"Не все мужчин расспрашивать-Пощупаем-ка баб". Некрасов. Кому на Руси жить хорошо. Конец вступления постановщика темы |
В самом начале столетия борьба и бокс стали очень популярны среди женщин по обе стороны Атлантики. В то время как бокс развивался как спортивное занятие, проводимое в спортивных залах и клубах, борьба организовывалась больше как спектакль. Женская борьба была настолько распространена в те времена, что борющиеся женщины нередко изображались на почтовых открытках и на обертках сигарет. Это был золотой век цирка. Однако, все эти картинки изображают позирующих, а не реально борющихся женщин. Цирковая борьба быстро распространялась по городам и селам Европы и Америки. Хотя большинство борцовских поединков проводилось среди мужчин, женщины также решительно выходили на цирковые борцовские арены (и реже посещали спортивные клубы и залы). Помимо специальных цирковых павильонов и тентов, представления организовывались также на ярмарках и базарах, в парках и садах. Многочисленные женщины-борцы выступали во Франции; например, на фотографии 1905 года толпа мужчин и женщин окружила уличную сцену и наблюдает за группой борцов. На сцене, во втором ряду, почти незаметная, стоит мускулистая женщина и высматривает себе соперников.
В 1900е годы были очень известны эстонские борицы и силачки, среди них – Мария Лоорберг (сценическое имя Марина Лурс) (1881-1922) и Анетта Буш (1882-1969). Их славные гастроли начались в 1907 году, они соревновались с местными борцами и добровольцами во всех областях царской России, включая Сибирь и даже побывали в Японии и Китае. Марину Лурс называли лучшей спортсменкой Российской Империи. Аннетта Буш считалась непобедимой в Японии и Китае. Кстати, в истории эстонской борьбы не было никакой дискриминации по признаку пола. На рубеже столетий женщины-спортсменки были так же знамениты, как и мужчины. Эти две борицы были известны не меньше, чем самый знаменитый эстонский борец, Георг Лурих, имя которого стало нарицательным в современной Эстонии. Эти две незаурядные женщины стали прототипами главных героинь романа Андреса Эхина, название которого говорит само за себя: "Она поборола сотню мужчин" (справа). Обаятельная Марина Лурс была признана сильнейшей женщиной России. Марина начала тренироваться в 1903 году, и спустя четыре года стала принимать участие в чемпионатах по борьбе. В борцовских поединках Марина Лурс больше уповала на свои незаурядные физические данные, нежели на борцовскую технику. Марина Kehc не любила возню на полу и обычно побеждала из положения стоя – она "деликатно" бросала противников спинами на ковер.
Среди других российских цирковых бориц следует отметить еще двух – воительницу Мадам Юдину с Дальнего Востока и громадную Ларису Белую ("Русская печь"). Богатырша из Сибири, Лариса Белая, была заметной фигурой среди провинциальных российских цирковых бориц в 1900е годы. Ее выступления являлись характерным примером сочетания элементов циркового шоу и атлетизма. Не обладая филигранной борцовской техникой, она производила огромное впечатление на публику и устрашала потенциальных соперников своей силой, габаритами и мощным сложением. Организуя борцовские схватки Ларисы с мужчинами-добровольцами, антрепренеры в полной мере использовали ее незаурядные физические данные и женскую привлекательность. Добровольцев заставляли занять исходную позицию для борьбы в плотном контакте с тучным телом Ларисы, что смущало ее соперников и делало их практически неспособными сконцентрироваться на реальной борьбе. Лариса Белая встречалась и соревновалась с некоторыми знаменитыми в Европе цирковыми силачками и борицами, в частности, с Марией Лоорберг и с "Сандвиной".
Лора доминировала на борцовских коврах в течение 1900х годов, дважды уступив титул Мери Харрис (77кг), которая была чемпионкой между 1907 и 1909 годами. Мери доказывала свое превосходство в течение двух лет, но потерпела неудачу в матче-реванше против Лоры Беннетт, которая тушировала Мери в продолжительной и жаркой схватке. Лора, рост которой составлял 175 см, а вес – 86 кг, воплощала в себе мускулистого бойца. В конце карьеры Джози Валфорд, когда ей было 36 лет, она попыталась вернуться на борцовский ковер, дважды вызывая Лору Беннетт на поединок, но в обоих Джози потерпела поражение. .
На рубеже столетия представления с женской борьбой можно было наблюдать также во Франции и в Великобритании, где существовали команды, состоящие из одних девушек, подобно той, что представлена на снимке справа вверху (1910е годы). Такие команды часто выступали перед толпами во многих английских городах.
