ТОПИАРНОЕ ИСКУССТВО
Топиарное искусство – изменение естественной формы растений путем стрижки, формовки. Стриженые растения в садах и парках являются настоящей изюминкой. Для этого искусства не помеха наш суровый климат, нужно только правильно подобрать ассортимент растений для стрижки.
История топиарного искусства уходит корнями в древность. В Древнем Риме существовал особый цех садовых мастеров, которые занимались формовкой растений. Из вечнозеленых растений садовники создавали не только строгие живые изгороди, но и огромные вазы, шары, колонны, пирамиды, и даже фигуры птиц и зверей. Искусство стрижки растений римляне привезли в Англию, где поначалу живые изгороди использовались в качестве ограды владений.
Стрижка растений вновь стала очень популярна в эпоху Возрождения, это был золотой век топиарного искусства. Ни один созданный в то время парк не обходился без аккуратных бордюров, обрамлявших дорожки и цветники, без высоких стриженых стен, которые разделяли пространство на зеленые комнаты, без изысканных фигур, созданных при помощи стрижки из привычных растений. В XVII веке право быть законодателем ландшафтных мод перешло от Италии на север, прежде всего во Францию. И в России эта мода нашла свое отражение. Самые яркие барочные сады можно увидеть в окрестностях Санкт-Петербурга.
В настоящее время старые парки восстанавливаются, бережно поддерживаются и доступны для всех людей, а не только особ королевской крови. Каждый может посетить замки Шенонсо и Во-ле-Виконт, Версаль, Хемптон Корт, Вилянув, Петергоф и другие исторические места, полюбоваться прекрасными видами, увидеть разнообразие форм, созданных с помощью стрижки растений, и у вас непременно родятся идеи по оформлению своего сада.
страны юго-восточной Азии сегодня задают тон в развитии и совершенствовании топиарного искусства. Сады, скверы, парки и просто уличные газоны Гонконга, Куала-Лумпур, Сингапура, Чиангмай представляют собой истинные шедевры. В отличие от западных коллег, азиатские ландшафтные дизайнеры не боятся экспериментировать с объёмами, цветами, формами и композициями в целом. Тут можно увидеть множество уровней, различных форм, игру света и тени. А ежегодная цветочная выставка в Чиангмай – это праздник для любителей чудаковатых форм, новаторства и авангарда в мире садово-паркового искусства.
Возможные формы топиари.
Первой, и, пожалуй, самой популярной, является такая форма как живая изгородь. В ней выделяются следующие подвиды: бордюр (высота до 1 метра), изгороди (высота до 2,5 метров) и зелёные стены (высота более 2,5 метров). Это прекрасная форма, которая помимо декоративной функции выполняет ряд других задач по защите территории от пыли, грязи, ветра и шума.
Вторым видом топиари является создание правильных или простых геометрических форм: спиралей, шаров, кубов, пирамид, колонны, конусов, сердечек. Это приятная взору классика, которая украсит любой сад.
Третьим видом можно выделить более сложные формы топиари – фигуры людей, животных, абстрактные образы. Это уже, так сказать, высший пилотаж и проявление профессионализма и фантазии садовника. Такие топиари действительно произведения искусства, выполненные руками садового мастера.
Четвёртым видом являются различные авангардные и новаторские течения. Например, совмещенные стрижки с прививками для создания уникальных форм, где на одном штамбе произрастают зелёные, голубые и золотистые хвойные шары разного размера.
Растения, наиболее подходящие для создания топиари
Самшит вечнозеленый (Buxus sempervirens) – это вечнозелёный нетребовательный кустарник с густой красивой кроной. Листья супротивные от эллиптических до почти круглых, кожистые, темно-зеленые, цельнокрайные. Высота растения обычно до 2-х метров. Прирастает медленно – около 5 см в год. У растения специфический запах, который улавливается сразу же, если помять листочек в руке. Зимостойкость 6а, но в условиях Украины зимует хорошо. Хорошо формируется регулярной обрезкой, плотная крона позволяет долго сохранять различные формы. Ценный сорт для формирования садовых фигур и топиариной стрижки. Из самшита получаются идеальные бордюры.
