О чем нельзя вспоминать туркменам Гульшат Баклашкова В туркменском Дне памяти поднимаются грубые инстинкты племенного национализма, организовывается фальсификация истории, и, наконец, выпячивается отсутствие общенародных подвигов. Нужно признать, память о разгроме банд, принадлежавших к одному из туркменских племен, искусственно делается общенациональным достоянием. Календарь праздников независимого Туркменистана изобилует датами, режущими глаз европейцу, слабо знакомому с культурой этой самобытной страны. Празднование на государственном уровне дней туркменского скакуна, туркменского ковра, туркменской дыни может вызвать удивление, как, впрочем, и умиление у человека, впервые знакомящегося с этой страной. Но есть в этом календаре день, который вряд ли привлечет к себе внимание стороннего человека, а вот внутри самого Туркменистана при ближайшем рассмотрении должен будет вызвать множество противоречий. Этот день 12 января, в официальных календарях именуемый Днем памяти. О чем же должны вспоминать туркмены 12 января? В этот день в 1880 году войска русского генерала М.Д. Скобелева после короткой схватки овладели опорной крепостью самого воинственного туркменского племени — текинцев. Защитники крепости бежали в пустыню, а туркменские племена окончательно признали власть Российской империи. И вот туркменский народ отмечает День памяти (Хатыра гюни) павших при защите крепости Геок-Тепе. Нет и не может быть ничего удивительного в том, что молодое независимое государство ищет образцы подвигов предков и преподносит их нации как пример поведения. Вот только подоплека штурма Геок-Тепе и роль самих текинцев в истории Туркменистана и его настоящем настолько значительны и неоднозначны, что эта тема достойна более скрупулезного и честного исследования, нежели те, что предпринимают официальные СМИ Туркменистана. Туркменский народ в основных своих чертах сформировался к середине XIX века как тесный культурный союз ряда племен. Условно их возможно разделить на две группы. Первая включала в себя племена с древними земледельческими традициями, жившие по левому берегу Амударьи. В их числе наиболее крупными были алилинцы, мехинлинцы, мурчелинцы. Все же, большая часть жителей туркменских земель придерживалась кочевого или полукочевого образа жизни и населяла Прикаспийские области и юг страны. Среди последних своей многочисленностью отличались йомуды, эрсаринцы, салыры, сарыки. Но первейшее место среди туркмен по своим воинским доблестям и уровню развития занимали текинцы. Первая встреча русских и текинцев произошла в 1878 году. К этому времени власть русского царя признала значительная часть туркменских племен, в том числе и враждебные текинцам йомуды. Вследствие частых набегов текинцев на йомудские селения и торговые караваны, русский отряд во главе с генералом Ломакиным получил задачу пресечь насилие и водворить мир между туркменскими племенами. Русские войска в 1879 году — двинулись вглубь текинских земель, пока не достигли Геок-Тепе. Необходимо отметить, что в развернувшихся боевых действиях русские войска, с одной стороны, выступали покровителями принявших русское подданство туркменских племен, а с другой, вели ожесточенную борьбу против текинской знати, подпавшей под влияние Англии и видевшей в борьбе с русскими возможность насильственного распространения своего влияния на близлежащие племена. Однако в 1879 году отряд генерала Ломакина после упорного боя, приведшего к значительным потерям с обеих сторон, отступил. После этого успеха текинцы ободрились и с большим ожесточением принялись за грабежи караванов и набеги на соседей. Подобное положение вещей не могло удовлетворять русское командование, и на усмирение воинственного племени был направлен М.Д. Скобелев. Им было уделено внимание прежде провальным направлениям деятельности русской военной администрации — налаживанию стабильного сообщения и снабжения. Скобелев начал движение на восток постепенно, продвигая свой отряд вперед одновременно со строительством железной дороги и телеграфных путей, с возведением госпиталей и устранением противоречий во взаимоотношениях с мирными туркменскими племенами. Наконец, в ноябре 1880 года русские приступили к осаде Геок-Тепе. В крепости сосредоточились лучшие силы текинцев — до 30 тысяч пеших и конных воинов. После длительной осады, 12 января 1881 года, русские войска штурмом овладели городом. Часть текинцев сумела вырваться из окружения и, уйдя от погони, скрыться в Каракумах. Вслед за ними был послан отряд, но уже с совершенно отличной миссией. В его задачу входило разыскивать разрозненные группы бежавших текинских воинов и уговаривать их возвращаться в свои селения. Миротворческое намерение русских властей увенчалось успехом. Текинцы начали выходить из пустыни. Таковы события 130-летней давности. Очевидно, что и само создание и благоденствие современного независимого, нейтрального и единого государства туркмен имеет корни именно во взятии Скобелевым Геок-Тепе. С единственной поправкой, именно действия русских войск и их успех предопределили существование современного Туркменистана. Действия же текинцев и их знати были направлены на грабеж соседних племен и подчинение собственного народа деспотической военной власти. Но об этом ли вспоминают в Туркменистане 12 января? Начиная обзор этих исторических событий, мы упомянули, что большое значение имеет не только историческая роль текинцев, но и сегодняшнее их место в государственном устройстве республики. Современные географические справочники причисляют Туркменистан к мононациональным государствам и приводят тому внешне достоверные сведения официальной