Когда на любой выставке я вижу новые работы этого живописца, их всегда отличает одно качество: они глубоки и серьезны. Качество, во многом сегодня утраченное текучкой изготовления поспешных, не всегда продуманных, иногда сыроватых картин. Я не наблюдал ни разу у Коржева недописанного холста. Полотно, вышедшее из мастерской Гелия Михайловича Коржева, никогда не было сырым, легковесным, конъюнктурным. Скорее, он казался некоторым, привыкшим к легковесным картинам, несколько тяжеловатым, многодумным. Ему пеняли, что он изображает трудные минуты судьбы человеческой. Но такова, видно, душа мастера. Он размышляет, когда пишет. И заставляет задуматься зрителя. Иногда его метафоры сложны, но это внушает уважение.
Гелий Коржев любит своих героев. Иногда битых, приземленных, страдающих... Он со своим искусством - антитеза лакировочно-пустозвонному деланию, именно - коммерческому деланию картин.
Мир художника Гелия Коржева - мир драматический, напряженный, сложный. Его знаменитый первый триптих заявил всем, что Коржев - явление в искусстве, с которым надо считаться...
И. Долгополов. Мастера и шедевры.
Гелий Коржев стал одним из тех художников, кто взвалил на свои плечи, казалось бы немыслимый груз творческой, гражданской, человеческой ответственности. Внимательно анализируя художественные процессы отечественной живописи ХХ века, убежденно приходишь к выводу, что Коржев в нашем искусстве, явление самобытное, значительное, непреходящее. Своими поисками он сделал целый ряд принципиальных открытий в композиционном построении современной картины, в колористике, в выработке собственного творческого кредо. Обладая мощным зарядом творческой энергии, он сумел перенести его на холст, насытив им свои многочисленные, очень разнообразные работы. А они, в свою очередь, передают эту энергию зрителям, рождая у них разноликие эмоции, несхожие чувства, глубокие переживания. О Коржеве уместно говорить как о художнике-композиторе, дирижере, умеющем организовать пространство и представить зрителю нечто гармонически целостное, вызывающее его на диалог и размышления. С годами становится все очевиднее: творчество художника по сути своей обретает черты философского познания окружающей действительности, ее исторических катаклизмов, а шире - мирового развития. Все его творчество по сути - материализация на холсте времени, в котором живет мастер, и тех событий, которые «запали» в его душу из исторического прошлого. При этом в центре внимания творца - всегда человек - во времени и пространстве.
Его живопись не для легкого восприятия. Так много поведала она невеселого о нас самих, об обществе, в котором живем, что порой от его картин веет этакой беспросветностью. Но это лишь первое, поверхностное впечатление. В них нет никакой безнадежности. За всеми коллизиями, борениями и утратами встает образ Человека долга, порядочного, искреннего и самоотверженного.
О реальных событиях жизни он пишет языком живого искусства. Никогда, ни под кого не подстраивается. Пишет только о том, что чувствует, переживает, считает существенным. Практически каждая из написанных вещей была показана на той или иной выставке. Многие затем перекочевали в художественные музеи и галереи. Большинство из них вошло в состав основных музейных экспозиций. Правда, репродуцировались они не так часто, как того заслуживают по своим художественно-эстетическим достоинствам. Пишут о них до обидного мало. Хотя практически каждая работа Г. Коржева вызывает и вызывала в разные времена широкий отклик, живой резонанс среди зрителей, собратьев по творчеству и специалистов-искусствоведов.
Евгений ЗАЙЦЕВ. Журнал "СЛОВО" 2003, номер 4. «Во времени и пространстве»
http://www.hrono.ru/slovo/2003_04/zai04_03.html
Поднимающий знамя. Триптих "Коммунисты". 1957-1960
Поднимающий знамя. Фрагмент
Гомер. Триптих "Коммунисты"
Интернационал. Триптих "Коммунисты
Интернационал. Фрагмент.
В дни войны. 1952-1954
Влюбленные. 1959
Художник. 1960-1961
Проводы. 1967
Мать. 1964-1967
Мать. 1955-1976
Живой заслон. 2001-2004
Живой заслон. Фрагмент.
Из военного быта. 1993
Следы войны. 1963-1965
Старые раны. 1967
Облака. 1945. 1985
Дезертир. Фрагмент. 1985-1994
Память павших. 1993-1995
Егорка-летун. Икар. 1976-1980
Указ короля. 1993-1997
Дон Кихот и Санчо. 1980-1985
Дульсинея и рыцарь. 1997-1998
Дон Кихот и Санчо. Фрагмент. 1997-1998
Дон Кихот
Дон Кихот
Дон Кихот и мельница. 1997-1999
Поверженный Дон Кихот.
Реквием Моцарта. 1995
Встань, Иван! 1967
Лишенная родительских прав.
Адам Алексеевич и Ева Петровна. 1997-1998
Лишенные рая. 1998
Осень прародителей. 1998-1999
Осень прародителей. Фрагмент
Искушение. 1985-1999
В тени креста. 1995
Иуда. 1987-1993
Одним из любимых художников Гелия Коржева был Александр Иванов, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу». Едва ли кто мог заподозрить в самом Коржеве – представителе так называемого «сурового стиля», интерес к евангельским сюжетам. А именно они стали основой его позднего творчества. «Библия глазами соцреалиста» – выставка под таким названием прошла в столичном Институте русского реалистического искусства.
Мало кто хотя бы в репродукциях не видел знаменитой картины Гелия Коржева «Поднимающий знамя». И вдруг – совсем другое искусство. Такого от него никто не ожидал: «Рождество Христово», «Благовещение», «Распятие»… – всего 16 больших полотен на библейские темы. Гелий Коржев писал их последние 20 лет, находясь почти в затворе.
«Общественная и современная жизнь его мало интересовала в последние годы, – рассказывает куратор выставки Надежда Степанова. – Плюс к этому, он очень не любил политику. Почему он заинтересовался «Библейским циклом»? Потому что «тут есть враги, есть друзья, но нет политики», это его слова. Он не смотрел телевизор, его мало что интересовало из того, что происходило за окном мастерской».
Поворот в жизни Гелия Коржева произошел в 86-м году, когда один за другим ушли из жизни его родители. Художник оставил официальные должности – одно время он возглавлял Союз художников – и целиком посвятил себя библейскому циклу. Коржев настаивал на том, что эти картины – взгляд на библейские события человека, который вырос в Советском Союзе, с молоком матери впитал атеистическую пропаганду, и затем на протяжении всей жизни мучительно пытался избавиться от ее влияния. Не случайно одна из картин называется «Трудный путь к истине».
Его нравственный урок – это возможность для каждого из нас пройти этим же путем, он предоставляет такое право на этот выбор нам всем.
Гелий Коржев по многу раз переписывал одни и те же сюжеты. «Благовещение» он писал на протяжении целых десять лет, много раз переписывал «Адама и Еву», долго искал образ Христа.
Работать над библейским циклом Гелий Коржев продолжал до самой смерти. Одна из последних картин датирована 2012 годом. На ней запечатлен Христос в последние минуты своей земной жизни.
Новости культуры на телеканале «Культура»
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/69390
Благовещение
Благовещение. Фрагмент
Благовещение. Фрагмент.
http://maslovka.info/modules.php?name=Content&pa=showpag...
Свежие комментарии