На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Единоборки в старину.Начало ХХ столетия.

 

"Не все мужчин расспрашивать-Пощупаем-ка баб".

Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.

Конец вступления постановщика темы


Female wrestler
Эдгар Шахин (1874-1947). "Женщина-борец". Гравюра акватинта, 1902
Их коллекции "Charles Deering Collection". Перепечатка с ресурса Art Institute Chicago

English version

Цирковая борьба * Борьба и бокс с добровольцами * Чемпионаты по борьбе и боксу. Театр бурлеска и водевильные представления * Становление профессионального реслинга * Становление женского бокса * Ритуальная борьба в племенных сообществах

 


Сигареты
Сигареты
Сигареты

Сигареты 1902 года с картинками женской борьбы

Цирковая борьба

Цирковая борьба 
Открытки "Женская борьба" (1904 и 1905 годы)
Из коллекции Вернера Зоннтага

В самом начале столетия борьба и бокс стали очень популярны среди женщин по обе стороны Атлантики. В то время как бокс развивался как спортивное занятие, проводимое в спортивных залах и клубах, борьба организовывалась больше как спектакль. Женская борьба была настолько распространена в те времена, что борющиеся женщины нередко изображались на почтовых открытках и на обертках сигарет. Это был золотой век цирка. Однако, все эти картинки изображают позирующих, а не реально борющихся женщин. Цирковая борьба быстро распространялась по городам и селам Европы и Америки. Хотя большинство борцовских поединков проводилось среди мужчин, женщины также решительно выходили на цирковые борцовские арены (и реже посещали спортивные клубы и залы). Помимо специальных цирковых павильонов и тентов, представления организовывались также на ярмарках и базарах, в парках и садах. Многочисленные женщины-борцы выступали во Франции; например, на фотографии 1905 года толпа мужчин и женщин окружила уличную сцену и наблюдает за группой борцов. На сцене, во втором ряду, почти незаметная, стоит мускулистая женщина и высматривает себе соперников.

Знаменитая силачка Кати "Сандвина" Брумбах ("Женщина-Геркулес") без труда укладывала на лопатки мужчин, осмелившихся принять ее вызов на борьбу. Сандвина, пожалуй, была самой знаменитой силачкой своего времени, она обладала незаурядными физическими данными (см. фото справа). Она даже умудрилась выиграть в силовых соревнованиях у знаменитого Евгения Сандова, который был ее идеалом, ведь даже ее псевдоним – женская версия фамилии Сандов. В течение многих лет Кати участвовала в представлениях вместе со своей семьей, в которых кульминационным был момент, когда ее отец предлагал 100 марок каждому, кто сумеет победить его дочь в борьбе. Согласно преданию, никто не заработал этих 100 марок. Ее будущий муж (а они были женаты в течение 52 лет), Макс Хейбельманн, был одним их тех смельчаков, который принял этот вызов и, по его собственным словам, вот что с ним после этого произошло: "Когда я вышел на арену, я подумал, что, если я заработаю эти 100 марок, то это будет самый экстравагантный способ зарабатывать деньги, из всех, о которых я слыхал. Но внезапно эти мысли прервались, и единственное, что я помню, было неожиданное вращение моего тела в воздухе и свободное падение вниз. В конце концов, я очнулся на полу в полусознании, еле дыша, а девушка наклонилась ко мне и спросила:"Я нанесла вам какой-то ущерб"? Потом она взяла меня на руки как куклу и отнесла в свою палатку". На рисунке в Части II воспроизводится борьба за приз как раз в 100 марок..

Цирковая женская борьба была очень популярна в России. Самой знаменитой российской борицей без сомнения была Маша Поддубная. Будучи сестрой борца-чемпиона, Ивана Поддубного, она в 1900х годах неоднократно боролась за чемпионское звание среди женщин. До 1910 года она шесть раз завоевывала звание "чемпионки мира по борьбе". Цирковые афиши приглашали "всех пришедших на представление попытаться поймать удачу в борьбе с ней, после того как она расправится с борцами из своей труппы". Женская борьба была особенно популярна в российской провинции. 

Роман Эхина
Обложка романа Андреса Эхина.