Тисс ягодный (Taxus baccata) – кустарник с густой кроной. Высота 3-5 м, диаметр кроны 2-3 м. Ежегодный прирост в высоту 5-7 см, в ширину 3-4 см. Это классическое растения для создания живых изгородей, бордюров, фигурных композиций, групповой и одиночной посадок. Со времен Ренессанса и до наших дней тис ягодный – это лучший материал для топиариного искусства всех видов.
Бирючина (Ligustrum) – это быстрорастущий (в молодости) крупный кустарник, нуждающийся в регулярной подрезке. В хорошем климате достигает высоты 3,0-4,0 м и ширины 1,8-2,0 м. Кустарник прекрасно переносит стрижку и является одним из лучших кустарников для создания живых изгородей и бордюров.
Падуб (Ilex) – это вечнозелёный, медленнорастущий, густой кустарник. Листья тёмно-зелёные с фиолетовым глянцем. Хорошо восстанавливается после сильной обрезки. Растёт медленно и в стрижке нуждается только раз в год. Зимой не утрачивает декоративности. Используется для частных садов, в стриженые изгороди и одиночно, в контейнеры, под формировку в конусы, шары, кубы.
Кизильник (Cotoneaster) – это прекрасное растение для создания невысоких живых изгородей. Есть как вечнозеленые, так и листопадные виды. Особую красоту кизильникам придают осенью красные ягоды, багряные оттенки листьев, а также интересные формы у разных видов (есть почти лежачие (почвопокровные), выгнутые аркой (дугообразные), пряморастущие, сильно ветвящиеся разновидности). Многие кизильники морозоустойчивы, неприхотливы, отлично поддаются стрижке и быстро отрастают.
Кипарисовик Лавсона (Chamaecyparis lawsoniana ) – это деревца с узкой конусовидной, плотно закрытой кроной. Ветви растут прямо, веерообразно разветвлены. Отличается быстрым ростом. Взрослое растение достигает высоты 5 -7 м и ширины 2 – 3 м. Хвоя чешуйчатая, цвет зависит от сорта от салатово-зелёного до золотисто-жёлтого. Предпочитает солнечные (но выносит и тень), защищённые места и плодородные, влажные почвы. Морозостоек, хорошо переносит стрижку, часто используется для создания спиральных, помпонных и шаровидных топиари.
Барбарис (Berberis) – это вечнозеленый или листопадный колючий кустарник. Многие барбарисы весьма декоративны, особенно осенью, когда на них созревают ягоды, а их листья приобретают пурпурный окрас. Барбарисы неприхотливы, хорошо отрастают, легко переносят и держат форму. К почве барбарис Тунберга нетребователен. Он светолюбив, зимостоек и удовлетворительно переносит условия города. В озеленении барбарис Тунберга применяется в одиночных и групповых посадках, также прекрасен барбарис в стригущихся и свободно растущих живых изгородях.
Туя (Thuja) – это популярный хвойный кустарник для создания живой изгороди. Он хорошо поддается стрижке и относительно быстро отрастает. Стричь рекомендуется два раза в год. К почвам туя нетребовательна, но предпочитает плодородные суглинки, может переносить сухость почвы и избыточное увлажнение. Светолюбива, но может переносить тень. Морозо- и ветроустойчива, выносит городские условия. Рекомендуется для групповых и одиночных посадок, хорошо смотрится в аллеях и живых изгородях, используется для создания спиральных, помпонных и шаровидных топиари.
Тсуга (Tsuga) - теневыносливое вечнозеленое и достаточно зимостойкое дерево. Тсуга теневынослива, быстрота роста средняя, лучшего развития достигает на достаточно плодородных почвах. Хорошо подходит для создания живых изгородей.
Пихта корейская (Abies koreana) - это медленнорастущее дерево, родом из Южной Кореи. Высота 30 летней пихты корейской составляет 4-5м. Ежегодный прирост в наших климатических условиях составляет 3 - 5см в год. Хвоя густосидящая, мягкая, длиной 8-20 мм с завёрнутыми краями, сверху ярко-зелёного цвета, глянцевая, снизу - с двумя продольными серебристыми полосками. Доживает пихта до 150 лет. Она требовательна к плодородию и влажности почвы, и чувствительна к загрязнению воздуха. От весенних ожогов страдает редко, не любит сквозняков. Пихта корейская обладает высокой декоративностью, особенно пихта подходит для небольших приусадебных участков. Может использоваться для создания штамбованых шаровидных топиари.
