Социологи отмечают, что доверие к протестам по политическим причинам падает из-за Украины.
Экономическая ситуация в следующем году неизбежно приведет к падению уровня жизни, которое выльется в протесты в различных регионах, говорится в исследовании, проведенном экспертами Сергеем Белановским и Михаилом Дмитриевым, передает РБК. Исследователи, предсказавшие волну политических протестов в 2011 году, планируют представить работу в Комитете гражданских инициатив, возглавляемом бывшим главой министерства финансов Алексеем Кудриным.
По мнению экспертов, настроения в обществе близки к тем, что были во время кризиса 2008 года: тогда находились на пике рейтинг премьер-министра Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева, однако возрастал страх экономических проблем. Больше всего респонденты боятся войны (4,3 балла по пятибальной шкале в среднем) и сильной инфляции (4,2 балла), причем страх войны иррационален: участники опроса сомневаются, что страну действительно можно втянуть в полномасштабный вооруженный конфликт.
Подчеркивается, что для власти ситуация стала труднее из-за того, что между началом кризиса и выборами было около трех лет, а новый кризис оставляет на подготовку к парламентским выборам в декабре 2016 года чуть около двух лет.
Как отмечают исследователи, из-за обострения внешнеполитической обстановки общество стало меньше поддерживать политические протесты. В Москве, по словам Дмитриева, даже самые массовые политические акции вызывают отторжение, в первую очередь из-за ситуации на Украине: россияне боятся последствий потери политической управляемости и распада страны.
Руководитель отдела социально-политических исследований Левада-Центра Наталья Зоркая пояснила, что готовность к экономическим протестам всегда выше, чем к политическим. Она привела данные социологической организации, согласно которым россияне чаще всего высоко оценивают вероятность проведения политических акций, ниже — готовность защищать собственные экономические интересы, а реально в акциях участвуют еще меньше человек.
В исследовании также говорится, что население добавило к традиционным адресатам социальной агрессии — чиновникам и мигрантам — внешнего врага. Причем россияне доверяют официальным средствам массовой информации при освещении мировых событий, не предпочитают пользоваться интернетом и социальными сетями, читая новости о России.
Одобрение деятельности президента Путина у москвичей составляет 60-70%,а в провинции — 80%. По мнению экспертов, единственный мотив одобрения главы Путина — отсутствие альтернатив. Россияне в большинстве своем не видят потенциальных лидеров ни среди соратников Путина, ни в оппозиции.
В рамках исследования также был проведен психологический тест: респондентам предлагалось выбрать животное, которое ассоциируется со страной и президентом. Если в предыдущих опросах Россию и Путина чаще связывали с такими животными как лев, орел, медведь или бык, то теперь чаще называют волка, рысь, зайца и других «менее статусных» зверей.
Исследование проводилось с 6 по 14 декабря среди 14 фокус-групп в Москве, Владимире и Гусь-Хрустальном — там же, где Дмитриев и Белановский проводили три предыдущих исследования. Владимир эксперты взяли как образец типичного региона в европейской части России, а Гусь-Хрустальный — типичный маленький депрессивный город.
В начале 2011 года Белановский и Дмитриев предсказали волну протестов, вызванных политическим кризисом и падением поддержки Владимира Путина и «Единой России».
Свежие комментарии