...Художник со, скорее, аристократическим характером творчества и с несколько мизантропическими тенденциями, Константин Сомов, подобно некоторым другим работникам пера и кисти, любит уходить в глубину минувших веков, как бы в них ища отрады и успокоения <...> Его влечет придворное общество Людовика XV или Людовика XVI, в настроениях которого есть что-то родственное его душе.
Томная грациозность, приторная элегантность, вольные экстравагантности людей того века и вместе с тем искрящееся остроумие, на которое таким мрачным отсветом легло для нас, охватывающих всю эту эпоху одним общим взглядом, кровавое зарево уже надвигающейся тогда революции <...> Все это влечет к себе воображение молодого русского художника <...>
В. Пика. «Три русских художника: Сомов, Грабарь и Малявин»
Влюбленный Арлекин, 1912 г.
Взгляд, чтоб маски обмануть:
И печальный блеск порою,
И недоброй страсти жуть;
Будет темным оперенье,
В тон смирению с судьбой,
Лишь гранатовые звенья –
Отблеск тайны роковой.
Черный веер драгоценный,
Масти вороной парча
Отпечаток жизни пленной
Берегут от палача.
Он – в доспехах?! Что ж, не новость:
Маскарад проглотит все,
И души негодной пропасть
Константин Сомов - один из художников прошлого века, кто в своем творчестве много внимания уделял воскрешению в живописи мира балов и маскарадов. Современный взгляд сочетается с картинками прошлого, романтически-причудливыми... В своем творчестве К.Сомов испытал большое влияние графики западного модерна (О.Бёрдсли), а также живописи французского рококо. Сомов проявлял интерес к миру вещей, любованию стариной, отсюда его элегическое мироощущение и скептическое восприятие современной жизни. Для достижения совершенства формы Сомов намеренно ограничивал свое творчество узкими рамками одной темы, эпохи. Он стремился в точности следовать однажды выбранному стилю, манере, относительно небольшому количеству технических приемов, хотя его творческий потенциал был очень широк. Эстетизм и западнические настроения формировались патриархальным укладом дворянской семьи, ранними занятиями музыкой и живописью, поездками в Италию, Францию, Германию, Англию. Сомов "жил" в XVIII веке, в вымышленном им самим мире Рококо, регулярных парков, галантных сцен, хрупкости фарфоровых статуэток, шелка, фижм и пудры. Отсюда и техника большинства его работ: прозрачность акварели, матовость гуаши и пастели. Основные черты индивидуального стиля Сомова: ретроспективность и стилизация, насмешливость, иногда переходящая в язвительность и сарказм, нежность, доходящая до жеманности.
Маскарад
Серия "Арлекин и дама"... разные варианты, разные маскарадные ситуации
Вариации на тему "Арлекин и Смерть"
Язычок Коломбины
Фейерверк
Дама и Пьеро
Итальянская комедия. 1914
Смерть на карнавале
Две маски (Пара накануне карнавала). 1930
«Книга маркизы» Константина Сомова - своеобразная хрестоматия эротической литературы, которую в первом издании, вышедшем в 1908 году в Берлине, составил Франц Бляй. Но на обложке в качестве автора-составителя обозначено и имя Константина Сомова. Для этой книги Константин Андреевич сделал 31 рисунок, но напечатаны были не все. Цензура изъяла те, которые показались ей непристойными. Скромный титульный лист книги был решен в виде арки, в навершии которой помещено изображение головки героини. Высокая замысловатая прическа и обнаженная грудь маркизы перекликаются с подзаголовком «Книга рококо», а по бокам два амурчика, которые целятся в маркизу из луков. Маска играет в этой книге немаловажную роль - мы видим ее и на заставках, и на одной из центральных иллюстраций, которая и называется «Маскарад».
Обложка "Книги Маркизы", 1918 г.
Авантитул «Книги маркизы». 1918 г.
Серия маскарадных иллюстраций к "Книге маркизы", 1918 г.
