На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Мани- пророк синкретической религии

Мани (216 - 277) - вероучитель и пророк, религиозный реформатор, основатель манихейства. Его имя переводится как “сумасшедший”, “маньяк” или “драгоценный камень”. Само название манихеев связывали с сирийским Mani hayya, “Мани живой”. на китайский язык имя Мани было переведено иероглифами как “мо ни”, что означало “отполированная” или “блестящая” жемчужина. Мани родился в Ктесифоне. Этот город, основанный парфянами в Вавилонии на реке Тигр, в 3 в. стал столицей Парфянского царства, а затем персидских царей династии Сасанидов. Родители Мани были аристократами и происходили из Парфии. Его мать принадлежала к царствующему тогда парфянскому роду. Детство Мани прошло в Ктесифоне, население которого представляло собой причудливую смесь людей самых разных национальностей, языков, вероисповеданий, что повлияло на формирование мировоззрения Мани. Государственной религией был зороастризм, а официальными языками были греческий и арамейский. Отец Мани Паттиций однажды пришел, как обычно в храм, чтобы совершить поклонение местным богам. Внезапно он услышал, что кто-то настойчего призывает его не есть мяса, не пить вина и воздерживаться от женщин. Паттиций попытался отогнать видения и даже выбежал из храма. Но на следующий день когда он снова вернулся к молитвам, призывы возобновились. Так продолжалось несколько дней и, в конце концов, отцу Мани ничего не оставалось, как принять все заветы, внушаемые ему голосом свыше. Паттиций стал ревностным сторонником иудейско-христианской общины мугатасилахов (“крестящие самих себя”). Это была из тех многочисленных сект, которые больше внимания уделяли запретам и предписаниям “истинной жизни”, нежели вере в сп асительную роль Иисуса Христа. Отец Мани решил больше не входить в покои жены, хотя до этого считал крепкий семейный очаг - основой семейной жизни. Он поселился вместе с членами своей общины, но продолжал заботиться о своей семье, а когда Мани исполнилось 4 года, Паттиций его взял к себе в общину и начал обучать основам новой веры, желая сделать из мальчика ревностного последователя идей секты. В возрасти 12 лет Мани стали посещать яркие видения: он вел беседы с неким божественным посланником, которого называл “двойником” или “близнецом”. Посланец говорил, что Мани должен будет покинуть секту, поскольку ему предначертана другая, великая миссия. Именно Мани суждено принести людям весть об освобождении. Но пока он молод, объяснял посланец, ему следует оставаться в общине и набираться знаний и опыта. И вот, как только Мани исполнилось 24 года, в день его рождения посланец явился вновь и провозгласил, что настал час, когда он должен начать самостоятельную проповедь нового учения - “Благовестия истины”. Начало служения Мани совпало с победами над римлянами нового дома Сасанидов, после позорных поражений парфянской династии. Была захвачена хорошо укрепленная крепость Хатра, которая находилась уже в пределах Римской империи. События, которые происходили на земле, - бесконечные войны, гибель сотен людей - Мани пытался осмыслить с точки зрения вселенской, космической и божественной. Это не просто борьба Сасанидов с римлянами. объяснял он, а воплощения космического противостояния между Царством Света и Царством Тьмы.    Мани выступил против мугатасилахского крещения водой, и проповедовал спасение путем тайного знания (гносиса). На философию Мани повлияло учение гностиков. Гностицизм - направление в греческой философии времен раннего христианства. Гностики считали, что тьма является следствием угасания света, т.