На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

БРАК В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Семья начиналась с брака Правовым вопросам брачных отношений римские юристы уделяли большое внимание, изучив, проанализировав и дав соответствующие правовые оценки их разновидностям.

Древнеримское общество пытается идеализировать семью. Римские юристы весьма идеалистически определяют брак. Так, Модестин писал- «Брак есть союз мужа и жены, общ

88

 

ность всей жизни, единение божественного и человеческого права» (Д.23.2.1). Между тем во все времена рабовладельческого государства жена, женщина никогда не занимала равного с мужем, мужчиной положения.

Она всегда находилась в зависимости от отца, мужа, брата, опекуна и т.д. При этом речь идет не о традиционно нравственной или фактической зависимости, а о правовом неравенстве. Римляне этого и не скрывали.

Римскому праву известны были два вида брака: законный римский брак — matrimonium justum и брак, заключавшийся между перегринами и другими свободными, которые не имели права вступать в римский законный брак. Римский законный брак, в свою очередь, исторически делился на два вида: брак cum manu и брак sine manu.

Кроме того, различалась еще одна разновидность незаконного брака — конкубинат.

Законный римский брак matrimonium justum, который заключался в строгом соответствии с нормами цивильного права, допускался только между римскими гражданами, имевшими jus conubii. Браки между римским гражданином (гражданкой), с одной стороны, и перегрином (латином, вольноотпущенником, колоном), с другой, категорически запрещались. Некоторые сословные ограничения ко вступлению в брак сохранились даже после того, как все свободные Римской империи были объявлены гражданами. Так, лица сенаторского звания не могли вступать в брак с вольноотпущенницами, провинциальный магистрат не мог брать в жены гражданку данной провинции, имелись и некоторые другие ограничения.

Перегрины вступали в брак между собой в соответствии с нормами права народов, т.е. своего национального права. Латины, вольноотпущенники и колоны заключали браки .1 между собой в соответствии со своим правовым статусом. J Однако такие браки правовых последствий римского законного брака не порождали. Ребенок, рожденный в подобном браке, не приобретал статуса римского гражданина.

Фактические брачные отношения людей, которые не могли вступить в законный римский брак (разное граждан-: ство или сословие), получили название конкубинат. Имелось в виду устойчивое сожительство мужчины и женщины с на-. мерением создать семью, а не кратковременная случайная

89

 

связь, которая строго преследовалась со времен Августа (ряд суровых законов, направленных на упрочение нравственных устоев семьи, преследование прелюбодейства, особенно со стороны женщины).

Конкубинат практически не порождал никаких правовых последствий. Дети, рожденные в конкубинате, не приобретали имени и статуса отца, не имели права на его алименти-рование, не могли стать наследниками после его смерти, не получали статуса брачных детей, на них не распространялась отцовская власть. Женщина в таких отношениях не принимает имени мужчины, не разделяет его общественного положения и социального состояния и т.д.

Законный римский брак в республиканский период назывался браком с мужней властью — cum manu. При этом браке жена попадала в полную личную и имущественную зависимость мужа или его домовладыки, если муж сам находился под отцовской властью. Она занимала положение дочери родителей своего мужа, окончательно лишаясь агнат-ских родственных связей со своими родителями, братьями, сестрами и другими близкими родственниками. Власть мужа при этом браке практически не ограничивалась. Однако уже Законы XII таблиц допускают возможность заключения брака, при котором жена не попадает под полную власть мужа. Жена могла воспрепятствовать установлению власти мужа, уходя из его дома на три ночи в конце каждого брачного года и тем самым прерывая течение давности. Таким образом она сохраняла независимость.

Со временем, однако, власть мужа ослабевает. Связано это с развитием индустриализации частной собственности. Жена приобретает определенные имущественные права на семейное имущество, а вместе с ними и некоторую личную независимость от мужа. Так постепенно на смену браку cum manu приходит новый брак без мужней власти (sine manu). Уже в классический период он окончательно вытесняет брак с мужней властью.

