Существует легенда об одном мудреце, который, лежа на смертном одре, созвал своих дочерей и сказал им: Я беден и ничего не могу оставить вам в наследство, кроме одного доброго совета: «будьте умными, если сможете, будьте добрыми, если захотите, но красивыми будьте всегда».
Красота это одна из величайших тайн природы, и стремление к ней — одно из сильнейших свойств человеческой натуры.
Настойчиво, постоянно мечтали люди о красоте, стремились к ней. И на протяжении столетий, начиная с незапамятных, древних времен и до наших дней, эстетические требования народов прежде всего сводились к красоте самого человека, и во все эпохи человечество стремилось эту красоту приумножить.Недаром древние народы наделяли своих богов вечной юностью: с ней они связывалали идею неумирающей, вечной физической красоты. Но, так как и юность далеко не всегда гарантировала внешнюю красоту, то у людей и возникало стремление быть, или хотя бы казаться красивее, разукрасить себя, восполнить природный пробел, усилить и ярче проявить то, что было ею отпущено не очень щедро. Вот из этой самой жажды красоты и юности, из этой естественной борьбы с неумолимым и беспощадным временем и родилось особое искусство — косметика. Не в коем случае не следует думать, что косметика — примета нашего времени. Можно даже без преувеличения сказать, что косметика зародилась одновременно с появлением человека.
Одним из самых первых косметических средств был, вероятно, гребень из заостренных тростниковых и деревянных палочек, плотно скрепленных между собой на одном конце. Костяные гребни более позднего происхождения тысячелетиями покоились в курганных погребениях и неоднократно находились там во время археологических раскопок.
Даже губная помада и карандаши для окраски бровей и ресниц не являются изобретениями современного человека. В древних погребениях и пещерах ледникового периода были найдены предметы, которые напоминали современные косметические карандаши, ими, вероятно, красили не только губы, но и лицо, и даже тело; вначале, эти разукрашивания носили характер культа, но и одновременно они выражали желание как-то украсить свою внешность.
С самых древних времен у всех народов, на какой бы стадии развития культуры они ни находились, разукрашивания лиц и тел растительными красками и цветными глинами применялись весьма широко. Яркая раскраска воинов перед битвой должна была ввести врага в заблуждение относительно подлинных возможностей сражающегося с ним противника. Раскраска так же подчеркивала и принадлежность к определенному племени. По-разному раскрашивали свое тело для всевозможных церемоний: в честь победы, в дни свадеб, траура и печали.
Масла и мази, которые втирали в тело, иногда защищали кожу от ветра и насекомых.
На острове Пасхи, к примеру, и на других близлежащих островах до сих пор сохраняется обычай красить волосы во время праздников в рыжий цвет. Туземцы говорят, что они хотят походить на своих предков.
Нанесение мазей и красок на кожу, служившее нашим доисторическим предкам чисто символическим украшением, египтяне довели до степени высокого искусства, в том числе врачебного, а бытовой грим был им известен уже около 5 тысяч лет назад: они применяли белила, обводили контур глаз зеленой углекислой медью. Египтянки славились умением изготовлять всевозможные краски, пудры, мази, протирания. Недаром колыбелью косметики и косметических средств считают Египет, где косметика была известна за несколько тысяч лет до нашей эры. В гробницах древних захоронений были обнаружены сосуды с остатками мазей, различных благовоний и масел, содержащих мускус, розовое масло, ладан, мирру, а также пинцеты, служившие для удаления волос.
В захоронениях у мумий ногти были окрашены в красный, зеленый или золотистый цвета; были найдены белила, румяна, черные краски для бровей и ресниц. Нужно отметить, что египтянки были мастерицы изобретать особые румяна и белила, придававшие темным лицам светло-желтый оттенок, а поразительно стойкие краски применялись и в живописи, и в косметике. В Египте же был составлен первый рецепт окраски седых волос в черный цвет — кровью черных животных; окрашенные волосы мумий до сих пор не утратили своего цвета. А для питания кожи и защиты ее от солнца пользовались припарками и мазями, изготовленными из воловьего и овечьего жира, миндального, кунжутового, касторового и оливкового масел. В период царствования фараона Рамзеса III (1204—1173 годы до новой эры) строители некрополя в Фивах быть может, впервые в истории объявили забастовку в связи с отсутствием подобных мазей и масел.