е. когда-то весь мир был полон истинным знанием (гносисом), но позже оно оказалось омрачено, в результате чего и начались различные отклонения от праведного пути человека. В учении Мани Царство Тьмы не является следствием омрачения Царства Света, они представляют собой абсолютно равноправные и необходимые части мироздания. Получив откровение, Мани начал активную миссионерскую деятельность. Он проповедовал каждый день, вся его жизнь проходила в странствиях и беседах с последователями; Мани составлял послания своим ученикам в других странах (через несколько десятилетий это письма превратились в величайшие святыни манихейства). Блестящий оратор, тонкий психолог, человек, от которого, по рассказам, исходила столь явная благая энергия, что постоявший рядом с Мани час или два в течение многих месяцев чувствовал благодать, Учитель уже при жизни приобрел легендарную славу. Его имя стало известным не только на равнинах Парфии и Согдианы, но даже в Индии и Китае. Начала возникать и особая манихейская литература - обычно в виде записей бесед Мани со своими учениками, либо его писем к последователям. В начале 20 века в Турфане (Восточный Туркестан) были найдены целые библиотеки священных манихейских писаний. Манихейский канон составляют семь сочинений или книг, которые написал Мани, это - “Шапуркан”, посвященное царю Шапуру; “Живое евангелие”, где Мани провозглашался параклетом (утешителем), предсказанным Иисусом Христом; “Сокровище жизни”, “Прагматейя”, “Книга мистерий”, “Книга исполинов”, “Письма”. Последователи Учения Света успешно переводили на китайский язык основные труды своего вероучения. Благодаря распространению этих переводов, сделанных в буддийской манере, манихейство в Китае стало восприниматься многими как буддийская секта, нередко как «тайная», что привлекало к ней ещё больше последователей. По-китайски манихейство именовалось «моницзяо» («учение полированной жемчужины») или просто «минцзяо» – «учение света». Манихейство вобрало в себя немало христианских идей, но китайцами они воспринимались как исконно буддийские или даосские. Таким образом, манихейство стало восприниматься как вполне «китайская», «родная» религия. К секте, которая постепенно превращалась в весьма мощное течение, стали во множестве присоединяться не только простолюдины, но и аристократы, люди искусства. Новое вероучение Мани изнутри обозначалось как “религия света” или “церковь справедливости”. Аврелий Августин из манихейства вынес идею о “Граде Божьем” - светлое царство духа, который противопоставлялся грешному языческому миру - “Граду земному”.    Мани считал свое учение “вселенским” и делал все, чтобы распространить его по всему миру. Мани хорошо осознавал географическое положение Персии и считал ее “срединным” государством. Благодаря удивительной силе и упорству Мани его учение быстро охватило Римскую империю. К концу 3 в. манихейские общины возникли практически во всех крупных городах на востоке Римской империи. Идея о необходимости борьбы с силами Тьмы за возвращение человека в Царство Света была столь привлекательна, что к манихейским общинам стало присоединятся все больше римских граждан. Одним из них стал Аврелий Августин, позже обратившиеся в христианство и сегодня являющийся одним из наиболее почитаемых христианских святых. Мани считал, что его учение обращено к людям всего мира независимо от расы, языка и традиций. Мани говорил, что каждый из проповедников истины, приходивших до него, нес истину только своему народу. Иисус Христос явился проповедником иудеев, Зороастр - учителем иранцев, а Будда наставлял лишь индийцев. Мани же едва ли не с первых лет своей деятельности объявил, что его учение - для всех. Вот слова самого Мани: “Тот, кто имеет свой храм на Западе, он и его паства никогда не достигнут Востока. Тот, кто выбрал себе паству на Востоке, никогда не достигнет Запада. Но моя надежда заключается в том, что мое учение пойдет и на Запад, пойдет и на Восток. И все услышат голос его посланцев на всех языках, и во всех городах будут провозглашать его. Моя церковь превосходит все другие церкви, прежде всего именно в этом, все предыдущие церкви выбирали себе отдельные страны и отдельные города. Моя церковь распространится по всем городам, и мое благовестие затронет все страны.” Манихеи ревностно распространяли свое учение, они шли во все уголки этого мира. Их учение сопровождалось большим количеством чудес и исцелений больных. Во всех странах куда проникало манихейство, власти воспринимали его как учение исключительно вредное и еретическое. Мани старались представить как “воплощенного вреданостного демона”, “дьявола”, “исчадие тьмы” и т.д.    