Сомовский сад всегда - театр. Розовые аллеи и зеленые лужайки его парков всегда - подмостки. Пышные боскеты в этих садах всегда - декорации. Нарядные дамы и кавалеры всегда - актеры. «Автором изысканных новелл» назвал Сомова поэт Валерий Брюсов. Изысканных пьес, хочется уточнить. Ведь сомовские картины-новеллы насквозь театральны, они напоминают мизансцены, фиксирующие один миг из спектакля, нам не показанного, но нами домысленного. Маскарадные и бальные сценки смотрятся в этих декорациях очень оригинально. Сомов никогда не сочинял декораций для действующего театра, ибо слишком занят был собственным «живописным театром», здесь он был режиссером, драматургом и, разумеется, сценографом. Его воле подчинялось в этом театре все.
Вечер, 1900 г.
Поцелуй, 1904 г.
Маскарад, 1935 г.
Дама в розовом, 1904 г.
Как одевались в старину (Дама и кавалер). 1903 г.
Казаки на балу
Константин Сомов, увлекшись фарфором, обыгрывает тему мимолетности бытия, его фигурки живут и двигаются, все совсем так как на живописных картинах . И теже маскарадные и бальные мотивы, мотивы любви, романтики.
Дама, снимающая маску, 1906 г.
Влюбленный, 1905-1906 гг.
"Вы можете сказать, что Сомов родился в восемнадцатом веке. Да, но он самый что ни на есть живой и в двадцатом. Он обладает светлой грациозной любовью к декоративности позы, которая есть восемнадцатый век, реализмом лент и кружев: символов чего-то более глубокого и более серьезного, но у него есть также меланхолия недоверия к прогрессу, такая характерная для нашего собственного времени.
Он пишет изысканно, с тщательностью и точностью, которые знают лишь немногие современные живописцы, - но это сильно искушенная точность. Никто не может видеть прелестные иллюстрации к “Манон Леско”, не ощущая удивительное соединение поэзии и иронии, что является величайшим даром Сомова. Где его мир? Несомненно, что это не наш мир. Мы знали его когда-то. Он может к нам вернуться снова. Между тем Сомов еще живет в нем и мы можем услышать его с нежным эхом его очарования, напоминающим нам, что существует, более чем одна реальность. "
Г. УОЛПОЛ. “ИСКУССТВО КОНСТАНТИНА СОМОВА”. 1930 г.
|
Произведения художника неоднократно экспонировались на выставках журнала «Мир искусства», Союза русских художников, художественного объединения берлинских художников «Берлинский сецессион» (Berliner Secession), парижском «Осеннем салоне» (Salon d'Automne).
В 1919 г. состоялась юбилейная персональная выставка Константина Андреевича Сомова в Третьяковской галерее.
Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901-1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А.C. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект», обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др.
В 1918 г. в издательстве Голике и Вильборга (Санкт-Петербург) вышло наиболее известное и полное издание сборника классических эротических рассказов «Книга маркизы» с иллюстрациями Сомова, где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке.
В 1923 г. художник уехал из России и с 1925 г. жил во Франции.
Константин Андреевич Сомов умер 6 мая 1939 г.
В последние годы на аукционах Christie's продано довольно много произведений Константина Андреевича Сомова. В том числе:
Боксер (The Boxer, 1933) – 713,250 тыс. фунтов стерлингов;
Отдых путника (The Stroller's Rest, 1939) - 972,500 тыс. фунтов стерлингов;
Романтическое преследование (The Romantic Pursuit, 1935) – 1,588 500 млн. фунтов стерлингов;
Радуга (The Rainbow, 1927) – 7.33 млн. долларов США
Галерея из 70 картин Константина Андреевича Сомова
- August
- Portrait of S. Dyagilev
- Road in Sekerino
- Lady by the Pool
- Landscape with Lake
- Letter
- Girl
- Portrait of N.F. Ober
- Portrait of A.K. Benois
- Spring
- Two Ladies on the Terrace
- Confidences
- Lady in a Spring Landscape
- The Rainbow
- Stream
- Summer Twilight
- Family Happiness
- Lady at the Mirror
- Self-Portrait
- Bathers
- Island of Love
- Portrait of Anna Ostroumova-Lebedeva
- Lady in Blue
- On the Balcony
- Evening
- Evening landscape
- Woodland
- Bathing
- Autumn
- Poet Alexander Blok
- Portrait of E. Vladimirskaya
- Rainbow
- Artist M. Dobuzhinsky
- Portrait of F. Sologub
- Portrait of Baroness Alexandra Nolde
- Portrait of Euthymia Nosova
- A Young Girl in a Red Dress
- Young Woman Sleeping on the Grass
- The groom kneeling
- On the beach
- In the Forrest
- Book of the Marquise
- Book of the Marquise
- Book of the Marquise
- Book of the Marquise
- Book of the Marquise
- Book of the Marquise
- Book of the Marquise
- Book of the Marquise
- Daphnis and Chloe
- Harlequin and Death
- Summer
- Russian pastoral
- Sleeping Young Woman
- Portrait of B. Popova
- Portrait of E. Pits-Bilibina
- Portrait of Louise Morgan
- Self-Portrait in the Mirror
- Bathers in the Sun
- Girl in the Sunlight
- Portrait of Alexandra Levchenko
- Bridge in Pavlovsk Park
- The Rainbow
- Lovers
- Summer morning
- Drowsiness
- Lovers
- Intimate Reflection
- Bathers
- Naked in the mirror
|
|
Биография Сомова
Константин Андреевич Сомов родился 18/30 ноября 1869 г. в Петербурге в семье историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна Сомова (урожд. Лобанова), была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. Она прививала своим детям любовь к музыке, живописи, театру.
