На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Тунисско-египетская болезнь и ее осложнения

 
Журнал «Власть»   № 5 (909) от 07.02.2011   
21 января, Йемен, провинция Лахдж Фото: REUTERS/Stringer/REUTERS/Stringer

Свержение режима президента Зина аль-Абидина бен Али в Тунисе и массовые беспорядки в Египте, изменившие политическую ситуацию в этой стране, подтолкнули к действиям оппозиционеров и в других арабских государствах. Власти этих стран, в свою очередь, делают все, чтобы не допустить распространения тунисской заразы у себя.


Иордания
Иордания вместе с Египтом стала первым государством, в котором начали проходить акции протеста по тунисскому сценарию. В Аммане, столице страны, несколько человек совершили акты самосожжения (с этого, напомним, начались протесты в Тунисе). Особенности иорданской жизни — в стране, несмотря ни на что, чтут короля Абдаллу — сделали невозможными требования свержения монархии. Мишенью массовых протестов стало правительство страны во главе с Самиром Рифаи. Поначалу король подчеркнуто игнорировал манифестации, а правительство старалось не применять к их участникам силу. Однако по мере того, как обстановка в Египте накалялась, игнорировать протесты в своей стране королю становилось все сложнее. В прошлый вторник он без объяснений отправил в отставку кабинет министров, а новому поручил как можно скорее заняться реформой политической системы страны.

Оппозиция из числа исламистов сочла действия короля недостаточными и пообещала продолжение протестов, однако очевидно, что большинство иорданцев склонны считать вопрос исчерпанным. "Я счастлив, что король прислушался к мнению народа. Нам не нравился старый премьер-министр, а новый — чист",— цитировала одного из участников протестов газета The Washington Post.

Йемен
Генерал-лейтенант Али Абдалла Салех руководит Йеменом с 1978 года. Он был президентом Йеменской Арабской Республики, а после того, как в 1990 году ЙАР объединилась с Народной Демократической Республикой Йемен, стал главой получившегося государства. Массовые протесты против Салеха начались в январе 2011 года. Многотысячные манифестации проходили едва ли не во всех городах страны. Попытки властей подавить эти выступления были неудачными и не слишком активными: главные союзники и доноры Йемена — ЕС и США предупредили руководство страны, что правящий режим потерял их поддержку. Без помощи Запада власти самой бедной арабской страны, имеющие к тому же отвратительные отношения с соседями, разумеется, не могли бы существовать.

Али Абдалла Салех, который еще в начале года представил поправки к конституции, которые сделали бы его пожизненным президентом, держался до начала февраля. Похоже, последней каплей для него стало решение иорданского короля, куда более близкого США и ЕС союзника, отправить в отставку кабинет министров. Вскоре после того, как из Аммана пришло сообщение о смене правительства, Салех выступил в парламенте, объявив, что покинет свой пост в 2013 году, когда в стране должны пройти очередные президентские выборы. Более того, он пообещал, что не станет передавать власть своему сыну. "Я не стану выдвигать свою кандидатуру на следующий срок и не позволю своему сыну унаследовать президентский пост. Нет пожизненному президентству! Нет наследственной монархии!" — заявил он.

Сирия
События в Тунисе и Египте, безусловно, напугали сирийское руководство. И это при том, что ни о каких серьезных или даже незначительных протестах в сирийских городах на момент сдачи номера в печать не сообщалось. Тем не менее президент Башар Асад почувствовал необходимость высказаться и показать не только гражданам своей страны, но и всему миру, что у сирийцев нет необходимости выходить на улицы. Для того чтобы донести свою точку зрения, Асад выбрал одну из наиболее влиятельных и читаемых газет мира — The Wall Street Journal, которой внезапно дал интервью. В нем Асад так же внезапно начал говорить о своей приверженности политическим и экономическим реформам, которые он начнет буквально немедленно, чтобы отразить рост политических и экономических устремлений народа. Более того, он всячески выражал свое восхищение и свою поддержку участникам протестов в других странах. Сами же протесты в Египте, Тунисе и Йемене он приветствовал как начало "новой эры" на Ближнем Востоке. Разумеется, частично его восторги объяснялись тем, что объектами народного недовольства стали лидеры, отношения с которыми у Асада складывались не самым лучшим образом, однако главной причиной, скорее всего, оставалось нежелание оказаться на месте бен Али, Салеха и Мубарака.

Судан
Президент Омар аль-Башир руководит Суданом более 20 лет. Все это время он умело использовал тактику "разделяй и властвуй" для обеспечения себе комфортных условий правления. Первые 15 лет его правления Судан был ареной гражданской войны между севером и югом, затем, уже в начале XXI века, начался конфликт в Дарфуре. Это позволяло Баширу выставлять себя жертвой происков Запада, не слишком удачную экономическую политику объяснять военными проблемами и пользоваться относительно высокой поддержкой на севере страны.

Однако после начала народных выступлений в других арабских странах проблемы возникли и у Башира. 17 января в Хартуме прошла массовая демонстрация протеста против экономической политики правительства. Башир ответил на нее репрессиями: лидеры оппозиции, публично поддерживавшие смену власти в Тунисе, были арестованы, сама демонстрация разогнана. Тем не менее то, что тысячи человек вышли на улицы Хартума с антиправительственными лозунгами, да еще в тот момент, когда их проправительственные чувства должны были быть особенно сильны (на юге Судана проходил референдум по отделению), эксперты сочли знаменательным и опасным для президента событием.

Алжир
Беспорядки в Алжире начались почти одновременно с тунисскими и по тому же самому поводу. Власти страны объявили о повышении цен на основные продукты питания — молоко, муку, сахар. У алжирцев это вызвало особое негодование: страна обеспечивает до 20% потребностей Европы в газе и при этом экономическое положение населения становится все хуже и хуже. На улицы вышли тысячи молодых алжирских безработных.

В отличие от Туниса в Алжире власти довольно быстро подавили выступления, и по словам многих экспертов, смена власти в стране, скорее всего, не произойдет. Президент Абдельазиз Бутефлика не пользуется любовью населения, однако в целом его режим не так деспотичен, как режимы в соседних странах, и, как говорят аналитики, оппозиции будет сложно организовать более или менее массовое движение под лозунгом свержения президента. Кроме того, весьма влиятельные алжирские профсоюзы не выразили готовности поддержать акции протеста. Не нашли уличные выступления поддержки и у основных оппозиционных сил.

Картина дня

наверх