В 1900е годы были очень известны эстонские борицы и силачки, среди них – Мария Лоорберг (сценическое имя Марина Лурс) (1881-1922) и Анетта Буш (1882-1969). Их славные гастроли начались в 1907 году, они соревновались с местными борцами и добровольцами во всех областях царской России, включая Сибирь и даже побывали в Японии и Китае. Марину Лурс называли лучшей спортсменкой Российской Империи. Аннетта Буш считалась непобедимой в Японии и Китае. Кстати, в истории эстонской борьбы не было никакой дискриминации по признаку пола. На рубеже столетий женщины-спортсменки были так же знамениты, как и мужчины. Эти две борицы были известны не меньше, чем самый знаменитый эстонский борец, Георг Лурих, имя которого стало нарицательным в современной Эстонии. Эти две незаурядные женщины стали прототипами главных героинь романа Андреса Эхина, название которого говорит само за себя: "Она поборола сотню мужчин" (справа). Обаятельная Марина Лурс была признана сильнейшей женщиной России. Марина начала тренироваться в 1903 году, и спустя четыре года стала принимать участие в чемпионатах по борьбе. В борцовских поединках Марина Лурс больше уповала на свои незаурядные физические данные, нежели на борцовскую технику. Марина Kehc не любила возню на полу и обычно побеждала из положения стоя – она "деликатно" бросала противников спинами на ковер.

Вызов на поединок
Клоун: "Ну, есть тут смельчаки, готовые бросить вызов этим дамам?"

Среди других российских цирковых бориц следует отметить еще двух – воительницу Мадам Юдину с Дальнего Востока и громадную Ларису Белую ("Русская печь"). Богатырша из Сибири, Лариса Белая, была заметной фигурой среди провинциальных российских цирковых бориц в 1900е годы. Ее выступления являлись характерным примером сочетания элементов циркового шоу и атлетизма. Не обладая филигранной борцовской техникой, она производила огромное впечатление на публику и устрашала потенциальных соперников своей силой, габаритами и мощным сложением. Pinning techniquesОрганизуя борцовские схватки Ларисы с мужчинами-добровольцами, антрепренеры в полной мере использовали ее незаурядные физические данные и женскую привлекательность. Добровольцев заставляли занять исходную позицию для борьбы в плотном контакте с тучным телом Ларисы, что смущало ее соперников и делало их практически неспособными сконцентрироваться на реальной борьбе. Лариса Белая встречалась и соревновалась с некоторыми знаменитыми в Европе цирковыми силачками и борицами, в частности, с Марией Лоорберг и с "Сандвиной". 

Многие женские борцовские поединки в цирках были органически связаны с демонстрацией силовых упражнений – вызов на борьбу был простейшим способом наглядно доказать сомневающимся, что перед ними на самом деле – силачка. 

Женская борьба стала очень популярной в США в начале ХХ столетия – она ведет свои корни к знаменитому американскому театру бурлеска на рубеже веков. Тем не менее, интересно отметить, что в некоторых штатах, среди которых – Нью-Йорк и Калифорния, женская борьба была запрещена. Как отмечалось в Части II, с конца девятнадцатого века в США проводились "женские чемпионаты по борьбе", в которых определялись чемпионки. В первые годы двадцатого века, знаменитая чемпионка по борьбе Валфорд, непобедимая в конце предшествующего века, была побеждена борицей нового поколения, Лорой Беннетт. 

Кора Ливингстон
Кора Ливингстон 

Лора доминировала на борцовских коврах в течение 1900х годов, дважды уступив титул Мери Харрис (77кг), которая была чемпионкой между 1907 и 1909 годами. Мери доказывала свое превосходство в течение двух лет, но потерпела неудачу в матче-реванше против Лоры Беннетт, которая тушировала Мери в продолжительной и жаркой схватке. Лора, рост которой составлял 175 см, а вес – 86 кг, воплощала в себе мускулистого бойца. В конце карьеры Джози Валфорд, когда ей было 36 лет, она попыталась вернуться на борцовский ковер, дважды вызывая Лору Беннетт на поединок, но в обоих Джози потерпела поражение. .
Борцовская труппа
Затем Лора Беннетт уступила более легкой борице, Коре Ливингстон. Кора родилась в 1893 году в Буффало, штат Нью-Йорк. Ливингстон, которая с юношеских лет демонстрировала неординарные физические способности, была прирожденным атлетом. При росте 165 см она весила 63 кг. С момента замужества за промоутером борьбы Полом Боусером Ливингстон серьезно посвятила себя борьбе; поселились супруги в Кембридже, штат Массачусеттс. Приобретя профессиональные борцовские навыки, Кора вышла в 1912 году против Лоры Беннетт, схватка состоялась в Сент-Луисе. Значительно уступая сопернице в росте (12 см) и в весе (23 кг), Ливингстон набросилась на Беннетт и тушировала ее за 12 минут. Мисс Беннетт была деморализована, и во второй половине матча борьбы уже по-существу не было. Кора буквально сокрушила соперницу за три минуты. Пресса особо отмечала успешные приемы, которые применяла Кора: одинарный нельсон и захват за промежность. Кора была всеми признана величайшей в мире женщиной-борцом. С возвышением Коры Ливингстон женская борьба стала боле доходным и респектабельным делом. Ее победоносная борцовская карьера завершилась в 1925 году. В действительности, Кора Ливингстон считается одной из первых профессиональных рестлерш. В 1930е годы появилась плеяда прекрасных (профессиональных) бориц, таких как Конни Лендис, Кей О'Коннор, Нелл Доналд, Мей Стейн, Мей Уестон, Лиллиан Биттерс (которая боролась также и с мужчинами), Марс Беннетт (она весила 55 кг и выступала также на трапеции) и, прежде всего, Ада Эш (153см). 