В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, где учился в мастерской И. Репина. В 1897 г. художник добровольно покинул Академию и провел две зимы в Париже в самостоятельной работе. В одно время с ним в Париже учились и работали А. Бенуа, Е. Лансере, А. Остроумова и другие “мирискусники”. Здесь Сомов сблизился с А. Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале “Мир искусства” в 1898 г.
В 1899 г Сомов вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой (“Дама в голубом”, 1897 — 1900).
Манера Сомова соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью.
Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала “Мир искусства”, а также периодического издания “Художественные сокровища России” (1901 — 1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к “Графу Нулину” А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя “Нос” и “Невский проспект”, нарисовал обложки поэтических сборников К Бальмонта “Жар-птица. Свирель славянина”, В. Иванова “Cor Ardens”, титульный лист книги А. Блока “Театр” и др.
Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции: “Граф Нулин” (1899), “Влюбленные” (1905) и др.
К. Сомов экспонировал свои произведения на выставках “Мира искусства”, Союза русских художников, персональной выставке в Петербурге (1903), берлинском “Secession”, парижском “Salon d'Automne” (“Осенний салон”, 1906), чем приобрел широкую известность не только в России, но и в Европе. После Октябрьской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу.
В декабре 1923 г. К. Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петрограда. На родину он больше не вернулся, навсегда оставшись во Франции.
К. А. Сомов умер в Париже 5 мая 1939 г.
Летопись жизни и творчества Константина Сомова
1869 18/30 ноября родился в Петербурге в семье историка искусства, хранителя Эрмитажа А. И. Сомова. 1878 Первая поездка за границу в Париж, вместе с родителями. 1879 — 1888 Гимназия К. Мая, знакомство и дружба с Ал. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым. Увлечение театром, музыкой, пением. 1881 Поездка с семьей в Вену и Грац. 1888, сентябрь — 1897, март Занятия в Академии художеств. Научный курс окончен в 1892 г с октября 1894 до марта 1897 г. занятия в мастерской И. Е. Репина. 1890 Поездка с матерью по Европе (Варшава, Германия, Швейцария, Италия). 1894 Путешествие с отцом по Европе (Германия, Италия). Первое выступление на выставке Общества русских акварелистов. 1895 Участие в петербургских выставках — Ученической в Академии художеств и “Blanc et noir”. Портреты: матери художника, А. Н. Бенуа и др. Пейзажи. 1896 Портреты: А. К. Бенуа и Н. Ф. Обер. “Две дамы на террасе”, пейзажи и др. 1897 Поездка в Париж (сентябрь — до лета 1898 г.). Портреты: А. И. Сомова, А. А. Михайловой. “Беседка”, “В августе”, “Конфиденции”, “Радуга” и др. 1898, октябрь Участие в выставке русских и финляндских художников. Вторая поездка в Париж, мастерская Коларосси. Автопортрет, “Поэты”, “В детской” и др. 1899 май Участие в первой выставке “Мира искусства”, поездка из Парижа в Англию, возвращение в Петербург. “Купальщицы”, “В боскете”, иллюстрации к поэме А. С. Пушкина “Граф Нулин” и др. 1900 Участие во второй выставке “Мира искусства”. “Дама в голубом” (1897 — 1900), “Остров любви”. Лето (1900) Силламяги, под Нарвой. “Вечерние тени”, “Роща на берегу моря” и др. 1901 Участие в выставках — третьей “Мира искусства”, на Венском Сецессионе и в Дармштадте. Портрет А. П. Остроумовой, иллюстрации к повестям Н. В. Гоголя и др. 1902 Участие в выставках — “36-ти” художников в Москве, четвертой “Мира искусства”, в Kunstsalon'e Кассирера в Гамбурге, на Сецессионе в Берлине. “Вечер”, “Волшебство” и пейзажи Мартышкина. 