Стефан Цвейг
Стефан Цвейг родился 28 ноября 1881 в Вене. Австрийский писатель, критик, автор множества беллетризованных биографий. Покончил жизнь самоубийство 23 февраля 1942 в городе Петрополис, Бразилия.
австрийский поэт, писатель, литературный критик.
Афоризмы, цитаты, высказывания Цвейг Стефан
Судьба — самый гениальный поэт.- В тяжбе с мертвыми живые всегда правы.
- Быть великим - значит дать направление.
- Гений человека всегда одновременно и его рок.
- Великие и благие дела всегда сплачивают людей.
- Великое отчаяние всегда порождает великую силу.
- Сомнение - это злейший враг человеческого знания.
- Лишь тот постигает жизнь, кто проникает в ее глубины.
- Состариться - значит избавиться от страха перед прошлым.
- Хороша только полная истина. Полуправда ничего не стоит.
- Быть героем — значит сражаться и против всесильной судьбы.
- Наивысшего человек достигает тогда, когда подает хороший пример.
- Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки.
- Любое великое деяние отдельного народа совершается для всех народов.
- Лишь удар, отбрасывающий назад, придает человеку всю его наступательную силу.
- Ни один враг не знает лучшего лекарства для усталого тела и души, как надежда.
- Все запутанное по самой природе своей тяготеет к ясности, а все темное - к свету.
- Когда между собакой и кошкой возникает дружба, то это не иначе как союз против повара.
- Хочешь мира — готовь его, готовь, не щадя своих сил. Каждый день твоей жизни. Каждый час твоих дней.
- Нет наиболее безнадежного занятия, чем рисовать пустоту, нет ничего труднее, как живописать однообразие.
- Всегда, прежде чем может быть возведено что-то новое, должен быть поколеблен авторитет уже существующего.
- Пафос позы не служит признаком величия; тот, кто нуждается в позах, обманчив. Будьте осторожны с живописными людьми.
- Нет вражды страшнее, чем та, когда сходное борется со сходным, побуждаемое одинаковыми стремлениями и одинаковой силой.
- Лишь сумма преодоленных препятствий является действительно правильным мерилом подвига и человека, совершившего этот подвиг.
- На человека, которого довели до того, что он даже не боится быть смешным, столь же мало можно положиться, как и на преступника.
- Историческое деяние бывает закончено не только когда оно свершилось, а лишь после того, как оно становится достоянием потомков.
- Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей.
- Страсть способна на Многое. Она может пробудить в человеке небывалую сверхчеловеческую энергию. Она может своим неослабным давлением выжать даже из самой уравновешенной титанические силы.
- Духовное значение подвига никогда не определяется его практической полезностью. Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое самосознание.
- Как в политике одно меткое слово, одна острота часто воздействует решительнее целой демосфеновской речи, так и в литературе миниатюры зачастую живут дольше толстых романов.
- Нет ничего прекраснее правды, кажущейся неправдоподобной! В великих подвигах человечества именно потому, что они так высоко возносятся над обычными земными делами, заключено нечто непостижимое; но только в том невероятном, что оно совершило, человечество снова обретает веру в себя.
- Могущественные силы, разрушающие города и уничтожающие государства, остаются все же беспомощными против одного человека, если у него достаточно воли и душевной неустрашимости, чтобы победители миллионов не могли подчинить себе одного — свободную совесть.
- О власть с ее взглядом Медузы! Кто однажды заглянул в ее лицо, тот не может более отвести глаз: он остается зачарованным и плененным. Кто хоть раз испытал хмельное наслаждение власти и повеления, не в состоянии от нее отказаться.
Как в политике одно меткое слово, одна острота часто воздействует решительнее целой демосфеновской речи, так и в литературе миниатюры зачастую живут дольше толстых романов.
