входило в течение ряда веков в состав гос. организма и занял ядро Паннонской низменности, - Венгрии, и способствовало скрещиванию на Закарпатье разных полит. и культ. воздействий. Однако, Закарпатье не лежало на главных путях и было слишком мало, чтобы сыграть большую роль, и потому составляло лишь крайнюю провинцию Венгрии, в составе которой не творило даже одной административной единицы, но входил в состав ряда жуп (Мармарош, Угоча, Берег, Унг , Земплин, Шариш, Спишь), которые простирались еще дальше на юг и занимали части венгерской, словацкой и румынской этнографической территории. К 1919 г. под Закарпатьем понимаем только ту часть Венгрии, в которой жили украинского (так распространено название «Венгерская Русь», «Венгерская Украина»), а ее пределами были этнографические границы с румынами и венграми на юге и словаками на западе; в этих этнографических пределах Закарпатья Занимает 15 600 км ². Важнейшие исторические даты Закарпатья -> здесь
1919 г., после отделения Закарпатья от Венгрии, создан из основной части Закарпатья отдельную автономную страну в пределах Чехословакии, т. н.«Подкарпатская Русь» или «Карпатскую Украину»; небольшую часть Закарпатья, положений южнее Тисы и в сточищи г. Вишевои (Мармарощина), уделено в Румынию, а сев. часть - Пряшевщину - в Словакию. Однако до Карп.Украина приобщен узкую полосу венгерской этнографической территории с целью распространить ее территориальную базу и войти во владение важной продольной д (Кошице - Чоп - Хуст-Рахов), соединявшей Закарпатья с остальными Чехословакии и с Румынией. Состояние Закарпатья в 1918-38 pp.: В пределах Чехословакии Закарпатье имело очень важное геополитическое значение как помост, который вязал Чехословакию с Румынией, а тем самым был территориальных осью т. н. Малой Антанты и одновременно отделял Венгрию от Польши. Сейчас геопозначение Закарпатья для СССР, и для Украины, заключается в том, что здесь СССР входит непосредственно на территорию Ср. Наддунайськой Европы. С 1938 г. границы Карпатской Украины понесли нескольких изменений. После венского арбитража Карпатская Украина занимала лишь этнографическую территорию без Ужгорода и Мукачева (11 100 км2 и 552 000 меш.) Административная единица Закарпатья в пределах Венгрии (1939-44) была уменьшена еще на территорию из г. Севлюш, Тячев и Солотвина , зато она увеличена на сев. средства Словакии (территория 1050 км и 41 000 меш.).Таким образом Закарпатья в пределах Венгрии 1939-44, по статистике 1941, обнимало 12 060 км? и мало 622 000 жителей. Закарпатье в пределах УССР занимает ту же территорию, что и в пределах Чехословакии, увеличенную на сев. зап. территорией вокруг с. м. т. Чоп и составляет отдельную административно-территориальную единицу - Закарп. обл. (12 800 км ² и 929 000 меш. На 1956 г.) Праистория и ранняя история Старейшие археологические находки на территории Закарпатья происходят из неолитического времени ок. 4 000 pp. до Хр. Это Букивська культура, обнаруживает некоторое родство с Трипольской культурой центр. Украина. Уже во времена неолита из Закарпатья шел экспорт обсидиянових изделий в Галичину. Промежуточное геогр. положение Закарпатья и его природные богатства (в частности соляные шахты гор. Потисья) издавна привлекали на Закарпатье различных завоевателей. При этом первоначальное население Букивськои культуры осталось на месте как субстратная слой. В бронзовом веке (2 тысячелетие до н. Э) на Закарпатье начинается металлическое производство (мечи, ножи, серпы, топоры), который связывают с приходом трак-дракийських племен с Семигороду. В последних веках до Хр. Закарпатье овладели кельты, прибывшие из сев.; Они принесли с собой железную культуру.С вост. кочевых народов прибыли в наддунайськои котловины сначала иранцы (скиты и сарматы-языги), а в 1 тысячелетии н. е. тюрки (гунны, авары) и угро-финские-мадьяры - венгры. Во 2 в. соседняя Дакия (Трансильвания) стала рим. провинцией, и через Закарпатье проходили пути римских купцов. В сутки путешествия народов Закарпатья оккупировали германские племена; вандалы перешли на Закарпатье из Галиции в конце 2 в.; Остатки готов (гепиды) держались в соседнем Семигород до 10 в. Слов. колонизационный процесс охватил Закарпатье примерно от 2 ст. и проходил через карп. перевалы. Археологические исследования обнаружили, что низменные части Закарпатья имели в 8-9 вв. достаточно густое земледельческое население, в то время было скорее сев., чем сх. славянами и, видимо, принадлежало к племени белых хорватов, что протянулось вдоль Карпат. Только впоследствии, оторванное от пивд.