Император Священной Римской империи Фридрих II Гогенштауфен отплыл из Бриндизи 28 июня 1228 г. во главе незначительной армии в свой крестовый поход. На пути в Сирию, Фридрих зашел на остров Кипр, вспомнив, что Кипрское королевство зависит от империи, поскольку было пожаловано Генрихом VI Амори де Лузиньян в 1197 году.
Кипром правил несовершеннолетний король Генрих I де Лузиньян, при котором регентом состоял Жан д`Ибелен, правитель Сидона, и Фридрих по своему прибытию в Лимасол (21 июля 1228 г.) решил заполучить остров силой (в 1225 г. ему было отказано в регентстве). Он пригласил Жана на пир, любезно принял его, а затем арестовал. От регента Фридрих потребовал передать ему опекунство над малолетним Генрихом, все доходы королевства. Жану пришлось выполнить требования императора, признать сюзеренитет императора над Кипром, после чего он отправился в замок св. Иллариона в горах на севере острова.К войскам императора на Кипре присоединились отряды из Антиохии и Триполи, под командованием князя Боэмунда IV. В скором времени Фридрих покинул Кипр и отплыл на материк.
Находясь отныне в плохих отношениях с баронами из клана Ибеленов (большинство сирийских баронов), Фридрих высадился в Акре (7 сентября 1228 г.). В распоряжении императора были: отряды герцога Лимбурга, английские крестоносцы, пять сотен рыцарей, прибывших под командованием имперского маршала Риккардо Филанжиери, сто рыцарей прибывших с Фридрихом, крестоносцы с Кипра, франки Сирии и братья военно-монашеских орденов, вместе они составляли армию, численностью примерно менее 1500 рыцарей и 1000 пехотинцев.
Гражданская война, что разыгралась между Египтом и Дамаском, давала возможность Фридриху маневрировать между мусульманскими султанами. Султан Египта воспользовался высадкой крестоносцев, он собрал армию и двинулся на Дамаск, провозгласив. Что идет в Сирию защищать ее от франков и помешать им завладеть Иерусалимом. Фридрих тут же возобновил переговоры с Аль-Камилем, которые оказались сложными. Император решил продемонстрировать свою силу и отправился в ноябре 1228 г. К Яффе и восстановил ее крепостные стены. Такая демонстрация силы, пусть и без боевых действий, произвела на братьев Аль-Камиля и Аль-Ашрафа осаждавших Дамаск, достаточное впечатление, чтобы переговоры, проводимые Томасом д`Ачеррам и Бальаном Сидонским закончились успешно.
18 февраля 1229 г. В Яффе был подписан договор о продлении перемирия на десять лет, пять месяцев и сорок дней. В этом договоре оговаривались территориальные уступки для франков: Сидонская сеньория (без Бофора), в своих прежних границах, сеньория Торона, область Назарета и Саферия, земли Лидды и Рамлы, "дорога паломников", Вифлеем и Иерусалим возвращались христианам. Однако, по условиям договора, в Иерусалиме все священные для мусульман места (мечеть Аль-Аксар и мечеть Омара) оставались в руках мусульман, куда они могли сходиться на молитву безоружными, и никому из христиан туда входить не дозволялось; было и запрещено восстанавливать крепостные стены города. Со своей стороны император обещал султану помощь в борьбе против его врагов, как мусульман, так и христиан.
Такие силы Сирии как тамплиеры и Ибелены были против Яффаского договора, и упрекали императора в том, что он не получил согласия на возвращение Иерусалима у султана Дамаска, законного правителя Палестины.
Император вступил в Иерусалим 17 марта 1229 г. со своей свитой и сопровождавшими его франками. Император, отлученный от Церкви, не мог рассчитывать на коронацию в церкви Св. Гроба Господня по традиционному обряду, поэтому, на следующий день Фридрих, без какой либо религиозной церемонии, взял с алтаря королевскую корону и сам возложил ее себе на голову. Единственным представителем церковных властей, стоявшим рядом с ним, был Великий магистр Тевтонского ордена Герман фон Зальца.
