На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 452 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Сорбы (лужичане)

Сорбы (они же лужичане / лужицкие сербы / полабские с

сербы)

Краткая справка:

Численность: 50 000 - 60 000
человек. Западные славяне. Проживают в Германии, Польше и Чехии. Родственные народы: поляки, силезцы, кашубы, чехи, словаки.

Язык:

верхнелужицкий,нижнелужицкий, (западнославянская группа славянской семьи языков), немецкий

Религия

протестантизмкатолицизм

Расовый тип

европеоиды.

Остаток неассимилированного славянского населения восточной Германии, в настоящее время проживают на территории исторической области Лужицы, входящей в состав современной Германии.

Лужица делится на нижнюю Лужицу на севере, в федеральной земле Бранденбург, и Верхнюю Лужицу  — на юге, в федеральной земле Саксония. В Саксонии и Бранденбурге создана культурно-территориальная автономия «Лужицкая поселенческая область», на территории которой действуют законодательные акты земель Саксонии и Бранденбурга, содействующие сохранению лужицких языков и культуры лужичан. Последняя сохранившаяся этническая общность славян Германии, представители которой говорят на славянском языке.

Краткая историческая справка:

Современные лужичане — остаток лужицких сербов или просто сербов, одного из трёх главных племенных союзов полабских славян, в число которых входили также племенные союзы лютичей (велетов или вельцов) ибодричей (ободритов, ререгов[1][2]). Полабские славяне или, по-немецки, венды, в раннем средневековье заселяли не менее трети территории современного немецкого государства — север, северо-запад и восток. В настоящее время все они, за исключением лужичан, полностью онемечены. Процесс включения полабских и поморских земель в состав германских государств растянулся на период с VIII по XIV век Первые попытки завоевать земли лужицких сербов предпринял ещё Карл Великий. Однако лужичане вернули свою независимость. В 928-929 гг. немецкий король Генрих I победил союз лужицких племён, и они попали под властьГерманского королевства. В начале XI в. лужицкие земли были завоёваны Польшей, однако, вскоре перешли под власть Мейсенского маркграфства. В  1076 г. германский император Генрих IV уступил Лужицкую марку Чехии. В Лужицу массово переселялись колонисты из Германии, получавшие от чешского государства различные торговые и налоговые привилегии. После установления в Чехии династии Габсбургов процессы онемечивания славянского населения ускорились. В XVII в. лужицкие земли были уступлены  Саксонии, а в XIX в. вошли в состав Пруссии, с 1871 г. — в составе Германской империи.

Первые поселения лужицких сербов, в соответствии с немецкими теориями, зафиксированы предположительно к VI в. В Бранденбурге существует отреставрированная лужицкая крепость IX—X вв. Раддуш.

Современный лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий. Также есть лужицкий гимн на обоих языках и общий герб.

Слолварь Брокгауза и Ефрона даёт определение: «Сорбы — название вендов и вообще полабских славян»[4].

Лужицкие сербы — одно из четырёх официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами. Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. граждан Ге

Германии, из которых 20 тыс. живёт в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. — в Верхней Лужице (Саксония). С 1912 года действует национально-культурная организация лужичан «Домовина».

Культура

Входит в ареал культур народов Центральной Европы.

Древнейший тип планировки поселений — круговой. Позднее в Нижней Лужице распространились хутора, в Верхней Лужице — уличная и кучевая застройка. Двор может быть замкнутым и незамкнутым. В Шпреевальде усадьбы расположены вдоль каналов. В округе Бауцен сохранилась деревянная церковная архитектура.

 

Для Нижней Лужицы характерны срубные одноэтажные постройки, для Верхней Лужицы — двухэтажные, со срубным 1-м этажом и каркасным 2-м. Расцвет народного декоративно-прикладного искусства относится к XVIII—XIX векам, некоторые его виды продолжали развиваться и в 1-й половине XX века.

Лужица

 

http://www.chaskor.ru/article/sorby_ne_pomnyashchie_rodstva_10111

Сорбы, не помнящие родства?