-слов. пня венграми и румынами и постоянно дополняемое доплыл укр. поселенцев с другой стороны Карпат (это переселенческое движение продолжалось веками до 19 в.), население Закарпатья было ступни и незаметно инкорпорировано в сх.славянства. Славяне бассейна гор. Тисы и Семигороду находились под властью аваров (6-8 вв.), А затем входили в состав Болгарского царства (9-10 вв.). В связи с упадком болгарского государства Закарпатье перешло во второй пол. 10 в. в сферу влияний Киев. государства. Летопись отмечает участие белых хорватов в войнах киев. князей против Византии и поход Владимира Великого на белых хорватов в 992 г. С тех пор на Закарпатье закрепляется название «Русь». 11 - 15 вв. Используя усобицы, возникшие в Киевском государстве после смерти Владимира Великого (1015), король Стефан І приобщил Закарпатья в Венгрию, а его сын Эммерих получил титул «князя русинов». С тех пор до начала 20 века Закарпатье постоянно находилось в составе Венгерского.государства, составляя ее пограничную область на сев. Через Закарпатье проходила оборонительная полоса с укреплениями, т. н. закрома; залоги защитников состояли из слов.-русского автохтонного населения («Русская Мархия»). Тат. наезд на Венгрию (1241) состоялся через карп. перевалы и до основания разрушил Закарпатье В 13-14 вв., вместо системы засек начали строить замки, способные выдержать длительную осаду. В этой связи углубился процесс феодализации; из королевских доменов образовались магнатские лятифундии, частично существовали до 20 века Одновременно на Закарпатье распространилась комитатского территориальные-административная организация (см. Жупа). Укр. элемент составлял меньшинство среди февдальнои слои. Мукачевская доминия была предоставлена по очереди двум зятьям венгерский. короля Беле IV (1235-70), кн. Ростиславу Михайловичу черниговском и кн. Льву Даниловичу гал. в 1315-20 pp. группа магнатов сев. Венгрии, враждебных к Анжуйской династии, попыталась позвать на венгерский. престол. кн. Андрея или Льва Юрьевичей, что по жен. линии происходили от Арпадовичей. В 1393-1414 pp. ном Мукачевской доминии и наджупан Берегской комитата стал князь Федор Корятович из зукраинщеного литовского великокняжего рода. Местн. традиция видела в Корятович носителя украинской колонизации Закарпатья. В первой половине 15 века Мукачевской доминию владели серб. кн.«Деспоты» Стефан Лазаревич и Юрий Бранкович. После этого слов. и правос.элемент исчез среди аристократии на Закарпатье Автохтонное укр. населения сведено к крепостной массы, из которой выбивалась малочисленная мелкая шляхта и подавленное духовенство. Несколько облегчил участь крепостных энергичный венгерский. король Матвей Корвин (1458-90), и поэтому о нем сохранилась память в устной словесности. С половины 13 и до конца 15 в. Закарпатье охватывают два колонизационные движения: с востока - т. н.грецкий и с запада - немецко-словацкий. Волохами на Закарпатье были не исключительно румыны, а румыно-украинских пастушьи населения, с Семигороду оседало на закарпатских горных долинах и здесь, как и на северной стороне Карпат, учредило свои жилища (см. Волосское право).Немецкая колонизация, которая пришла после татарского нападения, не остановилась на Спишь, где существовал союз 24 бессудных немецких горно-торговых городов («Серебряная земля»). На самом Закарпатье появился ряд городов по немецким правом, между ними Прешов, Бардиев, Береговое, Севлюш, Хуст и другие. Параллельно шла крестьянская колонизация по немецкому праву, в которой принимали участие и местные русины.Одновременно приплывали на восток и словаки, что дало начало ступни словакизации западного Закарпатья. Лишены политического самоуправления и Привилегированное состояний закарпатские украинского сохранили свою народность прежде всего благодаря религии. Восточное христианство распространялось на Закарпатье, пожалуй, еще со времен его принадлежности к Болгарии. Но сведения о организованы центры церковной жизни происходят только с поздней эпохи. В 14 в. между Закарпатской. монастырями выделялись два: св.Николая на Чернечьей горе бы. Мукачево и св. Михаила в груши на Мармарощини. Последний в 1391 г. получил право ставропигии. С 1491 имеем первую документальную ведомость о правос. епископ в Мукачево.Православие на Венгрии было только в положении толерованои религии; положение духовенства и монастырей зависело от доброй воли местн.землевладельцев. 