Карикатуры 1912 года
Карикатуры 1912 года.

Карикатура начала 20 века
Карикатура начала 20 века.

На рубеже столетия представления с женской борьбой можно было наблюдать также во Франции и в Великобритании, где существовали команды, состоящие из одних девушек, подобно той, что представлена на снимке справа вверху (1910е годы). Такие команды часто выступали перед толпами во многих английских городах. 

В 1920х и 1930х годах женская борьба постепенно переместилась из цирков и водевильных сцен, спортивных залов и клубов на ринги "профессионального реслинга", полностью срежиссированного шоу, исключительно популярного в США 

Милдред Бурке готова бросить Хуаниту Коффман.
Милдред Бурке готова бросить Хуаниту Коффман.

На самом деле, профессиональный реслинг возник с появлением большого числа развлекательных заведений, которые стали расти как грибы во время Великой депрессии. Арены постепенно переместились с карнавальных помостов в залы, в которых промоутеры могли ставить представления на регулярной основе. Была разработана концепция серии матчей ("карта"), и введена табель о рангах – от чемпиона до претендента (определяемого промоутерами). Одной из первых знаменитых женщин-реслерш была Мари Мортенсен, начавшая свою борцовскую карьеру в начале 1930х годов, выступая в "Шоу Больших Мастеров", гастролируя с этим карнавальным представлением за пределами своего штата, Калифорнии. К 1934 году она была признана чемпионкой среди дам теми немногими промоутерами, которые культивировали женскую борьбу. Эта уроженка Калифорнии может считаться первой современной чемпионкой по реслингу (с момента перемещения представлений из водевильных театров на ринги). Но, начиная с 1930х годов, самой популярной реслершей стала Милдред Бурке (1915-1989). Чемпионка мира с 1937 года, Милдред никогда не была побеждена на профессиональном ринге. На снимке справа воспроизведена типичная сцена профессионального реслинга - Хуанита Коффман оказалась на плечах Милдред Бурке в их поединке за звание мировой чемпионки. Коффман (66 кг) проигрывала Бурке 25 раз. 

В 1924 году двадцатиоднолетняя Марта Фарра, очаровательная силачка из Австрии, которая весила всего 55 кг, объявила себя самой сильной женщиной планеты. К примеру, она умудрялась поднимать платформу весом 1587 кг на 75 см над полом. Она также занималась вольной борьбой и участвовала в борцовских поединках. 

Айви Рассел борется с мужчиной
Айви Рассел борется с мужчиной

Другая миниатюрная силачка, американка Ада Эш (1906-2004) была в состоянии поднимать платформу с лошадью. Ада была удивительно сильной и смелой – она боролась с крокодилом (фото слева), получив в этой схватке несколько укусов – в подбородок, руки и ноги. Не испугавшись крокодилов, она была готова к единоборству с равными ей и стала искусной борицей и тренером по борьбе. Совместно со своим мужем, Элом Шашем (тоже прекрасным борцом) она написала три книги, посвященные дзюдо и самообороне (на снимке слева внизу – Ада с мужем). Тренируясь под руководством своего мужа, Ада успешно выступала в соревнованиях по женской борьбе. В одном из поединков с намного более молодой борицей Нелл Стюарт Ада неудачно упала на пол и сломала позвоночник, после чего два года была на инвалидности. БорьбаПоследняя знаменитая силачка, ставшая прекрасным борцом – Айви Рассел (рожд. 1907). Она была очень мощно сложена и превосходила по размерам мускулов даже знаменитого боксера-тяжеловеса из Германии, Макса Шмелинга. Благодаря своей незаурядной физической силе Айви стала выдающейся борицей (на фото справа она борется с мужчиной). В 1934 году она посещала "Победоносный клуб дамской борьбы", где тренировалась в борьбе, и через год она сумела завоевать титул чемпионки среди женщин, победив всех своих соперниц. Рассказывали, что Айви решительно наказывала любого мужчину, скептически настроенного к женской борьбе и сомневающегося, что женщина может быть настоящим борцом. Айви попросту сжимала его в своих стальных объятиях и мгновенно добивалась того, что тот брал свои слова обратно (фото справа).