Топиари – это великолепное произведение садово-паркового искусства, но прежде чем его покупать, стоит задать себе вопрос: «Буду ли я за ним ухаживать?» Ведь купить топиари просто, куда сложнее постоянно смотреть за своим питомцем. Минимум раз в год (а некоторые сорта и чаще) растение будет нуждаться в стрижке. Если этого не придерживаться, то труд предыдущих десятилетий может пойти насмарку. Каждая стрижка стимулирует рост побегов, и чем больше вы стрижете, тем больше вам придется стричь. Кроме этого, стоит помнить, что топиари нуждается в усиленной подкормке. Связано это с тем, что в результате постоянной стрижки растение теряет много листвы и молодых побегов, поэтому хорошая плодородная почва – это жизненная необходимость для вашего питомца.
В наше время садоводство стало увлечением многих людей по всему миру, и интерес к топиарному искусству возродился, ведь это высокий стиль. Многие питомники, производящие посадочный материал, стали выращивать сформированные растения и предлагать на рынке уже готовые формы: шпалеры, элементы живых изгородей, пирамиды, шары, конусы, спирали, арки, садовые бонсаи и многое другое. По индивидуальным заказам выращиваются любые формы. Так что есть возможность купить уже взрослое сформированное растение и лишь поддерживать его форму. Однако это тоже не просто, нужно владеть хотя бы минимальными знаниями о выращивании растений, об уходе за ними, о стрижке и обрезке. Если вы приобрели стриженое растение, то будьте готовы к тому, что оно потребует особого ухода, о нем нельзя забывать, нужно регулярно стричь, не говоря уже о поливе, подкормках, иначе исправлять ошибки будет уже поздно. Имейте в виду, что если растение стригут, оно бывает более слабым, чем свободно растущее, и некоторым видам может понадобиться даже ежегодное укрытие на зиму.
можно купить уже сформированные липы, груши или яблони и высадить их на своем участке. При этом сразу появляется защита от посторонних глаз, ветра, пыли и обилие зелени, которая почти не занимает места. Деревья на шпалерах выращиваются как без штамба (когда горизонтальные ветви начинаются сразу от земли), так и на штамбе высотой 2,2-2,5 метров (под такими деревьями можно ходить, проезжать на велосипеде, парковать автомобиль). Питомники предлагают также растения, сформированные
В современном ландшафтном искусстве используются не только формованные растения для изгородей, аллей, посадок вдоль или вместо заборов. Особую группу составляют растения, которые достойны солитерного использования, быть акцентами композиции, посаженными в центре сада. Речь идет о садовых бонсаях, формах-зонтиках (голый низ и плоская нерегулярная крона), арках и других формах.
Садовые бонсаи - особый вид топиарного искусства. Эта традиция пришла к нам из Японии и Китая. В Европе сейчас в моде восточные мотивы в ландшафтной архитектуре. Бонсаи размещают в стилизованных японских садиках или просто перед домом, как ординар. В питомниках каждое такое дерево имеет индивидуальные номер и цену.
Когда рисуешь ветвь, нужно
слышать дыхание ветра.
Японская пословица
«Восток, – как говорил товарищ Сухов, - дело тонкое». А дальний восток, дело в принципе непостижимое для нашей славянской души. Но, тем не менее, пытаясь приобщиться к прекрасному, европейцы с упорством носорога изучают традиционные японские искусства каллиграфии, оригами, тэмари, икэбана, бусидо, бонсаи и ниваки. Вот именно о последнем, очень незаурядном виде искусства пойдёт речь .