1500 - 1711 pp. В нач. 16 века закарпатское населения приняло участие в восстании семигородского шляхтича Юрия дл (1514) против феодалов. Оно также больше потерпело репрессий после подавления движения «куруцев» (против феодального и протиавстр. Партия). Порабощения крестьян окончательно оформил кодекс Трипартитум, составленный Стефаном с Вербовцы (см. Вербовций С.). Этот кодекс остался основой венгерский. сословного законодательства до 1848 г. После венгерского поражения под Могачем (1526) и разделения Венгрии между Оттоманской империей, Австрией и Семигородом история Закарпатья определялась, с одной стороны, тур. напором, а с другой - затяжным соперничеством между Габсбургами и Семигородом. Равнинные части Закарпатья часто терпели от тур.-тат. наездов. В борьбе против них участвовало преимущественно населения зап. З., которое тогда находилось под главенством Габсбургов (Пряшивщина и Ужгородщина). Вост. Закарпатье входило в Семигороду. Потому Закарпатье пришлась судьба битвы, на котором в 17 век сражались две силы: венгерская шляхта под предводительством Семигороду и австр. абсолютизм со своими венгерский.сторонниками (восстание С. Бочкаи 1604-06, войск-полит. акции Г. Бетлена, Юрия I и Юрия II Ракоциив, Вешеления, И. Текелия и в частности крупное восстание Франца II Ракоция 1703-11). Особенно активное участие принимали закарпатские украинского в восстании Франца II Ракоция, которое в начальной стадии мало характер соц. революции; они творили приближенный гвардию князя и заслужили от него почетное имя «самого верного народа» (gens fidelissima). В результате непрерывных войн, проходивших на Закарпатье, край получил хоз. руины, пали и нем. города. Зато бремя барщины уменьшился, а в горах она даже не была введена. Это и было причиной притока новых переселенцев из галицкого стороны, где барщинной ущемление был больше. С середины 17 в. С пол. 17 века в Закарпатье началась борьба между правос. и униятами.Этот конфликт имел не только религиозное, но и политическое пидложжя и был связан с борьбой между католицизмом и протестантизмом в Венгрии.Православная церковь Закарпатья находилась в состоянии упадка; духовенство было малообразованные, закрепощены, как и их верные; мукачевские епископы были зависимы от венгерских кальвинських магнатов, которые пытались завести реформационные порядки в правосних приходах. С другой стороны, начатый на Венгрии движение против реформации способствовал также униатским мероприятиям среди православных. Первая неудачная попытка заводки унии было сделано 1612 Перемышльского епископа А. Крупецьким на западе Закарпатья, которое было доминией магнатов Другетов, известных сподвижников Католической Церкви и династии.Унии привели впоследствии епископы В. Тарасович и Петр Парфений Ростошинський. Последствием их мероприятий была Ужгородская уния 1646, на которой украинское священство западной (королевской) части Закарпатья приняло католицизм в восточном обряде. Охраняемая Ракоциив в Мукачево действовал одновременно православный епископ И. Зейкан. Многие работы для укрепления унии положил епископ Й. де-Камелис, родом грек. Твердыней православия до конца 18 в. осталась Мармарощина, которая до 1720 политически принадлежала к Семигороду. Со смертью последнего православного епископа Доситея в углянському монастыре уния внедрена по всему Закарпатью. Несмотря на политическую обособленность, духовые связи Закарпатья с другими украинскими землями были тесны. Здесь принимались богослужебные книги киевского или львовского печати. В 17-18 вв. на Закарпатье развивалась местная религиозная литература, что своему характеру была частью украинской барочной литературы с незначительными венгерскими и словацкими воздействиями. Типичные жанры этой литературы - учительные евангелия, легенды и апокрифы, сборники проповедей, полемически-апологетические писания (среди них выделяются произведения интереснейшего религиозного полемиста конца 17 века М. Андреллы-Росвиговская, названного также «закарпатские. Вишенским»), летописные записки (напр. , Гукливський летопись, закарпатская хроника, начатая 1660 и доведена до 1830 под названием «Новийшая, яже когда случишася»; подает полет. и церк. события в Венгрии и в Закарпатье, социально-бытовые факты; язык родился Гол. автор М. Григаш, свящ. с. Гукливого. Опубликовано Я. Беленький «Венгерско-русские летописные записки», «ЗНТШ», CIV), средневековые повести (популярной была Александрия), стихи и др..Закарпатское писательство 17-18 вв. пользовалось живой нар. языком.Большинство произведений распространялись в рукописях; первые печатные книги для Закарпатья печатались в Терновые на Словакии. Писательство, как и образование (монастырские школы), мало насквозь религиозный характер.