Тайны врачевания и косметики приоткрывают египетские папирусы, дошедшие до наших дней. Так, в одном из них приводится состав мазей, рекомендуемых «для придания суставам большей гибкости»; в трех из нескольких найденных папирусов приводится один и тот же рецепт «превращения старика в двадцатилетнего юношу» путем устранения «неблагоприятных признаков возраста». По уверению переписчика, «это средство доказало свою целебную силу».
Источником, откуда можно почерпнуть сведения о ряде косметических средств, применяемых в Древнем Египте, служит папирус Эберса, датируемый XVII столетием до новой эры. Папирус, на котором имеется надпись: «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», среди средств против внутренних и наружных болезней содержит немало косметических рецептов и советов. В тексте папируса есть и такие названия: «Начальная книга превращения старых в молодых», или «Как избавиться от неприятных признаков старости». В частности, рекомендуются паровые маски, ванны, компрессы, массаж, бани. В косметических советах помешались рекомендации о том, как разгладить морщины, покрасить волосы, усилить их рост, удалить бородавки и др.
Многие косметические препараты обладали и целебными свойствами. Так, краска для век, возрожденная в наши дни, первоначально применялась в Египте в качестве профилактического средства от глазных болезней. Для подчернения верхних век мужчины и женщины пользовались сернистым свинцом, нижние же — окрашивали малахитовой зеленью, которая одновременно служила и лекарством от трахомы — заразного заболевания глаз. Раствор сульфата или карбоната меди оставался единственным противотрахомным средством на протяжении 5 тысяч лет, вплоть до появления антибиотиков. Использовались самые различные масла и бальзамы не только против насекомых, но и для создания приятного запаха в помещениях.
Как неоспоримые доказательства применения косметики в Древнем Египте дошли до нас скульптурные и портретные изображения египетских фараонов и их жен. Скульптура донесла до нас через 3 тысячи лет во всей ее неповторимости красоту египетской царицы Нефертити. Как заботливо украшено ее лицо, подрисованы и удлинены брови, как красивы чуть приподнятые линии рта, подчеркнутые тщательно подкрашенными губами.
В ту далекую эпоху туалетные столики богатых женщин украшали многочисленные драгоценные предметы утвари, служащие для ухода за лицом и телом. В усыпальницах, скрытых в глубине пирамид, археологи обнаружили бронзовые зеркала; драгоценные, изящно отделанные плитки, на которых готовили смеси из красок и румян; богато украшенные сосуды для хранения мазей и дорогих масел.
Высоко ценилась красота прически. Уходу за волосами уделялось много внимания. Были известны мази для укрепления волос, средства для мытья головы, дамские шпильки. Искусство делать дамские прически, в том числе и парики, — отнюдь не изобретение тщеславной, утопающей в роскоши феодальной знати: им владели еще в древности.
Древнеегипетские поэты не раз вдохновлялись «косметическими темами». Строки, дошедшие к нам через тысячелетия: «глаза подвести, теплой влагой понежить тело, душистой смолой умаститься», «— подтверждают это.
В эпоху династии Птолемеев ярко разукрашивали себя цари, царицы, простые женщины, жрецы (кстати, первые люди, занимающиеся косметикой!), «иллюминировали» также священных кошек, статуи богов и мумии. Женщины подводили глаза зеленой краской (позже ее заменили черной), подрисовывали широкие длинные брови.
Косметика была популярна и у древних евреев. Особую склонность они питали к благовонным мазям и курениям, которые вначале служили целям религиозного культа, а затем перешли в домашний обиход.
Масла приготовляли из мирры, корицы, кассии и других растений; ими же натирали тело. В знак траура от них отказывались. Чаше других благоуханий еврейки употребляли цветы кустарника алканны. Но всю роскошь косметики евреи заимствовали у персов и вавилонян. Интересно отметить, что еврейская девушка, которой предстояло явиться перед царем Артаксерксом, должна была «6 месяцев протираться мирровым маслом и 6 месяцев другими женскими мазями», т. е. она должна была потратить целый год на изучение тайн косметики.