 

Германия по праву считается самым крупным государством в Европе. Её население насчитывает более 80 млн человек. Подавляющее большинство из них являются этническими немцами. Однако, помимо миллионов мигрантов, живут на территории страны и четыре национальных меньшинства. В сумме они насчитывают всего 200 тыс. человек. Это цыгане, фризы, датчане и лужицкие сербы. Последние после цыган являются самым многочисленным.

В настоящее время в ФРГ лужичан насчитывается чуть более 60 тыс. человек. Между тем ещё в середине ХХ века их численность достигала 200 тысяч. Расселены они главным образом на территории Нижней и Верхней Лужицы — областей, входящих в состав двух федеральных земель — Саксонии и Бранденбурга.

Женский костюм

Современные лужичане, или, как их обычно называют в Германии, сорбы, или венеды, являются потомками одного из племенных союзов полабских славян. В эпоху раннего Средневековья они жили на большей части востока современной ФРГ. У них было своё государство, которое достаточно длительный срок успешно противостояло экспансии немецких феодалов. Однако к началу XIII века земли полабов были полностью завоёваны и отданы в распоряжение колонистам из западногерманских княжеств. Со временем сильно поредевшее после войн местное население начало постепенно сливаться с пришлым элементом. Этому процессу способствовал как общий упадок государства венедов, так и запрет на пользование родным языком и поголовное уничтожение местной элиты.

Бавария — это такой своеобразный немецкий Татарстан. Правда, на этом аналогии и заканчиваются. Крупнейшая по территории и вторая по численности населения земля ФРГ, Бавария является образцом федерализма и региональной самостоятельности. Первый абзац первой статьи баварской конституции 1946 года гласит: «Бавария — вольная земля», она вошла в состав ФРГ на правах «автономной республики» (дословно «свободного государства»). Из всех 16 земель бундесланда только Бавария имеет, кроме однопалатного парламента, ещё сенат и правительство, отвечающее за вопросы местной компетенции — законы о труде, судопроизводство, бизнес и торговлю, дорожный транспорт, здравоохранение, окружающую среду, а также региональную культуру, образование, телекоммуникации, полицию.

 

К весне 1945 года, когда на земли сорбов пришла Красная армия, более 200 тыс. лужичан продолжали себя идентифицировать со славянами. В этот период в их среде разгорелась широкая агитация за то, чтобы присоединить свои земли к родственной им Чехословакии. Однако Сталин и Бенеш (тогдашний лидер Чехословакии) оставили призывы лужичан без внимания. Территории, населённые славянами, вошли в состав ГДР. При этом никакой территориальной автономии им предоставлено не было. Более того, они были разделены между округами Дрезден и Коттбус. Тем не менее представительство лужичан — «Домовина» — продолжило сотрудничество с властями и в скором времени стало фактически придатком СЕПГ.

 

Впрочем, несмотря на административное разделение, коммунистические власти Восточной Германии всё же предприняли ряд мер по защите прав лужичан. Были созданы серболужицкое издательство, народный театр и музей, школы и средства массовой информации на национальном языке. В населённых пунктах со смешанным германо-сербским населением появились таблички с указателями на двух языках.

Однако все эти мероприятия во многом были сведены на нет индустриальной политикой ГДР. Открытие залежей угля в Средней и Нижней Лужице привело к миграции немецкого населения на лужицкие земли. Как следствие, изменился и их этнический состав. Десятки серболужицких деревень были покинуты их жителями из-за массовой добычи угля открытым способом. Постепенно лужичане расселялись по другим округам ГДР. Число детей, изучающих язык предков, снизилось до нескольких тысяч человек. Остальные предпочитали изучать немецкий и говорить на нём.

Отметим, что подобная тенденция наблюдается и сейчас. Подростки, желающие сделать успешную карьеру, выбирают немецкий. При этом многие из них пока ещё знают серболужицкий язык, однако его употребление уже практически полностью вышло из повседневной жизни.