Тогда же развивалось на Закарпатье строительство деревянных церквей, из которых осталось несколько ценных образцов до нашего времени. 1711-1847 В противовес к 17 в., Который был эпохой почти непрерывных военных мятежей, 18 в. и первая половина 19 в. были временем спокойного развития Закарпатья Господство Марии Терезии и Иосифа II, представителей просвещенного абсолютизма в Австрии и Венгрии, заметное некоторыми льготами для крестьян и рядом др.. реформ; «урбарна регуляция» (1766) ограничила произвол по панщине обязанностей и брала под охрану пос. зем.наделы. Иосиф II актом отмены подданства крестьян в Венгрии 1785 хотел пойти дальше, но после его смерти возвращены старые порядки; восстановлено пос. подданство продолжалось до 1848 г. Верх. шляхта остро сопротивлялась либеральным мерам Вены. Усиленная в кон 18 в. барщина вызвала движение повстанцев также и на З., был зах.-укр. соответствием гайдамацких восстаний на Приднепровье. Ужгородская уния Ужгородская уния не сразу привела к улучшению отношений на церковной отрезке; мукачевские епископ потеряли значения и были сведены к роли ген.викариев латинских архиепископ Эгеру. Положение улучшилось, когда за оборону интересов Греко-католической церкви на Закарпатье взялась Мария Терезия. 1771 г. на ее притязания папа Климент XIV унезалежнив мукачевскую епархию от Эгеру. Вторая пол. 18 в. заслуживает название «золотого века» в церк. истории Закарпатья В лицах епископов М. Ольшавського, И. Брадача и в частности А. Бакинского оно имело своих лучших церк. и культ. деятелей. К тому времени относятся такие важные события церковной жизни: перенесения резиденции епархии в Ужгород (1780) и создание там епархиальной семинарии, выделение новой Пряшевской епархии (1816).Названы епископ заботились о подъеме материального и образовательного состояния духовенства и о нар. образование. Конец 18 и начало 19 в. В кон. 18 и в начале 19 в. Закарпатье имело ряд высококвалифицированных интеллектуальных сил, вышедших из зарубежных университетов, но не нашли приспособления на своей узкой родине и переехали работать в Галиции и России: П. Лодий и И. Земанчик были проф. львовского «Stadium Ruthemim», а М. Балудянский, И. Орлай, Ю. Гуца-Венелин, К. Павлович, Н. Билевич и др..получили высокие служебные и академические положения в России и в Украине. По сравнению с предыдущими сутками изменился характер закарпатской литературного творчества, набравшая признаков школьной учености. В писательстве, которое удалилось от нар. языка, воцарилась латина и церковно-славянщины. К лит. деятелей этого периода принадлежали: автор грамматики А. Коцак, первый историк Закарпатье И. Базилович, языковед И. Фогараший Бережанин, Стихотворец и доморощенный философ В. Довгович и др.. Самой выдающейся фигурой был языковед, историк и церковный деятель М. Лучкай-Поп (1789-1843). От 1848 и до 1918 Революционные события 1848-49 годов сдвинули частично и Закарпатья.Многие молодой интеллигенции увлеклось лозунгами венгерской революции; однако шовинистический характер венгерского движения отталкивал славянские народы и толкал их на союз с Веной. Среди закарпатцев, которые отнеслись враждебно к венгерской революции, были такие выдающиеся фигуры XIX века как писатель и неутомимый осв. деятель-"пробудитель" о. А. Духнович (1803-65) и энергичный политик и публицист А. Добрянский (1817-1901). Под влиянием Добрянского словацкие участники Слов. Конгресса в Праге выдвинули проект, чтобы в составе Венгрии была создана автономная словацко-укр. обл. В апреле 1849 А. Добрянский отстаивал перед Гол. Русской Радой во Львове программу объединения Галичины и Закарпатья в отдельный автономный «коронный край» в составе Габсбургской монархии.Впоследствии он возглавил делегацию от закарпатских украинских до императора Франца Иосифа I, которая предъявила в Вене постулат о создании в рамках Венгрии «Русского воеводства» с нац.-территориальных и культ. автономией. Несмотря на поражение венгерской революции, правительство не выполнило просьбу о выделении Закарпатье в отдельную единицу, только А. Добрянский и др.. закарпатские деятели получили высокие административные посты в закарпатских комитатах. Закарпатская интеллигенция не использовала как следует этой ситуации, а впоследствии отношения в Венгрии и на Закарпатье не способствовали политературнои организации закарпатских украинских. В выводах усиления абсолютизма в Австрии и с новым ростом венгерских национализма среди закарпатских. интеллигенции все явственнее проявляется ориентация на внешние факторы; часть ее угорщиться, а среди остальных распространяется идеология москвофильства. Его фанатичным пропагатор был священником И. Раковский, ред. выдаваемой правительством «Церковной газеты» (1856-58). Развитию москвофильства способствовали традиционные среди закарпатских. духовенства мысли о необходимости всеслов. грамотного языка; но теперь с ц.