В те библейские времена в Иудее была настолько распространена косметика, что Иов назвал одну из своих дочерей «Сосудом с сурьмой».
Иеремия разражался упреками по адресу кокетливых евреек своего времени: «Тщетно вы будете краситься и украшать себя золотистыми ожерельями, тщетно будете сурьмить глаза: ваши возлюбленные станут презирать вас». Красноречивому пророку не удалось убедить дев иудейских, и они с увлечением продолжали красить веки, брови и окрашивать ногти в красный цвет.
Косметика была развита также и у народов многих других стран (Ассирии, Персии, Аравии, Индии, Южной Америки и т. д.), т. е. главным образом в южных странах. Это объясняется необходимостью жителям этих стран смягчать и защищать кожу от вредного влияния жаркого климата.
Сохранились сведения, что женщины Ассирии натирали благовониями тело, покрывали свои лица особыми составами, чернили брови и ресницы, густо белились и румянились; мужчины носили накладные бороды, наносили грим и душили волосы.
Мидяне раскрашивали лица белилами и румянами. Персиянки красили волосы, ногти и зубы отваром порошка гинней, отчего они принимали морковный цвет, что считалось верхом красоты.
Индуски чернили брови и красили ногти, белили лицо и шею, красили щеки и ресницы, золотили губы и покрывали коричневой краской зубы. Мавританки рисовали голубоватой краской цветочные узоры на лицах, подводили глаза и румянили щеки. Лапландки усердно мазались тресковым жиром...
Само слово «косметика» происходит от греческого «космет» — так назывались рабыни, холившие и украшавшие тело и лицо своих господ. Само слово означает «порядок», «приведение в порядок» или (в более широком смысле) — «искусство украшать». Изначально этот термин трактовался как искусство поддерживать здоровье и совершенствовать красоту тела, исправлять его недостатки.
Сначала греки ограничивались одним омовением тела и умащением его оливковым маслом или овечьим жиром.
«Одиссей в стране феаков после омовения умащался оливковым маслом». Но постепенно к оливковому маслу стали прибавлять всевозможные пахучие вещества; эти косметические масла были предметами роскоши знатных домов: твердые применяли для втираний, а жидкие — как духи, причем для различных частей тела были и различные мази.
Раскопки показали, что в Древней Греции женщины уже знали белила (из свинца), румяна (искусственная киноварь) и пудру, которую приготавливали из тертых в порошок пахучих цветов. Эту пудру также использовали для ароматизации постели, белья, одежды. Согласно античному мифу, даже Афродита, и та подкрашивала и пудрила свое лицо перед состязанием богинь. Гиппократ (460—377 годы до новой эры), выдающийся врач Древней Греции, один из основоположников античной медицины, в своих трудах о кожных болезнях уделил внимание лишь разделу косметических дефектов, поскольку кожные болезни в Греции были неизвестны; наблюдал он их только у «варварских народов». Он предписывал втирания, с помощью которых женщины старались освежить и восстановить увядающую красоту. Его ученик и последователь Диокл предписывал гигиенические ванны и массаж, а также различные масла и мази для смягчения кожи. Позднее Критон написал труд (в 4 томах) по косметике, по уходу за волосами, их окраске, по уходу за кожей лица, за глазами, носом, зубами, руками: предложил многочисленные косметические средства для ароматизации тела, чистки зубов, устранении запаха изо рта, носа; средства ухода за кожей, волосами, ногтями и т. д.
Римляне позаимствовали у греков их косметику, но значительно расширили ее применение. У египтянок римляне научились искусству гримироваться: императрицы Рима за золото приобретали у служителей храма Изиды таинственные косметические составы, которые придавали лицу белизну слоновой кости и блеск золота. Заглянем в роскошную туалетную комнату или спальню знатной римлянки и проследим за ее туалетом. На ночь она обязательно наносила на лицо смесь из хлебных корок с молоком или из жирных бобов, которую утром смывала водой или ослиным молоком, придававшим лицу белизну и свежесть. Известно, что Поппея Сабина, жена императора Нерона, принимала ванны из молока ослиц. Для этого служители термы (бани) держали 500 животных; когда же Поппея Сабина отправлялась в путешествие, вслед за нею перегоняли стадо из 100 ослиц, молоком которых она постоянно умывалась.