Утверждение брака без мужней власти знаменует крупнейший поворот в истории римского семейного права. Жена выходит из неограниченной власти домовладыки, а также своего мужа и формально становится независимой личностью. Этот брак существенно отличался от брака с мужней властью. Они по-разному заключались и по-разному прекра

90

 

щались. Однако утверждение брака порождает ряд отрицательных последствий. Независимость жены, свобода развода, накопление огромных богатств отрицательно сказались на семейно-нравственных устоях римского общества. Август был вынужден принять ряд законодательных мер с целью упрочения брачных отношений и пресечения злоупотреблений свободой развода. Он пытается стимулировать вступление в брак и деторождение. Устанавливается уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, вводится ряд ограничений имущественного.порядка. Так, мужчины в возрасте от 25 до 60 и женщины от 20 до 50 лет, не состоявшие в браке и не имевшие детей, не могли быть наследниками по завещаниям, а состоявшие в браке, но не имевшие детей, могли получить только половину завешанного имущества. При этом бездетность понималась по-разному для мужчин и женщин. Мужчина не считался бездетным при наличии одного ребенка, женщина —только при трех, а вольноотпущенница — только при четырех. Эти меры не принесли ожидаемого успеха, но и сама сущность брака без мужней власти не была поколеблена.

Заключение брака.Заключение брака с мужней властью сводилось к установлению manus (руки) над женой. При этом браке власть могла быть*установлена одним из трех способов:

3 месяца обучения и вы зарабатываете от 300$ не вставая с дивана!
www.tvoy-startup.ru

Смешные рассказы об эпохе, когда жизнь была смешнее анекдота
www.t-story.ru

On-line консультация, подготовка, претензий, исков, жалоб - тариф 300 руб
            Адрес и телефон  · 

а) совершения определенных религиозных обрядов; б) манци-пации; в) приобретательной давности. С возникновением и утверждением брака без мужней власти эти формы постепенно утратили свое назначение. Вместо них все чаще применяется простое соглашение брачующихся с последующим торжественным вводом жены в дом мужа. Естественно, соглашение брачующихся о вступлении в брак происходило в присутствии близких родственников и в торжественной обстановке.

Условия вступления в брак:

а) свободное волеизъявление жениха и невесты. В раннереспуб-ликанский период такое согласие могли дать домовладыки жениха и невесты. Однако, если по какой-либо причине они такого согласия не давали, то брачующиеся могли добиться разрешения на вступление в брак через магистрат;

б) достижение брачного возраста — 14 лет для мужчин, 12 лет для женщин;

в) наличие права вступать в брак (jus conubii). Это необходимый элемент гражданской правоспособности, без ко

торого в брак вступить было невозможно. Этим правом были наделены только римские граждане. Поэтому до 212 г. в законный римский брак могли вступать только обладатели юс конубии. После 212 г. это ограничение отпало;

г) несостояние в другом нерасторгнутом браке. Строгий моногамный характер римской семьи не допускал многоженства. Никаких препятствий для вступления во второй брак после прекращения первого римское право не содержало. Однако требовалось вдове соблюсти траурный год, т.е. промежуток после смерти мужа в 10 месяцев. Целью этого ограничения было, с одной стороны, проявление определенного уважения (пиетета) к памяти покойного, а с другой — устранение могущего возникнуть сомнения в определении отцовства, родившегося в этот период ребенка. Однако этот обычай почти не имел правового значения. Если вдова в этот период все же выходила замуж, то ее брак не признавался ничтожным, однако она сама подвергалась бесчестью;

д) отсутствие близкого родства. Родство по прямой линии во всех случаях было препятствием для вступления в брак. По боковой линии в древнейшее время браки между родственниками до шестой степени включительно не допускались. В республиканский и императорский периоды эти ограничения были смягчены. Кроме того, не допускались браки между опекуном и подопечной, между замужней женщиной, допустившей прелюбодеяние, и ее сообщником.

Провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции. Данный запрет преследовал двоякую цель: исключить возможное давление на волю невесты и воспрепятствовать возникновению семейного влияния через магистрата. Не допускалось вступление в брак лиц, состоящих в близком свойстве, которым признавалось отношение между одним из супругов и родственниками другого супруга. Например, младший брат не мог брать в жены вдову умершего старшего брата.

Прекращение брака. Брак мог быть прекращен смертью одного из супругов или разводом. К смерти приравнивалась утрата свободы одним из супругов (продажа в рабство, попадание в плен или осуждение к вечной каторге).

Одним из основных начал римского семейного права было соблюдение принципа абсолютной свободы развода почти во все времена Римского государства. Однако полная свобода развода обернулась определенными отрицательными последствиями. Поэтому в императорский период и особенно с утверждением христианской религии были установлены весьма существенные ограничения к разводу: нарушение супружеской верности, покушение на жизнь супруга, неспособность к деторождению, брачной жизни, уход в монастырь одного из супругов. Развод без уважительной причины сопровождался наложением штрафа.

Картина дня

наверх