-слав. языка это переносилось на русск. Глубокую память оставили также события 1849 p., что обнаружили победу Николая I над венгерским. революцией. Как видно из примера А. Добрянского, москвофильство на Закарпатье сначала не противоречило льояльности к Габсбургам, но впоследствии все сильнее обращалось в сторону России. В противоположность Галичины, это течение на Закарпатье долгое время не находила противовеса в народовецькому лагере и царила почти безраздельно. Москвофильство одновременно привело к разрыву между интеллигенцией и крестьянством и никак не могло помешать венгерским воздействиям. Согласования между Австрией и Венгрией 1867 г. в форме дуалистической австроугорськ. монархии бросило национального меньшинства в жертву венгерской олигархии. Скромные достижения, которые закарпатские украинских достигли в 1850-ых pp., Были немедленно ликвидированы. Греко-католическая церковь, как единая нац. учреждение закарпатских украинских и их офиц. репрезентация, стала медленно послушным орудием денационализацийнои политики Будапешта. На именования закарпатские. еп.приобрел головой влияния венгерское правительство, и поэтому, начиная от С. Паньковича (1866-74), что оставил после себя славу ренегата, Закарпатье получало только епископ-мадяронив. Замирали укр. приходские школы, одна за другой исчезали газ. («Св? Тъ» 1867-71, «Новый Св? Тъ» 1871-73, «Карпатъ» 1873-86, «Листокъ» 1885-1903), упадок деятельность осв. общества «Общество св. Василия В. ». Углублялась изоляция Закарпатья от Галичины.Закарп. литераторы второй пол 19 в. (А. Павлович, А. Кралицкий, И. Сильвай, Е. Фенцик, А. Митрак, Ю. Ставровский-Попрадов и др.). Продолжали писать произведения удивительным жаргоном («язычие»), который был мешаниной русск., Ц .- слов. и р. языков. И содержанию эта литература была далека от живых гром., Культ. и соц. интересов народа. К этому присоединилась еще и хоз. катастрофа, постигшая Закарпатье в кон.XIX в. Несмотря на юридическую эмансипацию крестьянства (снос барщины и подданства 1848 p.), оно дальше находилось в фактическом соц. и экон.зависимости от помещиков. Вследствие прироста населения и дробления наделов, при слабом развитии урбанизации и индустриализации, быстро давал себя почувствовать зем. голод. Над селом тяготели еще и пр.. болячки: алькоголизм, ростовщичество, неурожаи в 1890-х pp., а отсюда голодания населения. В 1898-1902 pp. венгерское правительство, по просьбе епископ Ю. Фирцака, начал т. н. «Верховинску акцию», то есть ряд соц.-хоз. меры для улучшения положения крестьянства. Хронические нищету были толчком для эмиграции в ЖДА, которая с 1880-х pp. набрала массовый характер.Эмиграция была наиболее интенсивна в зап. З., где издавна существовала традиция сезонов заробитчанских путешествий. В сев. комитатах (Шариш, Земплин, Унг) эмиграция забирала весь естественный прирост населения, а в 1905-07 pp. доходило даже до 200% естественного прироста; никакая др..слов. территория не дала такого сравнительно высокого процента переселенцев в Америку. 1900-14 pp. Период 1900-1914 pp. сказался тремя важными процессами: усилением венгерского давления, новой волной москвофильской пропаганды и возникновением народовецькои (нац.-укр.) течения. Школьные законы 1902 и 1907 (т. н. Закон Аппоньи) вводили венгерский язык к церк. школ; в вислиди зугорщено все шкильництво. В участке церк. политики создано 1912 г. по части приходов мукачевской и Пряшевской епархий Гайдудорозьку епархию, где введено венгерский. богослужебную язык. Прешовский епископ С. Новак внедрил Григорианском календаре, а министерство образования 1918 внедрило в укр. публикаций венгерскую азбуку. С 1900-ых pp. судьбой Закарпатья начали больше интересоваться рус. славянофильские круги в Петербурге и москвофилы Галичины. При поддержке панславистичного деятеля графа В. Бобринский в Петербурге, началась агитация за православие, для чего создавала пригожий грунт венгерский.денационализацийна политика. Венг. власть подавила это движение, а на процессе в Марморському Сиготе (грудень. 1913 - март 1914) осужден на казнь увьзнення килькадесять крестьян-неофитов православия на С. Общ. упадок закарпатские. населения, с одной стороны, и пример гал.возрождение, с другой, побудили группу младшей светской и духовной интеллигенции обратиться к народу, работать вместе с ним над его осв. и соц.