На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 450 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Погоня за кумиром.

Полторы тысячи лет не прекращались попытки захватить древнее божество народов севера России: угров, вогулов и остяков, предков нынешних хантов и манси. Речь идет о священном языческом кумире – отлитой из чистого золота статуе Великой матери, богини, дающей человеку душу.
Она считалась покровительницей жизни и продолжения рода и звалась Сорни най (в вульгарном переводе – Золотая баба).



Спрятать богиню

Буддийская богиня бессмертия Гуань инь
Буддийская богиня бессмертия Гуань инь

Никто не знает точно, как выглядит статуя богини. Редкие источники описывают ее как металлическое изваяние женщины, выполненное, видимо, методом художественного литья, и подчеркивают ее изящество и красоту. Скудные сведения о ней противоречивы. По одной из версий, она – наследие мифической страны Гипербореи. Некоторые исследователи отождествляли ее с римской богиней материнства Юноной. Они считали, что в разношерстном войске Алариха, взявшем в 410 году Рим, были угры, которые вернулись на родину, унося с собой статую Юноны и поклоняясь ей, как божеству.
Другие предполагали, что это изваяние тибетской буддийской богини бессмертия Гуань инь. У озера Зайсан на востоке Казахстана в старину находилась караванная стоянка купцов из южных стран, торговавших с остяками и вогулами.
Скульптура прекрасной богини вполне могла оказаться у озера, попасть к аборигенам севера и стать их божеством – великим кумиром, которому веками поклонялись окрестные племена.
С ней связано много загадочных и трагических событий. Чужеземцу, увидевшему капище Сорни най, была суждена скорая и неминуемая смерть. Аборигенам приходилось постоянно защищать, спасать и прятать ее от настойчивых и алчных авантюристов всех мастей.
Приманка на века

Проводник заявил, что тайга дает знак, и он дальше не пойдет
Проводник заявил, что тайга дает знак, и он дальше не пойдет

Поиски божества всегда сопровождались необъяснимыми, а часто и трагическими событиями. Веками бесследно пропадали или умирали авантюристы, осмелившиеся покуситься на золотое изваяние Великой матери. Из скандинавских саг точно известно о трех попытках викингов завладеть божеством: в 820, 918 и 1023 годах. Последний набег возглавлял коварный ярл Торир Собака. С большим трудом воины Торира добрались до святилища, но разграбить не успели. Появились люди, охранявшие его, и перебили почти всех викингов, уцелевшим пришлось уносить ноги.
Неоднократно пытались отыскать кумира, продираясь сквозь урманы и минуя хитроумные ловушки, Гурята Рогович и другие новгородские молодцы-ушкуйники. В 1481 году устюжане разбили вогулов под Чердынью. Подводя северные народы под высокую государеву руку и облагая их данью, в 1499 году московские воеводы Семен Курбский и Петр Ушатый рьяно искали святилище в междуречье Тавды и Оби. Обыскали немало самых потаенных мест, но Сорни най и ее сокровища, спрятанные в тайниках, им найти так и не удалось.
Чтобы пресечь поклонение золотому идолу, искали «богопротивного» истукана и христианские миссионеры. Тогда аборигены унесли свое божество в дремучие леса на берега реки Конды, левого притока Иртыша. Снова к нему потянулись язычники с богатыми дарами.
Стремился найти и захватить Золотую бабу и Ермак, ведь по преданию, тому, у кого находилось изваяние богини, безоговорочно подчинялись поклонявшиеся ей племена. Казаки Ермака во главе с есаулом Брязгой предприняли несколько попыток завладеть божеством и в мае 1583 года разыскали святилище в местности, называемой Белогорье. Это место было священным для аборигенов и защищалось заклятием. Но это не остановило казаков. Они тщательно обыскали все святилище, но богиня таинственно исчезла. А «гости», возвращаясь из похода, попали в засаду и были убиты.
Позже, по легенде, в Белогорское святилище принесли и положили к ногам Сорни най снятый с погибшего Ермака панцирь – стальную окованную золоченой медью кольчугу. В сибирской Кунгурской летописи богиня описана как «…нага с сыном на стуле селящая и приемлюще дары от своих…»
В XX веке ее искали белые атаманы, красные комиссары и агенты спецслужб.
Золото, из которого была сделана богиня, и окружающая ее кровавая тайна будоражили умы, и многовековая детективная история продолжалась.
Тайга подает знак

Поиски идола сопровождались мистическими событиями
Поиски идола сопровождались мистическими событиями

