На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Алёна Арзамасская — героиня русской повстанческой традиции.

Алёна Арзамасская — героиня русской повстанческой традиции.
«…легендарную женщину, сражавшуюся за идеалы добра и справедливости и повторившая судьбу героини Франции Жанны Д’Арк» — писатель Валерий Замыслов.

Алёна Арзамасская — героиня эпосов нескольких народов, и женщина- атаман отряда во время крестьянского восстания под руководством С. Разина, вошла в историю как неколебимая духом воительница в борьбе за народную свободу от тирании и царизма. Ранее была монахиней, «старицей», по происхождению —крестьянка Выездной Слободы у г. Арзамас.
Все свидетельства о ней — это всего лишь две «отписки» царских воевод и несколько упоминаний в книгах ее современников-иностранцев, свидетелей подавления восстания народа против насаждаемой царизмом режима рабовладельческой деспотии. Но народная память сохранила рассказы о подвиге этой русской воительницы — простой крестьянки, которая села на коня, взяла в руки оружие и повела тысячи людей в битву за справедливость и народовластие. Валерий Замыслов неспроста сравнивает Алену и Жанну Д’Арк. Как и Жанну, Алену тоже предали, объявили колдуньей и сожгли на костре. Помимо сохранения её образа в русском фольклоре, её помнят и чтут мордва и булгары, также принимавшие участие в этих восстаниях.

О её молодости известно лишь то, что она очень рано стала вдовой, после чего нужда она стала монахиней в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, узнала народное врачевание.
Монастырский быт тяготил ее, поэтому в самый разгар разинского восстания «старица» ушла из обители, и, собрав вокруг себя крестьян, осенью 1670 года двинула свой отряд на соединение с войском донского казака Федора Сидорова. По дороге к ней присоединялось множество крестьян мордовских, булгарских и русских деревень, так что в конце пути собралось их несколько тысяч. Позже её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд царского воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. Почти два месяца Алёна и Фёдор вместе с городским кругом управляли городом Темниковом, что на территории нынешней Мордовии, отстранив от власти чиновничий аппарат, и решая дела по справедливости.

Тем временем над непокорным народом сгущались тучи. Восставшими, которых было около 7 тысяч, руководили атаманы Сидоров, Сукин, Иванов; у них были и пушки. Царский услужливый сатрап Юрий Долгорукий, посланный на подавление народного восстания, послал против них войско во главе с воеводой Лихаревым. 30 ноября в пятнадцати верстах от Темникова у села Веденяпино повстанцы потерпели поражение, и в оставшийся почти без войска город был послан с отрядом Волжинского. Когда Волжинский вошел в город, последние горстки восставших отчаянно обороняли воеводскую избу и собор. Алена укрылась в соборе, продолжая отстреливаться из лука. Она расстреляла все свои стрелы и, увидев, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула ее и с распростертыми руками бросилась вниз к алтарю. В этой позе ее и обнаружили ворвавшиеся в храм солдаты. Описывая эту женщину в военных доспехах, одетых поверх монашеской рясы, наемник-иностранец восхищался ею. Она превосходила мужчин своей необычайной отвагой и силой.

4 декабря в город вступил с войском и сам царский воевода князь Долгорукий. За две версты от городских ворот его встречали протопоп, священники и «темниковские всяких чинов люди» с иконами и крестами. Уже тогда духовенство и чиновничество могли подтвердить свою гнилую сущность, трусливо пресмыкаясь перед тем, кто имеет силу.
Позади этой процессии вели связанных одной веревкой «вора и еретика старицу, которая воровала и войско себе збирала, Алёну, Федора Сидорова, поддержавших восстание попов Савву и Пимена и еще 15 повстанцев». Приговор воеводы был беспощаден: приведенных к нему мятежников он велел повесить на Рябчиковой горе за рекой Мокшей. А Алену вместе с ее «воровскими письмами и кореньями» сжечь в срубе на главной площади Темникова. «Русская Жанна Д'Арк встретила смертный приговор спокойно, а пытки перенесла столь мужественно, что ее палачи были потрясены и распустили слух, что Алена — колдунья, потому и не чувствует боли. «Ее мужество проявилось и во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооруженной по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись, смело прыгнула в нее и захлопнула за собой крышку. И даже когда все было охвачено пламенем, она не издала ни звука».
Ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677 году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша». В ней Фриш пишет:
“Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним, подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых… Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук.”

Расправившись с народной воительницей Алёной, царские сатрапы пытались уничтожить и саму память о ней. Долго потом в народе передавались последние слова идущей на костер героини: «Если бы сыскать поболее людей, которые поступали бы, как им пристало, и бились так же храбро, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять!» А еще на месте казни не нашли даже цепей, поэтому в народе затеплилась вера, что Алена спасена, жива и вот-вот снова сядет на коня. И она вернулась! Через века образ народной заступницы воплотился в произведениях Дмитрия Кедрина, Василия Шукшина, Сергея Злобина и картинах нижегородских художников Сергея Сорокина и Галия Надеждина.
В нашей же памяти героиня народной борьбы сохранится как образ несгибаемой воли к справедливости, образ борьбы за свободу нашего народа и одна из зачинательниц русской повстанческой традиции! http://volniza.info/?p=10884

Картина дня

наверх