Замечательная звезда борьбы и бокса тридцатых годов, Руби Аллен (66 кг) родилась в Сент-Луисе, штат Миссури (слева). Поскольку в те времена не было официальных борцовских федераций, борцы соревновались с любым, кто хотел принять вызов. Сначала Руби практиковалась в боксе и проводила бои по четвергам в "Театре свободы" в Сент-Луисе, победив 25 соперниц. По понедельникам в этом театре проводились женские поединки по борьбе и Руби пристрастилась к борьбе. Она тренировалась у старого чемпиона по борьбе из Италии, Оресте Вадальфи. Помимо участия в борцовских схватках, Аллен по-прежнему выходила и на боксерский ринг. В течение своей карьеры единоборки она приняла участие в более чем. 200 поединках и в большинстве из них побеждала своих соперниц. 

Дамский Клуб
Альфонс Вальде. "Борцовский поединок в Дамском Клубе" "

По-видимому, существовал другой, особый вид женской борьбы - борьба в дамских клубах. Борьба обнаженныхВ начале 20 века австрийский художник Альфонс Вальде создал картину "Борцовский поединок" (слева), которая о многом говорит зрителю. На картине по-видимому как раз и изображен дамский клуб, поскольку здесь отсутствуют мужчины. Действительно, существовали клубы, куда доступ был дозволен только женщинам высшего света. Событие дня - борцовский поединок обнаженных женщин. Язык тел борцов очень выразителен, так же как и реакция зрителей. Очевидно, что и участницы и зрительницы увлечены поединком. Зрительницы разделены на две гроуппы по цветам одежд - красный и синий, каждый цвет символизирует болельщиц одной из бориц. Одна из зрительниц (полностью обнаженная) сидит вплотную к единоборкам - это либо судья, либо участница следующего борцовского поединка. Художник изобразил борющихся дам одетыми только в модельные туфельки, что подчеркивает их принадлежность к высшему обществу. Видимо это также подчеркивает тот факт, что это не простушки с улицы, дерущиеся для потехи богатой публики. Таким образом, можно предположить, что знатные дамы в дамских клубах развлекались (и развлекали других) борьбой друг с другом. Бывало однако, что дамы сходились в дружеских спонтанных борцовских поединках и за пределами дамских клубов. Известно, что богатые американские семьи приглашали в дома девушек для того, чтобы те боролись между собой, развлекая хозяев. Со временем, скучающие богатые домохозяйки стали развлекаться, борясь друг с другом. От этого вида борьбы и пошло название “квартирная борьба” (”apartment wrestling”).

Бокс на свежем воздухе в 1908БоксерыБокс постепенно завоевывал популярность среди женщин, и на Олимпийских играх.1904 года в Сент-Луисе женский бокс был представлен как демонстрационный вид спорта. Затем был длительный перерыв в развитии женского бокса до 1970-1990х годов, когда он получил реальное признание. Тем не менее, женский бокс всегда существовал и никуда не исчезал. Сохранились свидетельства о женщинах, занимающихся боксом, включая несколько фотографий. На снимке справа две спортсменки сошлись в спарринге перед группой других спортсменок. Некоторые активные феминистки устраивали дружеские боксерские поединки на публике, демонстрируя, что женщины могут делать все то, что делают мужчины. Они также хотели тем самым привлечь на свою сторону других женщин. На фотографии 1908 года запечатлены две женщины, готовые к боксерскому поединку на открытом воздухе. После Первой мировой войны занятия женщин боксом были довольно частым явлением (см. иллюстрацию слева). В 1920 году бокс стал составляющей спортивной подготовки молодых бостонских дам. Одним из направлений движения суффражисток на рубеже XIX и XX веков были призывы к женщинам-служащим заниматься боксом для укрепления здоровья и для обучения навыкам самообороны. Образ сильной смелой боксерши был очень привлекательным для тех женщин, которые боролись за свои права. Однако в те времена существовали две противоположные тенденции: эмансипация женщин привела к тому, что женщины стали заниматься многими традиционно мужскими делами, но, в то же время, вследствие гуманизации западного общества и жизненных устоев бокс стал рассматриваться как жестокий и вредный спорт, в особенности для женской репродуктивной функции. Вероятно, вторая тенденция временно одержала верх, когда женщины добились равных прав. 

Сестры Джонсон, 1900е
Сестры Джонсон. “Матчессы”, 1900е годы.

