На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Сергей Аверинцев.Проповедник. Академик. Поэт. Знаток Второго Рима.

 

Человек, который был «в мировой культуре как дома, и дома как в мировой культуре», -- таким помнит С.С. Аверинцева Александр Копировский -- магистр богословия, профессор.По его словам, служение Аверинцева в Церкви не было «причудой ученого чудака»: Аверинцев никогда не скрывал своей церковной принадлежности, что трудно представить себе в контексте существования советской академической науки.

Однако некоторые обстоятельства биографии этого «академика с необычной судьбой и необычной областью исследований» складывались поистине удивительным образом. Например, как рассказывал А. Копировский, московская коммуналка, где вырос Сергей Сергеевич, оказалась своеобразным «островом свободы, где не было ничего советского»: «Сергей Сергеевич до невероятности мало знал из того, что знали все советские люди». Или вот поразительный «курьез»: за свою монографию «Плутарх и античная биография» молодой ученый в 1968 г. получил премию Ленинского комсомола. Что может быть более далеким от жизни, чем тема подобного исследования! Однако С. Аверинцев писал именно «о жизни»: Плутарх был для него таким же современником, как все классики древности. «Платон – современен, а Аристотель – актуален», -- формулировал Аверинцев. Поняли ли это те, кто раздавал премии, гадать трудно, однако ученый мог воспринять эту награду как «дар свыше», ведь звание лауреата такой солидной премии было «прекрасным щитом в советское время», давало возможность продолжать работу, отметил А. Копировский.

Или история со знаменитым 5-м томом советской «Философской энциклопедии», для которого Аверинцеву заказали статью «Христианство». Ученый, не кривя душой, написал так, что встал вопрос об изъятии тома, и по этому поводу даже специально собирался ЦК КПСС, напуганный «духовным терроризмом». Однако, продолжил А. Копировский, формально придраться было не к чему: о христианстве было сказано абсолютно научно, хотя и абсолютно не по-советски. Боясь скандала, дело замяли, а С.С. Аверинцев работал дальше, поражая феноменом своей особой речи – «не советской, но и не антисоветской». «Радикальная актуальность С.С. Аверинцева – в жанровой неопределенности его слова», -- писала поэт Ольга Седакова.

Каждая его научная публикация, название которой, казалось бы, может привлечь только узких специалистов-византинистов, становилась богословским откровением для тех, кто искал путь к христианской вере. Миссионерское, просветительское значение имела и его монография «Поэтика ранневизантийской литературы», которая была своеобразным паролем для верующей или взыскующей веры интеллигенции. Д.С. Лихачев тогда потребовал, чтобы С.С. Аверинцева за эту работу «причислили к сонму докторов немедленно». На встрече вспомнили и о том, как Аверинцев отвечал скептикам, уверенным в том, что христианство – религия рабов, что оно подавляет человеческую свободу. «Для меня в христианстве ощущается не стеснение, а скорее – испуг от простора», -- говорил он.

 

 

 Стих о Святой Варваре

Диоскор говорит к Варваре,
к дочери обращает слово:

— Варвара, дочь моя, Варвара,
я велю рабам выстроить башню.

У самого берега моря
башню для твоего девства.

Рабы мои выстроят башню
по мысли своего господина.

Два окна они в башне устроят,
одно — на сушу и одно — на море:

одно — во славу богов суши,
одно — во славу богов моря.

Таков приказ господина,
смерть — кара за ослушанье.

— Диоскор, Диоскор, отец мой,
что увижу я в окна башни?

— В окно ты увидишь сушу,
в другое увидишь море.

Косны устои суши,
буйны пучины моря.

Род приходит, и род проходит,
но земля и море — вовеки;

что было, то и будет вечно,
и нет нового под солнцем.

— Диоскор, Диоскор, отец мой,
что увижу я в окна башни?

— Большие звери терзают малых
на суше и в пучине моря;

кривого прямым не сделать,
и человек — злее зверя.

Сердца людей — жёсткие камни,
и слава Кесаря — над миром.

Рука его легла на сушу,
другая рука — на море.

