Прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 3.
1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец
Для подробного просмотра нажмите на название зала.
Зал 11
Белый (Белоколонный) зал, наряду с Главным вестибюлем – единственные помещения, сохранившие свое первоначальное убранство.
В прошлом Белый зал был известен как музыкальный салон Петербурга. Здесь хозяйка дворца, великая княгиня Елена Павловна, устраивала поэтические и музыкальные вечера, в которых участвовали выдающиеся русские и европейские деятели литературы и искусства (Ф. Лист, Г. Берлиоз, А.Г. Рубинштейн и многие другие).
Неизвестный художник Портрет Вел.княгини Елены Павловны 1820е г.
Владимир Иванович Гау (1816— 1895) Портрет Вел.княгини Елены Павловны 1840г.
Франсуа Ксавье Винтерхальтер. Портрет Великой княгини Елены Павловны 1862 г.
В середине XIX века во дворце были открыты музыкальные классы, что впоследствии способствовало созданию Русского музыкального общества и открытию петербургской Консерватории.
В настоящее время экспозиция в Белом зале представляет уникальный по своей сохранности дворцовый интерьер первой четверти XIX в. Сохранилось не только живописное и скульптурное убранство, но и предметы мебели, а также произведения декоративно-прикладного искусства. Росписи зала, лепка, наборный паркет, мебель, люстры и торшеры – все выполнено по рисункам К.И. Росси. Вместе с ним над оформлением зала работали скульптор С.С. Пименов и живописцы А. Виги и Дж.Б. Скотти.
Белый зал расценивался современниками как непревзойденный образец зодчества.
Зал 12
К концу XVIII столетия в просветительской идеологии все больший акцент делается на близость человека к природе, естеству. Еще пишутся парадные изображения, в которых портретируемый окружен предметами, символизирующими его частную жизнь и общественную деятельность.
И.Мартос Надгробие княгине Е.Куракиной
Так написан в 1799 году Владимиром Боровиковским (1757–1825) портрет вице-канцлера князя Александра Куракина (1752–1818).
Владимир Боровиковский (1757–1825) портрет вице-канцлера князя Александра Куракина
Колонны и драпировки, скульптурный портрет Павла I, твердый жест правой руки, лежащей на официальных правительственных указах, — воплощают, прежде всего, положение в государстве и обществе, занимаемое Александром Борисовичем Куракиным. Но такого рода портретов становится все меньше.
Владимир Боровиковский (1757–1825)Портрет Павла I (с картины Боровиковского — Павел I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена), 1800-1801 г.
Подавляющее большинство произведений Боровиковского (в собрании Русского музея их более тридцати) в полной мере и в высшей степени отражает эстетические принципы сентиментализма. Юная Екатерина Арсеньева на портрете второй половины 1790-х годов — весела, беспечна, кокетлива, чувственна. Белое платье, покроем напоминающее хитон, соломенная шляпка в духе пастушеской отражают моду тех лет, тоже обращенную к естественности и природе.
Владимир Боровиковский (1757–1825)Екатерина Арсеньева
На рубеже XVIII и XIX столетий особой популярностью начинает пользоваться тип так называемого семейного портрета. Тихие домашние радости, душевные привязанности супругов, родителей и детей воспеваются в нем как идеал отношений между людьми, признаваемый тогда самой большой жизненной ценностью.
Владимир Боровиковский (1757–1825) Е.П.Балашова с Детьми
Владимир Боровиковский (1757–1825)Екатерина II
Боровиковский Владимир. Портрет Иоасафа Иевлевича Арбенева
Боровиковский Владимир. Портрет пожилой женщины в белом чепце
Боровиковский Владимир. Портрет Федора Артемьевича Боровского
Владимир Боровиковский (1757–1825) Портрет Ольги Кузьминичны Филипповой
Владимир Боровиковский(1757–1825) Скобеева
Матвеев Федор. Вид в окрестностях Рима.
Фёдор Михайлович Матвеев. Водопад Иматра в Финляндии. 1819 г.
В духе приближенности к естественной природе писались на рубеже XVIII и XIX столетий и пейзажи.
Зал 13
В русской художественной жизни 1820–1830-х годов происходили серьезные изменения. Консерватизм петербургской Академии художеств тормозил развитие многих давно назревших художественных устремлений. Воспитанники Академии, проводившие в этом учебном заведении по 10–15 лет с самого раннего детства, плохо знали реальную жизнь. Одним из недостатков Академии художеств были и ограничения в приеме. Например, в Академию не брали крепостных крестьян. Так появилась в России первая частная художественная школа. Ее инициатором и идеологом был Алексей Венецианов (1780–1847). Параллельно со службой в одном из департаментов Венецианов занимался живописью, пользуясь советами Боровиковского и посещая классы Академии художеств как вольноприходящий. В 1811 году, исполнив программное задание Академии художеств, Венецианов получил звание академика.