С 1990 года лужичане стали гражданами ФРГ. За несколько месяцев до этого события в ГДР было восстановлено традиционное деление на земли. Земли лужицких сербов вновь были поделены. Часть из них оказалась в Саксонии, другая — в Бранденбурге. Протесты «Домовины» ни к чему не привели, однако во время переговоров об объединении Германии интересы лужичан всё же были учтены.

Договор об объединении предусматривал свободное национально-культурное развитие лужицких сербов и сохранение их организаций. Конституции земель Саксония и Бранденбург также засвидетельствовали право лужицких сербов на сохранение национальной идентичности, а на федеральном уровне был создан Фонд поддержки серболужицкого народа. Его бюджет ныне превышает 15 млн евро. Впрочем, в последние годы его финансирование всё более урезается. Причиной этому становятся процессы, происходящие на землях бывшей ГДР. Экономическая нестабильность и безработица заставили десятки тысяч трудоспособных сорбов переехать в другие земли Германии. Таким образом их язык и культура ещё более размываются. Люди постепенно забывают свой родной язык. Тем не менее пока ещё продолжают действовать серболужицкие школы. Однако из-за низкой наполняемости их классов многие находятся на грани закрытия. Национальный театр год из года посещает всё меньше людей. В таких условиях протесты активистов «Домовины», требующих увеличения субсидий, фактически лишены оснований. Ассимиляция лужицких сербов необратима даже при существенном финансировании их региона и сохранении всех прав национального меньшинства, которым они, согласно конституции, являются.

При этом следует отметить, что, за исключением незначительных инцидентов, в отношениях между лужичанами и окружающими их немцами отсутствует какая-либо конфронтация. Сорбы уже давно стали частью местного населения и интегрировались в него. Особых различий между ними уже практически не наблюдается. Более того, в мае прошлого года премьер-министром Саксонии стал член ХДС лужицкий серб Станислав Тилич, за которого голосовали тысячи немцев. Многие выходцы из серболужицкого народа нередко заседали в ландтагах Саксонии и Бранденбурга. В настоящее время интересы лужичан представляют около 50 независимых депутатов, работающих в коммунальных органах самоуправления.

Впрочем, отдельной партии, способной предъявлять и отстаивать права сорбов на политическом уровне, до сих пор нет. Попытки создания Лужицкой народной партии пока ни к чему не привели из-за отсутствия желающих вступить в неё. «Домовина» же, представляющая собой союз серболужицких общественных организаций, в качестве партии выступать не может, что, естественно, ограничивает политическую активность сорбов. Однако даже если бы партия и была создана, то ввиду малочисленности её электората вряд ли бы сумела пробиться в местные органы власти, не говоря уже о бундестаге, в выборах куда она не имела бы права участвовать. Согласно немецкому законодательству национальные партии могут участвовать лишь в местных выборах.

Таким образом, за 14 веков своего существования лужицким сербам, живущим в окружении германоязычного населения, долгое время удавалось сохранять свои традиции, язык и культуру. Однако в XXI веке процесс германизации затронул и их. Но произошло это не военным путём, как было ранее, а экономическим. Законы, направленные в защиту лужицких сербов, становятся в этой связи бессильными.

Расселение лужичан.

http://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/i_098.jpg

Земли бассейна среднего течения Эльбы в VI в. были заселены славянами пражско-корчакской группы, а соседние области среднего течения Одера занимали племена суковско-дзедзицкой культуры. В VII в. в регионе Шпрее — Хавель и смежных областях бассейна Одера расселяются новые группы славян, представленные торновскими древностями (рис. 95). При этом прежние жители не покинули мест своего обитания.

   
   

Земли бассейна среднего течения Эльбы в VI в. были заселены славянами пражско-корчакской группы, а соседние области среднего течения Одера занимали племена суковско-дзедзицкой культуры. В VII в. в регионе Шпрее — Хавель и смежных областях бассейна Одера расселяются новые группы славян, представленные торновскими древностями (рис. 95). При этом прежние жители не покинули мест своего обитания.