Как уже говорилось в Части II, женщины принимали участие в популярных водевильных представлениях с борьбой и боксом. Примерами этого являлись Полли Бернс, Белл Гордон и Харриет Сибек. Великий американский изобретатель Томас Эдисон снял несколько фильмов, воспроизводящих боксерские матчи, некоторые из них – с участием женщин. Некоторые из них были созданы уже в 20 веке (в том числе, “Бокс сестер Гордон”- на снимках справа). Действительно, боксерский поединок сестер Гордон, как и более ранний эпизод с Белл Гордон доказывает, что такие представления были весьма популярны в театрах и на ярмарочных площадках. 

Сестры Гордон, 1901
Кадры фильма Эдисона “Боксерский поединок сестер Гордон”, 1901г.

Эдисон не был единственным, кто осуществлял такого рода сьемки женщин-боксеров во времена немого кино. В начале 1900х годов Митчелл и Кеньон, кинематографисты из Англии, создали фильм “Дамы-боксеры". В этом фильме две боксерши спасают мужчину от банды гангстеров на провинциальном рынке. В начале столетия были и другие боксерши, в частности, сестры Джонсон, по прозвищу “Матчессы” (“Matchetts”) которые выступали в красных бархатных платьях, украшенных янтарными манжетами и золоченой тесьмой, что дополнялось боксерскими перчатками (снимок слева). Имя “Матчессы” возникло в связи с тем, что ведущий шоу уверял публику, что может провести у себя в павильоне любой боксерский матч. Сохранившиеся до наших дней архивы 1900х годов свидетельствуют о том, что женский бокс стал к тому времени непременным атрибутом боксерских представлений. Известно также, что многие боксерши были связаны с известными именами боксеров-мужчин. Репортаж в “Шоумене” в 1901 году упоминал кулачное представление с участием “Профессора Болла” и некоей Рози Денверс, “чемпионки мира по дамскому боксу” из Лондона. Профессор Алф Болл в молодости был кулачным бойцом, который дрался в перчатках и без них, а после окончания боксерской каьеры стал организовывать представления на ярмарках. Кстати, тогда было общепринято присваивать кличку “профессор” боксерам. Когда репортер из “Шоумена” прибыл на место представления, его приветствовали знакомым аннонсом: “Если вы любите истинный спорт, не упустите случая посмотеть это шоу. Профессор Болл будет боксировать в течениое трех раундов с Рози Денверс, чемпионкой мира по боксу среди дам. 

Профессор Болл и Мисс Денверс
Карикатура из “Шоумена” изображает Профессора Болла и мисс Денвер.

Приходите и вы увидите этот грандиозный бой на руках…” Репортер рассказывает: “Когда арена заполнилась, на сцену вышел Профессор Болл, а вслед за ним – мисс Денвер, у каждого из них была рапира. Они поприветствовали публику и стали демонстрировать фехтовальные финты, выпады и блоки, в далеко не в мягкой манере. Клинки со звоном ударялись друг о друга, дуэль была стремительной и яростной, так, что можно было с уверенностью сказать, что демонстрация фехтовальной техники здесь была намного искуснее, чем демонстрации в других, более знаменитых театрах… Затем состоялся боксерский матч. Быстро надев перчатки, соперники разошлись по своим “углам”, пока не подали сигнал к бою, и началась потеха. Пара бойцов сражалась под подбадривающие вопли благодарной публики: “Вдарь ему как следует, оголоушь его, Рози!” – вопил какой-то молодой восторженный зритель. Но Рози не нуждалась в подсказках, она тузила профессора, а профессор тузил ее в ответ, пока время боя не истекло и рефери не дал команду отбой”. Конферансье подталкивал зрителей платить больше денег: “Чем больше они получат, тем сильнее они будут ударать”. Добавленные деньги вдохновили Рози, так что в заключительном раунде она дважды посылала своего противника в нокдаун, завоевав победу в этом бою”. 

Чемпионский пояс женщины-боксера 
Чемпионский пояс, принадлежавший боксерше начала ХХ столетия с персональной гравировкой.

Американская силачка Мери Форд вступала в боксерские и борцовские поединки с мужчинами и женщинами во время гастролей по Северной Америке. Она вызывала на поединок мужчин и женщин, но для участия мужчин ставились два условия: чтобы он не был профессиональным боксером и не был намного тяжелее Мери. Недавно обнародована еще одна информация о чемпионке по боксу начала ХХ столетия. Чемпионский боксерский пояс с гравировкой демонстрировался на английском рынке, он принадлежал женщине, получившей его за победы в боксе. Об этой боксерше рассказывали, что она обычно выступала со своим мужем, который предлагал публике помериться силами с дамой. Любопытно, что это было время, когда британские женщины не имели даже избирательных прав. .