статистики. Однако же, в цифрах кроется с взаимного согласия исключаемая из обращения истина: «туркменский народ» это не нация европейского типа, но тесный языковой и культурный союз тюркских племен. Численность племен, населяющих Туркменистан, колеблется в оценках экспертов от 9 до 14; тем более приблизительно исчисляется количество родовых групп — до 5000. Самыми многочисленными в современном Туркменистане являются племена текинцев и йомудов, общая численность которых составляет более 50 процентов населения, а территория проживания — более 60 процентов площади республики. На протяжении длительного периода представители объективно сильнейшего племени (хотя бы уже в силу расположения столицы республики на их родовой территории) — текинского — не могли достичь вершин власти. С 1951 по 1985 годы Туркменской ССР правили выходцы из провинциальных кланов. Быть может, данная тенденция, а также объективная расстановка сил в Туркменистане, позволяют многим экспертам рассматривать внутриполитическую жизнь этой страны в контексте борьбы ахалтекинского клана с прочими, провинциальными, группами элиты. Последние два десятилетия должны быть отнесены к торжеству ахалтекинского клана. Именно его представители составляли костяк администрации первого президента, текинца Сапармурата Ниязова, вытеснив представителей прочих племен. Доминирование представителей племени сохранилось и после смерти Туркменбаши в декабре 2006 г. Этническим текинцем является второй президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, выходец из геок-тепинского района. По подсчетам экспертов, в настоящее время текинцы контролируют 3/4 высших государственных постов, 90 процентов силовиков являются текинцами, преимущественно из Ахалского велаята. Все приведенные факты являются вполне достоверными и достаточно многочисленными, чтобы задуматься, какую действительно роль в истории Туркменистана играли разгромленные защитники Геок-Тепе. Но и подтвержденной информации как будто мало, потому что появляются новые сведения, способные раскрасить блеклые статистические выкладки. Вот как, если верить источникам известного сайта «Викиликс», описывают убеждения президента Туркменистана сотрудники американского посольства в Ашхабаде: «Бердымухамедов явно не считает всех туркмен равными. Однажды он сказал одному из наших источников, что настоящие исконные туркмены происходят только из района между городами Кака и Бахарлы в провинции Ахал. Остальные — ненастоящие туркмены». Показательно, что потомки потерпевших поражение под Геок-Тепе текинцев, получив безраздельную власть в государстве, навязывают всему туркменскому обществу узкое клановое видение истории. Неслучайно главной памятной исторической датой страны избран именно подвиг текинцев. И это при изобилующей славными событиями истории туркменского народа. В календаре Туркменистана нет памятных дат из истории древнего Парфянского государства — успешной соперницы Рима, — руины чьей столицы Нисы лежат на юге страны. Не считает официальный Ашхабад национальным достоянием туркмен и подвиги героев народного антиарабского восстания 776 — 783 гг. под предводительством былинного Муканны. Не вспоминают туркмены и славный для их народа 1055 год — год взятия Багдада армией туркмен-сельджуков, чьей столицей был Мерв (Мары). Жертвенный подвиг туркмен в черный 1219 год, когда орды монгол стерли с лица земли Мерв, также не стал образцом подражания для новых поколений. Наконец, самая очевидная дата поистине общенародного единства туркменистанцев — 12 июля 1918 г. В этот день туркменские племенные лидеры, офицеры текинских конных частей, русские железнодорожные рабочие, армянские торговцы, бежавшие из центральной России аристократы и меньшевики подняли массовое восстание против большевистского террора. Народный мятеж в несколько дней прокатился по всей территории современного Туркменистана, и страна в короткий срок народным порывом была очищена от «красной чумы». Образованное затем в Асхабаде (Ашхабаде) демократическое правительство присоединилось к борьбе белых армий. Но как видно, нынешнее правительство Туркменистана в действительности мало заботится об истинности подвига предков, преподносимого в пример подрастающему поколению. Что компенсируется существованием единой тенденции — от празднования Дня памяти 12 января до скрытого, но эффективного притеснения в Туркменистане всех инородцев вплоть до их полного выживания из страны. Но и сам День памяти вполне достоин, чтобы оказаться в одном ряду с самыми одиозными памятными датами стран бывшего СССР: с украинским днем памяти голодомора, прибалтийскими днями поминовения нацистов и т.д. Подтекст Дня памяти 12 января очевиден и может быть с успехом использован при различных политических и экономических спорах на межгосударственном уровне. В туркменском Дне памяти поднимаются грубые инстинкты племенного национализма, организовывается фальсификация истории, и, наконец, выпячивается отсутствие общенародных подвигов. Нужно признать, память о разгроме банд, принадлежавших к одному из туркменских племен, искусственно делается общенациональным достоянием. А настоящее этого народа оказывается в распоряжении узкой группы элиты, имеющей в большинстве тот же менталитет, что и текинские предводители, которые опустошали селения соседних племён, грабили караваны, получали взятки от эмиссаров из Англии, а при приближении отряда Скобелева рассеялись по пустыне. |
© 2001—2009 Gundogar.org
Все права на перепечатанные материалы сохраняются за их обладателями. http://www.gundogar.org
Опубликовано на http://www.gundogar.org/?02420510615000000000000013000000
Свежие комментарии