 

Рис. 95. Расселение славян серболужицкой группы

а — поселения с рюсенской керамикой;

6 — поселения с торновской керамикой (крупные значки — городища; малые — селища);

в — направления миграции славян рюсенской и торновской групп;

г — область распространения дунайской керамики.

На первых порах вновь прибывшие славяне селились изолированно — на небольших городищах с довольно мощными оборонительными конструкциями.

Одним из характерных поселений является полностью раскопанное городище в Торнове в бассейне Шпрее.[819]Исследователями его выделено два строительных горизонта. Городище А (нижний слой) имело кольцеобразный вал (до 9 м высоты) с внутренними деревянными решеткообразными конструкциями крюкового крепления. С внешней стороны к валу примыкал ров, с внутр

 

 

Одним из характерных поселений является полностью раскопанное городище в Торнове в бассейне Шпрее.] Исследователями его выделено два строительных горизонта. Городище А (нижний слой) имело кольцеобразный вал (до 9 м высоты) с внутренними деревянными решеткообразными конструкциями крюкового крепления. С внешней стороны к валу примыкал ров, с внутренней — хозяйственные срубные постройки. На внутренней площадке городища открыты остатки строения размером 5 х 2,2 м, стены которого выполнены в столбовой технике. Здесь же находились колодец и зерновая яма. В ней и среди остатков постройки у ворот обнаружено большое количество зерна (рожь, пшеница и ячмень). В культурном слое помимо керамического материала найдены железная сковорода, наконечник стрелы, а также каменные жернова.

Подобную планировку имело и раннее городище в Форберге, находящееся в том же регионе. Вещевые находки и некоторые другие моменты позволили Й. Геррманну датировать нижние культурные отложения этого памятника VII–VIII вв. Как и Торновское городище, оно погибло в результате пожара.

На руинах раннего поселения в Торнове было выстроено новое городище (Б). Его защищали мощный кольцевой вал высотой 10–14 м и ров шириной 5–8 м. При сооружении вала использовались отчасти старые конструкции, а на вершине и у основания со стороны рва были возведены дополнительные сооружения из вертикальных столбов и срубов. Для входа, как и на городище А, в валу был прорезан тунелеобразный коридор шириной 1,5–1,6 м. С внутренней стороны склоны вала были выложены камнем, к ним вплотную примыкала кольцевая постройка, разделенная на 19 секций. Она выстроена из бревен срубной техники, комбинированной с вертикальными столбами. Три секции постройки были жилыми, остальные служили амбарами для хранения продовольственных припасов. В последних находились глиняные ванны и деревянные ящики, заполненные обугленным зерном, сгоревшим вместе с поселением. В слое IX в. на городище обнаружено свыше 100 жерновов, глиняные пряслица, два железных серпа, два топора и поясные принадлежности.

Традиционное жилище лужичан.

В срединной части городища располагалась постройка, имеющая два помещения. Первое, размером 4 х 0,7–1,2 м, выстроено из горизонтально положенных брусьев, которые удерживались стояками, пол был глинобитным. Вторая камера — сруб размером около 2 х 1,2 м.

Примерно такое же строение имело и городище Б в Форбурге. В отличие от Торновского, сгоревшего в IX в., оно функционировало и в X в. За его валами на всхолмлении располагалась неукрепленная часть поселения размером 100 х 80–90 м. При раскопках здесь открыты многочисленные ямы от столбовых построек, собрано большое количество фрагментов керамики того же облика, что и на городищах.

Глиняная посуда торновской культуры изготавливалась на гончарном круге (рис. 96). Наиболее распространенными были горшки хорошо выраженной биконической формы. Выше перелома на сосудах располагался орнаментальный пояс из нескольких рельефных полос — пластических валиков, а также волнистые и линейные узоры, наколы и штампы. Эта посуда является одним из важнейших маркеров торновских древностей. Кроме того, на поселениях этой культуры встречаются высокие сосуды с резким, угловатым изгибом плеч и горшки с плавным профилем, которые орнаментировались волнистыми и линейными узорами, пересекающимися линиями, прочерченными крестиками и черточками.

 

Картина дня

наверх