Шоу сестер Мур
Шоу сестер Мур

Другим известным шоуменом, который выставлял женщин-бойцов на своих шоу, был Вильям Мур. Его дети - сын и две дочери выступали перед входом в его боксерский павильон. Семья Муров много ездила по Англии и Шотландии. Одна из его дочерей аннонсировалась как дама-чемпион по боксу. В 1912 году Мур долго добивался возвращения лицензии, которую у него забрали за то, что он разрешал своим дочерям участвовать в боксерских поединках. Крепко сложенные, в стилизованных костюмах, сестры Мур производили неизгладимое впечатление на провинциальную аудиторию. Многие женщины-боксеры, которые выступали в те времена, чаще всего попадали на ринг через родственников-мужчин, связанных с боксерскими шоу, именно так стали боксершами сестры Мур – через их отца и брата. Это же относится к бабушке некоей Ронни Тейлор, которая рассказала историю о ней: “Эти женщины собирали толпы зрителей, и они были прирожденными бойцами… Мои бабушка и дедушка боксировали друг с другом на ринге, бабушка также состязалась с другими мужчинами - об этом она рассказывала моему отцу. Бабушка надевала для боев протектор на грудь, но, по-словам дедушки, она действовала так быстро, что никто не успевал даже ударить ее”. Другой случай женский боев в боксерских павильонах описан в книге воспоминаний Матта Моргана “Сады трилистника”, где он вспоминает о Джеке Лейсе и его двух смышленных дочерях, которые выступали на рингах: “Как-то в перерыве между боями Джек попросил меня организовать выступление с участием одной из его девушек, и я охотно согласился – девушки знали, что им надо делать, если кто-то из посторонних вызовется боксировать с ними – они были хорошо тренированы для этой работы”. 

Анни Хейес
Анни Хейес
(урожд. Хикмен).

Мужчина тренирует свою жену
Мужчина тренирует свою жену, 1900е годы 

Такого рода связь между женщинами-боксерами и семейными боксерскими павильонами также характерна для карьеры Анни Хикмен, которая боксировала перед “Академией бокса”, принадлежавшей ее отцу в конце 1920х – начале 1930х годов. Анни Хейес (урожд. Хикмен) родилась в Англии в 1913 году. Ее брат был местным чемпионом по боксу, так что Анни ездила с семейным боксерским павильоном и училась основам боксерского искусства. Анни вспоминала свой первый выход на ринг: “Мне было где-то четырнадцать лет, когда я стала работать перед входом на представление, но я выглядела старше, так как была крупной. Я работала с боксерской грушей и попадала по ней два раза из трех, но никому, кажется, не было до этого дела… Однажды, когда я была в Вустере, на представлении было полно цыган, и один из них заявил, что хочет драться со мной. Мой отец отказал ему, но я возражала, ведь до этого он заявлял всем, что я – чемпионка по боксу, так что, я считала, он должен мне позволить драться. Когда мы вышли на ринг с тем цыганом, я стала выполнять уходы и нырки – я смотрела на своего отца и брата и знала, что надо делать. Мой соперник был сбит с толку моими обманными движениями, так что, я затем сумела сбить его с ног – он свалился прямо на ринг”. 

Некоторые из таких выступлений могли представлять собой формы демонстрационных поединков перед началом боксерских матчей, но Анни настаивает, что она действительно дралась с соперниками-мужчинами. Современница Анни Хикмен, Винни Лемм выступала в боксерских шоу под именем "Винни Девис, чемпионка по боксу среди дам". Винни выступала во многих демонстрационных боях в 1920е и 1930е годы, боксируя как с мужчинами, так и с женщинами. Шоу ее отца упоминается в издании "Всемирная ярмарка" за 1930 год: “ В Уэльсе появились женщины-боксеры. На ярмарке Морристон, в павильоне Джека Лемма в страстную пятницу состоялся бой между двумя женщинами. Одна из женщин даже попыталась боксировать с мужчиной, но, хотя эти женщины подают надежды, они навряд ли достигли чемпионского класса”. В объявлении в местной прессе рекламировалось бои Винни в Уэльсе: “Мисс Винни Девис, дама-чемпион по боксу в весе мухи будет боксировать с мужчиной, хорошо извеcтным в Абердине боксером”. 