— Диоскор, Диоскор, отец мой,
что услышу я в окна башни?

— Услышишь, как поют на свадьбе,
услышишь, как воют над гробом.

Богатый и бодрый пляшет,
убогий и хворый плачет.

Голос сильного — грозен,
голос слабого — робок.

Голос Кесаря — над миром,
и никто ему не прекословит. —

Диоскор уехал из дома,
в доме — дочь его Варвара.

— Рабы отца моего Диоскора,
примите от меня ласку.

Я накормлю вас досыта
и сама послужу вам на пире,

я сама вам ноги омою
и вынесу отборные яства;

после отпущу вас на волю
на четыре стороны света.

Только сотворите мне милость,
три окна мне устройте в башне,

во имя Отца и Сына
и Господа Святого Духа. —

Диоскор в дом свой вернулся
и на третье окно дивится:

— Варвара, дочь моя, Варвара,
что в третье окно ты видишь?

— Я вижу в рубище славу
и свет — в темнице непроглядной.

Рабы ликуют в оковах,
и дитя смеётся под розгой.

До крови, до кости, до боли,
до конца и без конца — радость.

И земля, и море проходит,
но любовь пребывает вовеки.

— Варвара, дочь моя, Варвара,
что в третье окно ты видишь?

— Я вижу лицо Друга
за сквозными просветами ставней:

на челе Его — кровавые росы,
и в кудрях Его — влага ночи.

Голова Его клонится тяжко,
и нет ей на земле покоя.

Я отворила Ему сердце,
я вкусила от ломимого хлеба.

— Варвара, дочь моя, Варвара,
что в третье окно ты слышишь?

— Я слышу, как поёт дева
в руках мучителей, в темнице:

отнята её земная надежда,
и Жених её с нею навеки.

И никто не научится песни,
что поют перед престолом Агнца;

кто однажды её услышал,
пойдёт за нею навеки.

— Варвара, дочь моя, Варвара,
меч мой творит Кесаря волю.

Моею отцовскою рукою
сотворю я Кесаря волю.

— Да будет воля Отца и Сына
и Господа Святого Духа!

 --------------------------------------------------------------- 

 

x x x

                Неотразимым острием меча,                Отточенного для последней битвы,                Да будет слово краткое молитвы                И ясным знаком -- тихая свеча.                Да будут взоры к ней устремлены                В тот недалекий, строгий час возмездья,                Когда померкнут в небесах созвездья                И свет уйдет из солнца и луны. 

 

Стих об уверении Фомы

 Глубину Твоих ран открой мне,        Кровь за кровь и тело за тело, покажи пронзенные руки --       и мы будем пить от чаши; сквозные раны ладоней,           блаженны свидетели правды, просветы любви и боли.           но меня Ты должен приготовить. Я  поверю  до  пролития  крови,          В  чуждой  земле Индийской, но  Ты утверди мою слабость:          которой отцы мои не знали, блаженны,  кто верует, не видев,         в  чуждой  земле Индийской, но меня Ты должен приготовить.  далеко от родимого дома, Дай  коснуться  отверстого               в  чуждой  земле Индийской                    Сердца,   копье войдет в мое тело, дай осязать Твою тайну,                               копье пройдет мое тело, открой муку Твоего Сердца,          копье растерзает  мне сердце. сердце Твоего Сердца.                                 Ты   назвал  нас   Твоими друзьями, Ты  был мертв и вот жив вовеки,       и мы будем пить  от чаши, в руке Твоей ключи ада и смерти;                                 и   путь  мой  на  восход солнца, блаженны,  кто верует, не видев,         к  чуждой  земле Индийской,-- но я ни с кем не поменяюсь.                                 и   все,   что  смогу   я припомнить Что я видел, то видел,           в немощи последней муки: и что осязал, то знаю:                               сквозные -- раны --ладоней копье проходит до Сердца      и бессмертно -- пронзенное -- и             отверзает            его            навеки. Сердце. 

