«Туркестанская серия» была написана Василием Верещагиным в 1871-1873 гг. в Мюнхене по мотивам поездок художника в Среднюю Азию в 1867-1868 и 1869-1870 гг. В состав Туркестанской серии входит и небольшая подсерия «Варвары» («Героическая поэма»), которую Верещагин решил выделить и придать ей самостоятельное значение.
В 1867 г. К.П. Кауфман, генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками в Средней Азии, пригласил художника к себе на службу – тот должен был состоять при генерале в чине прапорщика. В августе 1867 г. Верещагин отправился в Ташкент и Самарканд. Он участвовал в обороне осаждённого Самарканда, был ранен и получил Орден Святого Георгия 4-го класса «В воздаяние за отличие, оказанное во время обороны цитадели г. Самарканда, с 2 по 8 Июня 1868 года». В конце 1868 г. художник приехал в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. В 1869 г. он при содействии Кауфмана организовал в столице «Туркестанскую выставку». После окончания выставки Верещагин снова отправился в Туркестан, на этот раз через Сибирь.
В 1871 г. Верещагин переехал в Мюнхен и начал работать над картинами по восточным сюжетам. Через два года он завершил Туркестанскую серию, в которую вошло 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка – в таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Хрустальном дворце в Лондоне в 1873 г., а затем в 1874 г. в Петербурге и Москве.
Верещагин поставил обязательным условием приобретение коллекции в её полном составе. В 1874 году П. М. Третьяков купил Туркестанскую серию за 92 тысячи рублей серебром. Он открыл её для широкой публики сначала в помещении Московского общества любителей художеств, а затем, после пристройки новых залов, – у себя в галерее.
Туркестанская серия частично посвящена военным событиям периода присоединения к России среднеазиатских ханств, частично – среднеазиатскому быту, традициям и культуре местного населения. Как тематика, так и живописная техника были новы и необычны для своего времени и поначалу вызвали неоднозначную оценку современников. Многим художникам (в том числе Перову, Чистякову, а поначалу и Репину) Туркестанская серия казалась чужеродной в русском искусстве, но со временем возобладало мнение Крамского, что эта серия – блестящий успех новой русской школы и её безусловное достижение.
Богатый киргизский охотник с соколом

Внутренний вид юрты богатого киргиза

Киргизские кибитки на реке Чу

Киргиз

Киргизы. Кочевники

Олень. В горах Алатау

Гора Алатау. Кочевники на дороге

Калмыцкий лама

Калмыцкая молельня

Ак-Кент. Развалины китайской кумирни

Садовая калитка в Чугучаке

Развалины театра в Чугучаке

Развалины в Чугучаке

Портрет девушки-бачи

Портрет мальчика-узбека

Дети племени солонов

Индиец

Афганец

Китаец

Портрет цыгана

Верблюд во дворе караван-сарая

Постоялый двор близ Ташкента

Узбекская женщина в Ташкенте

Старшина деревни Ходжагент

Улица в деревне Ходжагент

Ташкент. Хор дервишей. Просят милостыню

Дервиши в праздничных нарядах

Нищие в Самарканде

У дверей мечети

Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся

Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд

Самарканд. Медресе Шир-дор на площади Регистан

Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде

Самарканд

Евнух у дверей гарема

Уличный музыкант. Дутарист

Политики в опиумной лавке в Ташкенте

Продавцы посуды в Узбекистане

Бухарский солдат-сарбаз

Двери Тимура

Апофеоз войны

Высматривают

Представляют трофеи

Торжествуют

После удачи

После неудачи

Туркестанский солдат в зимней форме

Туркестанский офицер, когда похода не будет

Парламентёры. «Сдавайся!» – «Убирайся к чёрту!»

Смертельно раненый

Нападают врасплох

У крепостной стены. «Пусть войдут»

Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром

В Туркестанский цикл также входила картина «Окружили – преследуют», сожжённая автором

Свежие комментарии