Пасты для смазывания лица на ночь бывали иногда очень сложными. Любопытный рецепт одной из них находим у римского поэта Овидия:
«Тот ячмень, что послал на судах
земледелец ливийский.
от отрубей отдели и оболочку сними.
Равную меру гороха десятком яиц
увлажни ты,
после того, как высохнет все от
дыхания ветра,
дай ленивым ослам камнем
шершавым смолоть.
Также рога, что живучий олень
впервые теряет,
ты разотри и прибавь лота
четыре сюда
Вслед за тем ты смешай все это
с пыльной мукой
И старательно взбей в вогнутом
сите не раз
Луковиц — бел шелухи нарцисса
ровно двенадцать
в мраморе чистом рука крепкая
пусть разотрет.
Еслили дама намажет лицо
подобным лекарством.
зеркала ярче оно будет блестеть у нее»
В своей «Естественной истории» Плиний Старший (приблизительно 23—79 годы новой эры) описал многие косметические средства, популярные у римлян: лосьон из миндального масла с молоком, свинцовые белила для лица, мыло для окраски волос в рыжий цвет, зубной порошок из измельченного рога и пемзы. А для борьбы с морщинами Плиний рекомендовал помаду из льняного масла в сочетании с жиром, извлеченным из бычьей ноги.
День знатной римлянки начинался с втирания в руки, лицо и грудь какого-нибудь жира, затем жир отмывали мылом, руки обливали молоком, а перед едой — холодной водой. К вечеру принимали ванну с отрубями, подаваемыми в серебряных сосудах; после ванны обрабатывали ногти, красили их, срезам мозоли.
Благодаря торговым связям с Египтом и Средним Востоком в Рим стекалось такое количество экзотических косметических средств, что римский сенат ограничил их ввоз, чтобы остановить утечку денег. «По самым скромным подсчетам, — сетует Плиний, — Индия, Китай и страны Аравийского полуострова ежегодно выкачивают из нашей империи сто миллионов сестерций. Вот но что обходятся предметы роскоши и женский пол!»
Против подобных пуританских взглядов решительно выступала Гпотолла Руджиеро. Снискав особую славу как гинеколог и акушерка, она и в области косметики проделывала чудеса: предлагала средства от излишне обильной растительности на лице, средства от пота. загара, заболеваний кожи и дурного запаха изо рта, торговала рецептами лосьонов и кремов.
Уделял внимание косметике и знаменитый врач древности Гален (130—200 годы новой эры). Ему принадлежит создание рецептуры крема, носящего ныне название «кольдкрем». Еще в те времена и отмечал, что косметика может служить сохранению естественной красоты, а может маскировать недостатки или подчеркивать достоинства. Распространенный комплект косметических средств женщин эпохи Галена состоял главным образом из 7 снадобий: басмы, хны (для окраски волос, ногтей и т.д.), румян, белил, сурьмы (для придания блеска глазам), золотой фольги и «палия» — особой ароматической смеси (для искусственных мушек).
Кстати, о мушках. Возникнув снова из забвения, в XVIII веке, в эпоху рококо, мушка стала неотъемлемой частью туалета. Мушки могли иметь разную форму: кружков, карточных мастей, изображений цветов, зверушек, предметов. Главное искусство заключалось в выборе места ее прикрепления. Контрастируя с безупречно гладкой кожей, мушка, привлекая лишь на мгновение взгляд, подчеркивала соблазнительность своего окружения. Утверждали, что мушка делает взгляд томным, а женщину — неотразимой.
Крестоносцы занесли в Европу аравийские косметические средства и способ приготовления розовой воды.
В России косметикой увлекались несколько иначе, чем в другихстранах.