Бонсаи и ниваки – это произведения японского садового топиарного искусства, основная цель которых - уловить и продемонстрировать красоту и суть взрослого дерева на примере уменьшенной копии. Ниваки часто называют садовым бонсаи, но данный термин не совсем верный. У бонсаи и ниваки есть схожие черты, однако принципиально они различны. Слово "бонсаи" означает «дерево в чаще» или «дерево на подносе». Традиция выращивать миниатюрные деревья в плоских горшках появилась в Китае две тысячи лет назад, потом, как и многое из китайской культуры, она перекочевала в Японию, где стала одной из визитных карточек страны восходящего солнца. Бонсаи традиционно выращиваются в помещении или на столике возле дома, их высота редко превышает 80 см.
Ниваки означает «садовое дерево». Это форма, которая выращивается в садовом грунте и является частью садового ландшафта. Высота ниваки может достигать нескольких метров.
Традиции и каноны в японском обществе занимают одни из самых важных мест, поэтому веками вырабатывались стили и стандарты формировки бонсаи и ниваки. Есть восемь канонических стилей ниваки, соблюдение которых священно для японского садовода.
- Тёкан – классическая прямая форма. У дерева должен быть один прямой ствол.
- Сокан («раздвоенный ствол») — представляет собой композицию, отличающуюся от остальных наличием двух стволов. Они могут быть разными по размеру и образовывать одну крону. Раздвоение должно начинаться сразу от земли.
- Сякан (наклонный стиль) - отличается от формального прямого стиля только тем, что рост дерева идёт под углом к земле. Такие ниваки часто высаживаются на берегу водоёмов, чтобы дерево клонилось к воде.
- Киотоская форма. Это форма возникла в городе Киото, когда при заготовке древесины криптомерии оставались пеньки, на которых из их поросли формировались новые стволы. В Японии такие ниваки создают из криптомерии, в Европе для этого подходит ель обыкновенная.
- Моёги (извилистый ствол) - сложная и очень красивая форма ниваки, в которой ствол должен быть извивающимся в одной плоскости (как синусоида).
- Кэнгай (поникающая форма) – форма, при которой ствол дерева направляют вниз, ниже основания ствола.
- Котобуки - дорогая символичная форма, похожая очертаниями на иероглиф «счастье». Высаживают в японских садах как дерево-оберег.
- Монкабури (дерево над входом) – такие ниваки формируют таким образом, чтобы одна нижняя ветка была очень длинной и располагалась горизонтально над входом в сад. В этом стиле формируют сосны. Такая форма ниваки считается символом удачи и успеха.
Как уже было сказано, классические традиции формировки ниваки очень почитаются в Японии, но после того как данное искусство начало укореняться в Европе, чётких стилей никто не придерживается. Европейский ниваки – это просто разновидность топиарного искусства. Основным мерилом тут выступает не архаичность, а красота. Европейские садоводы не придерживаются японского культа чисел и правила треугольника (на каждом стволе остаются только три ветки). Формировку японского ниваки начинают с раннего возраста растения и производят специальными маленькими ножницами. Европейские садоводы начинают обрезку дерева в 10-15 летнем возрасте (корда растение достигает необходимых размеров) и используют для этого сначала секатор и пилы, а потом уж садовые ножницы для стрижки. Также для фиксирования при формировании европейского ниваки используют не принятые в Японии бамбуковые палочки, а синтетические ленты.
Сформированное растение каждый год нуждается в стрижке. Кроме этого, все европейские ниваки, так же как и топиары, нуждаются в регулярных подкормках и защите от вредителей и болезней, особенно на этапе формирования.
Для создания ниваки используются как хвойные, так и лиственные растения. Европейские ниваки формируют из кедра гималайского (Cedrus deodara), кипарисовика Лавсона (Chamaecyparis lawsoniana), кипарисовика горохоплодного (Chamaecyparis pisifera), гинкго билоба (Ginkgo biloba), падуба остролистного (Ilex aquifolium), падуба Мезерва (Ilex meserveae), падуба Мучигара (Ilex mutchagara), можжевельника чешуйчатого (Juniperus squamata), можжевельника среднего (Juniperus media), сосны черной (Pinus nigra), сосны мелкоцветной (Pinus parviflora), сосны обыкновенной (Pinus sylvestris), сосны Веймутова (Pinus strobus), тисса ягодного (Taxus baccata), ели обыкновенной (Picea abies), лиственницытонкочешуйчатой (Larix kaempferi),
Еще несколько фотографий ниваки- из европейских питомников.