После долгих странствий и многочисленных бесед с учениками Мани, наконец, решил вернуться на родину. За его спиной уже стояли и слава, и гонения; для одних он стал величайшим духовным учителем, для других - страшным еретиком, попиравшим основы “истинной” веры. Высшая Сасанидская аристократия отнеслась к Мани настороженно - слишком велики были слава и авторитет этого человека даже по сравнению с правителем. Народ особенно поражали рассказы о чудесах, которые могли совершать манихеи и сам Мани. Царь Бахрам 1 (правил в 274 - 277 гг.) приказал своему верховному жрецу вступить в открытый спор с Мани и доказать перед народом всю ложность его учения. Жрец-зороастриец прекрасно знал, как силен Мани в религиозных спорах, как убедительны его проповеди, а потому он потребовал от Мани показать одно из его знаменитых чудес. Жрец заявил, что если Мани проглотит расплавленный свинец, то это будет лучшем доказательством истинности его веры. Но Мани отказался продемонстрировать чудо и вообще представить какие бы то ни было доказательства истинности своей веры. Тогда Бахрам 1 объявил Мани опасным вольнодумцем, который возмущает спокойствие в его царстве, а вскоре приказал казнить Учителя. Мани принял мученическую смерть, с него заживо была содрана кожа, которую набили соломой и повесили на царских воротах. Сам Мани был обезглавлен. Но ни казнь, ни даже отказ совершать чудеса не смутили последователей Мани, и движение манихеев развернулось с новой силой. Ученики объясняли, что Учитель не желал совершать чудеса ради забавы публики и не считал их аргументом в споре об истинности своей религии. После мученической гибели Мани был обожествлен своими последователями. Они и объявили его “истинным” мессией в отличие от Христа. Манихеи часто критиковали христианство, точнее - библейского Христа, которого они не считали истинным спасителем. Манихеи стали утверждать, что “благой отец на Небесах” ради спасения души человеческой послал на землю своего сына - Иисуса. “ Истинный Христос” не был богочеловеком, т.е. не обладал в равной степени и божественной, и человеческой природой, как учит христианство, но являлся чистым божеством. На земле он лишь воспользовался обликом человека для того, чтобы легче было проповедовать перед людьми. Спасение, которое принес людям Христос, даровалось им посредством некоего истинного знания, или гносиса (здесь видно влияние учения гностиков). Посланником этого истинного Христа и явился Мани. Именно он, великий Мани, был последним посланцем Царства Света, обладавшим самым мощным оружием против сил Тьмы - своим духовным знанием и благой силой. Именно он, а не библейский Христос, явился истинным просветителем и утешителем людей, не случайно Мани по-гречески называли “параклет” - “утешитель”. По учению Мани, в мире искони существовала и передавалась по традиции истина. Но она являлась в мир лишь время от времени, когда приходили посланники, открывавшие эту истину. До Мани истина передавалось в разных формах и всегда была частична, а, следовательно, - ущербна. Такого рода истина была возвещена Адамом, Енохом, Ноем, Симом, Авраамом и др., но более всего тремя великими апостолами - Заратуштрой, Буддой и Иисусом Христом. Однако их деятельность была на ограниченном пространстве: Иисус Христос - запад, Заратуштра - Иран, Будда - восток. Мани себя считал последователем трех великих апостолов, апостолом последнего времени, высшим звеном в цепи небесных посланников - открывателей истины, просветителем. Мани учил, что в мире идет вечная борьба сил добра и зла - Света и Тьмы. В Царстве Света царит покой, вечная благодать, отсюда проистекает добро на всех людей, здесь обитают великие учители истинного добра. Царство Тьмы - ужасное и чудовищное, из него проистекают: жадность, зависть, ненависть и жестокость, здесь корень всех людских прегрешений. Зло вторглось в мир Света и теперь сбивает людей с пути добра и благодати. В начале существовало абсолютное и идеальное равновесие между силами Света и Тьмы. Свет располагался вверху, а Тьма - внизу, они являлись прообразами легкого, светлого, чистого неба и тяжелой, темной, загрязненной земли. Затем наступила вторая эпоха - промежуточная, или настоящая, когда изначальное равновесие было нарушено. Свет и Тьма перемешались, одно проникло в другое, и между ними началась борьба. Успех в этой борьбе сопутствует то одной, то другой стороне, и не одна сила не может