На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Творчество Альфонса Мухи как образец плакатной живописи XIX века.

 
 

 

Во второй половине XIX века в изобразительной рекламе ведущих европейских стран произошел значительный прорыв: переход от графической и живописной вывески к многокрасочному плакату. Этот процесс совпал с отмиранием викторианского стиля в живописи и дизайне, уступившего место возникновению Арт Нуво. Это новое направление, с энтузиазмом подхваченное французскими художниками, основой которого послужило именно ломка старых традиций, характеризовалось еще и повышенным интересом к восточным мотивам. Проникновение элементов антагонистической в каком-то смысле для Европы культуры не выглядело, однако, противоестественным: после эпохи Великих Географических открытий, когда Восток обрел вполне реальные очертания, он утвердился в сознании европейцев уже не как сказочный, а как экзотический. И желание познать его многообразие отразилось прежде всего в той сфере, в которой проще было совмещать опыт противоположных мироощущений – в искусстве. Разумеется, в этой связи уместно говорить о многих других известнейших направлениях, таких как импрессионизм, испытавших влияние восточной культуры, но Арт Нуво занимает особое место. В рамках этого течения сформировались принципы, основанные на плюралистическом подходе к произведениям искусства.

Дама с камелиями. Рекламный плакат  для Сары Бернар. 1896

Гамлет. Рекламный плакат для Сары Бернар. 1899

Арт Нуво, запечатленный в работах таких художников как А. Тулуз-Лотрек, Ж. Шере, А. Муха, О. Бердслей, содержал в себе немало парадоксов, сочетая провозглашение новых форм с обращением к образам культуры более древней, чем западная. Тем не менее, сложно найти произведения более изящные и завораживающие воображение, что становится особенно важной характеристикой при создании рекламных плакатов.

 

Рекламный плакат сигаретной бумаги "Иов". 1896

Реклама выставки в "Салоне ста". 1897

Сара Бернар. 1896

Здесь следует обратиться непосредственно к творчеству Альфонса Мухи, чеха по происхождению, снискавшего всемирную славу во Франции. Так называемый «стиль Мухи», приравниваемый к официальному названию Арт Нуво, послужил примером для подражания целому поколению дизайнеров.

Реклама выставки работ А.Мухи в "Салоне ста". 1897

 

Рекламный календарь фирмы "Masson". Весна. 1897

Рекламный календарь фирмы "Masson". Лето. 1897

Рекламный календарь фирмы "Masson". Осень. 1897

Рекламный календарь фирмы "Masson". Зима. 1897

В центре своих плакатов Муха помещал идеализированный образ женщины: плавность линий, близость к природным формам, отказ от заостренных углов – эти характерные приметы Арт Нуво оставляли неизгладимое впечатление в сознании реципиентов. Сам женский образ использовался тогда в рекламных целях впервые, но история показала, какой успех приобрел этот опыт, и по сей день использующийся специалистами таких ведущих в области рекламной индустрии стран как США. Однако нужно отдать должное Мухе: в его работах сложно найти малейший намек на слащавость, чего не скажешь о современных аналогах. Возможно здесь свою роль сыграло то обстоятельство, что эстетика чешского художника формировалась под влиянием средневековых сюжетов и кельтской мифологии. Это, с одной стороны, внесло разнообразие символики в его творения, и, с другой стороны, способствовало орнаментальному усложнению многих плакатов. Для упорядоченности рассмотрения фона произведений Мухи необходимо внести условную классификацию:

- цветочные мотивы

- орнамент

- орнамент с использованием мифических существ

- мифологическая символика

Цветочные мотивы, позаимствованные из восточной культуры, стали неотъемлемым атрибутом картин эпохи модерна для многих художников: плывущие стебли и бледные лепестки полностью отвечали концепции Арт Нуво не только своими формами, но и сочетанием не сочетавшихся до этих пор красок. В работах Мухи можно найти яркое подтверждение этому: пастельные тона, экзотические очертания, словно бы повторяющие образ прекрасной дамы, расположенной на первом плане с ее летящими нереально длинными волосами, одетой в легкие, сродни греческим туникам, одежды – все это создавало неповторимую гармонию и единство, обусловленное взаимопроникновением элементов женской фигуры и фона.

Самаритянка. Рекламный плакат для Сары Бернар. 1897

Реклама синьки торговой марки "Дешам". 1897

Реклама велосепедов торговой марки "Perfecta". 1897

Переходя к рассмотрению орнамента, нужно отметить, что самой часто используемой геометрической фигурой в произведениях Мухи является круг как символ бесконечного повторения, круговорота, а также как символ женского начала. Даже надписи рекламного характера позади образа прекрасной дамы располагались полукругом с плавно очерченными буквами.

Рекламный плакат сигаретной бумаги "Иов". 1898

Реклама пива "Bieres de la Meuse"

 

Еще один мотив – символическое изображение подковы в увеличенном виде, с расписным орнаментом внутри. Здесь опять-таки кроется отсылка к языческому мироощущению, не говоря уже о фоновых изображениях с использованием мифических существ. Творческая концепция Мухи находила свое отражение в каждой детали созданных им картин и плакатов: эмоционально выполненная, наполненная силой фигура, занимающая большую часть пространства, была бы незаконченной без соответствующего фона, сочетающего черты изобразительного и прикладного искусства. Муха сознательно искал компромисс между византийским и восточным началами, между современностью и насыщенными мифологическими сюжетами, он превращал изысканные портреты женщин в произведения массового искусства и преуспел в этом: повседневная жизнь уже впитывала в себя новые формы.

Реклама шампанского "White Star" марки Моэт и Шандон. 1899

Реклама сухого шампанского "Империал" марки Моэт и Шандон. 1899

Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что плакатная реклама конца XIX века состоит из подлинных шедевров изобразительного искусства: уличные плакаты создавались не исключительно в маркетинговых целях, они выражали настроения целой эпохи, а значит, стремились покорить умы не ради коммерческой выгоды, но для всецелого перехода к новому видению реальности, избавленной от консерватизма прошлых лет.

 Егина Е. Б.

Картина дня

наверх