На самом деле, профессиональный реслинг возник с появлением большого числа развлекательных заведений, которые стали расти как грибы во время Великой депрессии. Арены постепенно переместились с карнавальных помостов в залы, в которых промоутеры могли ставить представления на регулярной основе. Была разработана концепция серии матчей ("карта"), и введена табель о рангах – от чемпиона до претендента (определяемого промоутерами). Одной из первых знаменитых женщин-реслерш была Мари Мортенсен, начавшая свою борцовскую карьеру в начале 1930х годов, выступая в "Шоу Больших Мастеров", гастролируя с этим карнавальным представлением за пределами своего штата, Калифорнии. К 1934 году она была признана чемпионкой среди дам теми немногими промоутерами, которые культивировали женскую борьбу. Эта уроженка Калифорнии может считаться первой современной чемпионкой по реслингу (с момента перемещения представлений из водевильных театров на ринги). Но, начиная с 1930х годов, самой популярной реслершей стала Милдред Бурке (1915-1989). Чемпионка мира с 1937 года, Милдред никогда не была побеждена на профессиональном ринге. На снимке справа воспроизведена типичная сцена профессионального реслинга - Хуанита Коффман оказалась на плечах Милдред Бурке в их поединке за звание мировой чемпионки. Коффман (66 кг) проигрывала Бурке 25 раз.
Другая миниатюрная силачка, американка Ада Эш (1906-2004) была в состоянии поднимать платформу с лошадью. Ада была удивительно сильной и смелой – она боролась с крокодилом (фото слева), получив в этой схватке несколько укусов – в подбородок, руки и ноги. Не испугавшись крокодилов, она была готова к единоборству с равными ей и стала искусной борицей и тренером по борьбе. Совместно со своим мужем, Элом Шашем (тоже прекрасным борцом) она написала три книги, посвященные дзюдо и самообороне (на снимке слева внизу – Ада с мужем). Тренируясь под руководством своего мужа, Ада успешно выступала в соревнованиях по женской борьбе. В одном из поединков с намного более молодой борицей Нелл Стюарт Ада неудачно упала на пол и сломала позвоночник, после чего два года была на инвалидности. Последняя знаменитая силачка, ставшая прекрасным борцом – Айви Рассел (рожд. 1907). Она была очень мощно сложена и превосходила по размерам мускулов даже знаменитого боксера-тяжеловеса из Германии, Макса Шмелинга. Благодаря своей незаурядной физической силе Айви стала выдающейся борицей (на фото справа она борется с мужчиной). В 1934 году она посещала "Победоносный клуб дамской борьбы", где тренировалась в борьбе, и через год она сумела завоевать титул чемпионки среди женщин, победив всех своих соперниц. Рассказывали, что Айви решительно наказывала любого мужчину, скептически настроенного к женской борьбе и сомневающегося, что женщина может быть настоящим борцом. Айви попросту сжимала его в своих стальных объятиях и мгновенно добивалась того, что тот брал свои слова обратно (фото справа).
По-видимому, существовал другой, особый вид женской борьбы - борьба в дамских клубах. В начале 20 века австрийский художник Альфонс Вальде создал картину "Борцовский поединок" (слева), которая о многом говорит зрителю. На картине по-видимому как раз и изображен дамский клуб, поскольку здесь отсутствуют мужчины. Действительно, существовали клубы, куда доступ был дозволен только женщинам высшего света. Событие дня - борцовский поединок обнаженных женщин. Язык тел борцов очень выразителен, так же как и реакция зрителей. Очевидно, что и участницы и зрительницы увлечены поединком. Зрительницы разделены на две гроуппы по цветам одежд - красный и синий, каждый цвет символизирует болельщиц одной из бориц. Одна из зрительниц (полностью обнаженная) сидит вплотную к единоборкам - это либо судья, либо участница следующего борцовского поединка. Художник изобразил борющихся дам одетыми только в модельные туфельки, что подчеркивает их принадлежность к высшему обществу. Видимо это также подчеркивает тот факт, что это не простушки с улицы, дерущиеся для потехи богатой публики. Таким образом, можно предположить, что знатные дамы в дамских клубах развлекались (и развлекали других) борьбой друг с другом. Бывало однако, что дамы сходились в дружеских спонтанных борцовских поединках и за пределами дамских клубов. Известно, что богатые американские семьи приглашали в дома девушек для того, чтобы те боролись между собой, развлекая хозяев. Со временем, скучающие богатые домохозяйки стали развлекаться, борясь друг с другом. От этого вида борьбы и пошло название “квартирная борьба” (”apartment wrestling”).
Как уже говорилось в Части II, женщины принимали участие в популярных водевильных представлениях с борьбой и боксом. Примерами этого являлись Полли Бернс, Белл Гордон и Харриет Сибек. Великий американский изобретатель Томас Эдисон снял несколько фильмов, воспроизводящих боксерские матчи, некоторые из них – с участием женщин. Некоторые из них были созданы уже в 20 веке (в том числе, “Бокс сестер Гордон”- на снимках справа). Действительно, боксерский поединок сестер Гордон, как и более ранний эпизод с Белл Гордон доказывает, что такие представления были весьма популярны в театрах и на ярмарочных площадках.