одолеть другую. Когда настанет в будущем третья, завершающая эпоха, силы Света окончательно возьмут верх над силами Тьмы. Мани говорил о существовании Древа жизни и Древа смерти. Древо жизни является одновременно Древом добра и соотносится с такими сторонами света, как север, восток и запад. Древо смерти соответствует югу. Юг во многих ранних религиозных представлениях соответствовал злому началу. Правителя Царства Света Мани называл Отцом Света или Отцом Величия. Он представляет собой воплощенное добро и благодать и проявляется в четырех божественных формах: как Божество, Свет, Сила и Мудрость. Отец Света так же наделен пятью “славными качествами”: умом, знанием, рассудком, мыслью и осмотрительностью, которые и позволяют мудро править этим миром. Божественные черты конкретизируются в 12 проявлениях, добродетелях или благодатных качествах. Это - верховная власть, мудрость, победа, примирение, чистота, истина, вера, долготерпение, прямота, благодеяние, справедливость, свет. Число 12 в манихействе было священным числом.    Правитель Царства Света послал своего единородного сына, Первочеловека или Сына Света вместе с Матерью Жизни, в Царство Тьмы для решительной борьбы с мировым злом. Первочеловек был вооружен пятью священными силами или элементами, - светом, ветром, огнем, водой и воздухом (эфиром). Но Первочеловек не учел коварства и подлости, на которое был способен князь Тьмы, - он был усыплен, а пять священных элементов поглощены тьмой. Когда Сын проснулся, он понял, в каком плачевном состояние находится, и воззвал о помощи. Отец, услышав крик Первочеловека, направил к нему особых посыльных - Духа Живого, Друга Света и Великого Зодчего. По другой версии, на этом этапе следовала целая череда “призывов”: Друг Света вызвал Великого Зодчего, Великий Зодчий воззвал к Духу Живому, а тот в свою очередь призвал к себе на помощь пятерых сыновей, каждый из которых соответствовал по одному светлому элементу. В этой триаде центральной фигурой является Дух Живой. Посланцу следовало поторопиться, иначе пребывание Первочеловека с Матерью Жизни в Царстве Тьмы могло бы закончиться его гибелью. А потому Дух Живой со всех сил устремился к чертогам зла. Он сотворил космос для того, чтобы очистить или “вытянуть обратно” свет, поглощенный Царством Тьмы. Из частиц света, которых не коснулась тьма, Дух Живой создал солнце и луну. Из света уже затронутого тьмой, были созданы звезды, ветер, огонь и вода, находившиеся в постоянном движении. Материальный мир был сотворен из остатков поверженных демонов: из их костей возведены горы, из шкур создано 10 небес, из мяса и нечистот - 8 земель. По некоторым версиям, творцом мира являлся не Дух Живой, а сам Отец Света. Три высших божества - Первочеловек, Дух Живой и Мать Жизни - умоляют Отца Света сделать последний, “третий вызов”, в результате появляется Третий посланник, который в свою очередь вызывает 12 дев. Они вынуждают мужских демонов тьмы извергнуть семя, от которого происходят растения, а женские демоны дают начало животному миру. Мани считал, что Иисус Христос по вызову Отца Света пробудил Адама (человечество) подобно тому, как был пробужден Первочеловек.   Человек, по мнению манихеев, существо противоречивое, его душа является светлым началом, которая заперта в оковах тьмы - плоти. В мужчине преобладают светлые элементы, а в женщине - темные. Для того, чтобы спастись Первочеловеку необходимо осознать, что он находится во тьме. И здесь важно не само падение человека в бездну тьмы, не его “сон”, а осознание своей затерянности в Царстве Тьмы и желание выйти на свет, которое, в конце концов, должно прийти. Пробужден а значит и спасен может быть лишь тот, кто заснул, а значит, страшно не спать - страшно не просыпаться. Именно в сочетании призыва Духа Живого и ответного клича Первочеловека - этих двух священных актов - и заключается по манихейскому учению основа спасения человека. А это означает, что человек должен воззвать о спасении, воззвать именно тогда, когда действительно не остается другого выхода, когда ему грозит неминуемая духовная гибель. Дух Живой в ответ воззовет к человеку, но и сам человек должен правильно, искренне ответить на его призыв, поверить в спасительную силу