Вот как описывается русская кокетка 18-го века в сборнике «Пчела»: «Прехитро себя украшает, приятные сандалии обувает и везжды свои ощиплет, и духами учинит, и лицо, и выю (шею) ваннами наванит (покрасит) и черности в очесах себе красит». Женщины в России очкнь любили белилиться и румяниться, но при этом весьма неумело: Будучи красивыми от природы, они абсолютно искажали свои лица. Например, накладывали на щеки такое колличество краски, что (по мнению немецкого путешественника Олеария) иногда казалось, будто кто-то разукрасил их кистью. Женщины разукрашивали себе руки и шею голубой, белой и коричневой красками, сурьмили брови и ресницы, при этом делали это самым уродливым образом: чернили светлые и белили черные брови. Княгиня Черкасская была очень красивой от природы женщиной очень и не желала краситься и румяниться, но была вынуждена покориться всеобщему обычаю, чтобы не подвергатся насмешкам. Церковь пыталась восставать против этого обычая, но тщетно. Косметикой повально увлекались женщины боярского сословия — они не только сурьмили брови, наносили на лицо румяна и белила, но и красили зубы. По всей вероятности, больше всех доставалось скоморохам шутам и скоморохам — они раскрашивали себя не только белилами и красками, но даже сажей. Самыми большими поборниками косметики на Руси тех времен, вероятно, были татары. Они красили ресницы, брови, губы, румянились, красили ногти хной и т. д. По словам одного из русских путешественников, девушки и женщины татар были похожи на «размалеванных кукол», которые в реальности были намного красивее.
Начиная с XVII века, Франция становится кумиром русского дворянства и на протяжении почти трех столетий определяла правила хорошего тона, моду и косметику не только для коронованных особ, но и для провинциального дворянства.
В XVIII веке в Петербурге уже имелся свой косметический магазин купца Данилова, где можно было даже приобрести так называемый «воздушный прибор» для опрыскивания духами.
Пользоваться косметическими средствами было, главным образом, уделом знати, простой же народ пользовался травами как для медицинских, так и для косметических целей. На Руси издавна большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана, сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливаю! кожу лица, шеи, рук, делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и косметические свойства которых им были известны. Сведения о лечебных свойствах растений и способы их применения мы находим в многочисленных старинных «травниках» и «лечебниках» («Травоврач», «Зельник», «Жизненник», «Цветник» и др.). Будем откровенны: к простому, доступному. находящемуся под рукой, мы часто относимся без должного уважения. Скажем, к лекарственным растениям, воде, которая с древнейших времен считалась основным лечебным, гигиеническим и косметическим средством. Врачи древности применяли воду для лечения, для косметических целей в виде ванн, обмываний, обтираний, душей, компрессов.
В банях проводили уход за кожей, ее очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причем проделывали эту процедуру без боли.
«Чистота — залог здоровья!», также с полной уверенностью можно сказать, что чистота — залог красоты. В России было распространено еженедельное мытье в бане, если же бани не было, мылись и парились и русских печах. В арсенале профилактики закаливания разумной системы гигиены русская баня испокон веков была на первом месте.
Косметика, как считают некоторые, начинается не с нанесения кремов, помад и лосьонов, а прежде всего с мытья. Очистить кожу от грязи, кожного сала, отмерших роговых чешуек вот о чем нужно заботиться прежде всего.
В средние века развитие косметики затормозилось, так как церковь преследовала тех, кто пытался ухаживать за своим «грешным телом». Несмотря на противодействие церкви «суетной» заботе о внешности, косметика все же существовала. В средневековой пьесе «Продавец лекарственных мазей» косметика, с одной стороны, восхваляется как благо для тела, с другой — поносится как вред для души. Идеалом красоты романского и готического периодов средневековья служит высокий открытый лоб, взлет бровей, прямой нос, маленький рот, полные губы и ямочка на подбородке. Для того чтобы соответствовать этому идеалу, лицо тщательно гримировали, несмотря ни на какие церковные запреты. Однако строгие формы костюма романского периода, напоминавшие скорее монашеское облачение, и несколько более «вольная» мода готического периода средневековья требовали проявления сдержанности в употреблении косметики.
Мода Ренессанса, связанная с духовным развитием человека и осознанием им своей индивидуальности, зародившаяся в Италии, потребовала изменения отношения к косметике. В те времена родились каноны красоты, которые не потеряли своего значения до сих пор: высокая, статная фигура, широкие плечи, тонкая талия, красивый рот, белые зубы, красные губы. Специфическими требованиями эпохи Возрождения к внешности были: высокий, не обрамленный волосами лоб, плавность линий которого не должны были нарушать даже брови, которые обязательно выщипывали. Важнейшим условием красоты были белокурые волосы.