Ноу-хау в ландшафтном искусстве – деревья, специально сформированные в виде арок. Размер арки примерно 3 х 3 метра, но вы можете выбрать любой, в зависимости от ваших потребностей. Если вы приобретаете такую арку в питомнике, просто высаживаете две ее половинки там, где планировали, например, возле садовой дорожки, и связываете их верхушки. Подобным образом можно сформировать настоящую зеленую беседку. Для этого нужно высадить по кругу 6-8 растений (подойдут только крупные кустарники или деревья), когда они достигнуть нужной высоты, связать в центре их верхушки. С помощью обрезки формируется крыша и стены, а можно устроить открытую зеленую беседку, если удалять поросль со стволов.
Строгие формы (шары, кубы, конусы, спирали) используются для создания садов или отдельных зон сада, оформленных в регулярном стиле. Они могут быть сформированы и на штамбе.
Надо различать понятия «стрижка» и «обрезка». При обрезке имеют дело с каждой веткой индивидуально, работают секатором. Тут есть свои правила относительно того, как выполнять срез, какие почки стимулировать, как обрабатывать ранки и другие. Очень подробные инструкции по обрезке можно найти в книгах о плодовых садах. Именно на примере плодовых растений эта тема разработана очень подробно. А стрижку называют еще «слепой обрезкой», когда не важно, где именно на ветках получаются срезы. Просто все растение подравнивается по установленным габаритам. В этом случае секатором уже не обойтись, ведь нужно срезать очень много веточек. Стрижку проводят садовыми ножницами, бензиновыми или электрическими кусторезами. Обрезку проводят обычно весной, а стрижку несколько раз за сезон.
В топиарном искусстве применяют и обрезку, и стрижку. Последняя используется на живых изгородях, строгих формах, таких как стриженые кубы, полусферы или пирамиды. Более кропотливая обрезка служит для создания садовых бонсаев, шпалер, растений в форме зонтиков и арок.
Растения для стрижки и формовки.
Далеко не все виды растений могут подвергаться стрижке. Тис, бирючина, граб и самшит, которые можно повсеместно видеть в Западной Европе, к большому сожалению, не подходят для формовки в климатических условиях Московской области. Но не стоит отчаиваться, потому что и здесь есть ряд растений, которые можно с успехом превратить в шедевры садово-паркового искусства. Мы перечислим основные из них.
Из хвойных растений для создания изгородей и стен подойдут ель колючая, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный, туя западная. Можжевельник казацкий очень подходит для устройства бордюров.
Лиственных растений для стрижки гораздо больше, чем хвойных: магония падуболистная, арония черноплодная, барбарисы, бересклеты, боярышники, бузина кистистая, вяз шершавый, дерен белый, жимолости, ивы, ирга канадская, калина гордовина, карагана древовидная, кизильник блестящий, клен Гиннала, клен татарский, клен полевой, лапчатка кустарниковая, лох серебристый, облепиха крушиновидная, пузыреплодник калинолистный, роза ругоза, слива колючая, смородины, снежноягодник белый, спиреи, яблони. При выборе растения нужно руководствоваться следующими правилами: учитывать высоту растения (из крупного дерева практически невозможно сделать низкий бордюр, а из маленького куста – зеленую стену), подбирать оптимальный размер листьев (мелкие формы из крупнолистных видов выглядят плохо) и, конечно, учитывать требования растений к почве, свету, влаге, причем относиться к этому более серьезно, чем при выращивании растений без стрижки.
Используя вековой опыт и современные технологии стрижки растений, можно очень эффектно оформить свой сад. К любому ландшафтному стилю легко подобрать топиарные формы. Для регулярного сада подойдут строгие формы и стриженые бордюры, для пейзажного – арки, зеленые беседки и формы-зонтики, для сада в японском стиле – садовые бонсаи.
Компеляция составлена мной на основе статьи канд. биол. наук Светланы Чижовой и материалов сайта arsen-senya livejourmal.com
Свежие комментарии