 

x x x

                                Он сказал им: довольно.                                           Лука. 22:38              Что нам делать, Раввуни, что нам делать?              Пять тысяч взалкавших в пустыне --              а у нас только две рыбы,              а у нас только пять хлебов?              Но Ты говоришь: довольно --              Что нам делать в час посещенья,              где престол для Тебя, где пурпур?              Только ослица с осленком              да отроки, поющие славу.              Но Ты говоришь: довольно --              Иерей, Иерей наш великий,              где же храм, где злато и ладан?              У нас только горница готова              и хлеб на столе, и чаша.              Но Ты говоришь: довольно --              Что нам делать, Раввуни, что нам делать?              На Тебя выходят с мечами,              а у нас два меча, не боле,              и поспешное Петрово рвенье.              Но Ты говоришь: довольно --              А у нас -- маета, и морок,              и порывы, никнущие втуне,              и сознанье вины неключимой,              и лица, что стыд занавесил,              и немощь без меры, без предела.              Вот что мы приносим, и дарим,              и в Твои полагаем руки.              Но Ты говоришь: довольно. 
 

 

БЛАГОВЕЩЕНИЕ

               Вода, отстаиваясь, отдает                осадок дну, и глубина яснеет.                Меж голых, дочиста отмытых стен,                где глинян пол и низок свод; в затворе                меж четырех углов, где отстоялась                такая тишина, что каждой вещи                возвращена существенность: где камень                воистину есть камень, в очаге                огонь -- воистину огонь, в бадье                вода -- воистину вода, и в ней                есть память бездны, осененной Духом,--                а больше взгляд не сыщет ничего,--                меж голых стен, меж четырех углов                стоит недвижно на молитве Дева.                Отказ всему, что -- плоть и кровь; предел                теченью помыслов. Должны умолкнуть                земные чувства. Видеть и внимать,                вкушать, и обонять, и осязать                единое, в изменчивости дней                неизменяемое: верность Бога.                Стоит недвижно Дева, покрывалом                поникнувшее утаив лицо,                сокрыв от мира -- взор, и мир -- от взора;                вся сила жизни собрана в уме,                и собран целый ум в едином слове                молитвы.                     Как бы страшно стало нам,                когда бы прикоснулись мы к такой                сосредоточенности, ни на миг                не позволяющей уму развлечься.                Нам показалось бы, что этот свет                есть смерть. Кто видел Бога, тот умрет,--                закон для персти.                          Праотец людей,                вкусив и яд греха, и стыд греха,                еще в Раю искал укрыть себя,                поставить Рай между собой и Богом,                творенье Бога превратив в оплот                противу Бога, извращая смысл                подаренного чувствам: видеть все --                предлог, чтобы не видеть, слышать все --                предлог, чтобы не слышать; и рассудок                сменяет помысл помыслом, страшась                остановиться.                          Всуе мудрецы                об адамантовых учили гранях,                о стенах из огня, о кривизне                пространства: тот незнаемый предел,                что отделяет ум земной от Бога,                есть наше невнимание. Когда б                нам захотеть всей волею -- тотчас                открылось бы, как близок Бог. Едва                достанет места преклонить колена.                Но кто же стерпит, вопрошал пророк,                пылание огня? Кто стерпит жар                сосредоточенности? Неповинный,                сказал пророк. Но и сама невинность                с усилием на эту крутизну                подъемлется.                               Внимание к тому,                что плоти недоступно, есть для плоти                подобье смерти. Мысль пригвождена,                и распят ум земной; и это -- крест                внимания. Вся жизнь заключена                в единой точке словно в жгучей искре,                все в сердце собрано, и жизнь к нему                отхлынула. От побелевших пальцев,                от целого телесного состава                жизнь отошла -- и перешла в молитву.                Колодезь Божий. Сдержана струя,                и воды отстоялись. Чистота                начальная: до дна прозрачна глубь.                И совершилось то, что совершилось:                меж голых стен, меж четырех углов                явился, затворенную без звука                минуя дверь и словно проступив                в пространстве нашем из иных глубин,                непредставимых, волей дав себя                увидеть,-- тот, чье имя: Божья сила.                Кто изъяснял пророку счет времен                на бреге Тигра, в огненном явясь                подобии. Кто к старцу говорил,                у жертвенника стоя. Божья сила.                