24 апреля 1915 - 24 апреля 2015
Геноцид армян. 100 лет.
КОМИТАС
А. Хачатурян
Выдающийся армянский композитор, ученый-фольклорист, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, Комитас сыграл исключительно важную роль в становлении и развитиинациональной композиторской школы. Его опыт претворения традиций европейской профессиональноймузыки на национальной почве и в частности многоголосные обработки монодийных (одноголосных) посвоей природе армянских народных песен имели огромное значение для последующих поколенийармянских композиторов. Комитас является основоположником армянской музыкальной этнографии,внесшим неоценимый вклад в национальную музыкальную фольклористику, - им была собранабогатейшая антология армянской крестьянской и древнегусанской песни (искусство певцов-сказителей).
Многогранное искусство Комитаса открыло миру все богатство армянской народнопесенной культуры. Егомузыка впечатляет удивительной чистотой и целомудренностью. Проникновенная мелодика,тонкоепреломление ладогармонических особенностей и колорита национального фольклора, изысканнаяфактура, совершенство формы характерны для его стиля.
Комитас является автором относительно небольшого числа произведений, среди которых Литургия("Патараг"), миниатюры для фортепиано, сольные и хоровые обработки крестьянских и городских песен,отдельные оперные сцены ("Ануш, Жертвы деликатности, Сасунские богатыри"). Благодаря выдающимсямузыкальным способностям и замечательному голосу рано осиротевшего мальчика в 1881 г. зачисляютвоспитанником Эчмиадзинской духовной академии. Здесь полностью раскрывается его незаурядноедарование: Комитас знакомится с европейской теорией музыки, записывает церковные и народные песни,делает первые опыты хоровой (многоголосной) обработки крестьянских песен.
После окончания курса Академии в 1893 г. его возводят в сан иеромонаха и в честь выдающегосяармянского гимнотворца VII в. присваивают имя Комитас. Вскоре Комитаса там же назначают учителемпения; параллельно он руководит хором, организует оркестр народных инструментов.
В 1894-95 гг. появляются в печати первые комитасовские записи народных песен и статья "Армянскиецерковные мелодии". Осознавая недостаточность своих музыкально-теоретических познаний, в 1896 г.Комитас едет в Берлин с целью восполнить свое образование. В течение трех лет в частнойконсерватории Р. Шмидта он изучает курсы композиции, берет уроки игры на фортепиано, пения ихорового дирижирования. В университете Комитас посещает лекции по философии, эстетике, всеобщейистории и истории музыки. Разумеется, в центре внимания - богатая музыкальная жизнь Берлина, где онслушает репетиции и концерты симфонического оркестра, а также оперные спектакли. Во времяпребывания в Берлине он выступает с публичными лекциями, посвященными армянской народной ицерковной музыке. Авторитет Комитаса как фольклориста-исследователя столь высок, что Международноемузыкальное общество избирает его своим членом и публикует материалы его лекций.
В 1899 г. Комитас возвращается в Эчмиадзин. Начинаются годы его наиболее плодотворной деятельностив различных сферах национальной музыкальной культуры - научной, этнографической,творческой,исполнительской, педагогической. Он работает над капитальным "Этнографическим сборником",записывает около 4000 армянских, курдских, персидских и турецких церковных и светских напевов,занимается расшифровкой армянских хазов (нотных знаков), изучением теории ладов, самих народныхпесен. В эти же годы он создает отмеченные тонким художественным вкусом обработки песен для хора безсопровождения, включаемые композитором в программы своих концертов. Песни эти различны пообразно-жанровой принадлежности: любовно-лирические, шуточные, плясовые ("Весна, Шествуй, Ходил,сверкал"). Есть среди них трагические монологи ("Журавль, Песня бездомного"), трудовые ("Лорийскийоровел, Песня гумна"), обрядовые картины ("С утренним приветом"), эпико-героические ("ХрабрецыСипана") и пейзажные ("Луна нежна") циклы.
В 1905-07 гг. Комитас много концертирует, возглавляя хор, ведет активную музыкально-пропагандистскуюдеятельность. В 1905 г. вместе с созданным им в Эчмиадзине хоровым коллективом он направляется втогдашний центр музыкальной культуры Закавказья Тифлис (Тбилиси), где с большим успехом проводитконцерты и лекции. Год спустя, в декабре 1906 г. в Париже своими концертами и лекциями Комитаспривлек внимание известных музыкантов, представителей научного и художественного мира. Выступленияимели большой резонанс. Художественная ценность обработок и оригинальных сочинений Комитаса стользначительна, что дала основание К. Дебюсси сказать: "Если бы Комитас написал только "Антуни"" ("Песнябездомного". - Д. А.), "то и это было бы достаточно для того, чтобы считать его крупным художником". ВПариже публикуются статьи Комитаса "Армянская крестьянская музыка" и сборник обработанных им песен"Армянская лира". Позднее состоялись его концерты в Цюрихе, Женеве, Лозанне, Берне, Венеции.