посланца. Человек, посвященный в учение Мани, рассматривался как сын, прямой наследник Бога-Отца. Под воздействием злых чар он “впал в сон”, забыл о своем священном, божественном истоке, о том, что он рожден в Царстве Света, и о своей миссии на этой земле - спасение мира от Тьмы. Но под влиянием проповеди манихеев человек способен осознать свое падение, воззвать о помощи со всей чистотой и искренностью и, в конце концов, услышать ответный клич от Духа Живого. И тогда посланец подаст ему свою правую руку и отведет человека в рай. Учение Мани утверждает существование двух независимых начал, света и тьмы. В первую эпоху свет и тьма существовали раздельно; во вторую эпоху они смешались; и в эту последнею эпоху, в которая является настоящим временем, они снова должны разделиться. Христос послан для того, чтобы освободить в людях частицы света. Вокруг “запертых частиц света” строилась вся космогония манихеев. В манихейской концепции спасения человека все подчинено разделению частиц света и тьмы. В частности, солнце и луна служат своеобразными “насосами”, которые выкачивают частицы света, запертые на земле. Манихеи считали, что фрукты и овощи значительно полезнее для организма человека, нежели все другие продукты, поскольку это - “солнечные плоды”, содержащие в избытки частицы света. Есть мясо не запрещалось, но каждому манихею было понятно, что оно крайне вредно для человека, поскольку является уже “переработанным” и, следовательно, испорченным светом. Каждый шаг в жизни манихея превращался во “вбирание” в себя частиц света, не случайно их учение вскоре стали называть Учением Света. Мани жили в строгом аскетизме, но подобные самоотречение было доступно далеко не каждому, немало людей которые никогда бы не смогли полностью отказаться от мирской жизни. Поэтому в манихейской общине выделились два слоя, что соответствовало двум ступеням, или двум ступеням спасения. Те, кто относился к первому, высшему слою, назывались “Избранными”; по сути, это были верховные служители, профессиональные священники. Им суждено полное и окончательное спасение. Остальные же считались их последователями, которых называли “Слушающими”. Избранные в большинстве своем вели уединенную жизнь. досконально соблюдали все правила и запреты, становились отшельниками. Избранные были окружены Слушающими, которые служили им в материальных нуждах; приносили и готовили им пищу, ухаживали за ними. Избранные же в свою очередь объясняли им тайны манихейского учения, которые они постигали через свою аскезу, приобщая их к благодати, в результате чего Слушающие делали очередной шаг к личному спасению. Таким образом сами Слушающие могли не всегда строго придерживаться ограничений и запретов, но все равно достичь освобождения души из “темницы тела”. Манихеи объясняли, что именно через Избранных Слушающие могли получить окончательное освобождение благодаря переселению своей души в следующей жизни в тело Избранного. Сами же Избранные должны были молиться и поститься как за себя, так и за своих последователей - Слушающих. Мани целостен, абсолютен и ничем не затемнен, а потому совершенен.  Для того, чтобы спастись Первочеловеку необходимо осознать, что он находится во тьме. И здесь важно не само падение человека в бездну тьмы, не его “сон”, а осознание своей затерянности в Царстве Тьмы и желание выйти на свет, которое, в конце концов, должно прийти. Пробужден а значит и спасен может быть лишь тот, кто заснул, а значит, страшно не спать - страшно не просыпаться. Именно в сочетании призыва Духа Живого и ответного клича Первочеловека - этих двух священных актов - и заключается по манихейскому учению основа спасения человека. А это означает, что человек должен воззвать о спасении, воззвать именно тогда, когда действительно не остается другого выхода, когда ему грозит неминуемая духовная гибель. Дух Живой в ответ воззовет к человеку, но и сам человек должен правильно, искренне ответить на его призыв, поверить в спасительную силу посланца. Это основа спасения не только манихеев, но это и Евангельский путь спасения. Он точно такой же. Иисус Христос так же воззвал к Богу и был услышан. 7 Он (Иисус), во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение; (Евр.5:7)

Картина дня

наверх