Винни Девис
Винни Девис (вверху)

Винни вспоминала о временах тех представлений и о своем опыте боев на ринге с мужчинами и женщинами: “Как-то раз я дралась с чемпионом-легковесом. Мои удары приводили его в бешенство. Он изо всех сил старался нокаутировать меня, но я умудрилась выстоять все три раунда без всякого ущерба для себя”. Винни участвовала в демонстрационном поединке против Лена Харви, британского чемпиона-средневеса. 

Женщины также принимали участие в других представлениях, связанных с боксерскими шоу. Хотя у промоутера Алфа Стюарта никогда не было женщин-боксеров на его шоу, его шесть дочерей участвовали во всех эпизодах и в самой организации боксерских шоу, включая ведение шоу и парадов. Тем не менее, Гессы (семья его матери) раньше выставляли на шоу дам-боксеров, и Полли Вилсон вспоминает историю о сестре ее бабушки, которая боксировала на тех представлениях. Были и другие широко известные владельцы боксерских павильонов в Британии, на которых боксировали женщины: Рон Тейлор, Томми Вуд, Сэм МкКеоуэн и Профессор Боско. Однако, несмотря на длинную историю женского бокса, серьезным боксершам было очень трудно по сравнению с мужчинами завоевать такое же уважение публики и заработать столько же денег, Это относится и к боксерской карьере знаменитой Барбары Баттрик. Но карьера этой великой боксерши пришлась уже на вторую половину двадцатого столетия, что выходит за рамки рассмотрения данной статьи. 

Инструкции боксершеТренировка дамы-боксершиНесмотря на регулирования и ограничения для бокса, выработанные в 1880х годах, которые разрешали использовать в поединках только руки, французский бокс “Сават” (где разрешены удары ногами) был также популярен, и иногда в этих боях участвовали юные девочки, начиная с 12 лет. Вот выдержка из репортажа “Полицейской газеты” за 1924 год, в котором описывается бой между 25-летней женщиной и 17-летней девушкой: “Женщина бьет ногой в голову девушки; девушка отражает этот удар левой рукой и правым кулаком бьет женщину в живот... Этот бой закончился победой старшей участницы. В другом бою победила мадемуазель Фари, которая после часа кровавго боя ударом ноги сломала челюсть другой девушке… Около 1902 года мадемуазель Ауганьер побила мисс Пинки из Англии в свирепом бою. В этом бою бокс сават противостоял чистому боксу – Пинки лучше работала кулаками и после полутора часов кровавого поединка выглядела как победительница, но мадемуазель Ауганьер сумела ловко ударить соперницу ногой в лицо. Этот удар оставил ужасную отметину на лице английской девушки и потряс ее, так что француженка сумела еще крепко лягнуть Пинки в живот и нокаутировала ее. Восторженные почитатели француженки вынесли ее с ринга на руках”. 

И все-таки большинство представлений с женским боксом в начале ХХ столетия совсем не были столь жестокими. Помимо безвредных боксерских представлений и тренировок с боксерскими грушами, некоторые малотренированные женщины участвовали в дружеских спаррингах со своими друзьями обоего пола (подобно дружеской женской борьбе). Такие занятия позволяли девушкам и женщинам не только позабавиться и утвердить равенство с мужчинами, но также продемонстровать сексуальную привлекательность мужской аудитории, которая была благодарна за столь изысканное представление (задолго до того, как подобные шоу стали коммерческими). 

НокаутПосле Первой мировой войны врачи и социальные работники громко возражали против участия женщин в боксе (так же как и в футболе, в водном поло и в некоторых других видах спорта). Тем не менее, были женщины-боксеры и промоутеры женского бокса в Западной Европе, Южной Америке, Южной Африке и на Субконтиненте Индии. Мотивом работающих женщин обычно было заработать деньги. Боксерша Анни Ньютон, военная вдова, которая боксировала, чтобы поддержать свою дочь, рассказывала лондонскому репортеру: ”Вот дела! 

Спарринг перед командой, 1920
Спарринг перед боксерской командой.

Все эти разговоры о женском боксе, как об унизительном, рискованном и слишком тяжелом занятии кажутся мне смешными. А разве не так же унизительно или менее тяжело скрести полы?” Новая мода на стройных заставляла женщин идти в гимнастические залы. В статье, опубликованной в 1928 году, говорилось, что гимнастический зал Джека О'Браена в белом районе Бродвея, который раньше посещали одни мужчины, теперь переименован в “Институт уменьшения плоти” и в нем теперь доминируют женщины. Но, наряду с другими видами спорта, охарактеризованными как вредные для женщин, женский бокс встречал резкий отпор и всеобщее отрицание. Это мнение обосновывалось тем, что такого рода занятия делают женщин мускулистыми, а значит - уродливыми. Кроме того, опасались, что сильные удары могут вызвать рак или другие неприятности для внутренних женских органов и молочных желез и таким образом повлиять на способность женщин рожать и выкармливать детей. На самом деле, женские репродуктивные органы хорошо спрятаны и защищены и по-видимому даже меньше подвержены травмам, чем мужские половые органы. 