Он видим был -- в пространстве, но пространству                давая меру, как отвес и ось,                неся в себе самом уставы те,                что движут звездами. Он видим был                меж голых стен, меж четырех углов,                как бы живой кристалл иль столп огня.                И слово власти было на устах,                неотвратимое. И власть была                в движенье рук, запечатлевшем слово.                Он говорил. Он обращался к Ней.                Учтивость неба: он Ее назвал                по имени. Он окликал Ее                тем именем земным, которым мать                Ее звала, лелея в колыбели:                Мария! Так, как мы Ее зовем                в молитвах: Благодатная Мария!                Но странен слуху был той речи звук:                не лепет губ, и языка, и неба,                в котором столько влажности, не выдох                из глуби легких, кровяным теплом                согретых, и не шум из недр гортани,--                но так, как будто свет заговорил;                звучание без плоти и без крови,                легчайшее, каким звезда звезду                могла б окликнуть: "Радуйся, Мария!"                Звучала речь, как бы поющий свет:                "О, Благодатная -- Господь с Тобою --                между женами Ты благословенна --"                Учтивость неба? Ум, осиль: Того,                Кто создал небеса. Коль эта весть                правдива, через Вестника Творец                приветствует творение. Ужель                вернулось время на заре времен                неоскверненной: миг, когда судил                Создатель о земле Своей: "Добро                зело",-- и ликовали звезды? Где ж                проклятие земле? Где, дочерь Евы?                И все легло на острие меча.                О, лезвие, что пронизало разум до                сердцевины. Ты, что призвана:                как знать, что это не соблазн? Как знать,                что это не зиянье древней бездны                безумит мысль? Что это не глумленье                из-за пределов мира, из-за грани                последнего запрета?                               Сколько дев                языческих, в чьем девстве -- пустота                безлюбия, на горделивых башнях                заждались гостя звездного, чтоб он                согрел их холод, женскую смесив                с огнем небесным кровь; из века в век                сидели по затворам Вавилона                служанки злого таинства, невесты                небытия; и молвилась молва                о высотах Ермонских, где сходили                для странных браков к дочерям людей                во славе неземные женихи,                премудрые,-- и покарал потоп                их древний грех.                          Но здесь -- иная Дева,                в чьей чистоте -- вся ревность всех пророков                Израиля, вся ярость Илии,                расторгнувшая сеть Астарты; Дева,                возросшая под заповедью той,                что верному велит: не принимать                языческого бреда о Невесте                превознесенной. Разве не навек                отсечено запретное?                               Но Вестник                уже заговорил опять, и речь                его была прозрачна, словно грань                между камней твердейшего, и так                учительно ясна, чтобы воззвать                из оторопи ум, смиряя дрожь:                "Не бойся, Мариам; Ты не должна                страшиться, ибо милость велика                Тебе от Бога".                          О, не лесть: ни слова                о славе звездной: все о Боге, только                о Боге. Испытуется душа:                воистину ли веруешь, что Бог                есть Милостивый? -- и дает ответ:                воистину! До самой глубины:                воистину! Из сердцевины сердца:                воистину! Как бы младенца плач,                стихает смута мыслей, и покой                нисходит. Тот, кто в Боге утвержден,                да не подвижется. О, милость, милость,                как ты тверда.                          И вновь слова звучат                и ум внимает:                          "Ты зачнешь во чреве,                И Сын родится от Тебя, и дашь                Ему Ты имя: Иисус -- Господь                спасает".                          Имя силы, что во дни                Навиновы гремело. Солнце, стань                над Гаваоном и луна -- над долом                Аиалон!                     "И будет Он велик,                и назовут Его правдиво Сыном                Всевышнего; и даст Ему Господь                престол Давида, пращура Его,                и воцарится Он над всем народом                избрания, и царствию Его                конца не будет".                               