По преданию, в хантыйской тайге есть заплывшее бездонной трясиной озеро с лесистым островком посередине. Ветер отрывает от его берегов целые торфяные поля вместе с деревьями и кустами и гоняет их по озеру, меняя его очертания. Отыскать озеро непросто, и дорогу к нему знали немногие. На островке, что в центре озера, якобы и находилось капище богини. Тюменский краевед Аркадий Захаров узнал о нем от ханта родом с таежной реки Конды, Алексея Сургучева.
Как потом выяснилось, отец и дядя Алексея были дружны с шаманами, охраняющими кумира.
Летом 1979 года Захаров со своим другом Владимиром Романовым и рекомендованным Сургучевым проводником по фамилии Собрин уже плыли по реке Конда на «Казанке» с мотором «Вихрь».
К вечеру, по одному ему известным приметам угадывая фарватер, проводник нашел устье впадающей в Конду неширокой речки с крутыми берегами, с завалом из упавших деревьев и сора. По его словам, по ней можно было попасть в большое озеро, а затем по неприметной протоке в другое, где и находился таинственный остров. Как оказалось, завал держался на двух упавших с противоположных сторон реки специально подрубленных деревьях. С помощью топоров пробились сквозь него и снова уткнулись в такую же преграду. Смеркалось, и Собрин сказал, что костер жечь нельзя, а ночевать надо в лодке, так безопаснее.
На берегу привязали взятого с собой здоровенного кобеля Бурьку.
Ночью мужчин разбудил злобный лай пса. Зарядив ружья, они выстрелили в воздух. Пес, оборвав поводок, исчез в тайге, и его лай замер вдали. Утром проводник пошел по следам Бурьки, но вскоре вернулся мрачный и сказал, что собака пропала, а он дальше не пойдет – тайга дает знак. Посоветовавшись, Аркадий и Владимир решили продвигаться к заветному острову вдвоем. С трудом они преодолевали завалы, работая топорами и меняя в «Вихре» срезанные шпонки и сломанные винты, и к концу дня вновь уткнулись в неодолимый рукотворный завал. На следующее утро мужчины с неимоверным трудом вырвались на простор первого озера, затем нашли протоку во второе, на котором было несколько островков. Направились к ближайшему из них и, проскочив на скорости, глиссируя метров 200, прочно увязли в жидком бездонном сапропеле – черной грязи, слегка прикрытой пленкой воды. Мотор заглох, и они почти сутки метр за метром выбирались из грязи.
С трудом, вконец обессиленные, исследователи вернулись к тому месту, где остался Собрин. Проводник тихо сказал, что у Золотой богини три охранителя: водяной, змей и комполен – лесной человек (кстати, очень похожий по описанию на йети), который и не хочет их пускать.
Увидев недоверчивые улыбки, Собрин, видимо, пожалел, что проговорился посторонним о таежной тайне. На их предложение пройти к острову на следующий год по большой воде он ответил, что найти в половодье исток речки не так-то просто, да и до весны еще надо дожить. А осенью проводник утонул. Захаров понял, что прикоснулся к какой-то запретной тайне, и больше не делал попыток найти капище великой богини.
Затерянный мир размером с Румынию

Лесной человек по описаниям похож на йети
Лесной человек по описаниям похож на йети

Загадочным кумиром северных народов всегда интересовались также этнографы и историки. Выяснилось, что в треугольнике между Кондой, Иртышом и Обью еще недавно процветала богатая языческая культура. На укромную поляну с кострищем к знаменитой богине собирались многочисленные ее поклонники – ханты и манси – на ежегодный праздник чествования Великой матери, прародительницы обских угров. После шумных шаманских камланий убивали жертвенного оленя, мазали идол живой кровью и приносили богатые дары. А теперь богиня скучает в одиночестве, недоступная непосвященным.
Летом 1990 года этнографическая экспедиция Института мировой литературы РАН побывала в Ханты-Мансийском автономном округе. По скупым сведениям, полученным от немногих оставшихся в живых и с неохотой вспоминавших прошлое казымских хантов, чей род по преданию отвечал за сохранность божества, в 1933 году НКВД арестовал шамана и узнал у него путь к языческому капищу.
Защищая свою святыню, ханты убили четырех чекистов, а шаманы в который уже раз унесли и спрятали своего кумира в неведомом святилище где-то в верховьях реки Казым, среди болотных топей.
Карательная акция властей была жестокой. Почти все мужчины рода были убиты, а их оружие конфисковано. Охотиться было не с чем и некому, и почти все дети, старики и женщины за зиму вымерли от голода. У хантов и манси до сих пор сохранился тщательно скрываемый от посторонних культ почитания Сорни най.
По слухам, сейчас Великая мать находится на Таймыре, на плато Путорана – в загадочном месте даже в настоящее время. Там, на труднодоступной территории затерянного мира размером с Румынию, на метеостанции у озера Агата постоянно живут восемь человек. Шаманы надежно спрятали кумира своего народа.
Валерий КУКАРЕНКО   http://tainy.info/history/pogonya-za-kumirom/

Картина дня

наверх