Верующие в макароны борются за официальный статус в ЛатвииРига
Пастафарианцы, почитающие летающего макаронного монстра, уже два года судятся с латвийским государством за право официально называться религиозной общиной.
Изучением вопроса занимались ученые, спецслужбы и минюст.Павел Веретенников решил основать пастафарианскую общину в Латвии два года назад. Про американское религиозное движение он узнал в интернете. Собрал 20 единомышленников (это требование закона) и написал заявление на регистрацию в министерство юстиции.
"Существующие религии - они как монополисты, монополия это всегда плохо. Я следил, как эта религия (пастафарианская) превращалась из шутки во что-то серьезное, решил, что такое может быть и в Латвии", - рассказал Веретенников.
В министерстве юстиции Латвии решили иначе. По словам представительницы ведомства Екатерины Мацук, цели и задачи общины не соответствуют требованиям для религиозных общин, предусмотренным латвийским законодательством.
"В основе религий есть какое-то высшее существо, в которое верят последователи - оно сотворило вселенную. А тут бог макарон и тефтелей", - пояснила Мацук в беседе с Би-би-си.
Проблемы здравого смысла
В официальном решении латвийского министерства юстиции проблема описана подробнее. Там сказано, что целью общины является "провозгласить Евангелие летающего макаронного монстра", а задачей - "провозгласить свет макарон и тефтелей".
Далее минюст, со ссылкой на словарь латышского языка, поясняет: "Макароны - продукт питания, который, как правило, готовят из муки", а "тефтели - небольшое круглое формирование из мяса, которое, как правило, едят с соусом". По этой причине минюсту непонятна логика и суть задач общины.
Также минюст указывает на нелогичность логической составляющей данного учения. Чиновники не понимают, почему религия призывает к критическому мышлению, если цель любой религии - призывать к вере.
Павел Веретенников, в свою очередь, не понимает, почему макароны - нельзя, а "мужик в облаках" - можно. Также ему неясны претензии к здравому смыслу как неотъемлемой части учения.
"Меня пытались привлечь ко многим религиям. У меня возникали проблемы, когда я сталкивался с очевидными несоответствиями, я не могу принять на веру столько вещей. А тут получается, что люди, которые прокляты здравым смыслом, у них нет вариантов", - говорит он.
И добавляет: атеистам тоже иногда хочется поддержки.
Image captionМинистерство юстиции Латвии считает, что религия пастафарианцев лишена логики и смыслаСпецслужбы, профессора и чиновники
Для Павла принципиальна официальная регистрация. "Зачем вести подпольную деятельность", - недоумевает он.
Тут с ним согласно бюро омбудсмена Латвии: регистрировать действительно можно, но только как общественную организацию, а не как религиозное общество.
"У нас в конституции за каждым закреплено право на собственное мнение, право на вероисповедание. А минюст привел свои абстрактные мнения", - говорит представительница бюро Елена Головко.
Среди прочих претензий со стороны минюста есть ссылка на чувства верующих других конфессий: регистрация общины может вызвать волну нетерпимости к связи с уничижительным отношением к другим религиям. Это чиновники пишут со ссылкой на полицию безопасности.
Со ссылкой на Институт социологии и философии Латвийского университета авторы заключения добавляют: сторонники общины пропагандируют распитие спиртного, а это противоречит конституции Латвии, где есть призыв к здоровому образу жизни.
И, наконец, конституции противоречит тот факт, что пастафарианское учение в чем-то пародирует христианство, а латвийское государство основано на христианских ценностях.
Дорогая шутка
Павла Веретенникова эти аргументы не убедили. "Нет, наша религия - не шутка. На судебные тяжбы я уже потратил около 400 евро, можно найти более дешевый способ пошутить", - говорит он. И добавляет, что намерен судиться дальше. А если возникнет необходимость, то дело может дойти и до Европейского суда по правам человека.
По словам Павла, его польские единомышленники могут дойти до ЕСПЧ раньше, поскольку похожая история развивается и там. В России же община уже существует - по крайней мере, интернет-ресурсы указывают на это.
В ЕСПЧ, по словам юриста и консультант фракции "зеленых" в Европарламенте Алексея Димитрова, "это одно из тех дел, где предположить исход невозможно". С одной стороны, существует свобода вероисповедания, с другой - речь идет о пародийном культе, считает эксперт.
Свежие комментарии