Полиция прерывает боксерский поединок
Газетный репортаж,
1916 год: Полиция пресекает смешанный боксерский поединок

И, разумеется, женщины, как и мужчины могут носить приспособления, защищающие уязвимые места. Аргументы в пользу запрещения бокса в принципе так же справедливы по отношению к мужчинам, как и к женщинам, но различие в подходе к одному и тому же явлению – боксу в зависимости от пола - пример того как биологические доводы используются по отношению к женскому телу для того, чтобы управлять социальной практикой. 

Театрализованный боксИногда полиция пресекала боксерские поединки с участием женщин. В репортаже за 29 февраля 1916 года говорится: “Хелен Хилдрет, дама – кулачный боец, прекрасно держалась в смешанном поединке против Джонни Аткинсона в тот момент, когда полиция и чиновник по боксу Фред Венк ворвались на ринг и приказали прекратить поединок” (см. справа). 

В колонке красоты газеты “Нью Йорк Ивнинг Уорлд” за 27 февраля 1905 года говорилось: “Для девушек полезно учиться боксировать”. Почему? Потому что “эти упражнения улучшают баланс тела, изящество и бодрость движений”. Упражнения, которые были особо рекомендованы школьницам включали хуки в голову и удары в солнечное сплетение. Согласно “Нью-Йорк Уорлд” молодые дамы, посещавшие “Академию Мэдисона” в Нью-Йорке, тренировались, среди прочего, в борьбе и в боксе. “Женщины-борцы, такие как Полина Фозек и Эвелин Райли, бойко разговариавали на языке одинарных нельсонов и захватов, в то время как боксерша Анни Линч наносила удары посильнее молодого мужчины. Каждый удар направлялся прямо от плеча, не неуклюже и медленно, как некоторые могли бы ожидать, но в нем чувствовался вес тела, инициировавшего его”. Женщины из рабочего класса тоже боксировали и боролись, хотя делали это чаще всего для заработка, а не из спортивного интереса. Случались и трагедии – в Новом Орлеане две боксерши погибли от мощных ударов, полученных каждой из них в бою с южноафриканкой по имени Беллона. 

В 1906 году, после перевода на французский язык, получила известность книга Ханкока “Физические тренировки для женщин по японским методикам”. Эта книга подтолкнула многих женщин начать тренироваться в восточных единоборствах, таких как дзюдо и джиу-джицу. 


Movie with giant female wrestlers
Кинофильм с борющимися великаншами

Сцены женской борьбы и женского бокса казались людям того времени экстравагантными и пикантными. Поэтому картинки с позированием и единоборством бориц и боксерш были столь популярны. Помимо сигаретных коробочек и почтовых открыток, единоборки появлялись в работах профессиональных фотографов, на театральной сцене и в раннем кинематографе. Эта тенденция трансформировалась позже в бесчисленные сцены драк и борьбы в кинофильмах, на видеокассетах, на обложках книг и т.п. 

Поединок цыганок
Поединок цыганок.
Фильм "Из России - с любовью"

Что-то притягательное есть в зрелище борющихся женщин – еще раз посмотрите на представленные выше фотографии и судите сами. 

Несколько слов о европейских цыганах. В изолированном цыганском сообществе простые споры зачастую решались дракой, но существовало строгое правило, что если дерутся мужчины, женщины не вмешиваются, и наоборот. Например, если подрались две женщины, то мужчина должен спокойно сидеть и смотреть. Хотя женские драки не были частыми, известно, что они бывали, и бывали очень яростными. Пожалуй самая жестокая история о женской драке передается цыганами из поколения в поколение – о драке между Элизой Босвелл и ее сестрой, Матильдой Бут в Дербишире, Англия. Ссора между ними в баре перешла в свирепую потасовку, затеянную Матильдой, несмотря на то, что Элиза была на сносях. Хотя всем было ясно, что Элиза могла бы хорошо отделать Матильду, если бы не была беременна, Элиза была жестоко избита и скончалась через два дня после драки. Яростная и упорная драка цыганок прекрасно изображена в знаменитом фильме “Из России – с любовью”. 

Те многочисленные современные женщины, которые борются, боксируют или дерутся, на самом деле продолжают старинные традиции женского единоборства, которые культивировались в течение столетий у многих народов и племен во всех частях планеты.



Алексей Бауман при содействии Александра Хромов

Картина дня

наверх