Венецианов Алексей Гаврилович. Автопортрет
Александр Алексеев. Мастерская художника А. Г. Венецианова в Петербурге (1827)
В 1821 году, потрясенный "натуральностью" свето-воздушной среды в одном из произведений Эрмитажа, Венецианов решает добиваться аналогичного эффекта в своих полотнах. Он уезжает из Петербурга в деревню и там пишет картины, непосредственно наблюдая природу и быт крестьян. Одна из первых показанных им на выставке в Петербурге картин — "Гумно". Для русского искусства это произведение принципиально. В картине "Гумно" впервые в русской живописи крестьяне изображались в своей естественной среде.
Венецианов Алексей Гаврилович. Гумно
Художник много рисовал не только с натуры, но и с античных и ренессансных образцов. Слегка идеализированные изображения крестьян характерны для его картин-символов ("Жница", "Жнецы", обе — 1820-е).
Алексей Г.Венецианов. Жнецы 1820
А.Г. Венецианов. Жница 1820
Понимая крестьянское бытие как органическое единство человека и природы, Венецианов создал цикл метафорических картин. Одна из них — "Спящий пастушок" (между 1823 и 1826), олицетворяет весну, пробуждение природы.
Алексей Венецианов. Спящий пастушок
Венецианов Алексей Гаврилович. Девушка с бураком
Венецианов Алексей Гаврилович. Крестьянка с крынкой молока 1820
Венецианов Алексей Гаврилович. Крестьянка с косой и граблями. (Пелагея)
Венецианов Алексей Гаврилович. Крестьянская девушка с серпом во ржи
Венецианов Алексей Гаврилович. Крестьянские дети в поле(Мальчик с двумя девочками)
Венецианов Алексей Гаврилович. Крестьянка Тверской губернии
Венецианов Алексей. Очищение свеклы. 1820
А.Г. Венецианов. Девушка в платке
А.Г. Венецианов (1780—1847) Портрет матери,А. Л. Венециановой
Венецианов Алексей Гаврилович. Портрет жены, М.А. Венециановой
Венецианов Алексей Гаврилович. Портрет Кирилла Ивановича Головачевского
Венецианов Алексей Гаврилович.Портрет В.П.Кочубея
Венецианов Алексей Гаврилович. Утро помещицы
Алексей Гаврилович Венецианов. Картина Купальщицы.
Художник собрал вокруг себя желающих учиться живописи талантливых юношей, в том числе и из крепостных. Уникальны картины Григория Сороки (1823–1864).
Сорока Григорий. Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии
Тихая жизнь российской провинции с ее господским и крестьянским бытом — темы полотен талантливого крепостного художника. Но главное в них — не сюжеты и мотивы, а щемящее состояние грусти и любования природой.
Зал 14
Романтизм, зародившись в России в начале XIX века, видоизменяясь, прожил довольно долгую жизнь, сочетаясь с другими течениями и направлениями. В 1820-е снова в моду вошел так называемый парадный портрет, королем которого в русском искусстве первой половины XIX века, бесспорно, был Карл Брюллов (1799–1852). В его творческом наследии немало эффектных портретов.
Фавн и Вакханка Борис Орловский, 1837
Незаконченное изображение Юлии Самойловой, удаляющейся с бала, — один из шедевров мастера. Это не просто парадный портрет. Это картина-символ, олицетворение маскарадности жизни с ее реальностью, нередко скрытой от посторонних глаз.
Брюллов. Незаконченный портрет Юлии Самойловой, удаляющейся с бала
Карл Брюллов — знаменитый в России портретист, автор росписей и их идей в нескольких центральных соборах и церквах Петербурга — прославился прежде всего как исторический живописец.
Брюллов. Портрет А.А. Перовского (слева)
Брюллов Карл Павлович (1799-1852) Портрет гр. Алексея Алексеевича Перовского (писателя Антона Погорельского). 1836
Брюллов.
Портрет сестер Шишмаревых (слева). Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией (справа)
Брюллов Карл Павлович (1799-1852) Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых. 1839
К. П. Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830.