Эдисон не был единственным, кто осуществлял такого рода сьемки женщин-боксеров во времена немого кино. В начале 1900х годов Митчелл и Кеньон, кинематографисты из Англии, создали фильм “Дамы-боксеры". В этом фильме две боксерши спасают мужчину от банды гангстеров на провинциальном рынке. В начале столетия были и другие боксерши, в частности, сестры Джонсон, по прозвищу “Матчессы” (“Matchetts”) которые выступали в красных бархатных платьях, украшенных янтарными манжетами и золоченой тесьмой, что дополнялось боксерскими перчатками (снимок слева). Имя “Матчессы” возникло в связи с тем, что ведущий шоу уверял публику, что может провести у себя в павильоне любой боксерский матч. Сохранившиеся до наших дней архивы 1900х годов свидетельствуют о том, что женский бокс стал к тому времени непременным атрибутом боксерских представлений. Известно также, что многие боксерши были связаны с известными именами боксеров-мужчин. Репортаж в “Шоумене” в 1901 году упоминал кулачное представление с участием “Профессора Болла” и некоей Рози Денверс, “чемпионки мира по дамскому боксу” из Лондона. Профессор Алф Болл в молодости был кулачным бойцом, который дрался в перчатках и без них, а после окончания боксерской каьеры стал организовывать представления на ярмарках. Кстати, тогда было общепринято присваивать кличку “профессор” боксерам. Когда репортер из “Шоумена” прибыл на место представления, его приветствовали знакомым аннонсом: “Если вы любите истинный спорт, не упустите случая посмотеть это шоу. Профессор Болл будет боксировать в течениое трех раундов с Рози Денверс, чемпионкой мира по боксу среди дам.
Приходите и вы увидите этот грандиозный бой на руках…” Репортер рассказывает: “Когда арена заполнилась, на сцену вышел Профессор Болл, а вслед за ним – мисс Денвер, у каждого из них была рапира. Они поприветствовали публику и стали демонстрировать фехтовальные финты, выпады и блоки, в далеко не в мягкой манере. Клинки со звоном ударялись друг о друга, дуэль была стремительной и яростной, так, что можно было с уверенностью сказать, что демонстрация фехтовальной техники здесь была намного искуснее, чем демонстрации в других, более знаменитых театрах… Затем состоялся боксерский матч. Быстро надев перчатки, соперники разошлись по своим “углам”, пока не подали сигнал к бою, и началась потеха. Пара бойцов сражалась под подбадривающие вопли благодарной публики: “Вдарь ему как следует, оголоушь его, Рози!” – вопил какой-то молодой восторженный зритель. Но Рози не нуждалась в подсказках, она тузила профессора, а профессор тузил ее в ответ, пока время боя не истекло и рефери не дал команду отбой”. Конферансье подталкивал зрителей платить больше денег: “Чем больше они получат, тем сильнее они будут ударать”. Добавленные деньги вдохновили Рози, так что в заключительном раунде она дважды посылала своего противника в нокдаун, завоевав победу в этом бою”.
Американская силачка Мери Форд вступала в боксерские и борцовские поединки с мужчинами и женщинами во время гастролей по Северной Америке. Она вызывала на поединок мужчин и женщин, но для участия мужчин ставились два условия: чтобы он не был профессиональным боксером и не был намного тяжелее Мери. Недавно обнародована еще одна информация о чемпионке по боксу начала ХХ столетия. Чемпионский боксерский пояс с гравировкой демонстрировался на английском рынке, он принадлежал женщине, получившей его за победы в боксе. Об этой боксерше рассказывали, что она обычно выступала со своим мужем, который предлагал публике помериться силами с дамой. Любопытно, что это было время, когда британские женщины не имели даже избирательных прав. .