- Творческая личность подчиняется иному, более высокому закону, чем закон простого долга. Для того, кто призван совершить великое деяние, осуществить открытие или подвиг, двигающий вперед все человечество, — для того подлинной родиной является уже не его отечество, а его деяние. Он ощущает себя ответственным в конечном счете только перед одной инстанцией — перед той задачей, которую ему предназначено решить, и он скорее позволит себе презреть государственные и временные интересы, чем то внутреннее обязательство, которое возложили на него его особая судьба, особое дарование.
Цвейг родился в Вене семье богатого негоцианта, владевшего текстильной мануфактурой.
Изучал романистику и германистику в Венском университете, получил докторскую степень, во время учёбы опубликовал свои первые стихи.
После окончания Венского университета в жизни Цвейга наступает период путешествий - Лондон, Париж (1905), Италия и Испания (1906), Индия, Индокитай, США, Куба, Панама (1912). Последние годы первой мировой войны писатель жил в Швейцарии (1917-1918), а после войны поселился близ Зальцбурга.
Во время путешествий Цвейг продолжал заниматься поэзией. Солидное состояние родителей позволило ему в 1901 году издать первую книгу стихов «Серебряные струны» (Silberne Seiten), Цвейг послал первый сборник стихов своему кумиру - великому австрийскому поэту Райнеру Мария Рильке. Он получил ответ, и между авторами завязалась дружба, продолжавшаяся до самой кончины Рильке. Стефан Цвейг был дружен со многими выдающимися писателями своего времени. В годы первой мировой войны он опубликовал проникновенный очерк о Р. Роллане, позже посвящал эссе Максиму Горькому, Томасу Манну, Марселю Прусту и Иозефу Роту.
Писательскую славу Стефану Цвейгу принесли новеллы. «Амок» (Amok, 1922), «Смятение чувств» (Verwirrung der Gefuhle, 1927), «Шахматная новелла» (Schachnovelle, 1941) сделали имя автора популярным во всем мире. Писатель создал и детально разработал свою собственную модель новеллы, отличную от произведений общепризнанных мастеров короткого жанра. События большинства его историй происходят во время путешествий и все, что случается с героями, подстерегает их в пути, во время кротких остановок. Основные драмы разыгрываются в короткий период времени, раскрывая сущность героев. Новеллы Цвейга по сути представляли собой своего рода конспекты романов. Писатель обращался к и этому жанру литературы - «Нетерпение сердца» (Ungeduld des Herzens, 1938), «Угар преображения» (Rauch der Verwandlung, 1985).
Цвейг нередко писал на стыке документа и искусства, создавая увлекательные жизнеописания. Героями его произведений были Магеллан, Эразм Роттердамский, Жозеф Фуше, Оноре де Бальзак.
Один из самых известных историко-художественных романов Цвейга – «Мария Стюарт» (Maria Stuart). В работе над этим произведением автор виртуозно работал с документами, обнаруживая в любом письме или мемуарах очевидца психологическую подоплеку. В основу книги были положены письма, которыми обменивались Мария Шотландская и Елизавета Английская. Цвейг использовал также различные свидетельства современников. В адрес этого произведения нередко звучала критика, автора обвиняли в излишней идеализации главной героини, в очевидной симпатии к ней. Современные исследования историков, изучающих биографию королевы, чаще всего опровергают версии фактов, изложенных в романе. Однако книга, как и другие беллетризованные биографии Цвейга, до сих пор поражает читателя изобретательностью критического мышления автора, историческим колоритом, проникновением в психологию личности. «Мария Стюарт», написанная в 1935 году, остается одной из самых популярных работ писателя.
1935 год – время сложных испытаний для Стефана Цвейга. Он видит, как меняется политическая обстановка на родине и принимает решение покинуть Зальцбург, избирая временным местом жительства Лондон. Позже он отправляется в Латинскую Америку (1940), затем переехал в США (1941). Последнее место жительства писателя - Бразилия, город Петрополис.
22 февраля 1942 года Стефан Цвейг ушел из жизни вместе с женой, приняв большую дозу снотворного. Он похоронен в Петрополисе, Бразилия.
Свежие комментарии