Одежда, не обнажая человеческого тела и его отдельных частей, составляла с ним как бы единое целое. Это требование применялось и в косметике. Гримировка лица была возведена в ранг искусства, которым в совершенстве владела каждая женщина. Жительницы Апеннинского полуострова отличались большим искусством в способах изменения цвета волос. Волосы либо окрашивали в нужный цвет использованием минеральных и органических красителей, либо использовали накладные волосы ярко-желтого цвета. В домах предусматривались удобные солярии, где можно было обесцвечивать волосы естественным путем — при помощи солнца, используя хитроумные шляпы, защищающие от загара лицо и оставляющие открытыми волосы.
В Италии появилась специальная литература по косметике — авторами были Джиованни, Баптиста, Поста, Сцебелла, Кортезе и др.
Руководство Екатерины Сфорца знакомит своих читательниц со всеми приемами, которые использовались при наложении грима, и общим косметическим уходом за телом. Для обеспечения возросшей потребности в косметических средствах открываются прообразы современных парфюмерных фабрик. В процессе общего развития научной мысли и ремесленники, изготовлявшие косметические средства, становятся настоящими учеными, в отличие от многочисленных собратьев в других европейских странах, не брезговавших продажей любых средств, приносящих доход.
Итальянские артисты, прибывшие во Францию с Екатериной Медичи, завезли с собой всевозможные румяна, пасты, пудры, краски.
Дальнейшее развитие и полное признание косметика получила во Франции, особенно в XVII и XVIII веках. С этого времени французский вкус и мода овладели всей Европой и владеют ею в течение нескольких столетий. Следует, однако, заметить, что во Франции живо воспринимали все наиболее ценное, что было уже создано в других странах. Об этом свидетельствует, например, появление еще в XVI веке популярной книги, автором которой был доктор, регент медицинскою факультета Парижского университета Андре Ле-Фурние. В ней были собраны сведения о рецептах, применяемых по всей Европе, и многие из них отличались крайним своеобразием. Об интересе к косметическим средствам, созданным в других странах, говорит появление в том же XVI веке книги итальянского автора Жирола мо Руссели, в одной части которой под названием «Секреты синьора Алексиса» также приводятся рецепты косметических снадобий. Для тою чтобы оценить своеобразие некоторых из них, мы приведем рецепт одного: «Возьмите белых голубей и кормите их сосновыми семенами в течение 15 дней. Затем прирежьте их, оторвите головы, ноги, вытащите внутренности, пропустите их через перегонный куб, затем добавьте туда мякоть белого хлеба, смоченного в миндальном молоке, 400 граммов телячьих мозгов и топленое свиное сало. Все это вскипятите на медленном огне, и вы получите великолепное средство для протирания лица».
Неудивительно, что такие «рецепты» вызывали различные толки, а о парфюмерах и докторах говорили, что они колдуны, да и само убранство внутренних помещений лавок парфюмеров, заставленных таинственными склянками и сосудами, наводило богобоязненного обывателя тех далеких времен на мрачные мысли. Тем не менее, к помощи парфюмера прибегали жаждущие красоты и молодости. Колдунами и чародеями звали тех, кто занимался составлением «любовных напитков», помимо торговли косметикой и парфюмерией, но люди шли к ним в надежде получить рецепт вечной молодости, красоты и здоровья, а не получив ни того, ни другого, ни третьего, приносили парфюмера в жертву своим несбывшимся надеждам. Легенда и картины, изображавшие шабаш ведьм, умащенных мазями, колдовство, заговоры и превращения с помощью чудодейственных, магических и душистых веществ, еще больше приводили к убеждению, что парфюмеру подвластна и красота, и молодость, и жизнь, и болезнь, и смерть...
Приготовление духов, которые в больших количествах употребляли во многих странах, держалось в тайне. Парфюмеры не заботились о передаче потомству ни своих рецептов, ни своих имен. Последние встречаются очень редко. Упоминается, например, химик-парфюмер Форжона, который служил при французском дворе в 1701 году. Этому талантливому человеку многие обязаны сохранением красоты: свои секреты он передал основанному им дому Леграно.