Другим известным шоуменом, который выставлял женщин-бойцов на своих шоу, был Вильям Мур. Его дети - сын и две дочери выступали перед входом в его боксерский павильон. Семья Муров много ездила по Англии и Шотландии. Одна из его дочерей аннонсировалась как дама-чемпион по боксу. В 1912 году Мур долго добивался возвращения лицензии, которую у него забрали за то, что он разрешал своим дочерям участвовать в боксерских поединках. Крепко сложенные, в стилизованных костюмах, сестры Мур производили неизгладимое впечатление на провинциальную аудиторию. Многие женщины-боксеры, которые выступали в те времена, чаще всего попадали на ринг через родственников-мужчин, связанных с боксерскими шоу, именно так стали боксершами сестры Мур – через их отца и брата. Это же относится к бабушке некоей Ронни Тейлор, которая рассказала историю о ней: “Эти женщины собирали толпы зрителей, и они были прирожденными бойцами… Мои бабушка и дедушка боксировали друг с другом на ринге, бабушка также состязалась с другими мужчинами - об этом она рассказывала моему отцу. Бабушка надевала для боев протектор на грудь, но, по-словам дедушки, она действовала так быстро, что никто не успевал даже ударить ее”. Другой случай женский боев в боксерских павильонах описан в книге воспоминаний Матта Моргана “Сады трилистника”, где он вспоминает о Джеке Лейсе и его двух смышленных дочерях, которые выступали на рингах: “Как-то в перерыве между боями Джек попросил меня организовать выступление с участием одной из его девушек, и я охотно согласился – девушки знали, что им надо делать, если кто-то из посторонних вызовется боксировать с ними – они были хорошо тренированы для этой работы”.
Такого рода связь между женщинами-боксерами и семейными боксерскими павильонами также характерна для карьеры Анни Хикмен, которая боксировала перед “Академией бокса”, принадлежавшей ее отцу в конце 1920х – начале 1930х годов. Анни Хейес (урожд. Хикмен) родилась в Англии в 1913 году. Ее брат был местным чемпионом по боксу, так что Анни ездила с семейным боксерским павильоном и училась основам боксерского искусства. Анни вспоминала свой первый выход на ринг: “Мне было где-то четырнадцать лет, когда я стала работать перед входом на представление, но я выглядела старше, так как была крупной. Я работала с боксерской грушей и попадала по ней два раза из трех, но никому, кажется, не было до этого дела… Однажды, когда я была в Вустере, на представлении было полно цыган, и один из них заявил, что хочет драться со мной. Мой отец отказал ему, но я возражала, ведь до этого он заявлял всем, что я – чемпионка по боксу, так что, я считала, он должен мне позволить драться. Когда мы вышли на ринг с тем цыганом, я стала выполнять уходы и нырки – я смотрела на своего отца и брата и знала, что надо делать. Мой соперник был сбит с толку моими обманными движениями, так что, я затем сумела сбить его с ног – он свалился прямо на ринг”.
Винни вспоминала о временах тех представлений и о своем опыте боев на ринге с мужчинами и женщинами: “Как-то раз я дралась с чемпионом-легковесом. Мои удары приводили его в бешенство. Он изо всех сил старался нокаутировать меня, но я умудрилась выстоять все три раунда без всякого ущерба для себя”. Винни участвовала в демонстрационном поединке против Лена Харви, британского чемпиона-средневеса.
Все эти разговоры о женском боксе, как об унизительном, рискованном и слишком тяжелом занятии кажутся мне смешными. А разве не так же унизительно или менее тяжело скрести полы?” Новая мода на стройных заставляла женщин идти в гимнастические залы. В статье, опубликованной в 1928 году, говорилось, что гимнастический зал Джека О'Браена в белом районе Бродвея, который раньше посещали одни мужчины, теперь переименован в “Институт уменьшения плоти” и в нем теперь доминируют женщины. Но, наряду с другими видами спорта, охарактеризованными как вредные для женщин, женский бокс встречал резкий отпор и всеобщее отрицание. Это мнение обосновывалось тем, что такого рода занятия делают женщин мускулистыми, а значит - уродливыми. Кроме того, опасались, что сильные удары могут вызвать рак или другие неприятности для внутренних женских органов и молочных желез и таким образом повлиять на способность женщин рожать и выкармливать детей. На самом деле, женские репродуктивные органы хорошо спрятаны и защищены и по-видимому даже меньше подвержены травмам, чем мужские половые органы.
И, разумеется, женщины, как и мужчины могут носить приспособления, защищающие уязвимые места. Аргументы в пользу запрещения бокса в принципе так же справедливы по отношению к мужчинам, как и к женщинам, но различие в подходе к одному и тому же явлению – боксу в зависимости от пола - пример того как биологические доводы используются по отношению к женскому телу для того, чтобы управлять социальной практикой.
Сцены женской борьбы и женского бокса казались людям того времени экстравагантными и пикантными. Поэтому картинки с позированием и единоборством бориц и боксерш были столь популярны. Помимо сигаретных коробочек и почтовых открыток, единоборки появлялись в работах профессиональных фотографов, на театральной сцене и в раннем кинематографе. Эта тенденция трансформировалась позже в бесчисленные сцены драк и борьбы в кинофильмах, на видеокассетах, на обложках книг и т.п.
Что-то притягательное есть в зрелище борющихся женщин – еще раз посмотрите на представленные выше фотографии и судите сами. | |||||||||||||||||||||
|
Свежие комментарии