воодушевлением. Это т. н. народовецька течение, впоследствии, среди измененных условий чехо-словацкого режима, решающее причиной нац.возрождения Закарпатья Первым представителем современного украинства, взявшего себе к сердцу судьбу «израненного брата», был Драгоманов; в 1875-76 pp. он дважды побывал в Закарпатье С 1890-х pp. закарпатские.темами заинтересовалось несколько гал.-укр. ученых: И. Франко (ист. литературы), В. Гнатюк (этнография), И. Верхратский (диалектология), С. Томашевский (ист. и статистика). Антропологические исследования проводил Ф. Вовк. Под их влиянием сотрудничали в публикациях НОШ местные деятели - Ю. Жаткович (историк) и Г. Стрыпский (исследователь литературы). На лит.-речевом отрезке начал народовецький направление В. Чопей, автор «Русско-мадьярского словаря» (1883), базирующегося на живых родился говорах.Выдающимся образовательным деятелем первой половины 20века. был о. А. Волошин, автор «Грамматики малороссийского языка» (угорськ. языке, 1907), получившей на длительное время нормативного значения. Он также издавал газ. «Наука» и составил ряд учебников, календарей и осв. книг для народа.Народовецький движение до первой мировой войны, хотя не был многочисленным, все же пустил длительное корни. Когда осенью 1918 г. упала старая Венгрия, народовецький движение поставило перед собой уже и политические задачи. 1918 - 20 pp. В значительной степени под влиянием актов полет. самоопределения в Галичине на этот путь ступили и закарпатские. Украинский. По городам и м-ках Закарпатье творились народные советы, которые проявляли полет.стремление относительно будущей судьбы Закарпатья За присоединение к Украине высказались народные съезды: в Любовные под руководством о. А. Невицкого (8. 11. 1918), в Сваляве (8. 12. 1918, гл. М. Комарницкий), в Сиготе (18. 12. 1918) и в Хусте, где 21. 1. 1919 собрался «Собор всех русинов, жиючих на Венгрии» в количестве 400 делегатов от 400 000 укр. населения.Под руководством братьев М. и Ю. Бращайкив съезд проявил свою волю присоединиться к УНР; от Закарпатья были высланы двух делегатов в Унради в Станиславове и на Трудовой Конгресс в Киев. Ужгородская народная совет выразил льояльнисть в Венгрию, а пряшевский (уже в оккупированном чешскими войсками городе) высказалась за присоединение к Чехословакии. В 1919 г. территория Закарпатья находилась под разными властями: восточное Закарпатье оккупировали румыны (за исключением Ясиня с несколькими гуцульскими селами, где существовала так называемая «Гуцульская республика»), сев. часть - чехи, а Березским комитат остался за венграми.Последние пытались успокоить Закарпатье культ.-административной автономией: в декабре 1918 г. венгерский. правительство издало закон о «Русскую Страну», именовал венгерский. губернатора в Мукачево для Закарпатья и «русского министра» в Будапеште. После больш. переворота в Венгрии создан в Мукачево «Русско-Украинский нар. комиссарства ». Но эти эфемерные институты не просуществовали долго. 8. 5. 1919 сошлись представители Ужгородский, Хустский и Пряшевской советов и, образовав Центр. Народную Русскую Раду, провозгласили объединение Закарпатья с Чехословакией. На это решение во многом повлияла деятельность Закарпатского. эмиграции в ЖДА, представители которой вели переговоры с чехо-словацким деятелями, гл. с Т. Масариком, с целью включения Закарпатья в будущей республики чехов и словаков на федеративных основах. Проведен плебисцит среди закарпатских. общин в ЖДА дал 2 / 3 голосов в пользу присоединения. В выводах этих актов народного волеизъявления и дипломатических мер чехо-словацких политиков Мировая Конференция в Париже санкционировала передачу Закарпатье в Сен-Жерменского договора (10. 9. 1919), где подле гарантировался автономный статус С. По 1920 г. Чес. господства на Закарпатье сказалось рядом реформ, большинство которых имело позитивные последствия. С другой стороны, проведен ряд мероприятий, которые шли вразрез со стремлением закарпатские. Украинские до самоуправного жизни. Полит.-культ. развитие Закарпатья 1920-39 pp.происходил между чехо-словацким централизмом и местным автономизмом. Административно-полит. организацию края определяли уставы пражского правительства с 1919 и 1920 pp.; они не совершали постановлений Сен-Жерменского договора и чехо-словацкой конституции об автономии.Закарпатье было выделено в отдельный административный край «Пидкарп.