Через день после коронации, в Иерусалим прибыл посланник патриарха Иерусалима, Герольда де Лозанна. Посланник, архиепископ Петр Цезарейский по велению патриарха, за сговор с мусульманами и самовольную коронацию, наложил интердикт на Иерусалим. Возмущенный Фридрих, в то время заканчивавший переговоры о возможности восстановления стен Святого Града, немедленно покинул свою столицу и двинулся в Яффу, продемонстрировав египетскому послу Фахр Ад-Дину всю свою злобу к франкам Сирии и пожалев, что выпросил Иерусалим у султана.
Двигаясь по побережью к Акре, император попытался овладеть замком Атлит. "Но тамплиеры ответили ему, что если он не уберется, они отправят его туда, откуда он не возвратится больше". Фридрих отказался от осады и продолжил свой путь в Акру.
Прибыв в Акру, Фридрих II приказал осадить патриарха в его резиденции, атаковать казармы тамплиеров (которые показали себя как враги короля), и попытался передать власть в руки преданных ему немецких сеньоров и Тевтонскому ордену.
Однако, сообщение о мятеже гвельфов в Италии и нападении на его Сицилийское королевство Иоанна де Бриенн (не без помощи папы римского), заставило Фридриха начать собираться покинуть Святую Землю. Германские корабли уже снимались с якорей, когда патриарх и тамплиеры, используя средства, полученные от французского короля, попытались нанять немецких рыцарей для защиты Святой Земли. Фридрих, не желавший оставлять ни одного лишнего воина в Сирии, грубо запретил им. Император приказал усилить отряды своих арбалетчиков у ворот и главных зданий Акры, разрешалось выпускать тамплиеров, и приказано было стрелять по тем из них, кто попытается вернуться. Патриарх на это ответил всеобщим отлучением сторонников императора.
Фридрих спешил покинуть свое новое королевство. По словам патриарха Герольда, он увез катапульты и камнеметы, предназначенные для защиты Акры, а некоторые из них отослал султану Египта "как своему доброму другу". Наконец,1 мая 1229 года он отплыл из Акры, оставив в королевстве гарнизоны воинов в подвластных ему городах, а управление королевством поручил Бальану Сидонскому.
Он (Фридрих) уехал позорно. Тайно подготовив свой отъезд, он первого мая, еще до рассвета, никого не извещая, направился к своей галере, стоявшей напротив скотобойни. Но случилось так, что мясники с ближних улиц стали его преследовать и по-хамски забрасывать требухой и потрохами. Сеньор Бейрута (Жан д`Ибелен) и мессир Эд де Монбельяр услышали шум, прибежали на место и разогнали или арестовали тех мужчин и женщин, которые набросились на императора, а ему, взошедшему уже на галеру, крикнули, что препоручают Богу. Император им в ответ что-то тихо сказал, но не знаю, хорошее или дурное (Деяния киприотов. Перну Р. Крестоносцы. Пер. с фр. Карачинский А.Ю. и к.и.н. Малинин Ю.П. - СПб.: Евразия, 2001)
Поход Фридриха II Гогенштауфен развязал в королевстве гражданскую войну двух партий, которые раздирали страну надвое. Но, было бы несправедливо признать тот факт, что благодаря ему: в 1229 г., стяги Иерусалимского короля вновь заколыхались на ветру на башне Давида, откуда они были сняты почти сорок два года тому назад; благодаря поддержанию дружеских связей с мусульманскими князьями, города тир, Акра, Сидон и Яффа получили передышку в войнах с исламским миром.
Примечания:
1. После своего возвращения в Европу (1229), Фридрих передал кипрское регентство представителям партии киприотов, оппозиционной партии Ибеленов (Барле, Бейсан, Шенеше, Риве и Джебейл), потомкам первых соратников Ги де Лузиньяна.
2. Договор о мире не распространялся на графство Триполи и княжество Антиохия, где военно-монашеские ордена, при поддержке иерусалимских отрядов, сталкивались в локальных войнах с мусульманами Алеппо и Хамы.
3. Арабские хроники утверждают, что по статьям договора восстановление стен Иерусалима запрещалось, но имеются некоторые сведения, что по приказу Фридриха была восстановлена Башня Давида и ворота Сент-Этьенн.
4. После потери Иерусалима в 1187 г. всем государям королевства, короновавшимся в кафедральном соборе Тира, на голову возлагалась новая королевская корона, венец Балдуинов был захвачен Салах ад-Дином вместе с прочими монашескими инсигниями и отослан халифу Багдада.
Свежие комментарии