Возвратившись в Эчмиадзин (1907), Комитас в течение трех лет продолжает свою интенсивнуюмногогранную деятельность. Зреет план создания оперы "Ануш". Вместе с тем взаимоотношения междуКомитасом и его церковным окружением все более ухудшаются. Открытая вражда со стороныреакционного духовенства, полное непонимание ими исторического значения его деятельностизаставляют композитора покинуть Эчмиадзин (1910) и обосноваться в Константинополе с надеждойсоздать там армянскую консерваторию. Хотя реализовать этот план ему не удается, тем не менее Комитасс прежней энергией занимается педагогической и исполнительской деятельностью - в городах Турции иЕгипта он проводит концерты, выступая в качестве руководителя организуемых им хоров и солиста-певца.Граммофонные записи пения Комитаса, осуществленные в эти годы, дают представление о его голосемягкого баритонального тембра, манере пения, исключительно тонко передающей стиль исполняемойпесни. По существу он явился создателем национальной школы пения.
По-режнему Комитаса приглашают для чтения лекций и докладов в крупнейшие музыкальные центрыЕвропы - Берлин, Лейпциг, Париж. Доклады об армянской народной музыке, состоявшиеся в июне 1914г. вПариже на конгрессе Международного музыкального общества, произвели, по его словам, громадноевпечатление на участников форума.
Творческую деятельность Комитаса прервали трагические события геноцида - массовой резни армян,организованной турецкими властями. 11 апреля 1915 г. после тюремного заключения он вместе с группой крупных армянских деятелей литературы и искусства ссылается в глубь Турции. По ходатайствувлиятельных лиц Комитаса возвращают в Константинополь. Однако увиденное настолько тяжелоотразилось на его психике, что в 1916 г. он оказывается в больнице для душевнобольных. В 1919 г.Комитаса перевозят в Париж, где он умирает. Останки композитора погребены в Ереванском пантеонедеятелей науки и искусства. Творчество Комитаса вошло в золотой фонд армянской музыкальнойкультуры.
О его кровной связи со своим народом прекрасно сказал выдающийся армянский поэт ЕгишеЧаренц:
Певец, народом ты вскормлен,
воспринял песню от него ты,
о радости мечтал, как он,
его страданья и заботы
ты разделял в своей судьбе -
за то, как мудрость человечья,
с младенчества далось тебе
народа чистое наречье.
-
Источник -
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_music/364/%D0%9A%D0%9E%D0...
- Музыку Комитаса можно слушать и скачивать здесь -
http://classic-online.ru/ru/composer/Komitas/3746
Комитас
Комитасу и скорбным событиям того года посвящена и поэма Паруйра Севака "Неумолкаемая колокольня":
ПРЕРВАННЫЙ ЗВОН
Опять вернулся из Европы он домой
К молчавшим хазам и ГУСАНУ своему,
Опять Ануш его звала порой ночной
И горделиво басом пел Вардан ему.
Он должен памятник из звуков изваять,
Чтоб тот возвышенностью чувств и красотой
Горе Сасунской величавой был под стать,
Он должен в песне и сердечной, и простой
О Багдасаре, Санасаре спеть тепло,
Из Мсра идущее, проклясть он должен зло,
Чтоб с песней пахаря Давид - совсем юнец -
Один, без упряжи
И даже без волов,
Мог плуг тащить по полю из конца в конец,
Чтоб на виду у всех друзей и всех врагов
Владельца Мсра сразил мечом своим храбрец…
Он должен был…
Под черной ризою ночной
Вставало утро,
Озарив голубизной,
И становилось все теплее и ясней,
Все чище, ярче становилось и нежней.
И сердца - гул в груди.
Он об одном твердит -
Твори мелодию!
Пускай нас зной палит,
Пусть истощает нас -
Ты музыку твори!
Перед лицом врага,
Что нас берет в кольцо,
Напевам чудным вопреки,
Ему в лицо
Своею музыкой в ответ ты говори,
До часа смертного
Ты музыку твори!
И он творил, за инструментом день встречал,
Родник обильный, он обязан был творить,
Печалясь песнею - он разгонял печаль,
Пел о надежде, чтобы веру возродить,
Но… в ночь ужасную, что налетела вдруг,
Оделись в кровь поля зеленые вокруг,
Надежды, вера, грезы, жизнь и прочный дом -
Средь бела дня вдруг оказались скверным сном.
На мир беспомощный надвинулась, грозна,
Мир пожирающая, черная война…
ЗВОН ТРЕВОГИ
Война мир пожирала.
А была весна…
Снег на вершинах
Обожгла голубизна,
Слезился он прозрачно,
Порванный в клочки,
И, с гор сбегая,
Превращался в ручейки,
С высот, таких любимых,
Он срывался вниз,
И с ревом вдаль его рыдания неслись,
С тоски он, как змея вишап, кататься стал,
Себя в ущелья и на скалы он бросал
И, став рекою новой, вдаль валы катил,
Но для прощения он слов не находил,
Как женщина, когда покинута она.
Смерть, кровь
Царили в мире,
А была весна…
Всю поэму можно читать здесь -
http://www.genocide.ru/lib/sevak-p.htm
Свежие комментарии