Русь », за его пределами осталось ок. 100 000 украинских в пределах Словакии; губернатором края был назначен Г. Жатковича, который после 1921 года отрекся губернаторства, протестуя этим против неосуществления чехами автономии Закарпатья Вторым губернатором стал А. Бескид (1923 - 33), который однако имел лишь номинальную власть. Фактическая власть находилась в руках вице-губернатора чеха (А. Рассыпала) и возглавляемой им, составленной преимущественно из чехов, администрации.Административная реорганизация 1925 и 1927 г. происходила по линии дальнейшей централизации; было устранено разделение края на жупы (комитаты), ограничено самоуправление общин, приравнены в целом «Пидкарп. Русь »в четырех др.. провинций государства. Только в 1937 г. за губернатора К. Грабаря (1935-38) осуществлен первый этап автономии (создание губ. Совета), которая была значительно распространено осенью 1938 при реорганизации Чехо-Словакии. Полит. жизнь оказалась в начале в деятельности двух родился советов - укр. и русофильской ориентации.Впоследствии появился на Закарпатье целый десяток партий, здебильша филиалов чешских партий. Это, с одной стороны, активизировало широкие круги в полете. жизни, но одновременно распыляло местн. силы в их борьбе за всестороннее развитие края. Выборы 1924 и 1925 дали предпочтение коммунистам; только 1928 и 1935 было избрано более неком. послов и сенаторов, все же украинского между ними были в меньшинстве.Сознательные укр. деятели проявляли себя больше в культ.-гром., чем в полет. жизни края. Оно проходило под знаком борьбы между тремя тенденциями: русофильской, автохтонной и украинского. Сначала пражское правительство способствовал укр. культ. течения на З., но впоследствии, гол. с 1930-х pp., когда пришли более к слову чешск. нар. социалисты, искусственно поддерживалось русофильство. Однако, укр. движение, опираясь на живую связь с народом, инициированный младшей интеллигенцией, вышедшей преимущественно из родился низов (учительство, студенты), в противоположность к старой интеллигенции и угрофильського священства, получил заметные успехи. Деятельность общества «Просвита» с сеткой читален по всему краю (в 1936 г. - 14 филиалов и 233 читальни), «Учительской Громады» (в 1935 - 1 650 чл.), Нац. театра, хора в Ужгороде, Пласта и, в частности, укр. шкильництво и влияние укр. прессы привели к победе укр. нац.движения в Закарпатье. Гол. культ. и общественными деятелями этого периода из числа украинских на Закарпатье были о. А. Волошин, братья М. и Ю. Бращайкив, Ю. и Ф. Рева, С. Клочурак, А, Штефан, о. В. Гаджега и др..Немало способствовали нац. возрождению Закарпатье также Украинской из др.. земель, которые находились на З., как В. Бирчак, И. Панькевич, А. Алиськевич, В. Пачевский, отец С. Решетило и др.. Русофильские деятели объединялись в «Общество имени А. Духновича» и б.православной церкви, организованной рос. эмигрантами и поддерживаемая чешск. правительством в противовес к гр.-Кат. Церкви, представляемого значительным количеством угрофильського священства. В 1936-37 гг русофилы пытались овладеть шкильництво оргциею т. н. школьных плебисцитов по делам языка обучения. Это обострило еще больше отношения между двумя культ. лагерями и активизировало укр. сторону. За 20 г. чешск. режима на Закарпатье немало сделано в области техн.восстановления и соц. организации края (новые пути, модернизация городов, гром. строения, больницы, соц. вспомогательный акция на Верховине). Но чехам не удалось решить проблемы безземелья и безработицы; проведена зем. реформа охватила лишь незначительную часть крупных посилостей (уделено 35 000 га земли безземельным и малоземельным крестьянам).Хроническая безработица закарпатские. бедного населения увеличилось еще и тем, что ряд мест. пром. предприятий были закрыты, не выдерживая конкуренции с чешской промышленностью. Уход на сезону труда, эмиграция и финансирования правительством публичных работ частично спасали тяжелое положение жителей Верховины. Хоз. кризис нач. 1930-х pp. вызвала голод на З., а массовая безработица отразилось в раб. волнениях; ком. партия находила подходящий грунт в этой соц.госп. кризису. Протичеськ. настроения усиливались фак-. том централистских политики Праги и наличием большого числа чехов на Закарпатье (в 1930 г. 30 000), из которых на 70-80% состоял правительственный аппарат, чешские школы были Привилегированное, хотя в большинстве их посещали евр. дети. Полит.атмосфера кон. 1930-х pp. была достаточно зрадикализована; Венгрия продолжала ревиндикацийну политику по З., где ей вторили венгерский.меньшинство и некоторые русофильские и автохтонные деятели; укр. нац.