Казаки - не из крестьян
ТЮМЕНЦЕВ Игорь Олегович, доктор исторических наук, заведующий лабораторией региональной истории и казачества Южного научного центра РАН.
- В канун празднования 200-летия последней столицы донского казачества - Новочеркасска - в местной прессе опять появились публикации, которые, мягко говоря, вызывают недоумение.
Они смакуют паранаучные идеи, связанные с происхождением казачества. Понятно, что версий здесь может быть очень много. Но имеется ли в этой сфере нечто объективное?
- Истории казачества здорово не повезло. В ХIХ веке ее изучением занимались, в основном, местные историки и краеведы. Но если в отечественной науке была хорошо развита историография, сложились школы, то краеведение явно отставало от основного потока научной мысли. В советское время в изучении прошлого казачества наступила пауза почти в 70 лет. Историки тогда в силу известных причин занимались лишь изучением участия казаков в народных движениях и казаками-землепроходцами. Материал, находящийся в распоряжении зарубежных исследователей, был ограничен. Использовалось лишь то, что было опубликовано до 17-го года, оставшиеся в России архивы были недоступны. Отсюда - старые теории, много домыслов и предположений, которые оказались востребованными в России в 90-е годы, когда тема казачества стала открытой. Причем тогда на уровне обыденного сознания напрочь отрицались заслуги историографии советского периода - мол, это все фальсификация. В итоге мы получили огромный спектр идей, мнений и теорий, которые зачастую носят околонаучный характер.
Другая проблема заключается в том, что и в советский период, и сегодня будируется пренебрежительное отношение к профессионалам: мол, они переписывают историю каждый раз по политическому заказу. Это глубокое заблуждение. Возьмите западных историков, которые серьезно взялись за изучение России после войны. С них не требовали работы на заказ, им не надо было подтверждать "единственно правильную" теорию. Постепенно там сложился достаточно объективный взгляд на российскую историю с ее достоинствами и недостатками.
- Это - у них, а что все-таки есть у нас?
- На юге России в вузах и научных учреждениях работают профессиональные историки, которые давно и продуктивно занимаются проблематикой казачества. Они пишут свои исследования, используя источники, которые зачастую впервые вводятся в научный оборот. На сегодняшний день серьезное исследование по ранней истории казачества (XVI-XVII вв.) выполнил ростовский ученый Н.А. Мининков. Однако по самому раннему периоду истории казачества - это XIV-XV века - специального научного труда пока нет. Дело в том, что ранней историей казачества невозможно заниматься без серьезного изучения двух составляющих. Прежде всего следует привлекать дела архива Посольского приказа, которые находятся в Москве и которыми редко кто из наших "баснописцев" истории казачества интересуется. А там первоклассные материалы, которые позволяют достаточно четко проследить, как зарождалось казачество. И второй источник - архивы итальянских колоний в Северном Причерноморье. Эти документы ХIV-ХV веков находятся в Италии, их только-только начали изучать. Но это - рукописные материалы, написанные на итальянском и латинском языках, и их мало кто может прочесть. Пока же нам доступны только переводы записок итальянцев, которые жили в Приазовье в XIV-XV веках.
- Так что же сегодня наука может предъявить рядовому гражданину, который живет на Дону и хочет знать свою историю?
- На основании имеющихся материалов можно высказать осторожное предположение, что российское казачество вышло из протоказачьих сообществ, которые возникали на рубеже ХIV-ХV веков во время распада Золотой Орды.
- А как же быть с данными об участии казаков в Куликовской битве? А также с тем, что реально существовавший и погибший монах Пересвет был из донских казаков?!
- В основе деятельности профессионального историка лежит следующее: изучая эпоху, нужно брать документы, современные событиям, потому что одно дело - когда о произошедшем сообщил современник, а другое - когда об этом рассказано через 40-50 лет. По вполне объективным причинам в памяти любого мемуариста уже через 10-20 лет остается только самое яркое из пережитого, стираются детали, сбивается хронология, огромное влияние на описание событий оказывает последующая литература, публицистика и прочее.
А данные о том, что казаки якобы участвовали в битве на Куликовом поле, почерпнуты из "Сказания об иконе Донской Божьей Матери". Это очень поздний памятник древнерусской литературы. По истории Куликовской битвы у нас есть более ранние источники: Синодик Успенского собора, где перечислены павшие на Куликовом поле, "Задонщина" и летописные записи из сводов рубежа XIV-XV веков. Это то, чему мы можем верить, а отнюдь не "Сказанию о Мамаевом побоище", написанному в конце ХV века, и тем более поздним преданиям.
- Что из себя представляли первые казачьи сообщества?
- До 40-х годов ХVI века казаки жили на пограничье и по Дикому полю лишь "ходили". Если взять посольские книги, там написано: "По Дикому полю ходят казаки многие:". Первые казаки составляли сообщества двух типов: конники - это, в основном, татары, изгнанные из своих улусов во время смут в ханствах, образовавшихся при распаде Золотой Орды. Другой тип казаков - бывшие оседлые жители Орды, также изгнанные из своих жилищ и перемещавшиеся в лодках по рекам. Эти ранние сообщества жили военными захватами, служебным наймом, охотой, рыболовством, собирательством. В XVI веке на развитие казачества оказал решающее влияние глубокий кризис вотчинной и поместной системы в России. Он привел к массовому обнищанию и исходу в казаки служилых людей: вотчинников, помещиков, стрельцов и других. Именно они, а не крестьяне составили основу вольного российского казачества, ассимилировав выходцев из Золотой Орды и осев с 40-х годов XVI века на Волге, Дону, Днепре.
- А как быть с утверждениями учебников советского времени, что на Дон бежали, в основном, крестьяне?
- Не имевший боевой подготовки крестьянин имел мало шансов выжить в Диком поле, поэтому крестьян было очень мало. Основную массу вольного казачества ХVI-ХVII веков составляли беглые служилые люди из России - те, кто обеднел, кто потерял все и вынужден был искать лучшую долю с оружием в руках. Крестьяне стали бежать на Дон примерно с конца XVII века, когда он уже был освоен вольными казаками и когда здесь начало развиваться скотоводство и земледелие.
Автор Беседу вела Вера ВОЛОШИНОВА
http://smi.kuban.inf...icle/21102/1003
Свежие комментарии