1903 Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) в Петербурге в “Современном искусстве” и у Кассирера в Берлине и Гамбурге (95 произведений). Участие в выставках — 5-ой “Мира искусства” и 1-й “Союза русских художников”. “Эхо прошедшего времени”, “Спящая женщина в синем платье”, “Дама в розовом” и др. 1904 Участие в выставках — “Союза русских художников”, в Вене и Дрездене. “Лето”, “Фейерверк”, книжная графика и др. 1905, май Поездка в Париж и Бретань (Примель). Занятия скульптурой (“Влюбленные”). Знакомство с М. Кузминым, Вяч. Ивановым. Участие в выставках — “Союза русских художников”, в Вене и акварелистов в Берлине. Начало сотрудничества в журнале “Золотое руно”. 1906 Участие в выставках — “Мира искусства”, “Союза русских художников”, Сецессионе в Берлине, в Выставке русского искусства в Осеннем салоне в Париже (устроенной С. П. Дягилевым). “Дама, снимающая маску” (фарфор), портрет В. Л. Иванова, книжная графика. 1907 Участие в выставках — “Союза русских художников”, “Нового общества художников”, “Интернациональной” в Венеции. Графические портреты А. А. Блока и Е. Е. Лансере. “Арлекин и смерть”, иллюстрации для немецкого издания “Das Lesebuch der Marquise”. Berlin, 1907. 1908 Участие в выставках — “Союза русских художников” и Галерее Жоржа Пти в Париже. 1909 Участие в выставках — “Союза русских художников”, “Die Dame in Kunst und Mode” в Берлине, на “Интернациональной” в Риме. Портрет поэта М. А. Кузмина, “Спящая молодая женщина”, костюм Коломбины для А. Павловой и др. 1910 — 1912 Участие в выставке женских портретов в редакции журнала “Аполлон” и выставке “Союза русских художников” (1910) выход из “Союза” вместе с А. Бенуа, М. Добужинским и другими. Участие в первой выставке вновь организованного “Мира искусства”. Портреты: Г. Л. Гиршман, Е. П. Носовой, Ф. Сологуба, М. Добужинского и др. “Пьеро и дама”. декабрь 1911 — апрель 1912 Поездка на юг Франции (Больё). “Арлекин и дама” (два варианта). 1913 — 1914 Портрет М. Д. Карповой, эскиз занавеса для “Свободного театра” (Москва) и др. 1914, январь Получение звания академика (Академия художеств). Поездка в Больё; возвращение в Петербург через Венецию, Вену. Портреты: Д. Г. Карышевой, Е. П. Олив, В. Ф. Нувеля. “В лесу”, “Итальянская комедия”. 1915 — 1918 Участие в выставках: Картин русских художников, устроенной в пользу пострадавших от войны бельгийцев (26 номеров), “Мира искусства”. Работа в школе Е. Н. Званцевой (штудия натуры). Портреты: Г. Л. Гиршман, Н. Г. Высоцкой, М. Г. Лукьянова, Е. С. Михайлова. “Зима. Каток”, “Язычок Коломбины” и др. Работа над иллюстрациями и подбором текстов для книги “Le Livre de la Marquise” для издательства Голике и Вильборг (Петербург). 1919 Персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее к 50-летию художника. “Лето” и др. 1920 — 1922 Участие в выставке, организованной Домом искусств. Портреты: А. А. Михайловой, Н. Е. Добычиной, Е. А. Степановой. “Летнее утро”, “Фейерверк”, “Крестьянские девушки и парень в вечернем пейзаже” и др. 1923, декабрь Отъезд в Америку (через Ригу, Берлин, Лондон) с Выставкой русского искусства в качестве представителя от петроградской группы художников. Составление совместно с И. Грабарем каталога выставки. . 