Франция всегда считалась царством косметики, откуда она распространилась в дальнейшем по всему миру. Только в начале XVIII века из Франции ежегодно вывозилось за границу косметических изделий на 30 миллионов франков. Около 1640 года во Франции появились первые парики, оставившие заметный след в истории моды и косметики. В 1642 году Финтилье писал: «Для туалета элегантной дамы требуется целая лавка косметики — всевозможные протирания, белила, румяна, сулема, квасцы, уксус, духи, миндальное молоко и т. д.». Входят в моду причудливые прически, и на головах дам появляются натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев. Белые пудреные парики призваны скрыть возраст и придать их обладательницам изысканный вид, подчеркнутый соответствующей гримировкой лица и его стилизацией. Косметические средства и грим использовались в таком количестве, что, по слухам, дошедшим с тех времен, мужья иногда не узнавали своих жен, хотя те вовсе и не стремились к этому.
В XVIII веке пудра и румяна стали неизбежной принадлежностью туалета женщины любого общественного положения. Представим себе знатную француженку того времени. «Изящная, стройная, с тонкой талией, в пышном платье с фижмами, с глубоким вырезом на набеленной груди, в пышной напудренной прическе, с искусно подведенным лицом, на котором выделялись глаза, разрисованные узкой щелью по-китайски, с непременной мушкой, с пикантно подкрашенными губами, с длинными тонкими руками, с коралловыми ногтями» — такова была женщина той жеманной эпохи.
Мужчины носили напудренные парики, щедро пользовались ароматными водами и, как утверждают злые языки, для демонстрации страданий от неудачной любви белили свое лицо, накладывали полосы из гуммиарабика с целью имитирования стертых слез.
С конца XVIII века популярность декоративной косметики пошла на убыль: уменьшается применение румян, белил, упрощается мода.
Нужно заметить, что не во все времена и не во всех странах приветствовалась косметика. В XVII веке в Англии и Голландии по религиозным причинам запрещалось румяниться, красить губы, применять косметические средства. Британским парламентом даже был издан в 1799 году закон следующего содержания: «Все женщины, вне зависимости от их сословия и возраста, которые после опубликования данного закона прельстят подданного его величества с помощью духов, помад, румян, краски для лица, фальшивыми зубами, высокими каблуками и т. д., будут судимы за колдовство, и брак будет считаться недействительным».
А в те времена обвинение в колдовстве часто грозило смертью.
К каким ухищрениям порой прибегали для борьбы с разрушительными последствиями старения, красноречиво свидетельствует пример английской королевы Елизаветы I (1533—1603), не жалевшей ни денег, ни трудов в отчаянном стремлении вернуть себе былую красоту. Чтобы имитировать тонкие просвечивающие кровеносные сосуды, отличающие молодую кожу, она заставляла служанок рисовать их ей на лбу и висках поверх толстого слоя пудры.
В каждую историческую эпоху мы находим характерный тип женской красоты, умело подчеркнутый определенными косметическими средствами, прической, костюмом.
3500 лет тому назад в Египте идеалом женской красоты была жена фараона Нефертити, худенькая женщина с фигурой мальчика. Глядя на ее тонкие брови, выразительные глаза, смелую и прелестную линию рта, мы чувствуем, что здесь природа и искусство работали вместе.
На туалетных столиках того времени можно было увидеть помады, специальные лопаточки для мазей, алебастровые пудреницы и краску для ногтей. Были там бритвы и щипчики для удаления волос на лице и теле. Египтянки стремились иметь гладкую, умащенную благовониями и маслами кожу, и поэтому безжалостно удаляли каждый лишний волосок.
В ту же эпоху в Индии и Китае также начали культивировать женскую красоту. Бальзамы, экстракты из растений, благовония, амбра, пижма, тубероза происходят из этих стран. Здесь появились тушь, лак для волос, лак для ногтей. Пахучее масло «Розы Шираза», розовая вода и миндальное молоко - изобретение персидских специалистов. Японский грим и японские бани, где мужчины и женщины почти кипятились в
Косметическое искусство Египта, Персии, Греции и Рима сконцентрировалось и достигло своего наивысшего расцвета при императорском дворе Византии, где процветал культ красоты.
С упадком Рима эпоха воспевания красоты кончилась. В результате частых войн и переселений народов нарушилась торговля с Востоком, а в связи с этим прекратился и привоз благовоний из Аравии и Персии.