Нет, о, нет конца                отверстой глуби света. Солнце правды,                от века чаянное, восстает                возрадовать народы; на возврат                обращена река времен, и царство                восстановлено во славе, как во дни                начальные. О, слава, слава -- злато                без примеси, без порчи: наконец,                о, наконец Господь в Своем дому --                хозяин, и сбываются слова                обетований. Он приходит -- Тот,                чье имя чудно: Отрок, Отрасль -- тонкий                росток процветший, царственный побег                от корня благородного; о Ком                порой в загадках, а порой с нежданным                дерзанием от века весть несли                сжигаемые вестью; Тот, пред Кем                в великом страхе лица сокрывают                Шестикрылатые --                               Но в тишине                неимоверной ясно слышен голос                Отроковицы -- ломкий звук земли                над бездной неземного; и слова                текут -- студеный и прозрачный ток                трезвейшей влаги: Внятен в тишине,                меж: голых стен, меж четырех углов                вопрос:                     "Как это будет, если Я                не знаю мужа?"                          -- Голос человека                пред крутизной всего, что с человеком                так несоизмеримо. О, зарок                стыдливости: блюдут ли небеса,                что человек блюдет? Не пощадит --                иль пощадит Незримый волю Девы                и выбор Девы? О, святой затвор                обета, в тесноте телесной жизни                хранимого; о, как он устоит                перед безмерностию, что границ                не знает? Наставляемой мольба                о наставлении: "как это будет?" --                Дверь мороку закрыта. То, что Божье,                откроет только Бог. На все судил                Он времена: "Мои пути -- не ваши                пути". Господне слово твердо. Тайну                гадания не разрешат. Не тем,                кто испытует Божий мрак, себя                обманывая сами, свой ответ                безмолвию подсказывая, бездне                нашептывая,-- тем, кто об ответе                всей слезной болью молит, всей своей                неразделенной волей, подается                ответ.                     И Вестник говорит, и вновь                внимает Наставляемая, ум                к молчанию понудив:                               "Дух Святой --                тот Огнь живой, что на заре времен                витал над бездной, из небытия                тварь воззывая, возгревая вод                глубь девственную,-- снидет на Тебя;                и примет в сень Свою Тебя, укрыв                как бы покровом Скинии, крыла                Шехины простирая над Тобой,                неотлучима от Тебя, как Столп                святой -- в ночи, во дни -- неотлучим                был от Израиля, как слава та,                что осияла новозданный Храм                и соприсущной стала, раз один                в покой войдя,-- так осенит Тебя                Всевышнего всезиждущая сила".                О, сила. Тот, чье имя -- Божья сила,                учил о Силе, что для всякой силы                дает исток. Господень ли глагол                без силы будет? Сила ль изнеможет                перед немыслимым, как наша мысль                изнемогает?                          Длилось, длилось слово                учительное Вестника -- и вот                что чудно было:                          ангельская речь--                как бы не речь, а луч, как бы звезда,                глаголющая -- что же возвещала                она теперь? Какой брала пример                для проповеди? Чудо -- о, но чудо                житейское; для слуха Девы -- весть                семейная, как искони ведется                между людьми, в стесненной теплоте                плотского, родового бытия,                где жены в участи замужней ждут                рождения дитяти, где неплодным                лишь слезы уготованы. И Дева                семейной вести в ангельских устах                внимала -- делу силы Божьей.                                    "Вот                Елисавета, сродница Твоя,                бесплодной нарицаемая, сына                в преклонных летах зачала; и месяц                уже шестой ее надеждам".                                    Знак                так близок для Внимающей, да будет                Ей легче видеть: как для Бога все                возможно -- и другое: как примера                смирение -- той старицы стыдливо                таимая, в укроме тишины                лелеемая радость -- гонит прочь                все призраки, все тени, все подобья                соблазна древнего. Недоуменье                ушло, и твердо стало сердце, словно                Господней силой огражденный град.                И совершилось то, что совершилось:                как бы свидетель правомочный, Вестник                внимал, внимали небеса небес,                внимала преисподняя, когда                слова сумела выговорить Дева                единственные, что звучат, вовеки                не умолкая, через тьму времен                глухонемую:                          "Се, Раба Господня;                да будет Мне по слову Твоему".                И Ангел от Марии отошел. 

Картина дня

наверх