1924, январь Прибытие в Нью-Йорк. Организация выставки, открытие ее 8 марта. Сомов представлен 38 произведениями. Знакомство и сближение с семьей Рахманиновых. Портрет Е. К. Сомовой. 1924, июнь Поездка в Париж. 1924, июль Небольшая персональная выставка в магазине В. Гиршмана и Н. Асса. 1924, сентябрь Возвращение в Нью-Йорк. 1925, январь Портреты: Т. С. Рахманиновой, С. В. Рахманинова (рисунок), К. М. Животов с кой. май Переезд во Францию. Жизнь на ферме в Гранвилье (Нормандия) вместе с М. Лукьяновым. Поездки в Париж и Корбевиль к Рахманиновым. Портреты: С. В. Рахманинова (этюд маслом и большой портрет для фирмы “Стейнвей”), В. А. Сомова (племянника художника). 1926 Портреты: Б. Е. Поповой, Е. С. Питтс, миссис Морган и др. Иллюстрации к повести А.-Ф. Прево “Манон Леско” для издательства “Трианон” (Париж). 1927 Более 50 акварельных миниатюр (пейзажи и жанровые сцены). 1928, январь Приобретение квартиры в Париже (бульвар Эксельманс). 1928, май — июнь Участие в выставке русского искусства в Брюсселе и поездка на ее открытие. 1928, декабрь Персональная выставка в магазине Лесника в Париже (63 произведения). Портреты: М. Г. Лукьянова, А. А. Попова, Г. Л. Гиршман, три автопортрета и др. 1929 Участие на выставке в Копенгагене. Портрет К. П. Верховской, натюрморт, “Фейерверк”, “Жадная обезьянка” и др. 1930, февраль — март Участие в выставках в Берлине и Белграде. 1930, июнь Персональная выставка в галерее Голицына в Лондоне (80 произведений). Иллюстрации к роману Лонга “Дафнис и Хлоя” для издательства “Трианон”. Работа над портретами членов семьи Нольде, “Морской пляж с фигурами” и др. 1931 Портреты: Т. М. Брайкевич (и этюд к нему), М. И. Ростовцева. “Митиленские пастухи”, натюрморт с комодом, цветами, зеркалом, и др. 1932, 14 апреля Смерть М. Г. Лукьянова. 1932, июнь Участие в выставке русских художников в галерее “Ренессанс” (10 произведений). 1932, август Поездка с молодыми художниками В. Будановой, Л. Успенским и Кругом в Гранвилье. Портрет В. Будановой и картина “Окно — дверь...”. 1932, сентябрь Возвращение в Париж. “Грибоборки”, портрет Б. М. Снежковского и др. 1933 Портреты: Б. М. Снежковского (с боксерскими перчатками и “ню”), Е. С. Мацневой и др. 1933, август — сентябрь Поездка в Гранвилье. Работа с натуры совместно с молодыми художниками и руководство ими. Двойной портрет В. И. Будановой-Успенской, натюрморт с фарфором и отражающимися в зеркале фигурами, “Балет” и др. 1934 “Старческая любовь”, “Интерьер со столиком”, “Купальщики в белую ночь”, портрет М. В. Брайкевича и др. 1934, конец июля — август Поездка в Гранвилье с Успенскими и Кругом. “Окно — пейзаж — натюрморт”, “Натюрморт с автопортретом”, “Натюрморт с красными лилиями и перламутровой коробкой” и др. Портрет Сесиль Воланж — героини романа “Опасные связи”, несколько этюдов для нее с А. Левченко. 1935 — 1938 Портреты: К. П. Тонконоговой, Б. М. Снежковского (в палевой пижаме) и др. 1937, август Портрет миссис Филипс, этюд “ню” (Снежковский) (ГРМ). Поездка в Гранвилье с Успенскими и Кругом. “Лихорадка”, “Мандолинист и его слушатели” и др. 1938 “Балет”, “Привидения” и др. 1938, июль — август Поездка в Гранвилье с родителями Б. Снежковского. “Окно-дверь и пейзаж” и др. 1939 “Летний вечер в деревне” (с четырьмя фигурами), “Натюрморт с синей тетрадью”, “Усталый путник” и др. Работа над портретом Р. Зубовой (1937 — 1939, не окончен). 1939, 6 мая Скоропостижная смерть в Париже. |
|
Свежие комментарии