В государстве франков превратились в развалины бани и гимнастические залы, воздвигнутые в свое время римлянами. Отсталость в области культуры градостроительства, антисанитарные условия жизни; отсутствие водопровода, а вследствие этого невозможность регулярного пользования баней - вот, что характерно для городов раннего средневековья.
Когда в Европе началась чума, бани стали вообще закрываться. Употребление воды и мыла, пользование свежим воздухом и солнцем - основой настоящей косметики - сокращалось до минимума. Изменился взгляд на прекрасное. Готика была представлена женщинами с невысокой грудью, узкими бедрами, длинными ногами с небольшой ступней. Даже если взять идеальную в то время Еву, скульптура которой имеется во Дворце дожей в Венеции, как же она далека от современных представлений о красоте!
В эпоху Ренессанса идеалом женской красоты была женщина тучная. Чтобы представить ее себе, стоит только вспомнить полотна Рубенса или Венеру Лукаса Кранаха.
В тот период начался новый расцвет косметики. Дальнейшее возрождение ее продолжалось в эпоху рококо. Но оно было весьма своеобразным. Не часто употреблялись вода и мыло. Например, при дворе французского короля Людовика XIV лицо и руки лишь смачивали одеколоном. О короле было известно, что он моется только весной. Недостаток воды и мыла как королем, так и придворными возмещался огромным количеством духов, одеколона, пудры и помад.
Кроме того, в связи с эпидемией оспы, почти не было женщин, которые не имели бы каких-либо дефектов кожи на лице - в результате этого появились так называемые мушки. Сильно напудренное декольте открывало грудь, которая поддерживалась при помощи корсета. Волосы также посыпали огромным количеством пудры, так что они становилась совершенно белыми. Однако эти прекрасные прически были очень дорогими, так что дамы целыми неделями не причесывали и не чистили своих волос, не говоря уже о мытье. Все это создавало благоприятные, условия для распространения моли и всяких вредных насекомых. Нет ничего удивительного, что именно в тот период были изобретены элегантные приборы для почесывания головы и спины.
В XIX веке понятие о красоте приобретает своеобразные черты; приставные косы, шиньоны, турнюры, туго затянутые в корсет осиные талии, белое лицо, которое тщательно оберегают от солнечных лучей - все искусственное, ненатуральное считалось прекрасным. Однако постепенно воздух, свет и солнце снова становятся популярными благодаря спорту, который получает все большее распространение. В связи с новым развитием медицины наступает также расцвет науки о водолечении. Понемногу входит в жизнь спортивная мода. Загорелое лицо лыжницы, раньше вызывавшее ужас, становится примером. С изобретением автомобиля исчезают длинные вуали, зонтики и длинные юбки.
Естественность - вот характерная черта нового идеала красоты, которая является главной и в наше время.
Каждая женщина понимает, что недостаточно быть красивой, надо уметь сохранить эту красоту, подчеркнуть свои индивидуальные черты, оттенить достоинства и скрыть недостатки, чтобы благодаря систематическому уходу за собой дольше остаться молодой и привлекательной.
Перелистывая современные иллюстрированные журналы и рассматривая попадающиеся там фотографии кинозвезд, можно подумать, что эти красавицы представляют идеал красоты нашего времени. Но это не совсем правильно. Безусловно, многие подростки охотно копируют внешний вид любимой актрисы. Но те идеалы красоты, которые имеются, например, в Голливуде, не производят никакого впечатления в Мексике или в Латинской Америке. И среди массы красавиц только немногие могут быть причислены к международному идеалу красоты.
Возникает вопрос: можно ли измерять красоту сантиметрами?
Очень много говорится о пропорциях тела. Венера Милосская сейчас измерена с точностью до одного миллиметра. Но какое это имеет значение? Разве всем известные актрисы Грета Гарбо и Марлен Дитрих прославились классическими или современными идеальными формами? Было бы страшно, если бы настоящую красоту удалось нормализировать. Она является даром природы, который можно сохранить благодаря определенным стараниям.
Так что сантиметр и симметрия не много здесь сделают. Доказательством является тот факт, что естественная красота никогда не бывает симметричной. Красота тела - это красота движений.
Свежие комментарии