Брюллов Карл Павлович (1799-1852Портрет поэта и драматурга гр. А. К. Толстого в юности. 1836
Брюллов Карл Павлович. Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой (1841)
Брюллов Карл Павлович. Портрет Ю.М. Смирновой
Брюллов Карл Павлович. Всадница 1832
Брюллов Карл Павлович. Итальянский полдень 1827
Брюллов Карл Павлович. Смерть Инессы де Кастро 1834
Брюллов Карл Павлович. Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского 1821
Брюллов Карл Павлович. Портрет Княгини З.А. Волконской
Брюллов Карл Павлович (1799-1852) Портрет архитектора К. А. Тона. 1823-1827
Брюллов Карл Павлович.Распятие
Приехав в Италию в 1823 году, Брюллов начал поиски темы для исторического полотна. Сюжет картины "Последний день Помпеи" (1833) — важнейшего произведения не только в творчестве Брюллова, но и во всей русской живописи — был подсказан художнику его старшим братом, Александром, занимавшимся в качестве архитектора зарисовками раскопок в Помпеях.
Последний день Помпеи
Брюллов работал над полотном более пяти лет, исполнив множество набросков и несколько живописных эскизов. "Последний день Помпеи" относится к числу редких для России завершенных романтических замыслов на исторический сюжет. В яркой живописной форме Брюллов воплотил излюбленную романтиками тему трагедии. Поведение и состояние жителей Помпеи в роковой момент — главная сюжетная линия произведения. Решая ее в мажорном эмоциональном и колористическом ключе, художник придает трагедии возвышенное звучание.
Иван Айвазовский (1817–1900) оставил множество картин о море, созданных, как правило, фантазией и воображением на основе реальных наблюдений морской стихии.
Айвазовский Иван Константинович. Волна 1899
Айвазовский Иван Константинович. Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами 1848
Айвазовский Иван Константинович. Вид Одессы в лунную ночь 1846
Айвазовский Иван Константинович. Лунная ночь
Айвазовский Иван Константинович. Русская эскадра на Севастопольском рейде
Айвазовский Иван Константинович. Большой рейд в Кронштадте 1836
http://gallerix.ru" width="675" height="415" border="0" />
Айвазовский Иван Константинович. Берег моря. Штиль 1843
Айвазовский Иван Константинович. Вид Константинополя при лунном освещении 1846
Айвазовский Иван Константинович. Неаполитанский залив утром 1843
Айвазовский Иван Константинович. Побережье в Амальфи 1842
Айвазовский Иван Константинович. Порт Ла- Валетта на острове Мальта 1844
Айвазовский Иван Константинович. Свеаборг 1844
В собрании Русского музея около сорока живописных полотен Айвазовского, относящихся к разным периодам его жизни.
Айвазовский Иван Константинович. Девятый вал
"Девятый вал" (1850) — одна из лучших картин художника, искреннее воплощение романтического понимания драмы и вечной надежды на победу человека над стихией.
Зал 15
Собрание Русского музея дает уникальную возможность показать всю гамму существовавших в первой половине XIX века течений, направлений, творческих поисков. На выставках в Академии художеств или в Обществе поощрения художников экспонировались работы, выполненные в духе классицистических традиций, романтических, реалистических и других.
В зале демонстрируются произведения профессоров Академии художеств — живописцев Григория Угрюмова («Испытание силы Яна Усмаря», 1796), Андрея Иванова («Подвиг молодого киевлянина», около 1810), Федора Бруни («Медный змий», 1841), скульпторов Василия Демут-Малиновского («Русский Сцевола», 1813) и Петра Ставассера («Русалка», 1845).
Григорий Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря, 1796
Андрей Иванов. Подвиг молодого киевлянина
Федор Бруни. Медный змий
Василий Демут-Малиновского («Русский Сцевола», 1813)
Ставассер П.А. Русалка (Нимфа). 1845.
"Явление Христа народу" Александра Иванова, как и "Последний день Помпеи" Карла Брюллова, — произведение эпохальное для русского искусства. Художник работал над своим замыслом более тридцати лет, практически всю свою творческую жизнь. Именно разные "состояния" и настроения людей в связи с явлением Христа долго и трудно искал Иванов. В процессе работы над полотном он написал множество этюдных портретов, пейзажей, композиционных эскизов. "Явление Христа народу" из собрания Русского музея — большой, окончательный эскиз, предшествовавший картине, находящейся сейчас в Третьяковской галерее (Москва).
Иванов Александр Андреевич. Явление Христа народу
Александр Иванов писал свою картину в Италии с 1820-х по начало 1850-х годов, сделав огромное количество этюдов фигур, пейзажей, имеющих самостоятельную ценность в искусстве.
Бруни Федор Антонович. Смерть Камиллы, сестры Горация
А.А.Иванов. Беллерофонт отправляется в поход против Химеры
Александр Иванов Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения
Иванов Александр Андреевич(1806 - 1858 г).Голова раба с веревкой на шее. Два варианта
Иванов Александр Андреевич.Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора
Иванов Александр Андреевич. Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару
Иванов Андрей Иванович. Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей 1812
Г.И. Лапченко. Сусанна и старцы
Н.Пименов. Юноша играющий в свайки. http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post255265719
Свежие комментарии