направление, гл. среди молодежи, отмечал полет. программу независимой Украины, коммунисты провозглашали советофильськи лозунги в пользу СССР и УССР; некоторые русофильские круга увлеклись идеями рус. фашизма. В этой ситуации застала Закарпатье полет. кризис 1938-39 pp. в Чехословакии.Под влиянием междунар. событий и внутр. давления Прага согласилась в первые дни октября 1938 на создание автономного правительства во главе с А. Бродием, которого впоследствии устранены за угрофильства; гл.правительства 26. 10. 1938 стал А. Волошин. В то время как русофилы в большинстве поддерживали венгерской ревиндикации, украинского выступили за строительство автономной Карпато-Укр. Государства в федеративном связи с чехами и словаками. Новый полит.-правний статус Закарпатья определил конституционный закон 22. 11. 1938, по которому краем должен был руководить отдельный автономное правительство, а законодательная власть должна находиться в руках избранного карпато-укр. сойма. После венского арбитража 2. 11. 1938, который уделил Венгрии южн. часть Закарпатья с, г. Ужгород, Мукачево и Берегово, столицу края перенесено в Хуст. С большим воодушевлением началось строительство различных участков национальной жизни. 12. 2.1939 состоялись выборы в первый сейм Карп. Украина, которые дали значительную победу Укр. Нац. Объединению (86,1% из всех, имевших право голосовать). Однако междунар. события помешали нормальному развитию автономии Карп.Украина. Венгры и поляки вели пропаганду за общий угорськ.-поль. границу средства Закарпатья и посылали диверсионные группы с целью распространения беспокойства и неурядиц. Будапешт и Варшава делали мероприятия в Берлине с целью получить согласие Гитлера на оккупацию Закарпатья В то время так же увеличилось напряжение между чехами и украинских в связи с назначением Прагой чешск. мин. до Хуста ген. Л. Прхалы.15.3. 1939, одновременно с оккупацией Чехии и Моравии, Гитлер поручил Венгрии оккупировать Закарпатье На оборону стали отделы «Карпатской Сечи», которые не в силах были защитить страну против вдесятеро превосходящего венгерские войска (ок. 40 000). Еще до оккупации С., 15.3.1939, собрался Сейм Карпатской Украины, который провозгласил независимость страны, принял конституцию и избрал президентом Республики А. Волошина. Правительство Карпатской Украины и многие деятели эмигрировали за границу. Венгерская оккупация Венгерская оккупация Закарпатья была связана с террором и репрессиями против укр. деятелей. Вместо обещанной автономии, венгры признали узкую самоуправу «Пидкарп. Краевые », проводя политику угорщення в культ. жизни и администрации. Будапешт искусственно инспирировал создание «русинского» языка и культуры, толеруючы деятельность русофилов, однако остро преследуя каждую попытку укр. активности. В этом плане были допущены и поддерживаемы правительством некоторые учреждения («Подкарпатская Общество Наук»), некоторые издания подобное.Политературнои организации были запрещены. Реакция на тяжелый режим порабощения оказалась в массовом бегстве закарпатские. молодежи к УССР в 1940-41 pp. и в деятельности националистического подполья. Венгры не сумели добыть никаких симпатий среди мест населения во время их господства в 1939-44 pp. Поэтому приход советов. войск на Закарпатье осенью 1944 рассматривался большинством населения как освобождение. Чехо-словацкий администрация возобновилась только частично и временно. Закарпатье было быстро советизированной, а организованный ком. партией съезд Родился Комитетов Закарп. Украина 26. 11. 1944 в Мукачево высказался за присоединение Закарпатья к УССР. 29. 6.1945 между Чехословакией и СССР заключено условие о выходе Закарпатья из состава Чехословакии и присоединения его к Украине. Краевое управление в 1944-45 было в руках Родился Совета Закарп. Украина, а с января 1946 - обл. органов сов. управления. Закарп.область в границах 1938 переживает подобный соц., хоз. и культ. процесс, что и остальные укр. земель в УССР. Новая власть провела за первые годы национализации предприятий, в 1949-50 - коллективизацию соль. хозяйства.Введено сов. школьную систему, основан 1946 Ужгородский Гос. Университет.Греко-католическая церковь подверглась преследованиям со стороны нового режима (г. пр.. Убийстве епископ Т. Ромжи 1947), и в 1949 г. ее формально ликвидировано. Закарпатье в послевоенные годы было, подобно как и соседние гал. обл., поприщем действия укр. повстанцев (См. ЭУ И с. 491-92, 533-34, 566-69, 590-91).
Tags: Закарпатье Венгрия Трипольский культурный центр король Стефан І Русская Мархия Федор Корятович Венгерская оккупация Чехо-словацкия А. Волошин Яндекс.Директ
| Новости
Фотогалерея
|
История Закарпатья
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии